Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками
Подростковый возраст — это
время, когда ребёнок должен сам ставить цели и осуществлять их в
действии. Целеполагание становится в этот период жизни важнейшим
фактором условием общественного опыта. Именно формирование этого компонента
деятельности обеспечивает интеллектуальное и социальное развитие
личности. [10, c.180]
В общественно-полезной
деятельности подросток чаще всего ориентирован на те цели, которые
включают его в общественные отношения, поэтому даже познавательные и
практические имеют социальный оттенок, связываются с установлением определённых
отношений.
Правильная социальная
ориентация, предвосхищение человеческих поступков, умение их понять и
управлять ими – таков главный момент целеполагания подростка, поскольку
в этом залог его социального развития.
Выбор цели
и её реализация связаны у подростков с мотивом деятельности. Между
мотивом, принятием цели и её достижением существует определённая
связь. Тип мотива может активизировать процесс целеполагания, а
развитие этого процесса ведёт к формированию новой мотивации. Это
происходит, если личность осознаёт недостаточность мотивов или их
“конфликтность”. [10, с.182]
В связи с тем, что цель и
её реализация связаны у подростков с мотивом деятельности, остановимся
на более подробном изучении мотивационной сферы личности подростка.
§3. Мотивы выбора
профессии
Важнейший
фактор, определяющий мотивацию человека, особенно на завершающем этапе
и развития — познавательная активность субъекта по осмыслению жизни и
преследуемых в ней целей. Создаваемая вокруг человека тотальная
мотивационная атмосфера непосредственно влияет на развитие потребностей
разве только в первые периоды жизни; впоследствии её воздействия
анализируются и взвешиваются активным, постепенно вооружающимся
интеллектом и опытом субъектом, способным противостоять одним влияниям
и предпочитать, искать другие. Уже сложившиеся побуждения тоже обычно
подвергаются интеллектуальной проверке на предмет того, не окажется ли
их реализация в итоге безнравственной, не обернётся ли потерями и т.п.
основное направление активности субъекта по линии мотивационного
самоопределения состоит в интеграции, внутреннем согласовании
мотивационной сферы, устранении в ней противоречий, а также проверке
возможности и целесообразности формирующихся жизненных целей. Только
прошедшие такую подготовку и санкционированные субъектом мотивационные
образования становятся подлинными, активно достигаемыми мотивами
личности.
Значительную часть волевой
активности субъекта составляют старания изменить соотношение сил в
мотивационном поле в пользу санкционированной мотивации, обеспечить её
доминирование над конкурирующими.
Способ, программа и
конкретные цели жизни, которые оцениваются человеком как оптимально
удовлетворяющие потребности и в отношении которых принимаются намерение
к достижению, — это и есть система мотивов личности. Таинственный
эффект приобретения целью в результате принятия намерения особого
статуса, связано с формированием в мотивационной сфере напоминающей о себе
“напряжённой системы”, объясняется, возможно, переключением на цель
специфической это — мотивация. [5, с.252]
Божович Л.И.,
подводя итог исследованиям широких социальных мотивов учения школьников
и их учебных (познавательных) интересов выдвигает некоторые положения,
относящиеся к теоретическому пониманию потребностей и мотивов их
развития. Прежде всего, пишет она, стало очевидным, что побуждение к
действию всегда исходит от потребности, а объект, который служит её
удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности.
Внешние объекты могут стимулировать активность человека лишь потому,
что они отвечают имеющейся у него потребности или способны
актуализировать ту которую они удовлетворяли в предшествующем опыте
человека.
В связи с этим изменением
объектов, в которых воплощаются потребности, не составляет содержание
развития потребностей, а является лишь показателем этого развития. [4,
с.155]
Каким же
образом сознательно поставленные человеком цели, образованные им намерения,
принятые им решения приобретают побудительную силу, т.е. становятся
мотивами его поведения?
Известно, что поведение
обычно осуществляется в направлении объективно наиболее сильной
потребности. Однако обстоятельства часто диктуют необходимость
действовать вопреки непосредственному побуждению человека. В этом
случае исход может быть разным. Может победить непосредственная
потребность, если она окажется достаточно сильной, и тогда поведение
пойдёт за этой победившей потребностью. Но человек может действовать
и вопреки этой непосредственной потребности. Действовать в соответствии
со своим намерением, решением, поставленной целью, преодолевая те
потребности и стремления, которые ему мешают. [4, с.163]
В онтогенезе
потребности человека опосредствуются сознанием и начинают действовать
через сознательно поставленные цели, принятые намерения и решения. В
этом случае мы имеем дело уже не с потребностями, а с их новыми
функциями образованьями, представляющими собой нерасторжимое единство
потребности и сознания, аффекта и интеллекта. Это позволяет нам
понять процесс развития побудительных сил человеческого поведения как
процесс превращения естественных (натуральных, по терминологии Л.С.
Выготского) потребностей в их опосредствованные формы, свойственные
только человеку, как общественному существу. Такое понимание развития
потребностей позволяет рассматривать его как совершающееся по тем же
общим законам, по которым идёт развитие и всех других психических
процессов и функций: из непосредственных они становятся
опосредствованными, из непроизвольных – произвольными, из неосознанных –
осознанными. [4, с.167]
В заключение анализа путей
развития потребностей и мотивов остановимся на развитии структуры
мотивационной сферы.
Она
характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием
роли опосредствованных потребностей и всё большей их иерархизацией. С
возрастом растёт также устойчивость возникшей мотивационной структуры,
что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии
ребёнка. Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее развитой
её форме предполагает усвоение определённых моральных ценностей –
представлений, понятий, идей, ставших доминирующими мотивами поведения.
Цели, поставленные человеком,
сознательно принятые им решения и намерения способы подчинить себе
непосредственные побуждения, что определяет деловой характер поведения
человека. Но в тех случаях, когда усвоенные ценности сами приобретают
силу непосредственных побуждений, они могут определять поведение людей
независимо от сознательно принятых решений, непроизвольно подчиняя себе
все другие его побуждения, в том числе и неосознаваемые им самим. В
этом случае можно говорить о гармонической структуре мотивационной
сферы человека, а следовательно, и о гармонической структуре его
личности. Иерархическая структура мотивационной сферы определяет
направленность личности человека, которая имеет разный характер в
зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и
строению стали доминирующими. В период подросткового возраста (12 – 15
лет) часто уже складывается достаточно определённая, относительно
устойчивая направленность личности. Наличие той или иной направленности
очень важно для формирования личности подростка в целом, она
определяет нравственную сторону его личности, а так же многие
особенности его поведения и деятельности.
Мотивы представляют собой
особый род побудителей человеческого поведения. В качестве мотивов могут
быть предметы внешнего мира, представления, идеи чувства и переживания.
Наиболее типичными мотивами
человеческого поведения являются моральные чувства, сознательного
поставленные цели, образованные намерения, которые являются
опосредствованными сознанием потребностями человека. Такие мотивы как
намерение, цель и пр., черпают свою побудительную силу за счёт той
потребности, звеном в удовлетворении которой они являются.
В поведении
человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная
и регуляционная. В интересах данной работы рассмотрим первую. Побуждение
обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция
отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в
конкретной ситуации. Ощущения, восприятие, память, воображение,
внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — всё это
обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции,
или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти
понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях,
намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних
факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об
управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом.
Термин “мотивация”
представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Мотивация —
совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение
человек, его начало, направленность и активность. [15, с.463]
Любая форма поведения может
быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом
случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают
психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия
и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах,
потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во
втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. [15, с.464]
Мотивация —
это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и
преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияет
друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое
поведение. Мотивация в данном случае – процесс непрерывного выбора и принятия
решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. [15, с.465]
Мотивация
объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость
целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели. Мотив
в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту
поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри
побуждающим к совершению определённых действий. Мотив также можно
определить как понятие, которое в обобщённом виде представляет
множество внутренних психологических факторов, определяющих поведение
человека. Наиболее важным из них является понятие потребности. Его
называют состояние нужды человека или животного в определённых
условиях, которых им недостаёт для нормального существования и
развития. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение,
направленное на поиск того, что требуется. Она приводит в состояние
повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы,
поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее
состояние нужды не будет полностью удовлетворено.
Основные характеристики
человеческих потребностей — сила, периодичность, возникновения и способ
удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой,
особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержание
потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной
культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Второе после
потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью
называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в
данный момент направлено действие, связанное с деятельностью,
удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть
то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается
человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его
деятельности. [15, с.466]
Кроме мотивов, потребностей и
целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются
также интересы, задачи, желания и намерения.
Интересом
называют особое мотивационное состояние познавательного характера,
которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной,
актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может
вызвать любое неожиданное событие, не произвольно привлёкшее к себе
внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой
частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель. [15, с.468]
Интересу
соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентированно
– исследовательской.
Задача как частный ситуационно-мотивационный
фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного
на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие,
которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше.
Желания и намерения — это
сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга
мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям и
выполнения действия.
Интересы,
задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных
факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не
столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше
ответственны за стиль, а не за направленность поведения.
Мотивация поведения человека
может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни
потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются,
другие нет. [15, с.469]
Для
подростка выбор профессии – в значительной степени моральная проблема.
Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Сегодня
призванием называют единство субъективных склонностей и способностей к
той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу
самореализации. Но склонности и интересы сами формируются и изменяются
в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные
склонности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит
перед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой
деятельности выясняется, подходит она ему или нет. [8, с.146]
Профессиональное
самоопределение сегодня — многомерный и многоступенчатый процесс, который
можно рассматривать под разными углами зрения.
Во-первых, как серию задач,
которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта
личность должна последовательно разрешить в течение определённого
периода времени. (Социологический подход исходит из запросов общества).
Во-вторых, как процесс
принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует
баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и
потребностей существующей системы общественного разделения труда – с
другой. (Социально-психологический подход, предполагающий способы
согласования запросов общества и свойств личности).
В-третьих, как процесс
формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная
деятельность. (Дифференциально-психологический подход, исходящий из
свойств личности).
В возрастной психологии (И.С.
Кон) профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд
этапов, продолжительность которых варьирует.
Первый этап — детская игра,
в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли
и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ними поведения.
Второй этап — подростковая
фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или
иной привлекательной для него профессии.
Третий этап, захватывает
весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный
выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются
сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его
способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.
Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает
его способности, выявление способности, повышая успешность деятельности
и принося признание окружающих, в свою очередь подкрепляет интерес.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|