бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками бесплатно рефераты

     Способность  подростков  познавать самих  себя  порождает  у  них  потребность  к  самоутверждению,  самовыражению,  то  есть  стремление  проявить  себя  в  тех  качествах личности, которые он считает ценными. Депривация этих потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.  [3,  с.149]

     Из  специфических  человеческих  побудителей  поведения  особое  место  занимает  самооценка.  Её  формирование  тесно  связано  с  процессом  развития  самосознания.  [3,  с.54]

     Самооценка – механизм  переработки  знаний  о  себе  на уровне  аффективного  (отношение  к  себе)  процесса,  как  один  из  инструментальных  показателей  развитости  образа  “Я”.  Формирование  самооценки  зависит  от  умения  учащихся  не  только  анализировать  свою  деятельность,  но  и  учитывать  её  результаты.  [26,  с.71]

     Именно  в  старшем  школьном  возрасте  дети  особенно  часто  начинают  ориентироваться  не  столько  на  оценку  их  окружающими  людьми,  сколько  на  самооценку,  в  связи  с  этим  в  этот  период  у  них  особенно  интенсивно  формируется  чувство  собственного  достоинства,  самоуважения,  стремление  отвечать  не  только  требованиям  окружающих,  но  и  своим  собственным  требованиям  к  себе.

     В  связи  с  этим  подросток  в  известной  степени  эмансипируется  от  непосредственного  влияния  взрослых, и  его  поведение,  а  тем  самым и  развитие  начинает  всё  больше  и  больше  определяться  внутренними  условиями:  ценностями,  которые  он  усвоил,  образцами,  на  которые  ориентируется,  сформировавшейся  самооценкой.  [3,  с.54]

     Формирование  специфически  человеческих  побудителей  ставит  человека  в  совершенно новые  взаимоотношения  с окружающей  действительностью.  Эти  взаимоотношения  характеризуются  тем,  что  человек  перестаёт лишь  приспосабливаться  к  обстоятельствам,  а начинает  вмешиваться  в  эти  обстоятельства,  “творить”  их,  а  также  “творить”  самого  себя.

     Расхождение  между  стремлением  подростков  связанное  с  осознанием  и  утверждением  себя  как  личности,  и  положением  школьника  вызывает  у   него  желание  вырваться  за  рамки  повседневной  жизни  школьника,  в  какую-то  иную,  значительную  и  самостоятельную.  Подросток  в  отличие  от  младшего  школьника  обращён  в  будущее,  хотя  это  будущее  представляется  ему  очень  туманно.  [3,  с.115]

     Иногда  подростки  остро  переживающие  конфликты  между  своими  желаниями  и  возможностями  их  удовлетворения,  вступают  на  путь поиска  особой,  не  воображаемой,  а  действительной  жизни,  но  уводящей  их  от её  благополучного  течения  и  нарушающей  ход  нормального  развития  подростка.  В  этих  случаях  подростки  забрасывают  школу,  учёбу,  их  захватывает  двор,  улица,  компании  так  же  оторвавшихся  ребят,  что  нередко  приводит  их  к  асоциальным  формам  поведения.  [3,  с.116]

     Анализ  самопрезентации  показывает,  что  для старших  подростков  в  целом  характерна  достаточно  высокая  степень  рефлексии  и  существенных  различий  между  подростками  старшеклассниками  и  подростками,  стоящими  на  пороге  юности  нет.  Вместе  с  тем  сторона  самосознания  во  многом  зависит  от  эмоциональной. 

     Переход  к  старшему  подростковому  возрасту  можно  охарактеризовать  как  период, в  который  происходит  смена  некоторого  “объективистского”  взгляда  на  себя  “извне”  на  субъективную  динамическую  позицию  “изнутри”.  Критерии  самооценки  приобретают принципиально  иные  формы  сравнительно  с  оценкой  человеком  других  людей.  Она  проявляется  в  умении  отделять  успех  или  неуспех  в конкретной  деятельности  от  общего  представления  о  себе,  своих  способностях,  возможностях.  [1,  с.540]

     По  мере того  как  человек  приобретает  жизненный  опыт,  перед  ним  не  только  открываются  все  новые  стороны  бытия,  но  и  происходит  более  или  менее  глубокое  переосмысливание  жизни.  Этот  процесс  её  переосмысливания,  проходящий  через  всю жизнь  человека,  образует самое  сокровенное  и  основное  содержание  его  внутреннего  существа,  определяющие  мотивы  его  действий  и  внутренний  смысл  тех  задач,  которые  он  разрешает  в  жизни.  [34,  с.7]

     Если  в  15  лет  жизнь  кардинально  не  изменилась  и  старший  подросток  остался  в  школе,  он  тем  самым  отсрочил  на  два  года  выход  во  взрослую  жизнь  и,  как  правило,  сам  выбор  дальнейшего  пути.  В  этот  относительно  короткий  период  срок  необходимо  создать  жизненный  план — решить  вопросы  кем  быть  (профессиональное  самоопределение)  и  каким  быть  (личностное  и  моральное  самоопределение).  Старшеклассник  должен  не  просто  представлять  себе  своё  будущее  в  общих  чертах,  а  осознавать  способы  достижения  поставленных  целей.

     В  выпускном  классе  дети  сосредотачиваются  на  профессиональном  самоопределении.  Оно  предполагает  самоограничение,  отказ  от  фантазий,  в  которых  ребёнок  мог  стать  представителем  любой,  самой  привлекательной  профессии.  Старшекласснику  приходиться  ориентироваться  в  различных  профессиях,  что  совсем  не  просто,  поскольку  в  основе  отношения  к  профессиям  лежит  не  свой  собственный,  а  чужой  опыт – сведения,  полученные  от  родителей,  друзей,  знакомых,  телепередач  и  т.п.  этот  опыт  обычно  абстрактен,  не  пережит,  не  выстрадан  ребёнком.  Кроме  того,  нужно  верно  оценить  свои  объективные  возможности – уровень  учебной  подготовки,  здоровье,  материальные  условия  семьи  и,  главное,  свои  способности  и  склонности.

     То  насколько  престижной  окажется  выбранная  профессия  или  ВУЗ, в  который  ребёнок  собирается  поступать,  зависит  от  его  уровня  притязаний.  Это  может  быть  следствием  разумного  отказа  от  беспочвенных  надежд,  но  может  быть  и  проявлением  малодушия,  страха  перед  решительным  шагом.  [10,  с.168]

     Самоопределение  как  профессиональное  так  и  личностное,  становиться  центральным  новообразованием  старшего  подросткового  возраста.  Это  новая  внутренняя  позиция,  включающая  осознание  себя  как  члена общества,  принятие  своего  места  в  нём.  [10,  с.169]

     В  этом  возрасте  осознаётся  временная  перспектива,  развивается  устойчивая  самооценка,  нравственная  устойчивость  личности.  Самоопределение  и  стабилизация  личности  в  старшем  подростковом  возрасте  с  выработкой  мировоззрения.

     Ещё  один  момент,  связанный  с  самоопределением, — изменение  учебной  мотивации.  Старшеклассники,  ведающие  деятельность которых обычно  называют  учебно-профессиональной,  начинают  рассматривать  учёбу  как  необходимую  базу,  предпосылку  будущей  профессиональной  деятельности.  Их  интересуют  главным образом,  те  предметы  которые  будут  нужны  в  дальнейшем,  их  снова  начинает  волновать  успеваемость  (если  они  решили  продолжить  образование).  Отсюда  и  недостаточное  внимание  к  “ненужным”  учебным  дисциплинам,  и  отказ  от  того  подчёркнуто  пренебрежительного  отношения  к  отметкам,  которое  было  принято  среди  младших  подростков.  Как  считает  А.В. Петровский,  [10,  с.35]  именно  в  старшем  школьном  возрасте  появляется  сознательное отношение к учению.  [10,  с.170]

     Самосознание — сложная  психологическая   структура  включающая  в  себя  во-первых,  сознание  своей  тождественности  (его  первые  зачатки  возникают  у  младенца,  когда  он  начинает  различать  ощущения,  вызываемые  собственным  телом),  во-вторых,  сознание  собственного  “Я”  как  активного,  деятельного  начала,  в-третьих,  осознание  своих  психических  свойств  и  качеств  и, в-четвёртых,  определённую систему  социально-нравственных  самооценок.

     Самосознание  проходит  совершенно  особенный  этап  в  старшем  подростковом  возрасте.

     На  решающее  значение  перспективных  целей  для  психологической  структуры  и  поведения,  обратил  внимание  ещё  К. Левин.  В  своём  топологическом  учении  о  личности  он  доказывал,  что  цели,  которые  ставит  перед  собой  человек,  намерения,  которые  он  принимает,  являются  своеобразными  потребностями,  не  отличающимся  по  своей  силе  от  истинных  потребностей.  И  чем  более  широким  является  “жизненное  пространство”,  в  которое  включен  индивид,  тем  большее  значение приобретают  отдалённые  цели.  Ценностные  ориентации  субъекта  на  эти  будущие  цели  подчиняют  себе  промежуточные  и  тем  самым  определяют  поведение,  эмоции  и  моральное  состояние  субъекта.

     Таким  образом,  наличие  у  подростков  устойчивых  личностных  интересов  делает  его  целеустремлёнными,  а  следовательно,  внутренне  более  собранными  и  организованными. Они  как  бы  обретают  волю.  Недаром  Л.С. Выготский  говорил,  что  подростка характеризует  не  слабость  воли,  а  слабость  целей.

     Целенаправленность  возникает  и  в  связи  с  мотивами,  требующими  целевой  организации  поведения,  например с  мотивами  общественно-трудовой  деятельности  или  с  необходимостью  поддержать  семью,  какого  либо  из  близких  людей  и  пр. [34, c.17]

     Вообще,  любая  человеческая  деятельность  нуждается  в  предваряющем  эту  деятельность  предвидении  результата,  на  достижение  которого направляются  физические  или  духовные  усилия. 

     Идеальное  предвидение  результата  называется  целью.  Цель – исходный  компонент  деятельности.  Цель  придаёт  смысл  активности  субъекта,  инициирует  его  энергии,  обогащает  содержание  жизни.

     Цель — это  сплав  внешней  принудительности  обстоятельств,  которые  преломляются  в  сознании  человека,  и  личностных  потребностей,  направляющих  его  внимание  на  определённые  объекты.

     Противоречивость  переживаний  свойственная  юным  людям,  делает  их  особо  чувствительными  к  существующим  в  культуре  формам  организации  жизни,  в том  числе  к  самым  обобщённым  формам,  содержащими  идеал человеческой  жизни.  Они  буквально  впитывают  всеми  чувствами,  пробуют  через  действие  в  виде  самовоспитания  конкретизировать,  персонифицировать  идеал  для  того,  чтобы  решить  свои  жизненные задачи,  связанные  с  поиском  своего  “Я”.  Идеалы  юности  многообразны  и  зависят  от  множества факторов,  но  то,  что  они  есть  они  нужны,  в  них  существует  потребность,  доказывается  исследованиями  из  прошлого  и  сегодняшнего  дня.  Идеалы,  естественно,  соизмеримы  с этой,  но  в  них  есть  общее — они  связаны  со  стремлением  к  творчеству.  Идеал,  как  мечта  о  творчестве  жизни,  о создании  жизни.  Он  как  бы  фиксирует  саму  возможность  полной  жизни,  основанной  на  собственных  усилиях  по  её  построению.  Этот  одно  из  оснований  для  появления  чувства  взрослости  и  его  укрепления  по  мере  роста  физических  и  духовных  сил  юных людей.

     Идеал  имеет огромное  влияние  на  выбор  и  осуществление  профессиональной  деятельности,  выбор  той  сферы  приложения  своих,  которая  будет  приносить  переживание  полноты  жизни,  как  бы  отражать  реализуемость,  призвание  человека — одно  из  важнейших  переживаний,  отражающих  реальность усилий  по  организации  и  осуществлению  жизни.

     Воля — это  сознательное  регулирование  человеком  своего  поведения  и  деятельности,  выраженное  в  умении  преодолевать внутренние  и  внешние  трудности  при  совершении  целенаправленных  действий  и  поступков.  Главная  функция  воли  заключается  в социальной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие  процессов  возбуждения  и  торможения  первой  системы.  [22, с.373]

     Воля  связана  с  мыслительной  деятельностью  и  чувствами.  Воля  подразумевает  наличие  целеустремлённости  у  человека,  что  требует  определённых  мыслительных  процессов.  Проявление  мышления  выражается  в  сознательном  выборе  цели,  подборе  средств  для  её  достижения  и  при  выполнении  задуманного  действия.

     Связь  воли  и  чувств  выражается  в  том,  что  как  правило,  мы  обращаем  внимание на  те  предметы  и  явления,  которые  вызывают  у  нас  определённые  чувства.  Желание  добиться,  достичь  чего-либо,  так же  связано  с  нашими чувствами.  [22, c.375]

     В  подростковом  возрасте  меняется  характер  учебной,  физической,  трудовой,  общественной  деятельности.  Наряду  с  более  высокими  требованиями  к  поведению  и  деятельности  подростков,  очень  часто  у  взрослых существует  прямо  противоположная  тенденция:  сохранить  над  подростком ту  же  власть,  какая  была  у  них  по  отношению  к  младшему  школьнику;  стремление  постоянно  руководить  им,  лишать  самостоятельности  и  свободы.  Последнее  вызывает  у  подростков  аффективные  реакции протеста,  упрямства  и  даже  бунта  против  родителей,  что  препятствует  воспитанию  и  формированию  волевых  черт  личности.  [34, c.186]

     В  этом  возрасте  именно  законы  коллективной  жизни  являются  теми  нравственными  правилами,  подчиняться  которым  подросток всячески  стремится.  А  так  как  требования  сверстников  и  требования  взрослых  часто расходятся,  то  подросток  в  этих  обстоятельствах  оказывается  в  ситуации  выбора,  что,  как  известно,  составляет  важнейший  компонент  волевого  поведения.  Такое  расхождение  требует  уже  достаточно  высокого  уровня  развития  воли,  которого  чаще  подростки  ещё  не  достигают.

     Знание  этой  специфики  позволяет  понять  поведение  детей  подросткового  возраста,  их  психологические  особенности,  их  переживания,  что,  в  свою  очередь,  необходимо  для  построения  всей  системы воспитательных  воздействий  в  этот  трудный  период  детского  развития.

     Существует  множество  причин  почему  подростки  испытывают  трудности  произвольного  поведения:

     а) у  детей  этого  возраста  очень  ярко  выражено  стремление  подбирать  аргументы  в  пользу  эмоционально  более  привлекательного  поведения,  за  счёт  поведения  необходимого,  требуемого.  Иначе  говоря,  у  подростков  сильные  эмоции  часто блокируют разумное  решение;

     б) подростки плохо умеют учитывать последствия  совершённых  поступков;

     в) подростки,  как  правило,  не  умеют  предвидеть  те  последствия  поступка,  которые зависят  не  от  объективных  обстоятельств,  а  от собственного  психологического  или  даже  физического  состояния;

     г) часто  подростки  в  силу  повышенной  эмоциональности  принимают  намерения  поступить  так  или  иначе,  под  влияние  владеющей  им  в  данной  ситуации  эмоции.  А  затем,  когда  эта  “ситуативная  эмоция”  ослабеет,  ослабевает  и  намерение  подростка  выполнять  принятое  решение.  Это  следует  учитывать  при  воспитании:  поддерживать  намерение  подростка,  вместо  того,  чтобы  упрекать  его  в  недостаточной  силе  воли;

     д)  точно  также  намерение  может оказаться  невыполненным,  потому  что,  принимая  его,  подросток  не  умеет  рассчитывать  свои  силы.  Здесь  так  же  взрослый  может  сыграть  положительную  роль,  помогая  подростку  правильно  рассчитать  и  распределить  своё  время.   [34, с.187]

     Воспитание  воли  в  подростковом  возрасте  должно  идти  в  двух  основных  направлениях.  Во-первых,  учитывая  своеобразие  сознательной  саморегуляции  подростков,  надо  помочь  им  в  преодолении  тех  специфических  трудностей,  с  которыми  они  при этом  встречаются  при  выборе,  принятии  решения,  создании  намерения  и  его  исполнения.  Во-вторых,  надо  направить  внимание  на  своевременное  формирование  у  подростков  высших  форм  волевого  поведения,  активно  воспитывая  у  них  те  качества  личности,  которые  его  обеспечивают.

     В  результате  обобщения  и  укрепления  целей,  которые  ставит  перед  собой  личность,  интеграции  и  иерархизации  её  мотивов,  становления  устойчивого  ядра  ценностных  ориентаций,  которые  подчиняют  себе  частные,  переходящие  стремления — возникает  жизненный план. С  другой  стороны,  идёт  процесс  конкретизации  и  дифференциации  целей  и  мотивов. 

     Из  мечты,  где  всё  возможно,  и  идеала  как  абстрактного,  иногда  заведомо  недосягаемого  образца  постепенно  вырисовывается  более  или  менее  реалистический,  ориентированный  на  действительность  план  деятельности.

     Жизненный  план — явление  одновременно  социального  и  этического  порядка.  Вопросы  кем  быть  (профессиональное  самоопределение)  и  каким  быть  (моральное  самоопределение)  первоначально,  на  подростковом  этапе  развития,  не  различаются.  Сплошь  и  рядом  подростки  (порой  и  юноши)  называют  жизненными планами  весьма  расплывчатые  ориентиры  и  мечты,  которые  никак  не  соотносятся  с  их  практической деятельностью.  Подросток  пытается  предвосхитить  своё  будущее,  не  задумываясь  о  средствах  его  достижения.  Его  образы  будущего  отличаются  тем,  что они  ориентированы  на  результат,  а  не  на  процесс  развития:  подросток  может  очень  живо,  в  деталях,  представлять  своё  будущее  общественное  положение,  не задумываясь   над  тем,  что  для  этого  нужно  сделать.  Отсюда  и  характерная  завышенность  уровня  притязаний,  потребность  видеть  себя  непременно  выдающимся,  великим.  [8,  c.145]

     Жизненный  план  в  точном  смысле  этого  слова  возникает  только  тогда,  когда  предметом  размышлений  становится  не  только конечный  результат,  но  и  способы  его  достижения,  путь,  по  которому  намерен  следовать  человек,  и  те  объективные  и  субъективные  ресурсы,  которые  ему  для  этого  понадобятся.  В  отличие от  мечты,  которая  может  быть как  активной,  так  и  созерцательной,  жизненный план — это  план деятельности,  поэтому  он  заземляется  в  первую  очередь  на  выбор  профессии.  [8,  c.196]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7