бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками бесплатно рефераты

     В  Англии  поддержка  и  развитие  профориентационных  учреждений  была  организована  на  законодательном  уровне.

     В  начале  XX  века  в  России  начинает  развёртывать  профориентационную  деятельность  Педагогический  музей  учительского  дома  (Москва).  Музей  предпринял  ряд  обследований,  касающихся  вопроса  о  выборе  профессии  учащимися  различных  типов  школ.  В  процессе  проводившейся  работы  Выяснилось,  какие  профессии  привлекают  наибольшее  внимание,  каковы  причины,  которые  побуждают  молодых  людей  пойти  по  тому  или  иному  трудовому  пути.  С  этой  целью  музей  организовал  в  школах  опрос  учащихся  о  их  будущей  профессии.  [22,  с.14]

     В  дальнейшем  решение  проблемы  профориентации  переходит  на  законодательный  уровень.  Рассмотрим развитие теории профориентации в России.

     Одной  из  наиболее  важных  проблем  марксистско-ленинской  педагогики  являлась  идея  соединения  обучения  с  производительным  трудом,  подготовки  детей  к  активной  трудовой  деятельности.  К. Маркс,  Ф. Энгельс,  В.И. Ленин  в  противоположность  многим  теоретикам  буржуазии  настаивали  на  том,  что  школа  не  может быть  превращена  в  профессиональное  учебное  заведение.  Она  должна  давать  общеобразовательную  и  политехническую  основу,  на  которой  строится  подготовка  человека  к  любой  профессии.  Обучение  и  воспитание  при  этом  необходимо  осуществлять  на  прочном  фундаменте  соединения  обучения  с  произвольным  трудом,  где  последний  выступает  как  мощный фактор  воспитания  и  подготовки  учащейся  молодёжи  к  выбору  своего  жизненного  пути.  [12, с.11]

     Требование  подготовки  учащихся  советской  школы  к  участию  в  производительном  труде  было  определено  программой  РКП(б),  разработанной  В.И. Лениным  и  принятой  VIII  съездом  партии  в  1919г.  Ленин  рассматривал  общее  и  политехническое  образование  как  основу  для  последующей  профессиональной  подготовки.

     Считая  политехнизацию  школы  первоочередным  мероприятием  молодой  советской  республики,  В.И. Ленин  требовал,  чтобы  оканчивающий  школу  молодой  человек  получил  основы  политехнического  образования  наряду  со  знанием  основ  наук  и  идеологическим  воспитанием.

     Выдающиеся  педагоги  Н.К. Крупская,  А.В. Луначарский,  С.Т. Шацкий,  А.С. Макаренко  и  другие  внесли  достойный  вклад  в  разработку  различных  вопросов  профориентации.  так  Н.К. Крупская  в  ряде  своих  работ  чётко  определило  политическое,  народнохозяйственное  отношение  и  педагогическое  значение  профориентационной  работы,  правильного  выбора  профессии.  [12,  с.14]

     Один  из  теоретиков  и  организаторов  трудовой  политехнической  школы  П.Т. Блонский,  развивая  программу  “хорошего  работника”  в  школе,  обосновал  необходимость  начинать  профориентационную  работу  с  начальных  классов,  путём  знакомства  с  профессиями  на  основе  углублённых  знаний  по  интересам  и  практической  пробы  своих  сил.

     Для  того  чтобы  создать  резерв  для  пополнения  различных  отраслей  народного  хозяйства  и  культуры  кадрами,  в  1924г.  старшие  классы  школы- девятилетки  были  профессионализированы.  В  стране  были  созданы  средние  школы  с  кооперативно-торговым,  производственно-техническим,  административно-хозяйственным,  культурно-просветительным  уклонами.  Были  организованы  фабрично-заводские  семилетки  и  школы  крестьянской  молодёжи,  в  которых  давались  общеобразовательные  знания,  и  прививались  определённые  навыки  и  умения.

     В  1927г.  профессором  В.М. Бехтеревым  было  основано  Бюро  профконсультации  Наркомтруда,  ставившее  своей  целью  распределение  рабочей  силы  более  рациональным  путём,  что  делалось  раньше.  В  течение  последующих  двух  лет  в  стране  создалась  сеть  бюро  профконсультаций:  в  Ленинграде,  Перми,  Свердловске,  Ярославле,  Твери.

     Вместе  с  тем  вся  эта  работа,  проводившаяся  научно-исследовательскими  институтами,  лабораториями,  кабинетами  и  бюро,  стояла  в  стороне  от  школы.  В  мае  1931г.  Всесоюзный  психотехнический  съезд  подчеркнул  необходимость  коренной  перестройки  работы  по  профориентации  и  перенесения  её  в  общеобразовательную  школу.  [12,  с.17]

     Весьма  плодотворное  движение  по  профориентационной  работе  в  школах  было  прервано  началом  Великой  Отечественно  Войны.  Тогда  политехническое,  трудовое  обучение  в  школах  было  отменено.

     В  послевоенное  время,  на  XIX  съезде  КПСС  вопрос  о  политехническом  обучении  молодёжи  был  снова  поставлен  на  рассмотрение.  Перестройка  работы  школы  на  основе  принятого  в  декабре  1958г.  “Закона  об  укреплении  связи  школы  с  жизнью  и  о  дальнейшем  развитии  системы  народного  образования  в  СССР”,  ознаменовала  новый  этап  и  в  развитии   проблемы  профориентации  учащихся.  [12,  с.19]

     В  настоящее  время  в  психолого-педагогической  литературе  нет  единого  подхода  к  толкованию  самого  понятия  “профориентация”.  Так,  Н.И. Калугин,  А.Д. Сазанов,  В.Д. Симоненко  дают  следующие  определение:  “Профессиональная  ориентация  учащихся — это  научно  обоснованная  система  социально-экономических,  психолого-педагогических,  медицинских  мероприятий,  направленных  на  оказание  помощи  молодёжи  в  профессиональном  самоопределении  с  учётом  потребностей  народного  хозяйства  в  кадрах,  интересов,  способностей  хозяйства  в  кадрах,  интересов,  способностей  и  физиологических  возможностей  личности”. [25, с.12-13]

     “Профессиональная  ориентация  как  экономический  процесс — это  управление  выбором  профессии  и  места  работы  путём  формирования  определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества” – пишет А.В. Соловьёв.  [24, с.6-7]

     Общим  для  всех  вышеперечисленных  толкований  является  то,  что  под  профориентацией  ими  понимается  совместная  деятельность  школы,  семьи  и  общественности,  направленная  на  подготовку  учащейся  молодёжи  к  выбору  профессии  в  соответствии  с  их  интересами,  склонностями  и  способностями,  а  также  потребностями  общества  в  трудовых  ресурсах.  [12,  с.26]

     Государственная  и  практическая  значимость  этой  проблемы  подчёркнута  в  “основных  направлениях  реформы  общеобразовательной  и  профессиональной  школы”  [24, с.50]  “Правильно  поставленное  трудовое  воспитание,  обучение  и  профессиональная  ориентация,  непосредственное  участие  школьников  в  общественно-полезном,  производственном  труде  являются  незнаменитыми  факторами  выработки  осознанного  отношения  к  учёбе,  гражданского  становления,  нравственного  и  интеллектуального  формирования  личности,  физического  развития”.

     Социальная  важность  профориентации  требует,  в  свою  очередь,  комплексного  подхода  к  решению  проблем,  связанных  с  её  практической  реализацией,  тесного  взаимодействия  социально-экономических  и  психолого-педагогических  направлений  этой  работы.

     Социально-экономическое  направление  данной  проблемы  включает  знакомство  школьников  с  общей  системой  народного  хозяйства  нашей  страны,  его  ведущими  отраслями  и  потребностями  в  рабочих  кадрах,  изучение  демографической  структуры  трудовых  ресурсов,  социального  престижа  отдельных  профессий  и  специальностей,  перспективы  профессионального  роста  и  т.п.

     Суть  психолого-педагогического  подхода  к  решению  задач  профориентации  молодёжи  заключается,  во-первых,  в  том,  что  каждый  человек  имеет  свои,  характерные  лишь  для  него,  психофизиологические  особенности:  направленность,  темперамент,  память,  внимание, анатомо-физиологические  возможности  и  т.д.  Во-вторых,  выбор  профессии  связан  с  социально-нравственным  состоянием  человека  в  будущем.  [12,  с.27]

     Организация  профессионального  просвещения  и  воспитания  учащихся,  формирование  у  них  общественно  значимых  мотивов  выбора  профессии  и  профессиональных  интересов,  соответствующих  психофизиологическим  особенностям  личности,  своевременное  выявление  и  развитие  профессиональных  наклонностей  составляют педагогическую  направленность  данной  проблемы.

     В  настоящее  время  при  организации  всей  профориентационной  работы  с  учащимися  принято  различать  два  основных  её  аспекта - диагностический  и  воспитательный,  отличающиеся  друг  от  друга  по  целям,  содержанию  работы,  её  методам  и  формам  проведения.

1.       Методы  наблюдения,  анкетирования,  беседа  анализ  школьной  документации,  результатов  творческой  деятельности,  медицинское  обследование,  тестирование.

2.       Привитие  любви  к  труду  и  уважения  к  людям  труда,  ознакомление  с  основными  отраслями  народного хозяйства,  формирование  трудовых  навыков  и  умений,  воспитание  глубокого  и  устойчивого  профессионального  интереса  с  учётом  потребности  страны  в  кадрах.  Экскурсии,  беседы,  диспуты,  сборы,  собрания,  устные  журналы,  вечера  и  т.п. [12,  с.29]

     Рассмотрев  в  общих  чертах  развитие  теоретических  и  научных  основ  профориентации,  общественно-политическую,  социальную  и  экономическую  значимость  данной  проблемы  для  государства  и  общества,  можно  прийти  к выводу  о  том,  что  организация  профориентационной  работы  должна  соответствовать  психофизиологическим  особенностям  личности  и  что  выявление  и  развитие  профессиональных  наклонностей  должно  быть  грамотным  и  своевременным.

     Рассмотрим  вопрос  о  психофизиологических  особенностях  школьников,  вступающих  в  пору  наиболее  интенсивного  процесса  самоопределения  в  выборе  профессии  в  следующем  параграфе.












§ 2.  Возрастные  особенности  формирования  личности  подростка

 

     Проблема  выбора  профессии возникает  в  старшем  школьном  возрасте,  включающем  в  себя  старший  подростковый  и  ранний  юношеский  возраст – от  14 до 17  лет  (8 – 11 классы).  Существует  множество    различных  периодизаций  возрастного  развития  (Эльконин  Д.Б.,  Божович Л.И.,  Выготский Л.С.,  Абрамова Г.С.,  Немов Р.С.  и  т.д.).  Удобнее  всего  будет  взять  за  основу периодизацию  Абрамовой Г.С.,  которая  определяет  границу  подросткового  возраста  от  13  до  17  лет.  Она  рассматривает  проблемы  самопрезентации,  временной  перспективы,  роль  целей  и  идеалов  в  профориентации  и  т.д.,  а  так  же  гибко  подходит  к  определению  “подросток”,  называя  подростка  старшим  подростком,  молодым  человеком,  старшеклассником. 

     Таким  образом,  рассмотрим  подробнее   особенности  формирования  личности  подростка  и  процесс  возникновения  и  развития  самосознания  и  самоопределения  подростка  в  т.ч.  и  профессионального.

     Подростковый  возраст — возраст  критического  ума,  быстро  нарастающего  логического  мышления,  стремления  к  познанию  всего  окружающего,  активности,  инициативности,  смелости,  мужества,  а  также  нравственно-эмоционального  развития.  Как  в  организме  подростка,  так  и  в  его  психическом  мире  происходят  существенные  изменения.  В  этом  возрасте  продолжается  становление  личности,  дальнейшее  развитие  интеллектуальных  и  волевых  черт  характера.  Подросток  деятелен,  а  это  значит,  что  с  каждым  годом  нарастает  способность  к  абстрактному  мышлению  и  формированию  творческого  мышления.  В  отличие  от  младшего  школьника,  он  способен  не  только  отдельным  произвольным  действиям,  но  и  к  волевой  деятельности.  Бурно  развиваются  его  чувства.  Эмоциональные  переживания  приобретают  устойчивость.  [31,  с.25]

     Вместе  с  подростком  изменяется  то  место,  которое  он  занимал  в  системе  человеческих  отношений.  Ему  легче,  по  сравнению  с  младшим  школьником  сопоставить  своё  поведение  с  поведением  других  людей  (сверстников  и  взрослых),  анализировать  их,  и  свою  деятельность.  Подросток  считает  себя  взрослым  и  стремится  к  тому,  чтобы  все  относились  к  нему,  как  к  взрослому.  Он  имеет  собственное  мнение  и  болезненно  переживает,  если  старшие  бездоказательно  отвергают  его  доводы.

     Ярко  в  характере  подростков  проявляется  повышенная  критичность  к  взрослым  (родителям  и  учителям  в  первую  очередь)  и  недостаточная  самокритичность,  увлечение  героическими  делами  людей,  любимых  героев,  стремление  подражать  своему  идеалу  (если,  конечно,  он  есть),  развитие  и  закаливание  воли.  У  подростков  возникает  интерес  к  собственной  личности,  к  развитию  у  себя  положительных  и  преодолению  отрицательных  качеств.  Однако,  суждения  его  носят  неглубокий  характер,  а  свойства  личности  далеко  не  устойчивы.  Но  в  то  же  время  ему  свойственны  повышенная  возбудимость,  неуравновешенность,  отсутствие  необходимого  опыта  в  разных  видах  деятельности.  Несмотря  на  то,  что  развитие  интеллекта,  воли,  чувств  идёт  в  направлении  сознательного  регулирования  поведения,  значение  непосредственных  побуждений  и  эмоций  как  стимулов  действий  продолжает оставаться  значительным.  Поэтому  подростки  часто  бывают  невыдержанными,  грубыми,  невнимательными.

     Личность подростка  дисгармонична  (считают  А.И. Воробьёва,  В.А. Петровский,  Д.И. Фельдштейн) [7, с.33]  Свертывание  установившейся  системы  интересов,  протестующий  способ  поведения  сочетаются  с  возрастающей  самостоятельностью,  с  более  многообразными  отношениями  с  другими  детьми  и  со  взрослыми,  со  значительным  расширением  сферы  его  деятельности  качественно  меняют  свой  характер  вследствие  направленности  на  новые  формы  отношений. [6,  с.33]

     Ведущей  для  психологического  развития  подростков  является  общественно-полезная  деятельность,  включающая  такие  её  виды,  как  учебная,  производственно-трудовая,  организационно-общественная,  художественная,  спортивная.  [11, с.35]

     В  ведущем  типе  деятельности  ярче  всего  раскрывается  личность  подростка. Интересы  выступают  огромной  побудительной  силой  к  приобретению знаний,  умений  и  навыков,  а  так  же  в  расширении  кругозора.  Критерием  наличия  тех  или  иных  интересов  и  степени  их  активности  является  деятельность,  в  которой  они  появляются  и  формируются.  [11,  с.36]

     Вот  как  характеризует  подростковый  возраст  Э. Эриксон.  [10, c.142]  Старший  подростковый  возраст  и  ранняя  юность – период  самого  глубокого  кризиса. Детство  подходит  к  концу,  и этот  большой  этап  жизни,  завершаясь,  приводит  к  формированию  идентичности.  Целостная  идентичность  личности,  доверие  к  миру,  самостоятельность,  инициативность  и  компетентность  позволяют  юноше  решить  главную  задачу  которая  ставит  перед  ним  общество, - задачу  самоопределения,  выбора жизненного пути.  [10,  с.58]

     Пожалуй,  главная  особенность  подростка – личностная  нестабильность.  Противоположные  черты,  стремления,  тенденции  существуют  и  борются  друг  с  другом,  определяя  противоречивость  характера  и  поведения  взрослеющего  ребёнка.

     Среди  многих  личностных  особенностей,  присущих  подростку,  особо  выделим  формирующееся у  него  чувство  взрослости  и  “Я  концепцию”.

     Претендуя  на  равные  со  взрослыми  права,  подросток  начинает  им  подражать во  внешнем  облике,  манерах,  по  линии  развлечений,  романтических  отношений.

     Встречаются  и  по-настоящему  ценные  варианты  взрослости,  благоприятные  не  только  для  близких,  но  и  для  личностного  развития  самого  подростка.  Это  включение  во  вполне  взрослую  интеллектуальную  деятельность,  когда  ребёнок  интересуется  определённой  областью  науки  или  искусства,  глубоко  занимаясь  самообразованием.  Или  заботы  о  семье,  участие  в  решении  как  сложных,  так  и  ежедневных  рутинных  проблем,  помощь тем,  кто  в  ней  нуждается – младшему  брату,  уставшей  на  работе  маме  или  больной  бабушке.

     Впрочем  лишь  небольшая  часть  подростков  достигает  высокого  уровня  развития  морального  сознания,  и  немногие  способы  принимать  на  себя  ответственность  за  благополучие  других.  Более  распространенной  в  наше  время  является  социальная  инфантильность. 

     Очень  важно  в  развитии  подростка  и  то,  удовлетворяет  ли  его формальная  самостоятельность,  внешняя,  кажущаяся  сторона взрослости,  или  нужна  самостоятельность  реальная,  отвечающая  глубокому  чувству.  Существенно  влияет на  этот  процесс  система  отношений,  в  которую  включён  ребёнок, - признание  или  непризнание  его  взрослости  родителями,  учителями,  сверстниками.  [10, с.147]

     В  11-12 лет  возникает  интерес  к  своему  внутреннему  миру,  а  затем  происходит  постепенное  усложнение и углубление  самопознания.  Подросток  открывает для  себя  свой  внутренний  мир.

     Познание  себя,  своих  различных  качеств  приводит  к  формированию когнитивного  компонента  “Я - концепции”.  С  ним  связаны  ещё  два – оценочный  и  поведенческий.  Представлениям  о  себе  должен  соответствовать определённый  стиль  поведения.  [10, c.148]

     Помимо  реального  “Я”,  “Я - концепция”  включает  в  себя  “Я – идеальное”.  При  высоком  уровне  притязаний  и  недостаточном  осознании  своих  возможностей  идеальное  “Я”  может  слишком  сильно  отличаются от  реального.  Тогда  переживаемый подростком  разрыв  между  идеальным  образом  и  действительным  своим  положением  приводит  к  неуверенности  в  себе,  что  внешне  может  выражаться  в  обидчивости,  упрямстве,  агрессивности.  Когда  идеальный  образ  представляется  достижимым,  он  побуждает  к  самовоспитанию.  Подростки  стремятся  развивать  в  себе  желаемые  качества.

     Самовоспитание  становится  возможным  в  этот  период  благодаря  тому,  что  у  подростков  развивается  саморегуляция.  Разумеется,  далеко  не  все  они  способны  проявить  настойчивость,  силу  воли  и  терпение,  чтобы  медленно продвигаться  к  созданному  или самими  идеалу.  Чаще,  вместо  того,  чтобы  действовать,  подростки  погружаются  в  мир  фантазий.  [10,  c.149]  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7