|
Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка
Получаем: 1) в признаках ощущение самопожертвования (t = 2,42) и сверхавторитета родителей
(t = 2,23). Вычисленные значения t больше табличного (t = 2,02). Следовательно, можно
сделать вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок
действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой
ошибки, меньшей 0,05. Мы обеспечиваем по обоим признакам точность расчетов
более 95% и допускаем ошибку меньше 5%.
2) По 6 признакам: вербализация (t = 1,38), стремление ускорить
развитие ребенка (t = 1,4), подавление
сексуальности (t = 1,56), подавление
агрессивности (t = 1,8), чрезмерное
вмешательство в мир ребенка (t = 1,8) и
исключение внесемейных влияний (t = 1,96) наблюдается тенденция.
Результаты представлены в таблице №7.
Таблица 7.
Результаты исследования родительско-детских отношений в полных и неполных
семьях по методике PARI (средние показатели в
баллах)
|
№
|
Название признака
|
Родители из полных семей
|
Родители из неполных семей
|
t – критерий Стьюдента
|
1
|
Вербализация
|
16,2±0,45
|
17,2±0,52
|
1,38
|
2
|
Чрезмерная забота
|
14,6±0,70
|
14,5±0,78
|
0,14
|
3
|
Зависимость от семьи
|
13,8±0,57
|
14,2±0,54
|
0,51
|
4
|
Подавление воли
|
14,7±0,48
|
15,1±0,50
|
0,58
|
5
|
Ощущение самопожертвования
|
14,7±0,49
|
16,2±0,60
|
2,42*
|
6
|
Опасение обидеть
|
15,2±0,56
|
15,7±0,57
|
0,63
|
7
|
Семейные конфликты
|
13,3±0,44
|
12,3±0,48
|
0,46
|
8
|
Раздражительность
|
14,8±0,51
|
14,5±0,73
|
0,34
|
9
|
Излишняя строгость
|
12,7±0,27
|
13,1±0,58
|
0,63
|
10
|
Исключение вне-семейных влияний
|
14,8±0,60
|
16,3±0,52
|
1,96
|
11
|
Сверх-авторитет родителей
|
16,1±0,48
|
17,6±0,44
|
2,25*
|
12
|
Подавление агрессивности
|
13,6±0,49
|
14,9±0,57
|
1,8
|
13
|
Неудовлетворенность ролью хозяйки
|
12,6±0,52
|
13,5±0,83
|
0,92
|
14
|
Партнерские отношения
|
14,5±0,47
|
14,7±0,51
|
0,36
|
15
|
Развитие активности ребенка
|
17,1±0,44
|
17,4±0,60
|
0,34
|
16
|
Уклонение от конфликта
|
12,1±0,36
|
12,4±0,77
|
0,35
|
17
|
Безучастность мужа
|
13,7±0,51
|
14,2±0,67
|
0,6
|
18
|
Подавление сексуальности
|
12,4±0,71
|
14,0±0,79
|
1,56
|
19
|
Доминирование матери
|
14,3±0,77
|
13,9±0,80
|
0,36
|
20
|
Чрезмерное вмешательство в мир
ребенка
|
15,50±0,63
|
17,0±0,66
|
1,8
|
21
|
Уравнение отношений
|
18,0±0,43
|
17,5±0,48
|
0,7
|
22
|
Стремление ускорить развитие
ребенка
|
12,6±0,46
|
13,7±0,68
|
1,4
|
23
|
Несамостоятельность матери
|
15,9±0,61
|
15,6±0,67
|
0,37
|
Примечание: * t≥2,0
(р<0,05, Р=95%)
** t≥2,5
(р<0,01, Р=99%)
*** t≥3,0
(р<0,001, Р=99,9%)
В методику включены признаки отношений, обеспечивающие воспитание
детей (Диаграмма №4).
Диаграмма №4. Педагогические проявления родителей.
В неполных семьях показатели отношений, обеспечивающие
воспитание детей на 7,25% выше, чем в полных семьях.
Следующим этапом нашего исследования было изучение
особенностей трех основных стилей семейного воспитания: авторитетный
(оптимальный эмоциональный контакт), снисходительный (излишняя концентрация на
ребенке) и авторитарный (излишняя эмоциональная дистанция с ребенком).
I.
Оптимальный
эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1,
14, 15, 21).
II.
Излишняя
эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера – 8, 9,
16).
III.
Излишняя
концентрация на ребенке (описывается 8 признаков, их номера – 2, 4, 6, 10, 12,
18, 20, 22).
Результаты исследования приведены в диаграмме №5.
Диаграмма №5. Распределение основных стилей воспитания.
В обеих группах семей родители отдают предпочтение
авторитетному стилю воспитания (82,2% и 83,4%), в меньшей степени используется
авторитарный стиль (65,9% и 66,5%). наибольшее различие между группами
наблюдается в применении снисходительного стиля воспитания детей: в полных
семьях – 70,8%, в неполных – 75,7%.
Выявлены различия в показателях признака чрезмерного вмешательства
в мир ребенка в зависимости от образования родителей. Данные приведены в рис 2.
Рис.2. Уровень вмешательства в мир ребенка в зависимости от
образования родителей.
В обеих группах семей, где родители имеют среднее или
среднеспециальное образование, показатели чрезмерного вмешательства в мир
ребенка выше (83 – 100%), чем у родителей, имеющих высшее образование (73,75 –
80%).
Выявлены различия в показателях признака уравнения отношений
между родителями и ребенком в зависимости от возраста родителей. Данные
представлены в рис. 3.
Рис. 3. Уравнение отношений в семье в зависимости от возраста
родителей
В обеих группах семей показатели меняются в зависимости от
возраста родителей. В полных семьях высший уровень уравнения отношений с детьми
наблюдается у родителей в возрасте до 45 лет (20), в неполных семьях – у
родителей до 30 лет (19).
В меньшей степени уравнивают отношения между собой и ребенком
родители: в полных семьях – старше 45 лет (17) и в неполных – также старше 45
лет, но показатель несколько ниже (15). В целом, в полных семьях наблюдается
повышение показателей у родителей до 30 – 45 лет, затем резкое снижение у
родителей старше 45 лет. В неполных семьях показатель постоянно меняется: то
повышается, то снижается на 1-2,5 балла.
Установлены различия в показателях чрезмерной заботы в
зависимости от количества детей в семье. Данные представлены в рис. 4.
Рис. 4. Уровень чрезмерной заботы родителей из полных и
неполных семей.
В полных семьях наблюдается стабильное повышение чрезмерной
заботы с увеличением количества детей в семье (13,1 – 15,7). В неполных семьях
– постоянное изменение этого признака: более высоки показатели в семьях с 2
детьми (15,3), более низкие – в семьях, где воспитывается 3 детей (12).
Сравним результаты исследования на рис. 4 с рис. 1
(корреляция между отношением ребенка к матери и числом детей в семье),
полученным при исследовании детей по методике Рене Жиля. Мы видим, что между
этими рисунками существует обратно пропорциональная связь, как в полных, так и
неполных семьях: если показатель отношения к матери увеличивается, то
обязательно уменьшается показатель чрезмерной заботы у матери, и наоборот.
Заключение
Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации
личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на
многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и
сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
[27; стр.326]
Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии,
но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у
каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности.
В этих условиях динамика роста и взаимоотношений во многом
детерминируется такими факторами, как семейные ценности и стиль воспитания.
[31; стр.538]
Установки, ценности и ожидания детей связаны с тем, какое
воспитание они получили. Например, методы воспитания детей в семьях, где оба
родителя являются источниками семейного дохода, очевидно, подвержены влиянию их
социального окружения, их убеждений и ценностей. Если мать в многодетной семье
работает, забота о младших детях часто ложится на плечи старших. Дети в таких
семьях могут приобретать социальные роли, ценности и умения в большей мере от
сиблингов, нежели от родителей. В идеале старшие дети научаются заботливому,
ответственному поведению. У младших детей появляется сильная привязанность к
своим братьям и сестрам и чувство уверенности при общении со сверстниками.
Семейные связи и привязанности обычно в таких случаях усиливаются. [4; стр.92]
Семьи вырабатывают свою собственную идентичность и модели
воспитания детей в результате взаимодействия исторического контекста, в котором
они находятся, формирующих их культурных контекстов и меняющихся стадий
развития их членов. Форма и функция семьи обусловлены социокультурными
требованиями. Изменение требований приводит к трансформации семьи, позволяющей
адаптироваться ей к новым условиям. [4; стр.94]
Повышается число женщин, рожающих ребенка и не состоящих при
этом в браке. Высокий процент браков заканчивается разводом. Стало обычным
явлением воспитание ребенка одним из родителей. Это негативно влияет на
развитие ребенка, формирование его личности, создание отношений с
противоположным полом, полноценной жизни в обществе.
Целью данной работы являлось исследовать особенности
восприятия семьи детьми из полных и неполных семей. Для этого было сформировано
2 группы детей (по 20 человек) из полных и неполных семей. В каждой группе – 10
девочек и 10 мальчиков в возрасте 9-10 лет, учащихся 3-4 классов
специализированной школы №69 с углубленным изучением английского языка.
Также было сформировано 2 группы их родителей (по 20
человек): их полных семей приняли участие в исследовании 18 женщин и 2 мужчин,
из неполных – 19 женщин и 1 мужчина.
В обеих группах родителей преобладает возраст 30-40 лет.
Для проведения исследования использовались следующие
методики:
1) для детей: а) метод опроса;
б) формализованная анкета;
в) кинетический рисунок семьи;
г) методика Рене Жиля.
2) для родителей: а) методика PARI
Изучение общих данных, полученных с помощью формализованной
анкеты при активном участии классных руководителей, позволило установить ряд
отличий между группами испытуемых. Выяснилось, что дети из полных семей
отличаются более высокой школьной успеваемостью – учатся на «отлично» в 10% и
«хорошо» в 50% случаев, тогда как дети из неполных семей – соответственно в 5%
и 40% случаев.
В полных семьях преобладают семьи с 1 ребенком (45%), а в
неполных – с 2 детьми (50%). Число полных многодетных семей составляет 15%, в
неполных – выше, 25%.
В группах родителей наблюдаются различия в уровне
образования: в полных семьях 60% родителей имеют высшее образование, в неполных
семьях – 45% родителей с высшим образованием. Возможно, уровень образования
родителей влияет на степень требований к учебе, предъявляемых родителями к
своим детям.
По результатам исследования с помощью опроса и кинетического
рисунка семьи видно, что независимо от состава семьи, дети испытывают большую
потребность в матери, хотя дети из неполных семей в 20% случаев выражают также
потребность в отце.
Отношение к родным братьям и сестрам в обеих группах семей
разное – от выражения любви («с моей любимой сестрой») и до полного отстранения
(«брат не будет играть с нами»). Возможно, это связано с ревностью,
соперничеством между сиблингами, разницей в возрасте между детьми.
По результатам исследования с помощью методики Рене Жиля
отношение к отцу в группах детей отличается: в полных семьях – 51%, в неполных
– 30%. Отмечается различное отношение детей к бабушке и дедушке, хотя в
неполных семьях, где живет бабушка, отношение к ней выше, проявляется большая
привязанность, чем у детей из полных семей. Это объясняется тем, что бабушка в
неполной семье играет более активную роль в воспитании внуков, чем бабушка в
полной семье, где, в основном, воспитанием занимаются родители.
Отношение к другу (подруге) различное – если ребенок замкнут,
он выбирает 1 друга, а общение с остальными носит формальный характер.
Дети из полных семей проявляют более высокую степень
общительности, любознательности, а также их показатели доминирования выше, чем
у детей из неполных семей. В полных семьях дети обладают большим энтузиазмом,
потребностью в общении.
Отмечается более высокий уровень закрытости, отгороженности у
детей из неполных семей.
По результатам исследования родительско-детских отношений с
помощью методики PARI видно, что в обеих группах семей
родители отдают предпочтение авторитетному стилю воспитания, в меньшей мере
применяется авторитарный стиль.
Родители из неполных семей показали высокую степень ощущения
самопожертвования и сверхавторитет родителей, а также чрезмерное вмешательство
в мир ребенка. В полных семьях на первое место ставится уравнение отношений
между родителями и ребенком, в неполных семьях этот показатель несколько ниже.
В обеих группах семей низкие показатели по признаку уклонения от конфликта.
Для неполных семей характерны более высокие показатели в
исключении внесемейных влияний, подавлении агрессивности, сексуальности и
стремлении ускорить развитие ребенка.
В обеих группах семей отмечено, что выбранный стиль
воспитания детей зависит от возраста, образования и от количества детей в
семье.
Сравнивая данные методик Рене Жиля и PARI, выяснили, что в обеих группах семей
наблюдается обратно пропорциональная связь между признаками отношения к матери
(методика Р.Жиля) и чрезмерной заботы матери о детях (методика PARI) в зависимости от числа детей: если
показатель отношения к матери увеличивается, то обязательно снижается
показатель чрезмерной заботы, и наоборот.
Выдвинутая гипотеза о том, что восприятие своей семьи детьми
из неполных семей ниже, чем их сверстников из полных семей, подтвердилась.
Рекомендуется дальнейшее исследование этой темы, изучение
личностных особенностей детей и их родителей.
Выводы
Учитывая все полученные данные, можно подвести итоги:
1)
для детей
из неполных семей характерны низкая самооценка, высокая степень импульсивности,
закрытость, ощущение свей семьи недостаточной, ущербной, в некоторой степени
проявляется агрессия по отношению к окружающим;
2)
для детей
из полных семей характерны более высокая самооценка, любознательность,
стремление к общению, лидерству;
3)
в
неполных семьях родители проявляют сверхавторитет, подавляют сексуальность и
стремятся ускорить развитие своего ребенка;
4)
в полных
семьях родители проявляют большую уверенность, стабильность в воспитании детей,
полагаясь не только на себя, но и на супруга.
Список использованной литературы
1.
Азаров
Ю.П. «Семейная педагогика» - М., 1985.
2.
Бернс
Р.С., Кауфман С.Х. «Кинетический рисунок семьи» - М., Смысл, 2003.
3.
Бурлачук
Л.Ф., Морозов С.Н. «Словарь-справочник по психодиагностике» - СПб.: Питер,
2003.
4.
Гиппенрейтер
Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» - М., 1995.
5.
Дальто Ф.
«На стороне ребенка» - СПб., 1997.
6.
Джайнотт
Х.Дж. «Родители и дети» - М., 1986.
7.
Дружинин
В.Н. «Психология семьи» - Екатеринбург, 2000.
8.
Карабанова
О.А. «Психология семейных отношений» - Самара, 2001.
9.
Кон И.С.
«Ребенок и общество» - М., 1988.
10.
Крайг Г.,
Бокум Д. «Психология развития» - СПб.: Питер, 2006.
11.
Лийк К.
«Влияние домашней среды на развитие ребенка» - Таллинн, 1986.
12.
Лисина
М.И. «Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного и младшего
школьного возраста» - М.,1980.
13.
Лофас Ж.
«Повторный брак: дети и родители» - СПб.: 1996.
14.
Мухина
В.С. «Возрастная психология» - М., 1997.
15.
Немов
Р.С. «Психология»: Кн. 2 и 3. – М.: «Владос», 2000.
16.
«Практическая
психодиагностика: методики и тесты» - Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара:
Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002.
17.
«Проективная
психология» - М.: Апрель Пресс, 2000.
18.
«Психологические
тесты» - М.: ЭКСМО, 2004.
19.
«Психология
детства» - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
20.
Самоукина
Н.В. «Практический психолог в школе» - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003.
21.
Сидоренко
Е.В. «Методы математической обработки в психологии» - СПб., 2001.
22.
«Современная
энциклопедия психологических тестов» - Донецк: ПКФ «БАО», 2004.
23.
Сухомлинский
В.А. «О воспитании» - Изд-во «Политическая литература» - М., 1985.
24.
Тейлор К.
«Психологические тесты и упражнения для детей» - М.: Апрель Пресс, 2002.
25.
«Тестирование
детей» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
26.
Торохтий
В.С. «Психология социальной работы с семьей» - М., 1996.
27.
«Философский
словарь» - Под ред. И.П.Фролова. – М., 1980.
28.
Фридман
Л.М. «Психология детей и подростков» - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004.
29.
«Хрестоматия
по возрастной психологии» - Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.,1996.
30.
Цельмер
З. «Искусство быть вместе. Психология семейных отношений» - М., 1994.
31.
Шнейдер
Л.Б. «Основы семейной психологии» - М.: Изд-во Московского
психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|