Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка
Существует распространенное стереотипное представление и о
пасынке или падчерице. Считается, что таким ребенком пренебрегают, нередко
жестоко с ним обращаются и, несомненно, любят меньше, чем «своего». Опросы, как
в целом населения, так и специалистов, оказывающих помощь смешанным семьям,
показывают, что эти стереотипы распространены довольно широко. Такие сказки,
как «Золушка», «Гензель и Гретель», «12 месяцев» представляют собой
концентрированное выражение некоторых из этих стереотипов. Однако такие стереотипы
в реальной жизни в основном не находят подтверждения. В случае, когда
действительно наблюдается подобная ситуация (что бывает нечасто), не всегда
следует винить неродного родителя. Часто дети сами могут препятствовать налаживанию
отношений. Если они так и не приняли развод или потерю своего биологического
родителя или сохраняют идеализированные представления об отсутствующих отце или
матери, когда в процессе горького и скандального развода ими пользовались как
пешками, дети могут отвергать любовь мачехи или отчима, делая невозможной
семейную гармонию.
Затраты времени на развитие взаимного доверия, привязанности,
чувства близости и уважения к точке зрения ребенка часто окупаются формированием
вполне приемлемых отношений. Девочкам, как правило, труднее сформировать хорошие
отношения с отчимом, чем мальчикам. Возможно, это происходит из-за того, что
обычно после развода у девочки складываются более тесные отношения с матерью и
она рассматривает появление отчима как вторжение. С другой стороны, у мальчиков
после развода часто бывают неспокойные, конфликтные отношения с мачехами.
Несмотря на то что неродные родители редко занимают в жизни
ребенка место идеализированного биологического родителя, им часто удается
создать семейную обстановку любви, заботы и безопасности, иногда более
удовлетворительную, чем напряженная атмосфера семьи перед разводом. Фактически
большинство отчимов, мачех и их пасынков и падчериц постепенно успешно
приспосабливаются к жизни в новой семье. Вероятность такого приспособления выше
в тех смешанных семьях, которые создают новую социальную единицу, расширяющую
спектр свойств биологической семьи детей, чтобы включить новые отношения и
стили общения, способы воспитания, методы решения проблем. [13; стр.18]
Выводы по третьему разделу
К сожалению, за последние годы повысилось число женщин,
рожающих ребенка и не состоящих при этом в браке; также стало обычным явлением
воспитание ребенка одним из родителей. Присутствие в неполной семье
родственников, помогающих заботиться о ребенке, уменьшает вероятность
потенциальных негативных воздействий на родителя и ребенка.
Многие браки заканчиваются разводом. Часто от этого страдают
дети, отказывающиеся принять факт окончательного разрыва отношений их родителей
и демонстрирующие негативные виды поведения.
Многие разведенные люди вступают в повторный брак и формируют
восстановленные (смешанные) семьи; дети могут реагировать на присутствие отчима
или мачехи как позитивно, так и негативно. [15; Кн.2,стр.438]
В нашей стране, согласно новейшим исследованиям, основными
причинами разводов являются следующие (в процентах к числу опрошенных людей
разного возраста):
–
материальные,
бытовые проблемы – 55;
–
пьянство
одного из супругов – 39;
–
ослабление
ценности семьи – 27;
–
супружеская
неверность – 19;
–
психологическая
несовместимость – 17;
–
однообразие
и скука семейной жизни – 12;
–
новая
любовь – 11;
–
отсутствие
детей – 7;
–
другое –
2. [31; стр.730]
Трудности, поджидающие супругов в связи с разводом, очень
зависят от возраста детей. Если дети еще маленькие (не старше 2 – 3 лет),
прошлая жизнь не окажет на них такого сильного влияния, какое она оказывает на
более старших. Дети в возрасте 3,5 – 6 лет переносят развод родителей очень
травматично, они не способны понять всего происходящего и нередко обвиняют во
всем себя. Ребенок 6 – 10 лет, родители которого развелись, может испытывать к
ним злость, агрессию, долго не проходящую обиду. В 10 – 11 лет у детей нередко
возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир.
Ребенок должен неоднократно убедиться в том, что его
по-прежнему любят оба родителя. Нужно сохранить для детей возможность
почувствовать себя личностью и создать условия, при которых могут развиться
взаимное доверие и любовь. [11; стр.177]
II глава
Исследовательская работа
Раздел 1. Материалы и методы
исследования
1.1. Описание групп
С целью проведения исследования было сформировано 2 группы
(по 20 человек; в каждой группе 10 девочек и 10 мальчиков) детей из полных и
неполных семей в возрасте 9-10 лет, учащихся 3-4-х классов специализированной
школы №69 с углубленным изучением английского языка.
В исследовании так же приняли участие их родители: в полных
семьях – 18 женщин и 2 мужчин, в неполных семьях – 19 женщин и 1 мужчина.
1.2. Описание методик
Для исследования восприятия семьи детьми из полных и неполных
семей использовались следующие методики:
1)
метод
опроса;
2)
формализованная
анкета;
3)
кинетический
рисунок семьи;
4)
методика
Рене Жиля.
Для исследования родительско-детских отношений родителям
предлагалась методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла.
1)
Метод
опроса. Ребенку предлагалось ответить на вопросы, выразив тем самым свои
чувства, отношения к окружающим его людям: родственникам и друзьям. Бланк для
опроса находится в приложении №1. [24; стр.142]
2)
Формализованная
анкета заполнялась на каждого ребенка при активном участии классного
руководителя. В анкете представлена информация о семье ребенка, особенностях
поведения его в школе, успеваемости, взаимоотношениях с одноклассниками. Бланк
формализованной анкеты находится в приложении №2.
3)
Кинетический
рисунок семьи.
Историческая справка. Считают, что идея использования рисунка
семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей,
среди которых упоминают работу В. Хьюиса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса,
С. Кауфмана.
Бернс и Кауфман определили свою методику «Кинетический
рисунок семьи» как «новый инструмент для понимания детей, особенно трудных
детей». [17; стр.25]
Дается следующая инструкция:
«Нарисуй на картинке всех членов твоей семьи, включая тебя,
делающего что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не мультяшек и не людей,
состоящих из палочек. Помни: изображай каждого делающим что-нибудь, какое-либо
действие».
Этот акцент на «делании» показывает изменения в отличии от
«Рисуночного теста семьи» Халса. [2; стр.12]
«Кинетический рисунок семьи» - относительно молодая методика,
датируемая лишь 1970 годом.
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных
отношений.
Задача: на основе выполнения изображения оценить особенности
восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Материал: для работы необходимо использовать лист белой
бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.
В ходе тестирования отмечаются последовательность рисования
деталей, паузы более 15 секунд, стирание деталей, непроизвольные комментарии
ребенка, эмоциональные реакции и их связь с изображением. Бланк обработки теста
находится в приложении №3. [24; стр.131]
Эта методика доступна и удобна в применении в условиях
психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора
тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений
межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке
ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами
семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать
словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл
изображенного, чем вербальный язык. [18; стр.37]
Вследствие привлекательности и естественности задания эта
методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с
ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно
продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от
способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к
интроспекции, способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т. е. от тех
особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении
заданий, основанных на вербальной технике. [24; стр.133]
4) Методика Рене Жиля.
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его
восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика
Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности
ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42
картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий.
Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных
ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от
него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки,
слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей,
либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.
Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых
заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем
некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика
позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его
людям (к семейному окружению) и явлениям. [16; стр.418]
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от
других проективных тестов, не только делают ее более легкой для
испытуемого-ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации
и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная
методика межличностных отношений позволяет представить результаты
психологического обследования по ряду переменных и количественно. [25; стр.136]
Психологический материал, характеризующий систему личностных
отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.
1) Переменный, характеризующий конкретно-личностные
отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, осетра
и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.
2) Переменные, характеризующие самого ребенка и
проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление
к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы выделяют 12
признаков:
отношение к матери,
отношение к отцу,
отношение к матери и отцу как семейной чете,
отношение к братьям и сестрам,
отношение к бабушке и дедушке,
отношение к другу,
отношение к учителю,
любознательность, стремление к доминированию,
общительность, отгороженность, адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов
данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление
соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных,
она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами.
В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент
глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и
статистической обработки. [16; стр.419]
В процессе обработки данных этой методики нами были внесены
изменения в «ключе»:
1) в шкале «отношение к матери» включить в состав заданий
задание №5, так как ребенок может отмечать «во главе стола» свою мать (см.
задание №5);
2) в шкале «закрытость, отгороженность» включить в состав
заданий задание №18, так как он также отражает отношение ребенка к миру, людям.
Проведенные исследования свидетельствуют о значительной
диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста Рене Жиля. [3;
стр.205]
Методика PARI (Parental attitude research instrument)
предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным
сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е. С.
Шеффер и Р. К. Белл. Методика адаптирована российским психологом Т. В. Нещерт.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающихся разных
сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков
описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских
отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: 1 - эмоциональный оптимальный
контакт; 2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком; 3 -излишняя
концентрация на ребенке. [31; стр.757]
Выделены следующие признаки:
1)
Вербализация;
2)
Чрезмерная
забота
3)
Зависимость
от семьи;
4)
Подавление
воли;
5)
Ощущение
самопожертвования;
6)
Опасение
обидеть;
7)
Семейные
конфликты;
8)
Раздражительность;
9)
Излишняя
строгость;
10)
Исключение
внесемейных влияний;
11)
Сверхавторитет
родителей;
12)
Подавление
агрессивности;
13)
Неудовлетворенность
ролью хозяйки;
14)
Партнерские
отношения;
15)
Развитие
активности ребенка;
16)
Уклонение
от конфликта;
17)
Безучастность
мужа;
18)
Подавление
сексуальности;
19)
Доминирование
матери;
20)
Чрезвычайное
вмешательство в мир ребенка;
21)
Уравнение
отношения;
22)
Стремление
ускорить развитие ребенка;
23)
Несамостоятельность
матери. [16; стр.451]
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных
с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика
состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности,
и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного
согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе»
методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким
образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5. [16; стр.438]
Опросный лист находится в приложении №4.
Валидизация теста проводилась по коэффициенту синхронной
надежности с помощью критерия Кронбаха (альфа). Данный показатель отражает однородность,
внутреннее постоянство или устойчивость по отдельным шкалам теста. Анализ коэффициента
пригодности теста атрибутивного стиля установил высокий результат, Альфа
Кронбаха = 0,943. [22; стр.398]
Бурлачук Л.Ф. указывает на высокую информативность теста при
анализе семейных конфликтов, воспитательных проблем, при невротических расстройствах
и нарушениях поведения в случае развода в семье, при проблемах с обучением в
школе. Опросник находит применение и в клинической практике. [3; стр.289]
Раздел 2. Результаты исследования и
их анализ
Изучение общих данных, касающихся детей из полных и неполных
семей, позволило установить ряд отличий между группами испытуемых (см. таблица
1). Так, выяснилось, что дети из полных семей отличаются более высокой школьной
успеваемостью (учатся на «отлично» в 10% и «хорошо» в 50% случаев, тогда как
дети из неполных семей -соответственно в 5% и 40% случаев).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|