Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка
Почти одинаковое количество полных семей с 1 ребенком (45%) и
2 детьми (40%), число многодетных семей, где 3 детей, составляет 15%. Совсем
другая ситуация наблюдается в неполных семьях, где преобладают семьи с 2 детьми
(50%). Семей с 1 ребенком – 25%, многодетных также 25%, причем 2 матери с 4
детьми. В неполных семьях у родителей – 45% высшее образование и 45% среднее
специальное, а в полных семьях преобладает высшее образование (60%).
В обеих группах семей преобладает возраст родителей - от 30
до 40 лет.
Таблица 1. Общие данные о группах испытуемых из полных и
неполных семей
|
Показатели
|
Полная семья
|
Неполная семья
|
1. Уровень успеваемости
|
|
|
«отлично»
|
10%
|
5%
|
«хорошо»
|
50%
|
40%
|
«удовлетворительно»
|
35%
|
45%
|
«неудовлетворительно»
|
5%
|
10%
|
2. Количество
детей в семье
|
|
|
1
|
45%
|
25%
|
2
|
40%
|
50%
|
3
|
15%
|
15%
|
4
|
—
|
10%
|
3. Образование
родителей
|
|
|
высшее
|
60%
|
45%
|
среднее
специальное
|
40%
|
45%
|
среднее
|
—
|
10%
|
4. Возраст
родителей
|
|
|
до 30 лет
|
25%
|
10%
|
30-40 лет
|
60%
|
65%
|
старше 40 лет
|
15%
|
25%
|
2.1. Анализ опроса
В обеих группах семей доминирует потребность и теплое
отношение к матери («с моей мамой», «позову на помощь маму»).
В полных семьях отношение к отцу формальное («с мамой или
папой», «с мамой, папой, бабушкой,…»), в неполных семьях – отстраненное. В
группе полных семей присутствует положительное отношение к родительской чете
(«с папой и мамой», «с родителями»), в неполных семьях – в меньшей степени
выражено, более неопределенно («с семьей»).
Отношение к сиблингам в обеих группах различное («пойду с
братом», «не будет играть сестра»).
Отношение к бабушке в неполных семьях различное («с
бабушкой», «дома останется бабушка»), в полных – отстраненное.
В неполных семьях дедушка иногда упоминается («с бабушкой и
дедушкой»), в полных семьях – вообще отсутствует.
В группе неполных семей также доминирует потребность в
дружбе, друзьях («с другом», «с Никитой», «с лучшими подругами»), в полных
семьях эта потребность менее выражена («с родителями и другом»).
В обеих группах семей наименее выражена крайняя степень
потребности в уединении – «на острове с животными: собакой, жирафами,
обезьянами», «на острове с едой».
2.2. Результаты исследования семейных
отношений по кинетическому рисунку семьи (КРС)
Сравнивая рисунки детей из полных и неполных семей, можно
сделать следующие выводы:
1)
в
неполных семьях дети испытывают чувство отверженности себя в семье на 25% выше,
чем их сверстники в полных семьях;
2)
в 22%
рисунков отсутствует мать, тем самым ребенок из неполной семьи выражает свое
амбивалентное отношение к ней, в то время как в полных семьях мать присутствует
во всех рисунках;
3)
различное
отношение к братьям и сестрам, и малая значимость бабушек и дедушек, особенно в
полных семьях;
4)
дети из
неполных семей в 20% выражают свою потребность в отцовской любви, внимании;
5)
в полных
семьях у детей больше энтузиазма (30%), чем у их сверстников из неполных семей
(10%);
6)
потребность
в общении выражена у 15% детей из полных семей, в неполных – она вообще
отсутствует;
7)
нарушения
внутрисемейных контактов наблюдается у 25% детей из неполных семей, несколько
ниже этот показатель в полных семьях – 10%;
8)
в
неполных семьях больше выражена замкнутость, импульсивность, агрессия, чем в
полных семьях в среднем на 10-15%;
9)
в 20%
рисунков дети из полных семей идентифицируют себя с мамой в зависимости от
пола, в неполных семьях этот показатель ниже – 10%;
10)
в группе
детей из полных семей преобладает высокая самооценка (25%), а у детей из
неполных семей – низкая самооценка (35%).
Данные по различиям в двух группах представлены в таблице №2
Таблица 2.
Процентные соотношения наиболее распространенных элементов кинетического
рисунка семьи в группах испытуемых
|