|
Меню
|
|
Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка
3) по доминантности (t = 2) и закрытости (t = 2,16)
– точность расчетов равна 95% и допускаем ошибку, не превышающую 5%.
По отношению к матери (t = 1,59), братьям и сестрам (t = 1,43) и общительности (t = 1,48) есть тенденция.
Полученные данные представлены в таблице №4.
Таблица 4.
Результаты исследования межличностных отношений у детей из полных и неполных
семей по методике Рене Жиля.
|
№
шкал
|
Название шкал
|
Дети из полных семей
|
Дети из неполных семей
|
t – критерий Стьюдента
|
1
|
Отношение к матери
|
13,0±0,52
|
11,7±0,64
|
1,59
|
2
|
Отношение к отцу
|
8,2±0,38
|
6,0±0,73
|
2,74*
|
3
|
Отношение к матери и отцу как к
родительской чете
|
5,1±0,3
|
3,0±0,56
|
3,36**
|
4
|
Отношение к братьям и сестрам
|
8,1±0,19
|
7,0±0,74
|
1,43
|
5
|
Отношение к бабушке и дедушке
|
3,8±0,45
|
3,7±0,56
|
0,14
|
6
|
Отношение к другу
|
6,7±0,54
|
5,9±0,54
|
0,99
|
7
|
Отношение к учителю (авторитетному
взрослому)
|
4,7±0,18
|
4,3±0,47
|
0,80
|
8
|
Любознательность
|
8,3±0,27
|
6,5±0,38
|
3,83***
|
9
|
Доминантность
|
2,3±0,18
|
1,8±0,17
|
2,0*
|
10
|
Общительность
|
3,0±0,15
|
2,6±0,22
|
1,48
|
11
|
Закрытость, отгороженность
|
2,4±0,34
|
3,9±0,58
|
2,16*
|
12
|
Социальная адекватность поведения
|
7,3±0,43
|
7,1±0,44
|
0,4
|
Далее мы решили подробнее исследовать отношение детей к своим
родителям, используя данные, полученные с помощью методики Рене Жиля.
Выявили, что у 70% детей из полных семей преобладает
отношение к матери, в неполных – у 35%. Только у 5% детей из полных семей
преобладает отношение к отцу, в неполных – отсутствует, более того, у 20% -
полное игнорирование отца. Одинаковое отношении к обоим родителям в неполных
семьях выражено в 45%, в полных – этот показатель ниже (25%).
По отношению к родительской чете в полных семьях доминирует
средняя оценка (60%), в неполных – средняя и низкая оценки (по 35%) и в 20% -
игнорирование.
Результаты приведены в таблице №5.
Таблица №5. Особенности отношения детей к родителям.
|
№
шкал
|
Название шкал
|
Дети из полных семей
|
Дети из неполных семей
|
t – критерий Стьюдента
|
1
|
Отношение к матери
|
13,0±0,52
|
11,7±0,64
|
1,59
|
2
|
Отношение к отцу
|
8,2±0,38
|
6,0±0,73
|
2,74*
|
3
|
Отношение к матери и отцу как к
родительской чете
|
5,1±0,3
|
3,0±0,56
|
3,36**
|
4
|
Отношение к братьям и сестрам
|
8,1±0,19
|
7,0±0,74
|
1,43
|
5
|
Отношение к бабушке и дедушке
|
3,8±0,45
|
3,7±0,56
|
0,14
|
6
|
Отношение к другу
|
6,7±0,54
|
5,9±0,54
|
0,99
|
7
|
Отношение к учителю (авторитетному
взрослому)
|
4,7±0,18
|
4,3±0,47
|
0,80
|
8
|
Любознательность
|
8,3±0,27
|
6,5±0,38
|
3,83***
|
9
|
Доминантность
|
2,3±0,18
|
1,8±0,17
|
2,0*
|
10
|
Общительность
|
3,0±0,15
|
2,6±0,22
|
1,48
|
11
|
Закрытость, отгороженность
|
2,4±0,34
|
3,9±0,58
|
2,16*
|
12
|
Социальная адекватность поведения
|
7,3±0,43
|
7,1±0,44
|
0,4
|
Благодаря полученным данным об отношении детей к каждому
члену семьи, можем представить отношение детей ко всей своей семье (Диаграмма
№1).
Отношение к матери у детей из полных семей выше на 6%, чем у
их сверстников из неполных семей. Отличны так же показатели в отношении к отцу
– разница составляет 11%.
Особенно большое различие между группами детей в отношении к
матери и отцу как родительской чете – в полных семьях (51%) и в неполных семьях
(30%). Некоторые различия наблюдаются у детей из полных и неполных семей в
отношении к сиблингам – 41% и 35% соответственно. Одинаковое отношение к
бабушкам и дедушкам в обеих группах детей – 25% и 24%.
Выявлены различия в признаках, характеризующих самого
ребенка: любознательность, доминантность, общительность (Диаграмма №2).
Диаграмма №2. Уровни социальных характеристик детей из полных
и неполных семей.
Наибольшие различия наблюдаются в группах детей между
признаками любознательности (83% и 65%) и доминантности (57,5% и 40%) в пользу
детей из полных семей. На 10% дети из полных семей более общительны, чем их
одноклассники из неполных семей.
Установлены различия в показателях признака отношение к
матери в зависимости от количества детей в семье (рис. 1)
Рис. 1. Динамика признака отношения к матери
В полных семьях средний показатель отношения к матери
уменьшается в зависимости от количества детей в семье – с 13,7 до 11,3. В
неполных семьях наблюдаются изменения этого показателя: в семьях, где один
ребенок отношение к матери выше (14,2), чем в полных семьях с одним ребенком
(13,7). В неполных семьях с 2 детьми отношение к маме резко снижается до 10,4;
затем значение матери увеличивается в семье, где 3-е детей (13). Но в
многодетных семьях с 4 детьми показатель отношения к матери снова снижается до
10. Уменьшение данного показателя объясняется тем, что помимо отношения с
матерью развиваются и отношения с братьями и сестрами, увеличивается число
контактов с окружающими.
В обеих группах детей отношение к бабушке различное.
Используя полученные данные в результате опроса и методики Рене Жиля, можно
утверждать, что в неполных семьях бабушка живет с внуками в 50%, а в полных
этот показатель ниже (35%), соответственно в 65% бабушка живет отдельно. В
связи с этим выявлены различия по признаку отношения к бабушке в зависимости от
того, проживает она совместно с детьми или же отдельно (Диаграмма №3).
Диаграмма №3. Отношение к бабушке детей из полных и неполных
семей.
В неполных семьях, где бабушка живет с внуками, отношение к
ней выше (5,2), чем в полных семьях (4,7) – в неполных семьях более тесное
общение с бабушкой. В случае, если бабушка живет отдельно в обеих группах семей
наблюдается снижение показателей: в полных семьях до 3,2; в неполных до 2,1.
2.4. Результаты исследований
родителей по методике PARI
Анализ данных методики изучения внутрисемейных отношений
установил, что в родительском воспитании доминируют такие признаки:
1)
в полных
семьях – уравнение отношений между родителями и ребенком (89,8%) и развитие
активности ребенка (85,5%);
2)
в
неполных семьях – сверхавторитет родителей (87,8%) и уравнение отношения
(87,5%).
Наименее выраженными признаками стали:
1)
в полных
семьях – подавление сексуальности (61,8%) и уклонение от конфликта (60,3%);
2)
в
неполных семьях – семейные конфликты (64,8%) и уклонение от конфликта (61,8%).
В неполных семьях наблюдается большая осторожность семьи,
исключение в ней семейных влияний (81,5%) по сравнению с полными семьями
(73,8%).
В неполных семьях агрессивность детей подавляется чаще
(74,5%), чем в полных семьях (67,8%).
В обеих группах семей родители проявляют почти в одинаковой
степени подавление сексуальности и стремление ускорить развитие ребенка, однако
в неполных семьях эти показатели на 6-8% выше.
В неполных семьях родители больше побуждают детей к словесным
проявлениям, вербализации (85,8%), чем в полных семьях (81%).
В обеих группах семей уравнение отношений преобладает над
чрезмерным вмешательством в мир ребенка, однако, по сравнению с полными семьями
(77,5%), вмешательство в мир ребенка в неполных семьях выше (85%). Данные
приведены в таблице №6.
Таблица 6.
Процентное соотношение результатов исследования родительско-детских отношений
по методике PARI
|