бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка бесплатно рефераты

3) по доминантности (t = 2) и закрытости (t = 2,16) – точность расчетов равна 95% и допускаем ошибку, не превышающую 5%.

По отношению к матери (t = 1,59), братьям и сестрам (t = 1,43) и общительности (t = 1,48) есть тенденция.

Полученные данные представлены в таблице №4.

Таблица 4. Результаты исследования межличностных отношений у детей из полных и неполных семей по методике Рене Жиля.


шкал

Название шкал

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

t – критерий Стьюдента

1

Отношение к матери

13,0±0,52

11,7±0,64

1,59

2

Отношение к отцу

8,2±0,38

6,0±0,73

2,74*

3

Отношение к матери и отцу как к родительской чете


5,1±0,3


3,0±0,56


3,36**

4

Отношение к братьям и сестрам

8,1±0,19

7,0±0,74

1,43

5

Отношение к бабушке и дедушке

3,8±0,45

3,7±0,56

0,14

6

Отношение к другу

6,7±0,54

5,9±0,54

0,99

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)


4,7±0,18


4,3±0,47


0,80

8

Любознательность

8,3±0,27

6,5±0,38

3,83***

9

Доминантность

2,3±0,18

1,8±0,17

2,0*

10

Общительность

3,0±0,15

2,6±0,22

1,48

11

Закрытость, отгороженность

2,4±0,34

3,9±0,58

2,16*

12

Социальная адекватность поведения

7,3±0,43

7,1±0,44

0,4


Далее мы решили подробнее исследовать отношение детей к своим родителям, используя данные, полученные с помощью методики Рене Жиля.

Выявили, что у 70% детей из полных семей преобладает отношение к матери, в неполных – у 35%. Только у 5% детей из полных семей преобладает отношение к отцу, в неполных – отсутствует, более того, у 20% - полное игнорирование отца. Одинаковое отношении к обоим родителям в неполных семьях выражено в 45%, в полных – этот показатель ниже (25%).

По отношению к родительской чете в полных семьях доминирует средняя оценка (60%), в неполных – средняя и низкая оценки (по 35%) и в 20% - игнорирование.

Результаты приведены в таблице №5.

Таблица №5. Особенности отношения детей к родителям.


шкал

Название шкал

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

t – критерий Стьюдента

1

Отношение к матери

13,0±0,52

11,7±0,64

1,59

2

Отношение к отцу

8,2±0,38

6,0±0,73

2,74*

3

Отношение к матери и отцу как к родительской чете


5,1±0,3


3,0±0,56


3,36**

4

Отношение к братьям и сестрам

8,1±0,19

7,0±0,74

1,43

5

Отношение к бабушке и дедушке

3,8±0,45

3,7±0,56

0,14

6

Отношение к другу

6,7±0,54

5,9±0,54

0,99

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)


4,7±0,18


4,3±0,47


0,80

8

Любознательность

8,3±0,27

6,5±0,38

3,83***

9

Доминантность

2,3±0,18

1,8±0,17

2,0*

10

Общительность

3,0±0,15

2,6±0,22

1,48

11

Закрытость, отгороженность

2,4±0,34

3,9±0,58

2,16*

12

Социальная адекватность поведения

7,3±0,43

7,1±0,44

0,4


Благодаря полученным данным об отношении детей к каждому члену семьи, можем представить отношение детей ко всей своей семье (Диаграмма №1).

Отношение к матери у детей из полных семей выше на 6%, чем у их сверстников из неполных семей. Отличны так же показатели в отношении к отцу – разница составляет 11%.

Особенно большое различие между группами детей в отношении к матери и отцу как родительской чете – в полных семьях (51%) и в неполных семьях (30%). Некоторые различия наблюдаются у детей из полных и неполных семей в отношении к сиблингам – 41% и 35% соответственно. Одинаковое отношение к бабушкам и дедушкам в обеих группах детей – 25% и 24%.

Выявлены различия в признаках, характеризующих самого ребенка: любознательность, доминантность, общительность (Диаграмма №2).

Диаграмма №2. Уровни социальных характеристик детей из полных и неполных семей.



Наибольшие различия наблюдаются в группах детей между признаками любознательности (83% и 65%) и доминантности (57,5% и 40%) в пользу детей из полных семей. На 10% дети из полных семей более общительны, чем их одноклассники из неполных семей.

Установлены различия в показателях признака отношение к матери в зависимости от количества детей в семье (рис. 1)

Рис. 1. Динамика признака отношения к матери



В полных семьях средний показатель отношения к матери уменьшается в зависимости от количества детей в семье – с 13,7 до 11,3. В неполных семьях наблюдаются изменения этого показателя: в семьях, где один ребенок отношение к матери выше (14,2), чем в полных семьях с одним ребенком (13,7). В неполных семьях с 2 детьми отношение к маме резко снижается до 10,4; затем значение матери увеличивается в семье, где 3-е детей (13). Но в многодетных семьях с 4 детьми показатель отношения к матери снова снижается до 10. Уменьшение данного показателя объясняется тем, что помимо отношения с матерью развиваются и отношения с братьями и сестрами, увеличивается число контактов с окружающими.

В обеих группах детей отношение к бабушке различное. Используя полученные данные в результате опроса и методики Рене Жиля, можно утверждать, что в неполных семьях бабушка живет с внуками в 50%, а в полных этот показатель ниже (35%), соответственно в 65% бабушка живет отдельно. В связи с этим выявлены различия по признаку отношения к бабушке в зависимости от того, проживает она совместно с детьми или же отдельно (Диаграмма №3).

Диаграмма №3. Отношение к бабушке детей из полных и неполных семей.



В неполных семьях, где бабушка живет с внуками, отношение к ней выше (5,2), чем в полных семьях (4,7) – в неполных семьях более тесное общение с бабушкой. В случае, если бабушка живет отдельно в обеих группах семей наблюдается снижение показателей: в полных семьях до 3,2; в неполных до 2,1.


2.4. Результаты исследований родителей по методике PARI

 

Анализ данных методики изучения внутрисемейных отношений установил, что в родительском воспитании доминируют такие признаки:

1)                 в полных семьях – уравнение отношений между родителями и ребенком (89,8%) и развитие активности ребенка (85,5%);

2)                 в неполных семьях – сверхавторитет родителей (87,8%) и уравнение отношения (87,5%).

Наименее выраженными признаками стали:

1)                 в полных семьях – подавление сексуальности (61,8%) и уклонение от конфликта (60,3%);

2)                 в неполных семьях – семейные конфликты (64,8%) и уклонение от конфликта (61,8%).

В неполных семьях наблюдается большая осторожность семьи, исключение в ней семейных влияний (81,5%) по сравнению с полными семьями (73,8%).

В неполных семьях агрессивность детей подавляется чаще (74,5%), чем в полных семьях (67,8%).

В обеих группах семей родители проявляют почти в одинаковой степени подавление сексуальности и стремление ускорить развитие ребенка, однако в неполных семьях эти показатели на 6-8% выше.

В неполных семьях родители больше побуждают детей к словесным проявлениям, вербализации (85,8%), чем в полных семьях (81%).

В обеих группах семей уравнение отношений преобладает над чрезмерным вмешательством в мир ребенка, однако, по сравнению с полными семьями (77,5%), вмешательство в мир ребенка в неполных семьях выше (85%). Данные приведены в таблице №6.

Таблица 6. Процентное соотношение результатов исследования родительско-детских отношений по методике PARI


Название признака

Родители из полных семей

Родители из неполных семей

1

Вербализация

81,0%

85,8%

2

Чрезмерная забота

73,0%

72,3%

3

Зависимость от семьи

68,8%

70,8%

4

Подавление воли

73,5%

75,5%

5

Ощущение самопожертвования

73,5%

80,8%

6

Опасение обидеть

76,0%

78,5%

7

Семейные конфликты

66,3%

64,8%

8

Раздражительность

73,8%

72,3%

9

Излишняя строгость

63,5%

65,5%

10

Исключение вне-семейных влияний

73,8%

81,5%

11

Сверх-авторитет родителей

80,5%

87,8%

12

Подавление агрессивности

67,8%

74,5%

13

Неудовлетворенность ролью хозяйки

62,8%

67,3%

14

Партнерские отношения

72,3%

73,5%

15

Развитие активности ребенка

85,5%

86,8%

16

Уклонение от конфликта

60,3%

61,8%

17

Безучастность мужа

68,5%

71,0%

18

Подавление сексуальности

61,8%

70,0%

19

Доминирование матери

71,5%

69,3%

20

Чрезмерное вмешательство в мир ребенка

77,5%

85,0%

21

Уравнение отношений

89,8%

87,5%

22

Стремление ускорить развитие ребенка

62,8%

68,5%

23

Несамостоятельность матери

79,3%

77,8%


Используя статистический анализ, проверим, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга. По таблице критических значений t-критерия Стьюдента находим нужное табличное значение t и сравнивая с ним вычисленное значение t.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


 © 2010 Все права защищены.