Влияние подвижных игр на совершенствование быстроты и ловкости у детей 6-7 лет
Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Дети 6 лет очень активны, и все в основном хотят быть
водящими, поэтому руководитель должен сам назначать их в соответствии со
способностями. Выбор на главную роль
дети должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить игрока, победившего в
предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался не пойманным, выполнил
задание лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п.
Существует несколько способов выбора водящего:
назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки
(предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью
жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы
используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным
критерием является качество выполнения движений и правил. Выбор водящего должен
способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и
силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше
детей побывало в этой роли.
Руководство игрой. Воспитатель
руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. В целом, контроль за ходом игры
направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор
конкретных методов и приемов. Но иногда воспитатель участвует в игре, если,
например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает
замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает
сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и
не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге),
регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на
настроении детей, поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.
Подведение итога. При
подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту,
соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует,
как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в
интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать
всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более
сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть
оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.
Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере
накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять, но
последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Кроме
того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры. Варьируя
игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
– увеличивать дозировку (повторность и общую
продолжительность игры);
– усложнить двигательное содержание (воробушки из
домика не выбегают, а выпрыгивают);
– изменить размещение играющих на площадке (ловишка не
сбоку, а в середине площадки);
– сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или
зрительный);
– провести игру в нестандартных условиях (по песку
бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол
дерева руками и ногами);
– усложнить правила (в старшей группе пойманных можно
выручать; увеличить число ловишек и т.д.)
Изменения должны быть всегда обоснованы. К составлению
вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.
Методика проведения
подвижных игр. Ребенок старшей дошкольной
группы уже должен уметь владеть основными движениями, хотя еще недостаточно
совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны.
Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. Мускулатура
относительно слаба, прочность опорного аппарата также еще невелика. Поэтому
большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без
длительных мышечных напряжений.
Дети
проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях,
когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии,
перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они
довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая
вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо
строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.
Функция
внимания у дошкольников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными,
переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно
предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется
с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых
движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы.
Правила
игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно
быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Часто, не дослушав
объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо,
если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с
большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим
способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда им нужен отдых
после физической нагрузки.
Сигналы
в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не свистком, а словесными
командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, еще очень
несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором
рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им
подготовиться к выполнению действия на последнем слове речитатива. Стремление
детей к выдумке, творчеству реализуется в подвижных играх, которые зачастую
имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, поэтому для
детей этого возраста очень привлекательными могут быть игры с элементами
таинственности, неожиданности.
Распределять
подвижные игры рекомендуется следующим образом:
в
подготовительной (заключительной) части можно включить игры с ритмичной ходьбой
и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих
организованности, внимания, согласованности движений, способствующие общему
физическому развитию (например, игра «Кто подходил»);
в
основной части, после выполнения основного движения, например бега, для
развития быстроты и ловкости лучше проводить игры-перебежки («Два Мороза», «Волки
во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием,
подскоками, прыжками могут отдохнуть.
В
старшем дошкольном возрасте нежелательно проводить командные игры. Постепенно,
с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей интереса к
коллективной деятельности, можно включать в урок игры с элементами соревнования
в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В
дальнейшем следует разделять детей на несколько групп и проводить с ними
соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями.
При
разделении игроков на соревнующиеся группы руководитель должен учитывать
соответствие характера игровых действий физической подготовленности детей, а
результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно.
Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по
прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй –
убегай» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с
прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы
(невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на
дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями
подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из
одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются
обособленно или попеременно и лишь изредка - в сочетаниях.
Глава 3. Опытно-экспериментальная
часть
3.1 Организация и проведение педагогического
эксперимента
Для того, чтобы выявить влияние подвижной игры на развитие быстроты и
ловкости у детей 6-7 лет, было организовано и проведено исследование на базе
МДОУ «Детский сад №10 комбинированного типа «Теремок» г.Зеленогорска
Красноярского края. В детском саду функционируют 8 групп. Программа: «Программа
воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой. Задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей,
полноценное физическое развитие;
- всестороннее гармоничное воспитание и
развитие детей;
- воспитание патриотических и интернациональных
чувств;
- формирование у детей интереса к труду
и потребности в трудовой деятельности;
- формирование нравственных чувств,
навыков культуры поведения;
- воспитание любви к прекрасному,
обогащение духовного мира.
В МДОУ проводится
систематическая работа по укреплению здоровья детей доступными средствами и
методами, проводятся следующие формы работы по физическому воспитанию:
физкультурные занятия, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика,
физкультурные развлечения. Для реализации этого блока имеются все условия:
имеется зал, наличия оборудования и спортивного инвентаря.
В ходе проведения
опытно-экспериментальной части исследования была выбраны 10 детей определенной
возрастной категории (6-7 лет), из которых были сформированы две группы: первая
группа (5 детей) - экспериментальная (ЭГ), вторая группа - контрольная (КГ) - 5
детей.
Тестирование проводилось
инструктором по физическому воспитанию ДОУ Бордовской О.И.
Для решения
постановленных задач применялись следующие методы исследования:
1. теоретический анализ и
обобщение литературы;
2. педагогическое
контрольное исследование (тестирование);
3.метод сравнительного
анализа;
4. математический метод.
Теоретический анализ и
обобщение литературы
предполагает поиск литературных источников, который осуществлялся в
библиотеках, анализировались материалы журналов, сборники научных трудов, другие
научные и научно-методические издания, кроме того использовались ресурсы
Интернет.
В результате теоретического
анализа и обобщения литературных данных, была выявлена суть работы, установлена
её актуальность.
Во многих образовательных
программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится
достаточно вариативная система показателей развития двигательных навыков и
основных физических качеств, которая может включать в себя как серию базовых,
так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. Проведенный
анализ научно-методической литературы, а также обобщение опыта работы с детьми
дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания
дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания
(тесты), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны
физической подготовленности детей от 4 до 7 лет. В приложение 3 представлены показатели
физического развития, предлагаемые в ряде утвержденных образовательных программ
для оценки физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ различного
вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью соответствуют анатомо-физиологическим
особенностям дошкольников; имеют минимум медицинских противопоказаний; не
требуют больших временных затрат; позволяют прослеживать динамику показателей,
дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных
детей с данными прошлых лет.
Педагогическое контрольное испытание
(тестирование).
Основными в педагогическом тестировании являются контрольные упражнения. Прежде
чем приступить к тестированию, нужно четко представить, для чего оно
производится и с какой целью. Учесть ряд принципиальных положений: соответствие
теста характеру и специфике спортивной деятельности, контингенту испытуемых.
Необходимые условия при выборе тестов для оценки
физических качеств:
-
доступность двигательных заданий
для детей различного уровня физического развития;
-
соответствие тестов возрастным
особенностям физического развития детей;
-
использование тех движений,
которые не требуют предварительного обучения и которыми дети достаточно
свободно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и
др.);
-
простота методики проведения
обследования (не требует больших затрат времени на освоение упражнений),
отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном
помещении для проведения тестирования;
-
соответствие двигательных заданий
основополагающим критериям – надежности, объективности, информативности;
-
возможность использования приемов,
позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать
достигнутый результат;
-
повторяемость двигательных заданий
для воспитанников разных возрастных групп, что позволяет проводить «сквозное»
тестирование, отслеживая динамику показателей физической подготовленности
каждого ребенка и детей от 4 до 7 лет;
-
использование тестовых упражнений
в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интересной и
увлекательной.
Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после
принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей
биологической активности – с 9 до 13 ч, перед тестированием необходимо
организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к
предстоящей мышечной нагрузке.
Целесообразно разделить показатели физической
подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и
пола детей (мальчики и девочки).
Участок или физкультурный зал, где проводится
тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов;
быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно
быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.). Необходимым требованием
должны отвечать и условия, в которых выполняются обследования: наличие
специального оборудования, ямы для прыжков, грунтовой дорожки для бега. Для
получения объективных данных констатирующее и контрольное обследования должны
осуществляться в одинаковых условиях.
Обязательна страховка детей при выполнении
двигательных заданий, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков,
упражнений на выносливость. К выполнению двигательных тестов дети допускаются в
соответствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий. Обязательно
следует четко соблюдать методику тестирования. Заранее отрабатывается единая
методика подачи команд.
Результат теста засчитывается, если ребенок справился
с заданием в соответствии с методикой. Во время выполнения тестовых заданий
недопустимы комментарии и разбор ошибок детей со стороны педагогов. Они должны
рассматриваться в процессе обучения.
Для обеспечения объективности результатов обследования
необходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по
организации и проведению тестирования. Строгая регламентации процесса
оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:
-
определение исходного уровня
двигательных умений и физических качеств каждого ребенка и группы в целом («зоны
ближайшего развития»);
-
изучение динамики состояния
развития двигательных навыков и качеств детей;
-
разработка программы
физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.
Для проведения тестирования необходимо
присутствие не менее двух человек (один регистрирует результаты, другой –
объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить
протокол тестирования.
Метод сравнительного
анализа применяется для
более глубокого и качественного исследования проблемы. С его помощью стало
возможным сравнение полученных результатов тестирования при констатирующем и
контрольном измерении – основной задачи нашей работы. Собрав необходимый
материал (данные о физической подготовленности), мы провели математические
вычисления.
Организация эксперимента проходила по следующей схеме:
предварительное тестирование - проведение экспериментальных занятий с активным
использованием подвижных игр - контрольное тестирование.
3.2 Констатирующий эксперимент
Тестирование уровня физической подготовленности детей,
в соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада, проводит
инструктор по физической культуре; воспитатели групп оказывают
необходимую помощь в организации этой работы, медицинская сестра осуществляет
наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного
задания.
Для определения исходного уровня физической
подготовленности детей тестирование осуществлено в рамках занятий по физической
культуре.
Всем выполняемым упражнениям предшествует разминка,
которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку
дается две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время
последней. В протоколы вносится лучший результат.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|