Влияние подвижных игр на совершенствование быстроты и ловкости у детей 6-7 лет
3. Способность к поддержанию высокого темпа движений.
Быстрота относится к числу консервативных, т.е.
трудно развиваемых, качеств человека. Развитие быстроты во многом зависит от
природных данных, часто передаваемых по наследству. Высокая пластичность
нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки
условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития
у них быстроты.
При развитии у детей быстроты решают 2 основные
задачи: увеличение скорости простых движений и увеличение частоты движений [6;
С.168].
Простые двигательные реакции – это ответные движения
на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни человека они имеют
большой значение, например при упражнении механизмами. Человек, обладающий
быстрой реакцией в определенных условиях, приобретает способность быстро
реагировать на сигналы и в других, непрерывных и более сложных условиях. Это
очень важно, особенно при возникновении внезапной опасности, когда быстрота
реакции часто спасает человеку жизнь.
Большое значение имеют и сложные двигательные реакции.
Основные из них – реакции на движущийся объект и реакции выбора. В реакциях на
движущийся объект основную часть времени занимает фиксирование движущегося
предмета глазами. Реакция выбора – это нахождение из нескольких возможных
вариантов наилучшего способа действия или ответа на сигнал.
Хотя быстрота реакции ребенка в определенной степени
зависит от типа нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей,
но и ее можно развивать с помощью физических упражнений и подвижных игр.
Частота движений при локомоциях (беге, передвижении на
лыжах, плавании и т.п.) в значительной степени зависит от состояния мышц,
производящих эти движения. Поскольку сократительная способность мышц с
возрастом улучшается и с помощью физических упражнений и игр еще более
развивается, частота, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов
движений у детей может быть увеличена.
Быстрота развивается в упражнениях,
выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до
финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и
очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять
упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Развитию быстроты
способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в
длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой
скоростью). В дошкольном возрасте используют и разнообразные упражнения,
требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это
упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с
бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.
При развитии быстроты у
детей предпочтение следует отдавать естественным формам движений и
нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с
максимально возможной скоростью может уже в детском возрасте привести к
образованию скоростного барьера. Подвижные игры в этом возрасте имеют явное
преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. Для развития быстроты
целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую
подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Игры, направленные на
развитие быстроты, создают положительную предпосылку для воспитания силы и
выносливости, а также других физических качеств, оказывая разносторонний эффект,
поэтому необходимо работать над всеми ее составляющими.
1.4 Ловкость как психофизическое качество, ее
характеристика
Ловкость — это способность быстро овладевать
новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать
свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Показателем ловкости
является координационная сложность движений. Здесь учитывается время,
необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая
достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми.
Ловкость развивается
довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей
в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения
сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже
почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит
быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная
способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно – мышечной
системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма [16; С.22].
Таким образом, дети
должны выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации
движений. При этом важно совершенствовать мышечное чувство (умение различать
темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также
чувства времени и пространства.
При развитии ловкости
необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В дошкольном возрасте
имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки
координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает
наибольший эффект. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных
физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается
ранняя спортивная специализация.
О степени ловкости можно
судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача,
насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный
момент ситуации.
Ловкость совершенствуют в
упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и
координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из
гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с
трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания,
ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к
другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры.
У детей 7- 8 лет совершенствуются навыки точных
движений. Этому способствуют метание в цель, упражнения с малыми мячами – удары
о пол, броски в стену, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными
движениями, различные сложные манипуляции с другими мелкими предметами –
палочками, колечками, кубиками и т. д. Эти упражнения, кстати, способствуют
овладению техникой письма, рисования. В дальнейшем внимание должно быть уделено
поддержанию и совершенствованию координации движений, точности. Для этого
рекомендуется использовать движения и игры, направленные на совершенствование
деятельности двигательного анализатора (упражнения для развития точности
пространственной и временной ориентировки, согласование движений отдельных
частей тела при выполнении сложных упражнений и их комплексов и т. д.).
Уместно подчеркнуть, что неравномерность развития
отдельных систем организма может привести к скованности движений. При
систематических занятиях физическими упражнениями и играми эти явления в
значительной степени ослабляются. В данном периоде развития у детей усиливаются
процессы торможения в коре большого мозга, что способствует развитию
аналитико-синтетической деятельности коры. Дети 12 – 15 летнего возраста могут
достичь высокого уровня совершенствования в сложных движениях.
Одним из проявлений ловкости является умение сохранить
равновесие тела в статическом положении и в движении. Устойчивость тела у детей
при статических позах с возрастом улучшается. Так, если у 7 – летнего ребенка
средняя амплитуда колебаний тела в переднее – задней плоскости равна 4,3мм, то
в 10 лет – уже 3,2 мм, а к 12 годам она уменьшается до 2,7мм, достигая почти
той же величины, что и у взрослых. То же самое происходит и с динамическим
равновесием. Если в 6 – 7-летнем возрасте дети при прохождении 15-метровой
прямой с закрытыми глазами отклоняются в сторону в среднем на 90,9см, то в 10
лет – на 50,2см, а в 12 лет – почти на ту же величину, что и взрослые – 32,4см
[6; С.26].
Для развития ловкости необходимо
использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех ее
компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих
ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих
физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и
тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие
ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва
для отдыха.
К развитию ловкости приводит
систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает
пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает
способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует
выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям
приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не
обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные
задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Ловкость развивается при
выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного
изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и
спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного
инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном
выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) [8; С.29].
1.5 Требования к физическим упражнениям, развивающим
быстроту и ловкость
Упражнения, направленные
на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, с
постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным
распределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги [2; С.96].
Упражнения включаются в
разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную
двигательную деятельность ребёнка.
При подборе упражнений на развитие
ловкости необходимо
помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление,
снижает точность, координацию. Поэтому их проводят непродолжительное время и в
начале двигательной деятельности.
В основе методики развития ловкости
лежат следующие положения [1; С.331]:
- применение необычных исходных
положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя
на коленях и т. д.;
- изменение скорости и темпа
движения, использование разных ритмических сочетаний, различной
последовательности элементов;
- смена способов выполнения
упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с
поворотом;
- использование в упражнениях
предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во
времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и
тонких мышечных ощущений;
- выполнение согласованных движений
несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать
обруч, верёвку, держась за них по 3-4 человека;
- более сложные сочетания основных
движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет;
ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д.;
- использование упражнений, в которых
необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с
остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.
При подборе упражнений
для развития быстроты
учитываются следующие требования:
1.
Движение должно
быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия
будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение;
2.
Продолжительность
упражнений должна быть не большой, чтобы исключить снижение скорости и
наступление утомления;
3.
Упражнения
недолжны носить однообразный характер. Следует повторять их в разных условиях,
с разной интенсивностью, с усложнением. При этом исключается закрепление,
стабилизация скорости, так называемого «скоростного барьера»;
4.
Упражнения должны
проводиться в начале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнения
необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети
неутомленны предшествующей деятельностью.
В методике развития
быстроты предлагаются следующие упражнения [1; С.332] .
1) Для развития быстроты
реакции используются:
-
старты из разных
исходных положений: стоя, сидя, лёжа, спиной назад, из упора на коленях.
-
чередование
основных движений: ходьба – прыжки, прыжки – приседания.
-
изменение
направления движений при ходьбе и беге по сигналу.
-
изменение
интенсивности движений: ходьба – бег интенсивный, бег медленный – бег с
ускорением.
2) Для развития способности в короткое время
увеличивать темп движения используется:
-
бег в
максимальном темпе на дистанции 20-25-30м 5-6 раз;
-
бег с высоким
подниманием бедра, отведением голени назад;
-
бег с ускорением.
3) Для развития умения приспосабливать и регулировать
длину бегового шага применяют:
- бег с перешагиванием через
гимнастические палки, уложенные на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном,
уменьшенном);
- бег скрестным шагом по обручам.
Качества быстроты и
ловкости не проявляются изолированно, а являются составными компонентами,
характеризующими ту или иную двигательную деятельность и, возможно,
проявляющиеся в ней в большей или меньшей степени.
Каждое мышечное сокращение
всегда протекает хотя бы с минимальным напряжением и имеет определенные
быстроту и продолжительность. Для проявления ловкости нужна в разной степени и
сила, и быстрота, и ловкость, и гибкость. Проявление основных качественных
особенностей двигательной деятельности взаимосвязано и взаимообусловлено.
Глубокая основа взаимосвязи лежит в том, что каждое из разбираемых качеств,
хотя и имеющих свои специфические особенности, является функцией все того же
нервно-мышечного аппарата. Протекание физиологических и биохимических процессов
при мышечной деятельности представляет собой единый процесс.
Воспитанию этих
физических качеств в большой степени способствуют подвижные игры и, что
немаловажно, все эти физические качества развиваются в комплексе.
Для развития способности к реакции
используют упражнения с быстро меняющимися заданиями, броски и ловля мяча в
парах (с отскоком и без, с выполнением хлопка перед ловлей).
Для развития дифференцировки
пространственных, временных и силовых параметров движения применяют прыжки на
заданную длину по зрительным ориентирам, бег и прыжки по разметкам, сделанным
на разном расстоянии.
Метание в цель, прокатывание мяча по
коридору, челночный бег и т. д. необходимый для развития способности к
ориентированию в пространстве.
Глава 2. Развитие
быстроты и ловкости у детей 6-7 лет на основе использования подвижных игр
2.1 Задачи, решаемые при проведении подвижных игр
В формировании разносторонне развитой личности ребенка
подвижным играм отводится важнейшее место. Опираясь на общие цели физического
воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении
подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные,
образовательные [7; С.10].
Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации занятий с учетом
возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные
игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление
костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки
у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
Воспитательные задачи подвижных игр. Подвижные игры в большой степени
способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы,
выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются
в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников
быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на
звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками,
задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в
кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый
переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры,
требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых
напряжений.
Игры с многократными повторениями напряженных
движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные
затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование гибкости происходит в играх,
связанных с частым изменением направления движений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|