бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе бесплатно рефераты

Психологическая готовность к школе как формирование учебных мотивов раскрывается в работах Л.И. Божович. Ею было выделено несколько аспектов психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: в первую очередь, определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательный и социальный мотивы учения, а также достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Данные новообразования психики дошкольника находятся в соответствии с предъявляемыми школой требованиями и тем самым должны обеспечить оптимальную адаптацию ребенка к новой учебной действительности [13, с.83].

Психологическая готовность к школе связывается также с формированием ряда элементов учебной деятельности, способности действовать по образцу, умения слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою и чужую работу.

В рамках коммуникативного подхода формирование психологической готовности к обучению связано с общением ребенка. В процессе разнообразного общения со сверстниками и взрослыми, согласно данному направлению, ребенок приобретает ценную способность ориентироваться на общие правила, учитывать установки другого человека и адекватно на них реагировать. Тем самым формируются предпосылки учебной деятельности. Положение о решающей роли общения было выдвинуто и последовательно разработано Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставшими функциями личности и формами ее структуры [22, с.16].

Как отмечает А.В. Запорожец, «общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений, оно также детерминирует структуру сознания, определяет опосредованное строение высших, специфически человеческих процессов» [36, с.125].

К данному направлению относится также подход Е.Е.Кравцовой, основанный на ведущей роли общения в развитии ребенка и деятельностной концепции: проблема психологической готовности к обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих видов деятельности в возрастном периоде 6-7 лет, то есть перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Смена ведущих типов деятельности интерпретируется Е.Е.Кравцовой как смена форм общения ребенка с окружающими людьми [22, с.17].

Все вышеперечисленные подходы представляют собой основные направления в исследовании психологической готовности детей к обучению в школе. Однако, рассматривая данную проблему, необходимо учитывать ряд особенностей, имеющих место на современном этапе.

Так например, многофакторная обусловленность процесса формирования готовности к школе, многоплановость школьной реальности, в которой происходит дальнейшее развитие личности, обнаруживает несостоятельность ограничения становления психологической готовности какой-либо одной сферой развития дошкольника. Задача современной науки состоит в том, чтобы перейти от изучения отдельных аспектов данного образования, которое было необходимо на этапе первичного изучения этого феномена, накопления теоретических данных и эмпирического материала, к созданию целостной концепции психологической готовности ребенка к школе.

В настоящее время наблюдается тенденция превращения старших групп детского сада в группы школьного типа, ориентированные прежде всего на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков, что вызвано усложнением задач воспитательно-образовательной работы, повышением требований к уровню развития будущих школьников. Как отмечают специалисты, имеет место недостаточная психологизированность в дошкольном воспитании. То есть при построении системы последнего мало учитываются психологические особенности детей, психологическая специфика данного периода развития. Если проанализировать принципы, на которых строится современное дошкольное образование, то легко увидеть, что обучение на занятиях по определенным предметам, способы общения и взаимодействия детей со взрослыми, друг с другом, организация режима дня скорее прямо перенесены из других, более старших периодов детства, нежели строятся в соответствии с возрастными закономерностями развития дошкольников.

Таким образом, приходим к выводу о том, что психологическая готовность к школьному обучению представляет собой целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности личности ребенка дошкольного возраста. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Поэтому для построения наиболее эффективной учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в преддверии перехода к следующему жизненному этапу – обучению в школе, необходимо задействовать все активные формы педагогического воздействия на различные сферы личности ребенка дошкольника.

 

1.2 Принцип преемственности как основополагающий аспект методики обучения изобразительной деятельности в современной системе образования


 В современной системе образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность – основное условие существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.

Проблема преемственности между детским садом и школой появилась с возникновением общественного дошкольного воспитания и особенно острой стала в последние годы, когда большинство детей приходит в школу из детского сада.

На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

Процесс рисования, лепки, аппликации и конструирования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

На занятиях в детском саду формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время; умение планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.

Исследования Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной и других педагогов указывают на возможность такой системы обучения детей в детском саду, которая будет способствовать подготовке их к школе [18, с.255]. С другой стороны, в исследованиях изобразительной деятельности школьников, проведенных психологами Е. И. Игнатьевым, Г. А. Лабунскойподчеркивается необходимость построения уроков изобразительного искусства в школе с учетом имеющихся у детей знаний, умений и навыков приобретенных в детском саду [3, с. 70].

Рассмотрим содержание работы детского сада и школы по изобразительной деятельности. В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности дети в основном выполняют практическую работу, с произведениями искусства они знакомятся на других занятиях: рассказывание по картине, рассматривание иллюстраций в книгах и т. д.

Репродукции картин, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства используются как варианты удачно выполненных образцов.

В школе изобразительное искусство становится учебным предметом и не только включает обучение рисованию, но и предполагает знакомство, и глубокое изучение детьми произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

В детском саду разнообразны занятия по изобразительной деятельности: рисование предметное, сюжетное, декоративное, лепка предметная и сюжетная, аппликация и конструирование разных видов. Всем этим видам работы уделяется большое внимание, все они равноценны. В школе на уроках изобразительного искусства проводится рисование с натуры, на темы и декоративное рисование. При этом большое значение как учебный предмет приобретает рисование с натуры. Практическая деятельность по лепке, аппликации и конструированию в школе отнесена к ручному труду [18, с.267].

Предметное рисование в школе включает рисование с натуры и по представлению. Учащиеся начальной школы овладевают элементарными навыками построения рисунка: учатся передавать конструктивно-пространственное положение натуры, цветовые и композиционные особенности объектов изображения. Они учатся рассматривать предметы в определенной последовательности — от общего к частному и от частного снова к общему, сравнивать в процессе изображения рисунок с натурой и исправлять ошибки в нем.

Исследования педагогов доказали не только возможность, но и необходимость специальной подготовки детей 6—7 лет к рисованию с натуры. Программы воспитания и обучения в школе и детском саду предусматривают условия создания преемственности по этой линии.

Анализ программы начальных классов по изобразительному искусству показывает, что наряду с последовательным усложнением учебных задач в предметном рисовании имеет место некоторое повторение программы детского сада. Так, в I классе дети учатся определять форму круга, квадрата, прямоугольника, овала на простых по конструкции предметах (мяч, тетрадь, портфель). Перед учащимися ставятся задачи по овладению техникой рисунка, которые решались в детском саду. Это объясняется тем, что не все дети приходят в школу из детского сада, с ними необходимо начинать работу с того, что воспитанники подготовительной группы усвоили еще до школы. Кроме того, в школе предъявляются более высокие требования к выполнению рисунка и некоторые повторения оправданны.

Тематическое рисование в школе является как бы продолжением сюжетного рисования в детском саду. Детям дают задание рассмотреть, понаблюдать предметы или явления в окружающей жизни, а затем рисовать их по памяти. Они учатся передавать смысловые связи между объектами, располагать в рисунке один предмет за другим с учетом плоскости земли и неба, изображать дальние предметы меньше по размеру [35, с.255].

В декоративном рисовании в школе ставятся задачи технического порядка – рисование узоров с последовательным построением их с помощью вспомогательных линий. Задачи художественного воспитания решаются в процессе выполнения декоративных работ с использованием элементов узоров народно-прикладного искусства и в процессе уроков-бесед об искусстве.

Выбор методов обучения детей изобразительному искусству зависит от возрастных особенностей. Возрастные особенности старших дошкольников и младших школьников имеют много общего. Поэтому и в методике обучения тех и других много аналогичных моментов.

Подготовка детей к школе ведется на протяжении всего времени обучения и воспитания в детском саду. В младшем возрасте они учатся правильно держать карандаш и кисть, знакомятся с различными изобразительными материалами, познают основные геометрические формы разной величины. Дети 2-3 лет не имеют опыта изобразительной деятельности, и подражание является основным приемом усвоения ими знаний. Поэтому большое значение приобретает показ способов выполнения задания воспитателем. В старшей группе больше внимания уделяется рисованию по непосредственному наблюдению, которое является подготовительным этапом к рисованию с натуры. Оно заключается в рассматривании и всестороннем обследовании предмета перед началом работы и изображении его по представлению. Этот прием развивает у детей внимание, зрительную память, целенаправленное восприятие окружающих предметов. Иногда предмет остается перед детьми в качестве натуры, к которой они обращаются, чтобы более правильно изобразить его.

В подготовительной группе требования к изображению с натуры заметно повышаются и приближаются к требованиям школы. Дети учатся анализировать модель от общего к частному делать набросок общей формы, сравнивать рисунок с натурой, исправлять ошибки, добиваясь сходства с моделью.

В рисовании с натуры дети учатся логически мыслить, анализируя пространственные свойства предмета, наблюдать, выделяя главное, самостоятельно выбирать изобразительные средства для передачи пространственных свойств модели в рисунке. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.

При построении рисунка детей учат применять вспомогательные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные, касательные, оси симметрии), прорисовывание невидимых частей предмета.

Для показа и анализа специально подобранного иллюстративного материала могут служить репродукции картин, иллюстрации детских книг, а также специальные рисунки учебного характера. Учащимся показывают изображения городских зданий, оград, деревьев разных пород, растений, людей в разной одежде и в разных положениях.

Преимущество учебных рисунков, изготовленных с учетом учебного содержания занятий по рисованию, заключается в том, что по сравнению с репродукциями дети их легче воспринимают и запоминают. Цель показа — обогащение и уточнение представлений детей, развитие у них умения рассматривать предложенный иллюстративный материал и использовать увиденное в процессе рисования [6, с.51].

При анализе детских рисунков необходимо обращать внимание на правильность передачи конструкций, пропорций предмета, взаимосвязи отдельных его частей, цветовое и композиционное решение рисунка.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку — большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты без напряжения).

В письме необходимо овладеть написанием элементов букв с учетом каллиграфии, т. е. правильного их расположения на линейках и клеточках, пропорционального соотношения, соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование, требует ограничения движений руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной длины и толщины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача — использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов.

Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например, на занятиях рисованием в подготовительной группе дети приобретают навык свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатываются такие качества движения руки, как легкость, плавность, равномерность, слитность, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, различных пропорций усваиваются умения сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.

На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимый материал и заранее планировать последовательность его использования. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда. Учитель начальной школы должен учитывать имеющиеся у детей умения и навыки и строить уроки труда на их основе.

Знакомство на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду с основными формами, близкими к геометрическим, умение выделять их из окружающей обстановки, определять термином, сравнивать по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение помогают овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в I классе.
Совершенствование глазомера и конструктивных способностей в процессе занятий конструированием из различных материалов в детском саду подготавливает ребенка к усвоению технических дисциплин в школе (черчение, геометрия).

В результате теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по исследуемой нами проблеме, мы приходим к выводу о том, что целенаправленная подготовка детей к учебе в школе посредством занятий изобразительной деятельностью в детском саду будет способствовать нравственному, эстетическому и умственному воспитанию дошкольников, развитию их художественного вкуса и творческих способностей.

Таким образом, успешное решение задач обучения и воспитания в начальных классах неразрывно связано с изобразительной деятельностью дошкольников. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием в значительной мере способствуют подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

Именно на данном теоретическом предположении мы обосновали основные положения опытно-экспериментального исследования, которые и будут отражены в следующей части курсовой работы.

 

2. Художественно-творческая деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению в школе

2.1 Организация опытно-экспериментального исследования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9