Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе
Влияние дополнительного занятия изобразительным искусством на подготовку детей к школе
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.
Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством
изобразительной деятельности
1.1 Обзор
научно-методической литературы по проблеме психологической готовности детей к
обучению в школе
1.2 Принцип
преемственности как основополагающий аспект методики обучения изобразительной
деятельности в современной системе образования
2. Художественно-творческая
деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению в школе
2.1
Организация опытно-экспериментального исследования
2.2 Основные
методы определения уровня подготовки детей к школе
2.3 Анализ
уровня подготовки детей к обучению в школе
2.4
Формирование основных учебных умений и навыков дошкольников в рамках работы
кружка по изобразительному искусству
2.5
Содержание контрольного эксперимента
3.
Методические рекомендации по организации и содержанию работы кружка в рамках
подготовки детей к обучению в школе
Заключение
Список
использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Основы формирования
всесторонне развитой личности закладываются уже в дошкольном возрасте. От того,
как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом предопределяется успех
его дальнейшего полноценного развития.
Готовность ребенка к
обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в
период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. От того, как
ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития
будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его
учебные успехи, его психологическое самочувствие. Успехи ребенка во многом
зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности
психических процессов и готовности личности.
Психолого-педагогические
исследования и практика показывают, что основное значение для подготовки к
школе имеет общевоспитательная работа детского сада, направленная на
всестороннее развитие ребенка - физическое, умственное, нравственное,
эстетическое. Особое внимание при этом уделяется организации разных видов
деятельности (игр, наблюдений в природе, занятий, элементарного труда, конструирования,
рисования) с учетом, с одной стороны, психофизиологических особенностей
дошкольников, а с другой, требований, предъявляемых школой к их развитию.
Важная роль в данном процессе отводится изобразительной деятельности.
Е.И. Рогов отмечает, что
рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности, основное
назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная
деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она
глубоко волнует ребенка, вызывая у него положительные эмоции [14, с.260].
Н.К. Крупская писала:
«Очень рано ребенок начинает стремиться самым разнообразным образом выразить
полученные им впечатления: движением, словами, мимикой надо дать возможность
расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему
материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек,
научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся
образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески
поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось» [35, с.125].
Занятия рисованием,
лепкой, аппликацией вызывают у детей положительные эмоции, удовлетворение
результатом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки,
необходимые в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание,
выполнять его за определенное время, умения планировать и оценивать свою
работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в
порядке рабочее место, инструменты и материалы.
Исследования Е.А. Флёриной,
Н.П. Сакулиной и других педагогов указывают на возможность такой системы
обучения в детском саду, которая будет способствовать подготовке детей к школе.
В исследованиях изобразительной деятельности школьников, проведенных Е.И. Игнатьевым
и Г.А. Лабунской, подчёркивается необходимость построения уроков изобразительного
искусства в школе с учётом имеющихся у детей знаний, умений и навыков,
приобретённых в дошкольном учреждении [24, с.215].
Перестройка школьных программ
в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, сокращением
сроков и обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые,
более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе.
Поэтому в настоящее время возникает настоятельная необходимость и
обнаруживаются реальные возможности дальнейшего совершенствования программ и
методов дошкольного воспитания, направленного на повышение уровня общего развития
детей и улучшение процесса их подготовки к школе.
Актуальность исследования
заключается в том, что в современных условиях необходимо использовать любой вид
деятельности дошкольника с целью всестороннего развития личности и формирования
его готовности к школе. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых
занятий детей, может быть использована в качестве одного из средств повышения
уровня подготовки ребенка к школе, но необходимо изучить возможности ее
применения с этой целью.
Объект исследования:
процесс подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования:
условия, средства и методы педагогического воздействия на процесс подготовки
детей к обучению в школе посредством занятий по изобразительному искусству.
Цель исследования: на
основе анализа современных научно-методических источников по проблеме
исследования разработать и проверить эффективность способов совершенствования
подготовки дошкольников к обучению в школе посредством занятий по изобразительной
деятельности.
Гипотеза нашей работы:
целенаправленная организация изобразительной деятельности способна оказывать
существенное влияние на успешность подготовки старших дошкольников к процессу
обучения в школе, а именно на:
- развитие мелкой
моторики рук,
- умение работать по
образцу,
- способность
концентрировать свое внимание на важном,
- умение подчинять свою
деятельность требованиям взрослых.
Для проверки выдвинутой
гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
- Рассмотреть и
проанализировать в свете современных научных психолого-педагогических
представлений сущность понятия готовность к обучению в школе и определить его
составляющие.
- Определить влияние
комплексного использования методов и приемов изобразительной деятельности на
уровень подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
- Смоделировать и
экспериментально проверить систему деятельности в рамках кружковой работы,
обеспечивающую возможность повышения уровня подготовки дошкольников к школе.
Теоретическими
источниками исследования послужили:
− исследования по
методике обучения изобразительному искусству и руководству изобразительной
деятельностью школьников (Л.И. Божович, М.С. Кон, В.С. Мухина, Б.М. Теплов,
Д.И. Фельдштейн, В.С. Щербаков, И.П. Волков);
− теории развития
творческих способностей в учебной деятельности (В.Н. Бутенко, Л.С. Выготский,
Н.А. Дмитриева, В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Г.В. Лабунская, А.А.
Мелик-Пашаев, В.Н. Полунина, С.В. Погодина);
− исследования по
культурно-нравственному и изобразительному творчеству (Г.В. Лабунская, И.В.
Лопухова, Б.М. Неменский, Б.И. Рубина, И.Ф. Свадковский, Я.Я. Чарнецкий, П.М.
Якобсон).
Методы исследования:
- теоретический анализ
научно-методической литературы по проблемам педагогики, психологии,
искусствоведения;
- изучение и анализ
действующих программ кружков и факультативов, дошкольной документации,
учебно-воспитательных планов, дидактических пособий по изобразительному
искусству и художественному труду;
- изучение и обобщение
передового педагогического опыта воспитателей дошкольных учреждений
образования;
- педагогические
наблюдения и анализ фактического материала, протоколирование рассуждений
учащихся, сравнительный анализ вариантов решения практических заданий;
-
психолого-педагогический эксперимент по совершенствованию художественно-творческой
деятельности и повышению уровня подготовки к обучению в школе детей дошкольного
возраста на кружковых занятиях изобразительным искусством и художественным
трудом, обработка экспериментальных данных исследований, проведенных в ДУО.
Научная новизна работы
заключается в выявлении взаимосвязи между различными видами изодеятельности и
компонентами психологической готовности к обучению в школе.
Теоретическая значимость
исследования:
− определены
возможности изобразительно-творческой деятельности в развитии интеллектуальных
способностей и формировании духовно-нравственной культуры личности;
− предложена
организационно-педагогическая модель обучения рисованию дошкольников через
целенаправленное их включение в изобразительно-творческую деятельность;
− раскрыты сущность
и механизмы оптимизации процесса и повышения уровня подготовки к обучению в
школе детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость
нашего исследования состоит в том, что результаты данного эксперимента
представляют собой разработку методического комплекса занятий, направленных на повышение
уровня подготовки детей к школе.
Достоверность и
обоснованность результатов исследования обеспечены логической
непротиворечивостью и научной корректностью исходных теоретико-методологических
позиций; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных целям и задачам
исследования; теоретической и экспериментальной обоснованностью предложенных
автором методов обучения художественно-изобразительному творчеству детей
дошкольного возраста.
1. Современные подходы
в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной
деятельности
1.1 Обзор научно-методической литературы по проблеме психологической
готовности детей к обучению в школе
Осуществляемая в стране
перестройка системы начального образования, высокие требования к организации
воспитания и обучения выдвигают проблему совершенствования подготовки детей к
школе в ряд наиболее актуальных. Обеспечение высокого уровня готовности к школе
создает фундамент для последующего успешного обучения детей.
Готовность детей к школе
является комплексным образованием, охватывающим все стороны жизни ребенка, и
обычно рассматривается на трех уровнях:
1. морфофункционалъном,
2. умственном,
3. личностном [9, с.314].
Рассмотрение готовности к
школе на уровне индивида отражает степень зрелости психики ребенка, что
проявляется в соответствии психического развития (процессов памяти, восприятия,
мышления) требованиям нормативности для старшего дошкольного возраста и
обеспечивает возможность выполнения учебной деятельности и сотрудничества на
этапе начала школьного обучения. Начиная с данного уровня, можно говорить о
«психологической готовности к обучению» (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б.
Эльконин, Л.А. Венгер).
Готовность к школе на
уровне личности связана с социальным созревание ребенка, его
эмоционально-мотивационной сферой, деятельностной направленностью на решение
новых задач, принятием новой социальной позиции и особенностями Я-концепции.
Это высший уровень готовности к школе. (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, В.М.
Мухина, Е.Е. Кравцова, В.Н. Маркова).
Готовность к школе,
отражая черты инвариантности личностного развития старшего дошкольника,
применительно к конкретной личности всегда несет на себе отпечаток ее индивидуальных
особенностей. [13, с.25].
Таким образом, в широком
плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень
развития ребенка, который дает ему возможность достаточно легко адаптироваться
к новым условиям жизни и деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями,
нормами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более
узком плане говорят о функциональной, умственной, нравственно - волевой, социально
- психологической готовности к школе.
Центральным понятием
нашей работы является «психологическая готовность к обучению, представленная
комплексом психических качеств, необходимых для успешного начала обучения и
включающая в себя мотивационный, волевой, интеллектуальный, коммуникативный,
нравственный, эмоциональный компоненты [25, с.37].
Одна из проблем,
связанная с исследованием психологической готовности к обучению в школе,
заключается в том, что в современной науке нет единого подхода к пониманию
структуры и компонентного содержания данного феномена. Существует большое количество
разнообразных подходов к проблеме структурных компонентов психологической
готовности, что иногда оборачивается несовпадающими и даже взаимоисключающими
выводами. Отсутствие единой концепции в оценке психологической готовности к
обучению ярко отражают опубликованные в последнее время многочисленные методики
и тесты выявления уровней готовности к школе, большинству из которых
свойственен сугубо суммарный подход к подбору заданий по принципу «чем больше,
тем лучше».
В данной ситуации, на наш
взгляд, наиболее целесообразен выбор того направления, которое наиболее
перспективно с точки зрения решения насущных психолого-педагогических проблем,
касающихся формирования психологической готовности ребенка к обучению на
современном этапе.
Как было отмечено выше, в
современной психолого-педагогической литературе психологическая готовность к
обучению рассматривается в двух аспектах, как:
1. интеллектуальная
готовность детей к школе,
2. личностная готовность
детей к обучению, которая включает в себя
а) нравственно-волевую,
б) эмоциональную,
в) коммуникативную,
г) мотивационную стороны
[31, с.211].
Интеллектуальная
готовность ребенка к школе имеет своим центральным компонентом разнообразные
интеллектуальные умения, способы познавательной деятельности, которые в
единстве с формирующимися у дошкольников познавательными интересами и мотивами
обеспечивают познавательную направленность ребенка на освоение новых знаний и
стремление к школьному обучению.
В рамках данного подхода
можно выделить работы Н.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера.
Исследователями была выявлена возможность повышения уровня умственной
готовности к школе в условиях целенаправленного формирования интеллектуальных и
перцептивных действий детей, обучения рациональным способам обследования
внешних свойств предметов, использованию систем общественно выработанных эталонов
и моделей.
В рамках данного
интеллектуального подхода в связи с вопросом о возможности обучения в школе с
более раннего возраста мощное развитие в психологии и педагогике получило
направление, заключающееся в формировании у детей определенных знаний, умений и
навыков, необходимых для обучения в школе (Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова);
усваиваемое школьниками содержание в этом случае должно быть согласовано с их
возрастными возможностями, то есть даваться в адекватной для этого возраста
форме [11, с.237].
Наряду с исследованиями
сферы интеллектуального развития, проблема психологической готовности детей к
школе связана с личностной сферой дошкольников. Эта область включает в себя ряд
направлений, а именно: развитие нравственно волевых предпосылок учения,
мотивационно-потребностной сферы, интереса к школе и к учению, умения ориентировать
поведение на моральную норму или правило, самосознания, самооценки, самоконтроля,
самостоятельности, эмоциональное воспитание [36, с.231].
Нравственно-волевая
готовность к обучению обеспечивает принятие ребенком новых, более сложных
требований к поведению и деятельности в школе, развитие его настойчивости,
ответственности, самоорганизации. Данный тип готовности проявляется в
определенном уровне развития личностного поведения старшего дошкольника.
Показательной в этом отношении является развивающаяся на протяжении дошкольного
возраста способность ребенка к управлению своим поведением: умение сознательно
выполнять правила, требования взрослого, тормозить аффективные побуждения,
проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, умение выполнить до
конца нужную работу, вопреки привлекательной, но отвлекающей от нее цели [9,
с.253].
Основу для развития
произвольности поведения ребенка составляет формирующаяся к концу дошкольного
возраста иерархия мотивов, их соподчинение. Последнее связано с волевым
усилием, с сознательным преодоление сиюминутных желаний ради нравственно
значимой цели. В старшем дошкольном возрасте поведение ребенка все еще не
отличается постоянно высокой степенью произвольности, но важно, что в этот
период складывается механизм произвольного поведения, который обеспечивает
переход к новому типу поведения в школе.
Данному направлению были
посвящены исследования Д.Б. Эльконина, Е.М. Бохорского, которые выделили в
качестве единого психологического образования, лежащего у истоков учебной
деятельности, способность к подчинению правилам и требованиям взрослого [22]. В
работах Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской показателем психологической готовности к
обучению является умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному
правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого [8].
Данное умение связывается авторами со способностью овладения общим способом
действования в ситуации учебной задачи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|