бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие вокально-национальной культуры в системе дополнительного образования бесплатно рефераты

2-ой этап: Дети учатся выделять главные в смысловом отношении слова. На данном этапе необходимо несколько раз вдумчиво прочитать детям текст и попросить их самостоятельно выделить те слова, которые могут являться кульминационными. Могут возникнуть споры, поэтому очень важно выслушать как можно больше мнений. Важно обязательно следить, чтобы дети не просто назвали слово или фразу, которые надо выделить, но и объясняли, почему именно названные им слова являются главными, кульминационными. В этом возрасте важно выбирать произведения, в которых кульминация сопровождения совпадает с кульминацией текста. Если говорить об ансамбле, то подразумевается работа над уравновешенным, согласованным звучанием всего вокального ансамбля. Говоря о работе над ансамблем, следует указать, что здесь идёт речь о воспитании ритмического, динамического и темпового видов ансамбля.

Для развития ритмического ансамбля необходимо петь песни с движением. Во время урока возможны следующие движения: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя. Например: «Во поле берёза стояла», «А я по лугу», «Стой, кто идёт» (марш). Наиболее сложным ансамблем в младшем школьном возрасте является интонационный и динамический ансамбль. Очень часто встречаются случаи, когда ребёнок имеет сильный, выделяющийся из ансамбля голос, который не говорит о вокальном качестве слуха. В данном случае следует тактично объяснить ребёнку, что его громкое пение нарушает общее впечатление от песни.

Динамический и интонационный ансамбль зависит так же от правильного расположения учащихся в классе. У каждого ребёнка должно быть своё место в вокальном ансамбле. Следует сажать хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие - это даёт возможность дифференцировать свою работу по отношению к каждой группе учеников. Исполнение песен происходит не только всем классом, но и группами. Здесь можно внести элемент игры- соревнования. Плохо поющие ученики слышат верное пение своей группы и интонационно подстраиваются к ним.

Работа над строем начинается с первых уроков. Очень редко у первоклассников встречается точное интонирование. Причины этого явления - различны: Отсутствие координации между слухом и голосом, заболевания голосового или слухового аппарата. Но при систематических занятиях у детей происходит развитие музыкального слуха, вырабатывается чистая интонация в пении, которая помогает ребёнку осмыслить движение мелодии. Во время работы над первичными певческими навыками у детей выделяется ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:

1. У многих детей, даже с вокальным слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.

2. Некрасивый тембр.

3. Пропуск согласных в конце и их искажение.

4. Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху.

5. Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение.

6. Невосприимчивость к музыке. Этот период подразумевает под собой долгую и кропотливую работу. Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие всех навыков вокального пения (организация времени). В процессе развития вокальных навыков у детей следует закреплять совершенствовать и закреплять полученные умения, а не останавливаться на достигнутом:

1. Необходимо обращаться к логике детей, для получения некоторых выводов и обобщений.

2. Расширять эмоциональный опыт детей через общение с отличным исполнением: преподаватель, магнитофонные записи, пластинки.

3. Использовать в репертуаре разных по настроению произведений.

4. Повышать требования к исполнению

3-ий период: Даёт возможность сосредоточить максимум внимания учеников на художественно- исполнительных задачах сознательное восприятие текста, ясное, выразительное произношение текста при пении, напевность звука. Конечно, такое деление развития вокальных навыков у детей очень условно.

2-ой этап работы достаточно велик и было бы уместно его поэтапное деление, но опыт показывает, что все вокальные навыки развиваются одновременно. До тех пор, пока не произошло формирование вокальных навыков у детей - трудно говорить об эмоциональном и выразительном исполнении произведения. В описанной далее практической работе демонстрируется применение существующих методик формирования первоначальных певческих навыков у детей.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

В практической работе мной были систематизированы и обобщены все знания, полученные из методических трудов, приведённых выше. Следует отметить, что детские голосовые связки коротки и тонки, поэтому имеют высокое звучание, ограниченный диапазон, особую лёгкость. В описанной ниже работе учитываются эти особенности.

ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, 1-ый год.

Особое внимание при пении уделяется посадке. Для каждого ребёнка на уроке предусмотрено своё место. К более сильному, хорошо интонирующему ребёнку сажаю более слабого ребёнка. На занятиях поют так же не все. Сначала прошу спеть группу, которая хорошо интонирует, а затем подключаю весь класс. Таким образом, более слабые дети начинают слышать более сильных и подстраиваться под них. Распевание длится 3-5 минут, так как на пение на уроке музыке выделяется около 20 минут. При распевании дети привыкают реагировать на дирижёрский жест. В целом вокальные упражнения делятся на две категории:

1. Применяются вне связи, с каким либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого уровня художественного исполнения.

2. Направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании произведения. В первом классе применяются распевки, предлагаемые Л.Левандовской. Каждое упражнение способствует развитию конкретных вокальных навыков и помогает их отработке.

- Упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой дикции;

- Упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука;

- Упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука;

2-ой и 3-ий год обучения

Во втором и третьем классе уделяется большое внимание работе над различными способами звуковедения:

1. Освоение приёмов цепного пения.

2. Работа над расширением диапазона. Из вышеуказанных задач усиливается роль вокальных упражнений. На данном этапе вокальным упражнениям уделяется 10 минут, и они делятся на два этапа работы:- распевания А. Яковлева - фонопедические упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые игры На первых порах для детей это забава, но позднее - более серьёзная работа.

- Упражнение для освобождения скованной челюсти;

- Упражнение, способствующее расширению диапазона;

 Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях предлагается следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и следить, опускается ли подбородок при пении гласных «о», «а», «у». Для более чистого интонирования предлагается следующее: кисть руки ракушкой приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля интонации.

РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ

Перед первым слушанием песни очень кратко рассказываю об авторе стихов и композиторе, написавшем песню. Новое произведение исполняется целиком, максимально выразительно. Иногда демонстрирую детям разные исполнения: слушаем пластинку, на которой детский вокальный ансамбль исполняет данное произведение. Прошу детей сравнить исполнение и выявить то, которое наиболее образно и глубже раскрывает содержание произведения. При первом исполнении произведения необходимо показать, к чему должен стремиться ребёнок при исполнении песни. После показа дети рассказывают о содержании песни, обязательно останавливаемся на непонятных словах, анализируем в общих чертах характер музыки, поскольку более подробный анализ проходит далее в процессе разучивания (движение мелодии, скачки, плавность). При разучивании необходимо чётко показывать необходимые штрихи, дыхание. При разучивании жест несколько утрирую, добиваясь желаемого качества пения. Прививаю детям навык протяжного пения (пропевание, протягивание гласного звука), а также уделяю внимание правильному вокальному делению на слоги. Перед показом произведения необходимо у себя в партитуре проставить все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамика, фразировка. Заранее продумать все сложности произведения: сложности в тексте, в форме, фразировке, дыхании.

Разучивание проходит частями: фразы, предложения, куплеты. Перед началом пения необходимо 2-3 раза пропеть детям фрагмент, предназначенный для разучивания, при этом необходимо высотное тактирование, чтобы детям было легче запомнить движение мелодии. Каждый раз перед пропеванием ставятся новые задачи перед детьми: пропой про себя с учителем; определи, какие слова являются главными в смысловом отношении и т. д. В работе используется метод заучивания по слуху. После разучивания по фразам необходимо спеть весь куплет целиком, при этом у детей должен остаться целостный образ. Целиком произведение выучивается за 3-4 урока сюда входит и не только выучивание текста и чистое интонирование, но и выполнение всех общих задач.

На одном занятии успеваем проработать 2-3 песни. На одном уроке происходит совмещение разных произведений и разных этапов работы над ними. В каждом произведении ставятся различные цели и задачи. В одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразировкой, дыханием и т.д. Иногда встречаются произведения небольшие и с квадратной структурой. В данном случае разучиваем песню целиком на слух. А затем проводится детальный анализ. В процессе анализа песня пропевается несколько раз и дети имеют возможность её запомнить. Спев песню целиком, проводится работа над деталями.

Большое место в вокальной работе уделяется тексту. Текст учим только вместе с мелодией, так как хорошо выученная мелодия не гарантирует качества вокального звучания. Мало знать только текст, необходимо каждое слово «впеть», соединить его с определённой высотой звучания, «облагородить». Нарушение этого правила приводит к тому, что хорошо звучит у детей лишь первый куплет, а остальные- всё хуже и хуже. Очень важно, чтобы дети глубоко проникли в художественный образ произведения. Для этого необходимо прочитать детям текст, после чего обсудить содержание произведения, при наличии нескольких куплетов содержание каждого куплета. Я использую на уроках близкие по тематике стихи, показываю репродукции картин. Научить детей сопереживать, сочувствовать, задумываться вот цель моей учебно-воспитательной деятельности.

Раз в два месяца проводится интегрированный урок по наиболее запомнившимся и понравившимся песням, дети рисуют рисунки красками, поскольку краски дают больше простора для фантазии, чем карандаши и фломастеры (богаче цветовая гамма). Очень тщательно рассматривается песенный репертуар по принципу его доступности, то есть исходя из реальных певческих возможностей детей, с учетом их возрастных особенностей. Предпочтение отдается трем музыкальным сборникам:- Л. Левандовская «Музыка для первого класса» М. 1975 г.- «Планета детства» автор составитель Н. Н. Озерова. Это хрестоматия песенного репертуара в двух частях. В первую включены произведения для учащихся вторых-третьих классов.- Ж. Металлиди «Чудеса в решете» на стихи И. Демьянова и О. Сердобольского очень яркие песни-миниатюры для детей первого класса. Наряду с этими сборниками отдаю предпочтение народной песне, классической и современной песне. С большим удовольствием дети исполняют произведения В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Струве, М. Парцхаладзе, А. Лядова, В. Калинникова, А. Аренского. При отборе песен особое внимание уделяется техническим возможностям голосового аппарата и уровню подготовке детей: диапазон, характер звуковедения, дыхание, дикция, ансамбль, строй.

В конце четверти исполняем самые полюбившиеся песни. Для самых старательных и активных детей существует система поощрений. Это дает стимул для детей дети становятся более активными и старательными.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА.

После всего вышеизложенного сам собой возникает вопрос: «Чем же руководствоваться при выборе репертуара для детей?». Личная практика показывает, что в большинстве случаев двух-трех нотная песня усваивается гораздо труднее, чем более или менее развернутая мелодия, поскольку она более интересна и выразительна, чем ограниченная. Но при этом не следует забывать, что на самых первых занятиях, когда детский голос неустойчив, следует использовать именно двух-трех нотные песни с несложным ритмическим рисунком. Хотелось бы рекомендовать следующие сборники песен для детей: Лядов: «Шесть детских пьес на народные тексты». Тетрадь 1 для первого класса. Гречанинов: «Петушок» (для первого класса) «Ай-ду-ду» (второй-третий класс) Кюи: «17 детских песен» (для первого и второго класса) «Еще 17 детских песен» (для третьего класса)

Заключение

 В предлагаемой квалификационной работе была рассмотрена проблема становления навыков вокальной национальной культуры пения в детской вокально-эстрадной студии.

 Тема охватила круг вопросов, которые основываются на системах музыкально-хорового воспитания следующих авторов: Тевлиной В. К., Гладкой С., Черноиваненко Н., Дмитриевой Л. Г., Виноградова К. П.. Эти системы получили дальнейшее развитие и на современном этапе, поскольку музыкально-хоровое воспитание является частью интегрированной системы подготовки личности. Сейчас огромное значение уделяется эстетическому воспитанию детей. В школах вводятся такие предметы как: искусствоведение, краеведение, культурология, история города, актерское мастерство, хореография. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.

 Через вокальную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В вокальных ансамблях дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-вокального образования на базе дополнительного образования целенаправленным и последовательным.

Список литературы

1.                 Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 2002. – 336 с.

2.                 Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.

3.                 Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.

4.                 Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.

5.                 Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 2004. – 212 с.

6.                 Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 12005. - т.16. - №5. - с.49-58.

7.                 Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. – М.: РАМ им. Гнесеных, 2004, - 120с.

8.                 Венгрус Л.А. Пение и “фундамент музыкальности. - Великий Новгород, 2006. – 137 с.

9.                 Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПб.: Музыка, 2005. – 244 с.

10.             Виноградов К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле. – М.: Музыка, 2007. – 266 с.

11.             Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. - Минск, 2006. – 377 с.

12.             Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – СПб.: Союз, 2007. – 96 с.

13.             Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 2006. – 303 с.

14.             Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 2007. – Т. 4. – 589 с.

15.             Гладкая С. А. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах// в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14. – М, 2003. – 166 с.

16.             Голубева Э. А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии. – 2003. - № 3. – с. 16-28.

17.             Готсдинер А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики. – 2005. № 1. - с.29-32.

18.             Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Просвещение, 2003. – 194 с.

19.             Гриншпун С. С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования // Бюллетень. 2006. - № 1.- с. 5-7.

20.             Детский голос// под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 2005. – 290 с.

21.             Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 2004. – 355 с.

22.             Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 2004. № 2.

23.             Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск. - Наука. Сиб.отделение, 2003. – 377 с.

24.             Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб.: Лань, 2007. – 144 с.

25.             Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.

26.             Живов Л.Д. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. – М, 2003. – 367 с.

27.             Из истории музыкального воспитания//Составитель - Апраксина О.А. –М.: Просвещение, 2006. – 388 с.

28.             Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 2002. № 6.

29.             Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Обзорная информация. – Вып.2. – М.: Педагогика. 2004. – 98 с.

30.             Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 288 с.

31.             Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. 2003. № 3

32.             Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.

33.             Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 464 с.

34.             Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М, 2007. – 209 с.

35.             Маркина Н. В. Некоторые психологические факторы развития творческих способностей учащихся // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 7-9.

36.             Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 2004. - № 6. – с. 29-33.

37.             Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 2005. – 144 с.

38.             Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 233 с.

39.             Музыка в школе//Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. – М, 2005. – 349 с.

40.             Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до ХХI в. – М, 2003. – 140 с.

41.             Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в вокальном ансамбле. – Киев, 2007. – 264 с.

42.             Огороднов Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой. – Свердловск, 2006. – 388 с.

43.             Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокальным коллективом – М, 2006. – 355 с.

44.             Планета детства//Составитель - Озерова Н. Н. – СПб, 2004. – 309 с.

45.             Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников// В сб. “Музыкальное воспитание в школе”, Вып. 16. - М..: Музыка, 2005. – 357 с.

46.             Сергеев А.А. Воспитание детского голоса. – М.: Академия педагогических наук РФ, 2003. – 137 с.

47.             Соколов В.Г. Работа с хором – М, 2007. – 240 с.

48.             Струве Г.А. Школьный хор. - М.: Музыка, 2004. – 157 с.

49.             Стулов Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Прометей, 2004. – 455 с.

50.             Стулов Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М, 2002. – 190 с.

51.             Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа// В сб. “Музыкальное воспитание в школе”, Вып. 15. - М.: Музыка, 2004. – 366 с.

52.             Тигров Л.К. Руководство хором. – М, 2004. – 178 с.

53.             Урбанович Г.И. Певческий голос учителя музыки в кн. «Музыкальное воспитание в школе», выпуск 12. – М, 2005. – 212 с.

54.             Хрестоматия по методике музыкального воспитания//Составитель-Апраксина О.О. – М.: Просвещение, 2007. – 277 с.

55.             Черноиваненко Н. И. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности в кн. «Музыкальное воспитание в школе». – М.: Просвещение, 2004. – 275 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7