бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие вокально-национальной культуры в системе дополнительного образования бесплатно рефераты

Во втором классе ставится цель приобретения школьниками навыков исполнения народной национальной песни. Для успешного усвоения всего богатства народной песенности России программой предусматривается последовательное изучение жанра народной былины, исторических, хороводных, плясовых, лирических песен, русских народных инструментов, обрядов и народных праздников, народного творчества, знакомство с известными народными певцами и исполнителями. При этом дети развиваются духовно, воспитывается их эстетическое отношение к окружающей действительности, художественный вкус, общекультурный кругозор.

В третьем классе, наряду с использованием прежних форм работы на уроке, используются новые — разыгрывание обрядовых сцен. Дети, участвуя в театрализации старинных народных обрядов и праздников, начинают осознавать закономерности человеческой жизнедеятельности. Тем самым решается актуальнейшая проблема преемственности в передаче наследия национального культурного богатства от поколения к поколению. Ведь в народном творчестве живое предание старины соединяется с интонациями и ритмами современной жизни.

При изучении устно-песенного фольклора используются фонограммы народной музыки, репродукции, диапозитивы, альбомы, кинопрограммы, организуются встречи с исполнителями народных обрядов и участниками праздников, фольклорные экспедиции[34, с. 50].

Первый год обучения

Цель обучения: подготовка к освоению основных выразительных средств и понятий фольклора.

I четверть.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ

Цели:

- свободное и ритмичное произнесение имен каждым учеником и всей группой;

- работа над выразительностью речи — декламация ритмотекстов песенок;

- пение на удобной высоте;

- отработка простейших коллективных действий (сидеть, стоять, ходить, слушать, видеть и т.д.) в процессе дидактических игр на основе предлагаемого репертуара.

 Репертуар для исполнения:

Колыбельные: "Люли, люли, люленьки...", "Баю, бай...", "Уж ты, Котенька-коток...", "Пошел котик во лесок...", "Баю-баю, баиньки". Прибаутки: "Барашеньки", "Андрей-воробей", "Трах, трах, тарарах", Водичка", "Чешу, чешу волосыньки".

Скороговорки: "Проворонила ворона вороненка", "Архип осип, Осип охрип", "В Луку Клим луком кинул", "От топота копыт пыль по полю летит", "Течет Речка, печет печка", "Чешуя у щуки, щетина у чушки", "Сыворотка из-под простокваши".

Загадки: темы ''Звери", "Крестьянское хозяйство", "Домашняя утварь и посуда'', "Человек", "Одежда и украшения", "Изба и внутреннее убранство".

Пословицы: "Любовь к родной земле". "Ум и ученье".

Игры: "Петух", "Кисонька", "Жмурки", "Здравствуй, дедушка!".

Сказки: "Теремок". "Гуси-лебеди", "Курочка-Ряба", "Репка".

Считалки: "Заяц белый, куда бегал...", "Ходит свинка по бору...", "Катилось яблочко", "Инцы-брынцы, балалайка!", "Тара-бара...", "Кады-бады...".

II четверть.

РИТМИЧНОСТЬ

Цель: развитие декламационно-ритмических навыков с помощью дидактических игр-песенок и воспроизведения простейших ритмических рисунков хлопками в ладоши, ложками, трещотками.

Репертуар для исполнения:

Колыбельные: "Ходит сон по лавочке...", "Ай люди, да ай люли...", "У кота-воркота колыбелька золота...", "Спи-тко, милое дитя...", "Уж ты, Котя-коток...".

Загадки: тема "Домашние животные и птицы", "Звери", "Пища и питье", "Зима".

Пословицы: тема "Труд", "Лень", "Хлеб".

Скороговорки: "У ужа — ужата, у ежа — ежата", "Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел", "Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала", "Ехал Грека через реку...", "Шла Саша по шоссе и сосала сушку", "Ткет ткач ткани на платки Тане".

Прибаутки: "Ходит зайка по саду...", "Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду...", "Уж как шла лиса по тропке...".

Игры: "У дедушки Трифона", "Коршун и наседка", "Кольцо", "Захарка".

Сказки: "Лиса и тетерев", "Заюшкина избушка", "Кошкин дом".

III четверть.

МУЗЫКА РЕЧИ

Цель: декламация и пение на удобной высоте, декламация ритмотекстов, освоение элементов музыкальной грамоты (высота звуков, длительность).

Репертуар для исполнения:

Колыбельные: "Поет, поет соловушка...", "Ой, качи, качи, качи, качи...", "Баю-баюшки, баю...", "Баю, баю, баиньки...".

Прибаутки: "Тень-тень, потетень...", "Солнышко, солнышко... ", "Скок, поскок...", "Петушок".

Пословицы: "Мать и дети", "Дружба и любовь".

Скороговорки: "Широка река...", "Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках", "Как на горке на горе...", "Про покупки, про покупки..."

Игры: "У медведя на бору", "Пятнашки", "Колдуны", "Золотые ворота", "Сидит Дрема".

Сказки: "О молодильных яблоках и живой воде", "Иван-Царевич и Серый волк", "Царевна-лягушка", "По щучьему веленью", "Поди туда — не знаю куда".

Загадки: "Явления природы", "Времяисчисление", "В лесу и в поле", "В огороде".

IV четверть.

УЧИМСЯ ПЕТЬ

Цели:

- пение на трех звуках ("три ступеньки в музыке");

- использование дидактических игр на комбинирование звуков;

- пение текстов потешек, прибауток, колыбельных, закличек на пройденных ступенях.

Репертуар для исполнения:

Колыбельные: "Баю-баю, забываю...", "Ай, баю, бай...", "Как в высоком терему".

Крылатые выражения: "Аршин проглотить", "Баклуши бить", "Баню задать", "Белены объелся", "Бирюком жить или смотреть", "Блоху подковать", "В бирюльки играть", "В долгий ящик отложить", "Во главу угла", "Волынку тянуть", "В три погибели согнуть".

Небылицы: "По поднебесью-то, братцы, медведь летит...", "На дубу свинья гнездо свила...", "Ехал деревня мимо мужика...", "Из-за тучи, из-за гор...".

Скороговорки: "Сшит колпак не по-колпаковски...", "Всех скороговорок...", "Косарь Касьян...", "Во дворе вела вода...".

Игры: "Мак", "Бобер и охотник", "Крута гора", "Каравай", "Цепи", "Третий лишний".

Затейливые загадки: "Чего нет быстрее?", "Где свету конец?", "Много ли нас?", "Что на свете всего мягче?".

Докучные сказки: "Жил-был царь, у царя был двор...", "Жили-были два братца, кулик да журавль...", "Летел гусь, сел на дорогу...".

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I четверть.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Фольклор как система коллективного художественного творчества. Пение, декламация, движение при исполнении песни — главные формы практического освоения фольклора.

Цели:

- постепенное освоение певческих навыков: чистое интонирование, мягкая атака звука;

- знакомство с понятием кантилены и практическое освоение ее в пении;

- соединение пения с движением и декламацией;

- вариативный метод разучивания попевок и песен.

Репертуар для исполнения:

Заклички. колядки, игры: ''Осень", "Курочки и петушки", "Летал, летал воробей", "Катай, каравай", "Авсень", "Теремок" и др.

Репертуар для слушания:

Былины: "Добрыня и Змей", "Садко", "Алеша Попович и Тугоркан", "Илья Муромец и Соловей-разбойник".

II четверть.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Исторические песни — история, рассказанная самим народом. Слово как главный носитель содержания исторической песни. Песни о татаро-монгольском нашествии, о войне 1812 года, о гражданской войне, о Великой Отечественной войне.

Цели:

- развитие навыков выразительного исполнения песенного фольклора через ощущение ритмического пульсирования в песне, декламацию исторических песен;

- выработка цепного дыхания в пении;

- работа над дикцией, артикуляцией.

 Репертуар для исполнения: "Ты взойди-ка, взойди, красно солнышко...", "Пислэг но пислэг" (удм. Рекрутская), "Мар каром но мои...", "Уйвае но мои бызи..."

Репертуар для слушания: "За рекою, за великою...", "На заре то было, братцы, на зорюшке...", "Над Москвою заря занималася...", "Песня разинцев",

Рекомендуемая литература:

1. Старинные исторические песни. — М.: Дет.лит., 1971.

2. Россия в песне. — М.: Искусство, 1992.

3. На поле Куликовом / Сост. Тихомиров. — М.: Малыш, 1986.

4. Лозанова А. Н. Песни и сказания о Разине и Пугачеве. — М., 1935.

5. Исторические песни ХШ-ХVI веков / Сост. Б. Н.Путилов. — М., 1960.

Иллюстрированный материал:

1. Герасимов С.В. "М. И. Кутузов на Бородинском поле".

2. Верещагин В.В. "Наполеон на Бородинских высотах".

3. Верещагин В.В. "На большой дороге", "Отступление", "Бегство".

4. Кившенко А.Д. "Военный совет в Филях в 1812 году".

III четверть.

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Богатство и выразительность народной лирической песни. Выразительная речевая интонация как основа русского и удмуртского народного пения. Отражение в пении эмоциональных оттенков, настроений, передающих отношение исполнителей к содержанию песни.

Цель: развитие у детей выразительного интонирования.

Репертуар для исполнения:

Лирические песни о родном доме: "Вниз по матушке, по Волге.,.", "Ах ты, степь, широкая...", "Белая береза...". ''Чагыр, чагыр, дыдыке...", "Степь да степь широкая...". "Степь да степь кругом...".

Репертуар для слушания: "Родимая сторонушка"', "Отставала лебедушка...", "Как летела пава..."

Лирические песни о любви: "Как на улице гагара да кулик", "Пойду выйду за ворота...". "Сохнет, вянет во полюшке травушка...", "То не ветер ветку клонит...".

IV четверть.

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ

ХОРОВОДЫ — песни, при исполнении сопровождающиеся самыми разнообразными движениями, выразительной мимикой и жестами.

Цели:

- развитие образного, ассоциативного мышления у детей;

- продолжение работы по формированию навыков выразительного интонирования в сочетании с декламацией и движениями.

Репертуар для исполнения:

Орнаментальные хороводы: "Плетень", "Змейка", "Косичка", "Корзинка", "Капустка".

Драматические хороводы: "Как по реченьке плыла лодочка...", "По-за городу гуляет...", "Во саду ли в огороде", "Со вьюном хожу... "

Магические хороводы: "Мак-маковистый", "Горох", "Уж, я сеяла, сеяла ленок...".

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I четверть.

ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ

Частушка — любимая песня-частоговорка, веселая и задорная плясовая песня. Особенности плясовых песен — веселость, ритмичность и вместе с теш плавность мелодии, исполняющейся под аккомпанемент гармони и шумовых народных инструментов.

Цели:

- восстановление у детей творческо-исполнительных навыков;

- продолжение работы по формированию навыков выразительного интонирования в сочетании с активной декламацией и движениями.

Репертуар для исполнения.

Частушки: "Самарка", "Елочки-метелочки", "Подружка моя", "Барыня" "Подгорная", "Ой-ля, ой-ля-ля", "Ток-ток, молоток...".

Плясовые песни: "По улице мостовой...", "А я по лугу...", "Ах, вы сени, мои сени..", "Ялыке", "Голубь сизый", "Молодая, молода...", "Матаня".

Репертуар для слушания: вологодские частушки, касимовские частушки, волжские припевки, "Матаня", пензенские припевки.

II четверть.

ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ

 Цели:

- формирование у детей навыков разыгрывания простейших композиций из народных песен, небольших обрядовых сценок (святки, "овсень", гадания, подблюдные песни, посиделки и др.);

- на основе развития певческих, двигательных, игровых, импровизационных навыков исполнение небольших сценических композиций из разучиваемых ранее песен.

 Репертуар для исполнения: "Пришла коляда...", "Авсень, авсень!", "Коляда-маляда...", "Ой, коляда, коляда...", "Ай спасибо хозяюшке...", "Снежок сеем, посеваем...", "Выль нуны веттан гур...", "Кечпие...".

III четверть.

ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ

 Цели:

- использование песен с одновременной игрой на народных инструментах;

обучение школьников доступным приемам народного исполнительства.

 Репертуар для исполнения: "Как у наших у ворот...", "В темном лесе...", "Камаринская", "Едет масленица...", "Ой досточка!". Удмуртские календарные песни.

IV четверть.

ВЕСЕННИЕ ОБРЯДЫ

 Заклички. Весняки. Семицкие песни и обряды.

 Цели:

- закрепление навыков кантиленного пения и цепного дыхания;

- работа над расширением диапазона и подвижностью голосов учащихся.

Репертуар для исполнения: "Весна-красна!", "Березонька", "Не радуйтесь дубы", "На горе-то калина", "А я по лугу...", "Пойду ль я, выйду ль я...", "Зеленейся, зеленейся...", "У ворот, ворот, ворот...", "Уж как по мосту, мосточку...".


2.3. Авторская методика вокальной студии «Соло», г. Ульяновск


Вокально - эстрадная студия "Соло" создана в марте 1995 года на базе музыкально - вокальной студии "Улыбка" дворца культуры Профсоюзов г. Ульяновска. Создатель и неизменный руководитель коллектива - Заслуженный работник культуры РФ - Наговицына Ольга Николаевна. С сентября 2000 года студия "Соло" работает на базе Центра Культуры и досуга молодежи г. Ульяновска. За 10 лет существования ансамбль "Соло" из пяти человек вырос в большой творческий, сплоченный коллектив с огромным потенциалом. Сейчас в студии занимаются более 60 человек. Коллектив является постоянным участником районных, городских, республиканских и всероссийских мероприятий и праздников. Ансамбли и солисты вокально - эстрадной студии "Соло" ежегодно участвуют во всероссийских и международных конкурсах, где добиваются больших успехов. Высокий уровень исполнительского мастерства, творческий дух, вдохновленность и темпераментность участников вокально - эстрадной студии "Соло, обеспечивают симпатии публики и благоприятные отзывы в прессе. В студии три возрастные группы - младшая, средняя, старшая. Дети обучаются по следующим направлениям:

1. Вокал

2. Хореография

3. Сценическое мастерство

Ансамбль «Соло» является лауреатом следующих конкурсов:

Всероссийской конкурс детской эстрадной песни "Голоса XXI Века" г. Владимир 2000г. - Лауреат II степени.

Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества "Звездный бал" г. Уфа 2001г. - Лауреат I степени.

Республиканский конкурс эстрадной песни "Утренняя звезда" г. Воткинск 2002г. - Лауреат.

Международный конкурс детского и юношеского творчества "Веселая радуга" г. Одесса 2003г. - Лауреат I степени.

Неоднократный лауреат фестивалей, проводимых в г. Ижевске: "Золотой италмас", "Здравствуй мир".

Международный конкурс детского и юношеского художественного творчества "Музыкальная радуга" г. Волгоград 2005г.- Лауреат II степени.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, вокально-хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1 год – 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 80 часов на индивидуальную и концертную деятельность.

2 год – 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 85 часов на индивидуальную и концертную деятельность.

3 год – 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 90 часов на индивидуальную и концертную деятельность.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 9 до 15 лет.

Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

Задачи:

1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7