Развитие вокально-национальной культуры в системе дополнительного образования
Музыкальную
основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных
композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно
обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет
самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор
произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной
выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и
мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной
возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место
варьирование.
Методы и формы.
В качестве
главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества,
системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД:
широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов
ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание
стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД:
используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический
метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического
воплощения.
Творчество
понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и
поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной
деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой
импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в
творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется
неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность,
индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД:
направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов
программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме
того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в
данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей
структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает
взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД
ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных
программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое
исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и
слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене,
сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие
исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять
исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится
следить не только за голосом, но и телом.
Содержание
программы:
Программа имеет
трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре
на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год
обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ
ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок,
песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год
обучения.
“МОГУ КРАСИВО
ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется.
Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром.
Предполагается голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Третий год
обучения.
“ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ
ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет.
Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии,
популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация.
Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается
исполнительское мастерство.
Отдельного
озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого
обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной
грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно
отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение
“сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые
теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания
уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям,
движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и
интересна в применении.
Принципиальной
установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и
прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и
взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты,
“легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой
работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть
своим природным инструментом – голосом.
Данная программа
может помочь начинающим педагогам четко организовать работу вокальной студии
или кружка. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих
способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий,
импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается
возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного
вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется
концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные
праздники и даты. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального
кружка.
Планируемый
результат.
Первый год
обучения:
- наличие
интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому
самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в
музыкально-драматических постановках);
- владение
некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление
навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно
вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять
музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова –
артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться
под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление
передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно
распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,
усовершенствовать свой голос;
- умение
исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой,
пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Второй год
обучения:
- наличие
повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое
самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в
музыкально- драматических постановках);
- увеличение
сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
- проявление
навыков вокальной деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное
пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”,
усложненные вокальные произведения);
- умение
исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим
вокальную партию аккомпанементом, пение "а капелла" в унисон,
правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного
дыхания;
- усложнение
репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков; участие в конкурсах
и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться
под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год
обучения:
- проявление
навыков вокальной деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с
аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы,
ломбардский ритм, остинатный ритм;
- умение
исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его
принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
- участвовать в
музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать
элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве,
повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и
пропагандистской деятельности;
- исполнять
двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов,
умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
- услышать
красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
- умение
самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым
произведениям различных стилей и жанров;
- умение петь под
фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием
в период мутации.
В своей работе я
опиралась на изучение большинства доступных мне исследований в области методики
вокального воспитания детей. Хотелось бы отметить статьи и очерки С. Гладкой,
Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г.
Стулова и многих других педагогов, которые помогли мне в работе над данной
темой. В предлагаемой квалификационной работе я попыталась изложить основные
моменты своей работы с детским вокальным ансамблем. Какую цель мы ставим перед
собой, когда учим детей петь в ансамбле? Для меня главная цель- развитие
личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического
чувства. На мой взгляд, певческая деятельность - наиболее доступный способ
музицирования.
Для того чтобы
дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого
голоса, сделать процесс обучения интересным для них. В статье Г. Урбановича
«Певческий голос учителя» довольно подробно разбирается, какими вокальными
навыками должен обладать преподаватель музыки. В своём очерке он пишет о том,
что голос является главным орудием учителя: «В задачу учителя входит не только
умение петь, но и а умение петь так красиво, чтобы его голос нравился детям.
Учитель должен уметь петь и без музыкального сопровождения и аккомпанируя себе
на музыкальном инструменте, обладать большой палитрой голосовых красок, разнообразием
тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой своего голоса и,
наконец, хорошо говорить, рассказывать, объяснять...»/. Когда дети приходят ко
мне в сентябре, после прослушивания, в специальной тетради я делаю запись о
каждом ребёнке. Пока один поёт - все остальные - слушают.
Фамилия, Имя,
класс, Интонация (баллы) Ритм (баллы), диапазон Особенности характера Иванов
Саша 1а5 (4,3) почти гудок4 (5,3) А-С2. Необщительный, общительный,
внимательный, рассеянный и т.д.
Естественно, что
эти записи не окончательны и приблизительны. Очень часто заполняются не все
графы сразу, а отмечается лишь самое существенное, бросающееся в глаза. Во
время прослушивания прошу ребёнка спеть любую песенку. Один куплет, очень редко
два. Для многих детей это задание оказывается сложным, ребёнок не может
вспомнить ни одной песни. В данном случае я предлагаю несколько детских
«шлягеров» из репертуара детского сада. При выполнении данного задания
проверяются интонация и умение держаться в тональности, память, диапазон, а
часто и музыкальная среда, в которой растёт ребёнок (видна по репертуару,
которым владеет ребёнок). Проверка ритмического чувства проводится в форме игры
в «ЭХО». Дети прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за мной. Изначально
предлагаю наипростейший, элементарный ритм. Затем усложняю
Далее на уроках
продолжается активизация ритмического чувства в музыкально-ритмических
движениях. В работе используются методы, предложенные Л. Г. Дмитриевым и Н. М.
Черноиваненко:
1. Игра «ЭХО В
ДВИЖЕНИИ»: повторение ритмического мотива сначала хлопками над головой, за
спиной и т.д., затем притопами с простейшими движениями на месте или
комбинированием прихлопов по бокам и притопов.
2. Ученики
получают задание: Прохлопать или проговорить ритмический рисунок, переданные
движением. Сначала выразительный ритмический мотив в движении показывает
учитель, затем ученик, а остальной класс передаёт его хлопками.
3. Класс делится
на 3 группы, которые одновременно делают следующее:
1 группа:
прохлопывает простой ритм:
2 группа -
простукивает карандашом немного усложнённый ритм:
3 группа -
прохлопывает усложнённый ритм:
В этой игре
группы меняются, таким образом, каждый ребёнок может прочувствовать каждый из
вышеуказанных ритмов и в то же время здесь закладываются зачатки ритмического
ансамбля. Благодаря данным приёмам, у ребёнка развивается чувство ритма, и они
не устают потому, что обучение проходит в форме игры. Что касается первого
прослушивания, то результаты его не окончательны и, естественно, не всегда
объективны. Главной задачей первого знакомства является выявление «гудошников»
и явно способных детей.
Развитие
вокальных навыков в процессе обучения пению детей содержит в себе несколько
этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач. Я выделяю три этапа
развития певческих навыков.
1-ый период:
подготовительный или ознакомительный.
Впервые дети
узнают кто такой дирижер и что такое вокальный ансамбль. Для наглядности я
демонстрирую картинку, на которой изображен вокальный ансамбль, а также мы
прослушиваем пластинку со звучанием детского вокального ансамбля. После
получения сведений о том, что же такое вокальный ансамбль объясняю, что и их
класс может стать вокальным ансамблем, но для этого им придется постараться.
Далее объясняю, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно
опускаются вниз или на колени, голову держать прямо, рот открываем свободно.
Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его
красоте. К этим требованиям приходится возвращаться каждый урок, так как навыки
певческой установки усваиваются детьми постепенно.2-ой период: первичное
освоение певческих навыков (дыхание, звукообразование, дикция). Огромную роль в
развитии первичных вокальных навыков играет дыхание. Детские легкие малы по
своей емкости и отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса.
С первых уроков
приучаю детей брать дыхание по дирижерскому жесту. Предлагаю несколько игровых
упражнений: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка, надули шарик и т.д. Я
неоднократно показываю, как делать активный вдох, постепенный выдох. Первое
время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем это
проходит. Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях
объясняю детям, что необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч и не задирая
высоко голову. Первый год внимательно слежу за посадкой каждое занятие. На этом
этапе обучения работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то
определенный тип дыхания вредно, потому что в этот период дыхание у детей
поверхностное. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука.
На данном этапе обучения используем только мягкую атаку. Она способствует
развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака
обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на
развитии голосового аппарата ребенка.
Очень часто дети
не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве
является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует
прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели применяю русские
народные напевки, например: Огромное значение при обучении имеет знание
диапазона детей, их примарные тона. «Звучащая зона» интересующего меня возраста
(дети 7-10 лет) расположена от ми1 си1 (до2).В первом классе из этой «зоны»
наиболее звучащими являются: соль, соль#, ля первой октавы. Постепенно диапазон
расширяется выше к «си» и ниже к «фа», «ми». На выразительное исполнение
произведения огромное влияние оказывает дикция. Наиболее яркое определение
дикции я нашла в книге Е. Сарычева «Сценическая речь»: «…Слово дикция в точном
переводе значит произношение (от латинского dictio произносить). Под вокальной
дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность
звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом».
Как же работать
над дикцией в вокальном ансамбле? Эту проблему подробно рассматривают в своих
методических трудах К. П. Виноградов, В. К. Тевлина, Л. Г. Дмитриев, Н. М.
Черноиваненко и другие. В основном выделяются два этапа работы над
произношением:
1-ый этап.
Рекомендуется начинать работу с формирования округлых гласных в умеренных по
темпу песнях. Отмечено, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный.
Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания дети
должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного
диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а
также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание в вокальном
формировании уделяется гласному звуку «о». Пение упражнений на гласные «о», «ё»
способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления
требуют звуки «и», «а», «е». «И» приближено к звуку «ы», «а»- к «о», «е»- к
«е». Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ.
Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде
всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные
в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую
очередь- согласную «р». Следует обратить внимание детей на то, как следует
переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «зво-нко», а не
«звон-ко». Здесь часто сталкиваюсь с трудностью: дети начинают слишком чётко
выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением». Теряется
навык «тянуть» звук. Для устранения такой ошибки следует пропеть мелодию с
закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали внимания
только на тексте. Это достигается не сразу, а постепенно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|