Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школ...
На основании полученных данных составим график Развития связной
письменной речи на каждого учащегося (см.рис.1).
Рисунок 1.
Анализ исследования
1.
Прослушать загадку и выделить в тексте слова,
обозначающие движение. Проведенное исследование показало,
что безошибочно справился с этим заданием один ученик, а пятеро
учеников справились не полностью.
2.
Прочитать глаголы. Поставить
ударение. Составить с несколькими глаголами предложения. Безошибочно
справились два ученика, один ученик вместо предложения составил
словосочетания, другой в одном глаголе неправильно поставил ударение и
не составил ни одного предложения, ещё два ученика не составили
предложений. Один ученик допустил одну орфографическую ошибку.
3.
Что хорошо, а что плохо? В одну
колонку выписать слова со значениями «хорошо», в другую – со значениями
«плохо».С этим заданием безошибочно справились четыре ученика, один
ученик допустил 1 ошибку, другой – 3 ошибки. Четверо учеников допустили
от 1 – 6 орфографических ошибок.
4.
Разгадать кроссворд. Это
исследование показало: правильно разгадали три ученика, остальные –
допустили ошибки от 1 – 3. Один ученик допустил 2 орфографические
ошибки.
5.
Отгадать последние слова в написанных строчках.
Безошибочно справились с заданием три ученика, один справился с
ошибкой, два ученика не справились вообще.
6.
1) Указать прямое значение слов, соединить слова отрезками;
2) Составить из слов предложения так, чтобы слова употреблялись в
прямом значении. С этим заданием справился один ученик, но
допустил три орфографические ошибки, при ученика неправильно соединили
по 1 слову, 1 ученик не составил предложения и 1 ученик составил
предложения с ошибками.
7.
Заполните таблицу. С этим
заданием четверо учеников справились без ошибочно, один ученик допустил
одну ошибку, ещё один – три ошибки. Три ученика допустили от 1 – 4 орфографических
ошибок.
8.
Выписать из заданного текста синонимы к глаголу
«смеяться». Пять учеников справились с этим заданием
безошибочно, один учащийся допустил одну ошибку. Три ученика допустили
по одной орфографической ошибке.
9.
Вставить в тексте пропущенные буквы. Без
ошибок справился один ученик, 3 ученика допустили по 1 ошибке, один – 3
ошибки, ещё один – 4 ошибки.
10. Сочини
сам. Четыре ученика справились с этим заданием
безошибочно, два ученика справились с 1 ошибкой. Одной ученицей было
допущено семь орфографических ошибок, трое – допустили по одной
орфографической ошибке.
Блок упражнений посвящён сочинению различных текстов [11,c.121].
Обучение письменной речи шло на двух уровнях: вначале учащиеся сочиняли
текст, а потом работали над его оформлением.
Для обучения сочинению текстов были использованы различные приемы,
заимствованные у Дж. Родари, К.С. Станиславского, а также разработанные самими
авторами. Один из приемов - предложение установить связь между предметами,
которые воспринимаются как не имеющие смысловой связи. Дети, например,
сочиняли сказку на тему «Собака и гардероб». Другой прием - магические «если
бы» К.С. Станиславского.
Учащиеся писали сочинение на тему «Если бы я имел машину времени» и др.
Мотивация детей обеспечивалась тем, что они сочиняли сказки для младших детей.
Учительница сообщала, что воспитательница и дети ближайшего детского сада
попросили их сочинить сказки, так как все книжки, которые были в их библиотеке,
уже прочитаны, и детям нечего читать. Учащиеся приняли предложенный им заказ.
Не воспроизводя всего процесса обучения, отметим лишь, что дети справились с
заданием. Лучшие произведения с удовольствием были прочитаны малышам детского
сада самими авторами.
Обучение велось по специальной программе, в рамках занятий по развитию
связной речи учащихся. Программа рассчитана на 35 часов.
В качестве иллюстрации хода обучения приведем фрагмент урока, на котором
сочинялась «Сказка о противоручке», и комментарии к нему.
Учитель. Сегодня мы опять будем сочинять сказки. Как всегда, необходимо
ответить на вопросы: о чем писать? Кто будет героем сказки? Что он делать? И
т.п.
Далее учитель предлагает учащимся вспомнить слова с приставкой противо-.
(Дети не могут ответить на вопрос.)
Учитель. В рассказах о войне такие слова встречаются часто.
Дети. Противогаз.
Учитель. Из каких частей состоит это слово?
Дети. Это слово состоит из «противо-» и «газ».
Учитель. А что оно означает?
Дети. Его надевают солдаты, чтобы не надышаться газами.
Учитель. Правильно. Противогаз - это специальный прибор, надеваемый
на голову для защиты от отравляющих газов. Вы можете еще привести с приставкой
противо- ?
Дети. Противоракетное оружие.
Учитель. Для чего оно служит?
Дети. Оно бьет по ракетам.
Учитель предлагает учащимся посмотреть на доску, где на одной стороне
написаны приставки противо- и мини-, а на другой - слова ручка и нож.
Учитель. Из этих приставок и слов можно образовать новые слова,
подобно тому как несколько десятков лет назад образовывали из «противо-» и
«газ» слово противогаз. (Дети составляют слова, а учитель записывает их на
доске: противонож, противоручка, мининож, миниручка.)
Учитель. У вас получился целый список новых, неизвестных еще в
языке слов. Противогаз существует, и мы все видели его. А кто из вас видел
пртиворучку и противонож?
Дети (смеются). Таких предметов нет.
Учитель. А в сказке они могут быть. В сказке все возможно:
деревянный мальчик Буратино говорит, плачет, смеется, как мы; дом на курьих
ножках: золотая рыбка и многое другое. Давайте же напишем историю о предмете,
которого нет даже в сказках. Если бы существовала противоручка, то какими
свойствами она могла бы обладать? Ручкой мы пишем, а противоручкой?
Дети. Она стирает. Проводишь ею по буквам - и буквы исчезают;
противоручка движется наоборот, ее ставят в конце слова, ведут по буквам
справа налево, и слово исчезает; противоручка может и не стирать, а писать
наоборот, и чтобы понять то, что написал противоручкой, надо читать с
зеркальцем.
Экспериментатор уточняет функции противоручки и ставит задачу:
«Вообразите, что вам подарили противоручку. На вид она такая же, как обычная
ручка, но ведет себя странно стирает вместо того, чтобы писать, или пишет, но
невозможно ничего понять: буквы выходят наоборот. С такой ручкой можно попасть
в самые неожиданные ситуации. Напишите же сказку о том, как вы или кто-либо
другой стали владельцами противоручки, что с вами или с ним приключилось».
Учащихся разделили на две группы по четыре человека. Ученики каждой
группы работали над сочинением совместно Один из испытуемых (по желанию)
импровизировал сказку, исходя из требований задачи и условий воображаемой ситуации,
остальные дополняли его. После чтения улучшенного варианта все приступили к
написанию текста. Испытуемым было разрешено общаться друг с другом,
«одалживать» мысли, сюжеты, концовки и т.д. Экспериментатор помогал учащимся,
обращающимся к нему. В конце урока желающие выходили к доске и знакомили
товарищей со своей сказкой. Например, Алла прочитала следующую сказку:
«Жила-была на свете злая волшебница, и была у нее противоручка. Колдунья
любила свою противоручку и делала людям зло. Однажды она взяли противоручку и
полетела в город. И видит, что на всех автобусах есть номера: 7, 25 ...
Колдунья взяла да и стерла номера автобусов. Но не все, а только наполовину.
Стали люди собираться и читать - и ничего не понимали. Они не выдержали и
пожаловались шоферу, что он непонятно написал. Шофер сначала не поверил. Но
когда он вышел, он увидел, что люди говорят правду. Шоферу пришлось новый
номер поставить. А колдунья, прилетев домой, стала так хохотать, что все куры
во дворе разбежались. Стали люди разыскивать того, кто их так запутывает.
Искали, искали и, наконец, нашли. Это была злая колдунья. Ее связали и посадили
в тюрьму, а противоручку положили в музей «волшебных предметов».
После чтения сказки учитель провел ее краткое обсуждение: понравится ли
сказка детям из детского сада? Все ли будет понятно малышам? Как улучшить
содержание и язык сказки?
На втором уроке испытуемые работали над усовершенствованием текстов.
После обучения детей по экспериментальной программе было проведено
сопоставление их умения пользоваться письменной речью с умением детей других
классов, где обучение письменной речи шло по обычным школьным программам. По
всем проверяемым характеристикам дети экспериментальных классов показали более
высокий уровень овладения этим умением.
Не анализируя процесс формирования других важных умений, связанных с
изучением родного языка, отметим, что во всех случаях, во-первых, перед
учениками надо ставить задачи, раскрывающие смысл усвоения тех или иных умений.
Во-вторых, овладение всем многообразием умений, связанных с пониманием и
использованием языка, должно идти в процессе решения различных задач, требующих
этих умений. В-третьих, процесс формирования должен начинаться с использования
различных средств материализации, которые позволят смоделировать и представить
в наглядном виде соответствующие стороны языка.
Для выявления особенностей связной письменной речи у учащихся с
нарушением интеллекта был проведен констатирующий эксперимент. В задачу
эксперимента входило проведение анализа письменных работ (сочинений) учащихся 9
класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по следующим критериям:
1. Синтаксический - определение границ предложения;
2. Связность текста - последовательное логичное изложение
материала, связь между предложениями и частями текста;
3. Абзацирование - деление текста на смысловые части;
4. Лексическое разнообразие.
Для эксперимента учащимся было предложено написать сочинение-описание на
тему «Ласточка».
Количественный анализ результатов эксперимента показал, что коэффициент
определения границ предложения составил от 0,17 до 0,92, а средний балл равен
0,52. Ни один ученик не смог правильно определить в тексте границы предложений.
Коэффициент связности текста не достиг единицы ни у одного ученика и составил
от 0,4 до 0,77 баллов (средний -0,65). Коэффициент абзацирования колеблется от
0,33 до 1. Правильно определить количество абзацев смогли три человека.
Коэффициент лексического разнообразия составляет от 0,55 до 0,8 баллов, а
средний балл -0,65.
Качественный анализ позволил выявить наиболее распространенные ошибки:
• Тавтологическое повторение одних и тех же слов и
словосочетаний, неумение заменять слова синонимами, подходящими по смыслу.
Например: «Она улетает в теплые края от холодаi. От холода у
нее нет на лету пищи, и она улетает в теплые края ».
• Нарушение связности и последовательности предложений и
тексте, нарушение логических связей между предложениями. Например: «Ласточка
улетает в конце осени, когда в воздух.е нет насекомых, а прилетает в начале
лета. Ласточка небольшая ни размеру птица».
• Нарушение порядка слов в предложении. Например: «V нее
крылья есть узкие, длинные».
Кроме того, сочинения состоят, в основном, из простых предложений,
распространенных определениями и дополнениями.
Таким образом, изучив особенности связной письменной речи учащихся с
нарушенным интеллектом можно сделать вывод о том, что такие дети нуждаются в
систематическом и целенаправленном обучении развитию связной письменной речи. В
связи с этим, мы предлагаем упражнения, направленные на развитие речи
учащихся.
• Первая группа направлена на расширение словарного запаса
детей. Цель этих упражнений - разнообразить словарь детей, научить подбирать
синонимы для того, чтобы избежать тавтологии в речи. Используются упражнения
типа: «К данным словам подобран синонимы, антонимы, фразеологические
выражения».
• Цель упражнений второй группы - развивать у детей умение
строить предложения, располагая слова в правильной логической и синтаксической
последовательности. Это упражнения типа: «Из данных слов составьте предложения,
данные предложения распространите с помощью вопросов».
• Третья группа упражнений направлена на формирование умения
составлять связный последовательный текст. Здесь используются такие задания:
установите в тексте лишнее, не подходящее по смыслу предложение, установите
правильную последовательность предложений в тексте.
• Четвертая группа - работа с деформированным текстом. Цель
этих упражнений - развивать умение соотносить план с текстом, видеть логические
связи между абзацами с опорой на план.
• Пятая группа упражнений - работа над составлением плана.
Она включает в себя следующие задания: расположите пункты плана в нужной
последовательности, опираясь на содержание рассказа, по данному плану
разделите рассказ на части.
При выполнении большинства упражнений требуется обязательная
индивидуальная работа с учащимися.
Таким образом, при специальном систематическом обучении ученики
специальной (коррекционной) школы VIII вида в определенней мере могут овладеть
не только устной, но и письменной речью. Это чрезвычайно расширяет сферу их
общения, возможности приобретения новых знаний. Обучение детей письменной речи
основывается на уже относительно развитой устной речи.
В
заключение подведём итоги и сделаем соответствующие выводы по проделанной
работе.
Общение –
одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди «как
физически, так и духовно творят друг друга...» Вся жизнь человека проходит в
общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых
компонентов общения людей.
Развитие
речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться
языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством,
как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством
общения и взаимодействия людей.
Огромное
влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и воздействие
речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное
развития речи детей. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:
1. Как
преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.
2. Поднимать
уровень развития речи учащихся.
Развитие
речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их
словарного запаса. Поэтому учитель на всех уроках сообщая новый материал,
включает в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при
этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы
ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и
сохранялись в памяти.
Нужно
одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении
конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего лишь
подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас слов помогает
излагать мысль. Для этого следует давать возможность учащимся чаще высказываться,
применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии). Особое внимание
при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся, на тех кто
сомневается в своих знаниях, в способности сказать что-либо интересное, новое.
Таким образом развитие речи учащихся – одна из важнейших задач деятельности
учителя.
Л. С.
Выготский указывал на то, что изучаемые дефектологами процессы развития
аномальных детей весьма разнообразны [26,c.51].
Причина
этого многообразия не только в особенностях центральной нервной системы. Она
обусловлена также и разными механизмами компенсации отклонений в развитии.
Олигофрено-педагог должен уметь способствовать успешной компенсации отклонений
в развитии и предупреждать случаи декомпенсации.
А. Н.
Леонтьев и А. Р. Лурия давно отмечали, что Л. С. Выготский настойчиво стремился
к тому, чтобы психология начала активно вмешиваться в человеческую жизнь. Он
считал, что психология не должна обходить ни великих этических проблем жизни
личности, ни малых проблем повседневности [25,c.41].
Помогая
больным умственно отсталым детям стать в ряды трудящихся, олигофренопедагог и
психолог выполняют благородную общественную и очень конкретную, житейскую
задачу—помогают людям жить. Это очень ответственный и благородный труд. Сознание
того, что своей деятельностью они приобщают к общественно полезному труду многих
больных детей, должно давать им глубокое удовлетворение. Такое же глубокое
удовлетворение они должны испытывать также и в связи с тем, что своим трудом
они облегчают горе родителей аномальных детей.
Работа в
области воспитания и обучения умственно отсталых детей принесет радость и тем
специалистам, которые мечтают приносить практическую помощь людям, и тем, кто
хочет способствовать дальнейшему познанию закономерностей формирования психики
человека, т. е. развитию теории специальной психологии и педагогики.
Можно
обозначить следующие выводы:
·
под умственной отсталостью следует понимать стойкое необратимое
нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического
поражения головного мозга. От случая отсталости школьника в первую
очередь будет зависеть и выбор соответствующей методики работы над
письменной речью.
·
специальное обучение ставит перед собой цель не
приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с
отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.
·
развитие речи как устной, так и письменной важно
для школьников. Методы и упражнения несколько различаются при развитии
связной письменной и устной речи. формирование
умения создавать текст-описание требуют длительной целенаправленной работы.
Полученные навыки необходимо закреплять, совершенствовать. Поэтому необходима
систематическая работа над сочинениями. при специальном систематическом
обучении ученики специальной (коррекпионной) школы VIII вида в определенней мере
могут овладеть не только устной, но и письменной речью. Это чрезвычайно
расширяет сферу их общения, возможности приобретения новых знаний. Обучение
детей письменной речи основывается на уже относительно развитой устной речи.
1. Аксенова
А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе:
Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002. – 320 с.
2. Аксенова А.К. Книга для чтения 8,9 класс.-
М: Просвещение 1990.
3. Ананиев Б.Г. Развитие речи детей в процессе
начального обучения и воспитания.- М: Просвещение , 1960.
4. Бгажнокова
И.М. Психология умственно отсталого школьника. Учебно-методическое пособие.
М.: «Просвещение», 1987.
5. Бгажнокова И.М. Психология умственно о
юталого школьника.- М:
6. Бегак Б.И. Воспитание искусством.- М:
Просвещение 1981
7. Бугрименко Е.А, Цукерман Г.А. Чтение без
принуждения.- М: Просвещение, 1993.
8. Былевская Т.Н. Развитие творческих
возможностей младших школьников на уроках чтения // Начальная школа, № 5, 1990.
9. Василевская В.Я. Изучение понимания
литературных текстов умственно отсталыми детьми. - Изд. АПН РСФСР.- М.. 1961
10. Васильев
И.А., Поплужный В.Л., Тихомирова О.К. Эмоции и мышление. – М., 2001.
11. Вилюс
В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 2000.
12. Волкова Л.С. Логопедия.- М: Просвещение, РЛАДОС
2002
13. Вопросы
психологии школьника /Ред. Божович Л.И. Известия АПН РСФСР, вып.36, 1951
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом
развитии ребенка.- Вопросы психологии: №6, 1996.
15. Выготский
Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития – Вопросы психологии,
1972 №2
16. Высоцкий
А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Челябинск, 1979.
17. Габай
Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1999.
18. Гаврилов
Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М., 1984
19. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. -
М: Просвещение, 1962.
20. Диагностика
и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. Дубровиной И.В. – М.,
1997.
21. Добрович
А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене
общения. – М., «Педагогика» 1999.
22. Дьяченко
В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. – М., 1999
23. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во
вспомогательной школе.- М: Педагогика, 1990.
24. Земский
А.М. и др. Русский язык: В 2 ч. — Ч. 2: Синтаксис: Учеб. для студ. сред. пед.
учеб. заведений / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев; Под ред. В. В.
Виноградова. — 13-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
— 224 с.
25. Изучение
и образование детей с нарушениями развития. Екатеринбург, 2004.
26. Ипполитова
Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению // Русский
язык в школе. 1997, № 1.
27. Колесникова Н.А. К проблеме формирования
эстетического вкуса учащихся//Литература в школе.-№2, 1999.
28. Кудасов А.Л. Проблема обучения и воспитания
учащихся старших классов коррекционной школы.- М: Наука, 1992.
29. Кустарова В.А. Активизация учебной деятельности
школьников и их речевая культура // Начальная школа.- №5,1993.
30. Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных
классах.- М:
31. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках
литературы.- М: Наука, 1990.
32. Леонтьев
А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2001.
33. Леонтьев
А.Н. Избранные психологические произведения т.1 /под ред. В.В. Давыдова и др.,
М., 2000.
34. Леонтьев
А.Н. Избранные психологические произведения т.2. /под ред. В.В. Давыдова и др.
– М., 2000.
35. Материалы
научно-практической конференции студентов и аспирантов г. Екатеринбург
«Уральский государственный педагогический университет», 29 апреля 2004.
36. Межпредметные связи при изучении литературы в школе
Под ред. Колокольцева.- М: Просвещение, 1990.
37. Методы обследования речи детей: Пособие по
диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е
изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
38. Общая
психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1997.
39. Педагогическая
диагностика в школе /под ред. Кочеткова А.И. – Минск, 1987.
40. Просвещение, 1987.
41. Просвещение, ВЛАД ОС, 2001.
42. Светловская Н.Н. Нравственное воспитание
школьников в процессе обучения чтению // Начальная школа.- №10, 1983.
43. Система
обучения сочинениям в 6 – 8 классах / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1978.
44. Тепшикина Е.Ю. Диалогизация образовательного
процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся //
Начальная школа.-№2,2003.
45. Щукина
Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.:
Просвещение, 1979.
46. Щукина
Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971.
Задания для проведения эксперимента по
определению уровня развития связной письменной речи у учащихся
1.
Прослушайте загадку:
Всюду, всюду мы вдвоем
неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
вниз по лестнице сбегаем,
вдоль по улице шагаем…
Но чуть вечер на порог,
Остаемся мы без ног.
А безногим – вот беда! –
Ни туда и ни сюда.
Что ж, полезем под кровать,
будем там тихонько спать.
А когда вернутся ноги,
вновь поскачем по дороге!
/К.Чуковский./
Выделите в этом тексте слова, обозначающие движение.
2.
Прочитайте глаголы. Поставьте ударение. Составьте с
несколькими глаголами предложения.
Облегчить, ободрить, предложить, положить,
начать, упростить.
Составить предложения
3.
Что хорошо, а что плохо? Записать антонимы, как
показано в образце.
Лениться, трудиться; ссориться, мириться;
чистить, пачкать; терять, находить; плакать, смеяться; грустить, веселиться;
дружить, враждовать; печалиться, радоваться; любить, ненавидеть; заболеть,
выздороветь.
Образец:
Хорошо:
Плохо:
трудиться
лениться
Хорошо:
Плохо:
мириться ссориться
чистить пачкать
находить терять
смеяться плакать
веселиться грустить
дружить враждовать
радоваться печалиться
любить ненавидеть
выздороветь заболеть
4.
Разгадайте
кроссворд.
По горизонтали:
Домашнее животное с носом –
пяточком?
Неразлучные товарищи?
Животное – кривляка?
Наряд деревьев
По вертикали:
Зимующие маленькие птички?
5.
Отгадай
последние слова в этих строчках.
1. Пришли
морозные деньки, 2. Нужны нам лыжи и коньки
3. Солнце
светит целый день, 4. От жары я прячусь в тень.
6.
Указать прямое значение слов, соединив слова
стрелками
Пример:
Задания:
Составляете
из слов предложения так
что
бы слова употреблялись в прямом значении
7.
Заполните
таблицу
8.
Выпишите
из текста синонимы к глаголу «смеяться».
Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись
добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и
отведавшие волчьих зубов.
9.
Вставьте пропущенные буквы.
Восход солнца.
Перед рассветом в лесу стоит тишина. Утренние звёзды ещё
отражаются в гладком зеркале реки.
Но вот пролетает над деревьями ветерок. Раздаются первые
робкие голоса птиц. Над лесом медленно поднимается огромное солнце, и весь
горизонт окрашивается нежным румянцем. Звенит птичий хор. В живом мире природы
всё в этот миг пробуждается и приветствует, солнце.
Жители больших городов редко любуются восходом солнца. Только
вблизи лесов и полей увидишь красоту родной природы.
Друзья мои, очень советую вам полюбоваться
ранней утренней зарёй.
10.
Сочини сам.
В
пустые “окна” вставьте нужные слова.
1. Мальчик
с земли упавшее яблоко.
2.
Мать детей обедать.
3. На
дом учитель задал несколько .
4.
Девочка интересную
[*] Далее в тексте учащиеся с нарушением интеллектуального
развития будут обозначены сочетанием «учащиеся с НИР»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|