бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школ... бесплатно рефераты

Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школ...

Министерство  образования  и  науки  Российской  Федерации

Государственное  образовательное  учреждение

Высшего  профессионального  образования

«Курский  государственный  университет»

 

 

Факультет  дефектологический

Специальность 050714 (031700.00)

«олигофренопедагогика», с  доп.

специальностью  050715 (031800)

«Логопедия»

 

Кафедра  специальных  методик  и 

русского  языка

 

 

Выпускная  квалификационная  работа

Развитие  связной  письменной  речи  на  уроках  чтения  в  старших  классах  специальной (коррекционной) школы  VIII вида

 

 

 

 

Выполнила:

студентка V курса

Бороздина  Татьяна  Викторовна

 

Научный  руководитель:

Кандидат  филологических  наук

доцент  СМ  и  РЯ

Летапурс  Татьяна  Васильевна

 

 

Курск 2005


Содержание

 

Введение  3

1. Теоретические  основы  развития  связной  письменной  речи  у  умственно  отсталых  детей  7

1.1. Характеристика  психофизиологического  состояния  учащихся  с  нарушением  интеллектуального  развития  старшего  возраста. 7

1.2. Сущностные  особенности  развития  речи  умственно  отсталых  школьников. 13

Краткие  выводы   21

2. Методика  развития  связной  письменной  речи  у  детей  старших  классов  специальной (коррекционной) школы  8 вида  22

2.1. Современные  задачи  и  содержание  уроков  чтения  в  старших  классах  специальной (коррекционной) школы  8 вида  22

2.2. Особенности  обучения  чтению  в  старших  классах  специальной (коррекционной) школы  8 вида. 28

2.3. Методика  обучения  чтению  и  её  роль  в  организации  учебно-воспитательного  процесса  на  уроках  чтения  в  старших  классах  31

2.4. Методы  и  приёмы  развития  связной  письменной  речи  в  старших  классах  на  уроках  чтения. 33

2.5. Система  упражнений  и  заданий  по  развитию  связной  письменной  речи  в  9 классе  на  уроках  чтения. 36

2.5.1. Работа  на  письменным  планом  содержания  рассказа  Л.Н. Толстого «После  бала»  36

2.5.2. Исследование  уровня  развития  связной  письменной  речи  учащихся  9 класса  специальной (коррекционной) школы VIII вида  и  анализ  результатов  исследования  46

2.5.3. Характеристика  уроков  по  развитию  связной  письменной  речи  в  9 классе  специальной (коррекционной) школы  8 вида  55

Урок № 1  55

Урок № 2  60

Заключение  63

Список  литературы   67

Приложение  70


Введение

 


В  настоящее  время  в  нашей  стране  происходит  реформа  системы  школьного  образования, она  необходима  в  настоящее  время, потому  что  происходит  смена  эпохи, и  важно  обновить  содержание  школьного  образования. В  обновлённой  системе  образования  важно  уделить  достаточное  место  развитию  речи  молодого  поколения, особенно  письменной  речи. В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно сущест­вовать не может: письменная речь используется и в государственной дея­тельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и  в  культуре, наконец, личной жизни  человека.

Письменная речь - общепринятая, универсальная форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли и чувства средствами той или иной письменности, а также понимать то, что напи­сано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для со­циальной адаптации человека  вообще, а  для  выпускника  специальной (коррекционной) школы  8  вида  особенно.

Несмотря на степень разработанности проблемы и накопленную теоретическую базу, проблема остается актуальной, что и обусловило  выбор темы.

Процесс становления и развития связной письменной речи у  умственно  отсталых  детей  изучали И.Е. Синица, С.П. Тищенко, Ж. Симон, РЛ. Креймер, М.Р. Львов и другие. В их работах признается важность создания у учащихся мотивации ус­воения письменной речи.

Н.И. Жинкин говорил о том, что «письмо - это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посред­ство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном про­изнесении высказывания перед записью, либо в виде внутреннего проговаривания) на графический буквенный код». По сравнению с устной ре­чью письменная речь более абстрактна, поскольку видимого контакта с собеседником, интонационных признаков и экстралингвистического со­провождения (мимики, жестов и т.д.), то есть тех факторов, которые облегчают и дополняют устное контактное общение, она  не  имеет. Именно  поэтому  развитие  связной  письменной  речи  жизненно  необходимо  у  детей  с  нарушением  интеллектуального  развития.

В ходе изучения специальной литературы было установлено, что выраженные дефекты речи имеют 40-60% детей с нарушением интеллек­та. Нарушения речи у таких детей носят системный характер. У них ока­зываются несформированными в той или иной степени все операции ре­чевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижении потреб­ности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличе­ние полученного результата с предварительным замыслом, его соответст­вие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у детей с на­рушением интеллекта являются стойкими.

Актуальность  работы. Данная  тема  мало  изучена  и  практически  не  имеет  отражение  в  специальной  методической  литературе. Существует  множество  научных  трудов  по  развитию  связной  письменной  речи, но  практически  нет  рекомендаций  по  развитию  письменной  речи  у  детей  с  нарушением  интеллектуального  развития.

Целью  работы  является  анализ  способов  и  методов  развития  связной  письменной  речи  на  уроках  чтения  у  умственно  отсталых  школьников, разработка  системы  заданий  и  упражнений  на  уроках  чтения  в  старших  классах  специальной (коррекционной) школе  8 вида.

Объект – методика  чтения  и  развития  речи  у  умственно  отсталых  школьников  старших  классов.

Предметом нашего исследования является развитие связной пись­менной речи у  учащихся  старших  классов.

Для  осуществления  поставленной  цели  необходимо  выполнить  следующие  задачи:

·        Проанализировать  особенности  развития  речи  у  умственно  отсталых  детей;

·        Выявить  специфику  и  необходимость  развития  связной  письменной  речи;

·        Изучить  формирование  связной  письменной  речи  у  учащихся  старших  классов  в  процессе  работы  над  сочинением-описанием, характеристикой  литературного  героя;

·        Описать  результаты  практической  работы  по  развитию  связной  письменной  речи  при  изучении  конкретных  литературных  произведений  на  уроках  чтения  в  старших  классах.

Основными  методами  работы  были:

1.     изучение  и  анализ  психолого-педагогической, методической  филологической  литературы  по  избранной  теме;

2.     наблюдение  за  процессом  обучения  школьников  на  уроках  чтения  в  специальной  коррекционной  школе  8 вида;

3.     обобщение  опыта  учителей  специальной (коррекционной) школы  8 вида;

4.     изучение  психолого-педагогической  документации, характеризующей здоровье  и  развитие  учащихся; анализ  упражнений  и  заданий, выполненных  учащимися.

Дипломная  работа  состоит  из  введения, двух  глав, заключения, списка  использованной  литературы  и  приложения, включающего  дидактические  материалы, использованные  в  ходе  обучающего  эксперимента.





1. Теоретические  основы  развития  связной  письменной  речи  у  умственно  отсталых  детей

1.1. Характеристика  психофизиологического  состояния  учащихся  с  нарушением  интеллектуального  развития[*]  старшего  возраста.

 

 

Под умственной отсталостью следует понимать стойкое необ­ратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга [1,c.117].

В данном определении четко выделяются два взаимосвязан­ных диагностических критерия: психолого-педагогический (стой­кое нарушение познавательной деятельности) и клинический (ор­ганическое поражение головного мозга). Отсутствие одного из названных критериев приведет к неправильному, ошибочному по­ниманию сущности умственной отсталости.

Умственная отсталость не является обозначением какого-то конкретного заболевания. Это нарушение интеллектуальной дея­тельности, а возникает оно на фоне пораженной нервной системы.

Время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым и первыми тремя годами постнатальной жизни. Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.

Современные исследования в области этиологии умственной отсталости свидетельствуют о том, что ведущая роль в происхождении умственной отсталости принадлежит генетическим факторам. Многочисленными и разнообразными изменениями в генетическом аппарате (мутациями) обусловлено примерно ¾ всех случаев недоразвития познавательной сферы у детей [37,c.98].

Мутации могут быть хромосомными и генными. Наиболе распространенной и хорошо известной хромосомной формой олигофрении является болезнь Дауна, встречающаяся у 9-10% всех умственно отсталых детей. При хромосомных формах олигофрении чаще всего наблюдается выраженное и глубокое недоразвитие познавательной сферы.

В современной психиатрической и психолого-педагогической литературе к умственной отсталости относят два состояния нару­шения интеллекта: олигофрению и деменцию. Вычленение их в картине слабоумия дает возможность ответить на такие вопросы: когда возникает умственная отсталость, какие особенности психи­ческого развития выявляются при олигофрении и деменции, какие признаки являются отличительными и общими.

Олигофрения — стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (эмбриональ­ном, дородовом, природовом, послеродовом до возраста 1,5—2 го­да).

Психологическая характеристика олигофрении сводится к не­обратимому общему психическому недоразвитию с преобладани­ем ведущего интеллектуального дефекта—слабости аналитико-синтетической деятельности, несформированности абстрактно-логи­ческого мышления. Клиническая характеристика исключает нали­чие текущего болезненного процесса в нервной системе [1,c.118].

Дебильность—относительно легкая степень недоразвития ин­теллекта. Умственно отсталые дети в степени дебильности явля­ются основным контингентом специальной (коррекционной) школы  8 вида. Они усваи­вают на доступной им уровне определенный круг знаний по об­щеобразовательным предметам, овладевают несложной профес­сией, могут приспособиться к общественно полезной деятельности.  В  специальной (коррекционной) школе 8 вида  для учащихся в степени дебильности организуются простейшие, но разнообразные по содержа­нию виды игры, учебы, труда. Главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности: речи, памяти, абстрактно-логическом мышлении. У детей, страдающих дебильностью, фразовая речь развивается, однако словарный запас ограничен, чтение и письмо затруднено, имеются специфические ошибки (замены звуков и букв, пропуски и перестановки слогов). При обучении счету такие дети с трудом усваивают понятие количественного содержания чисел, смысл условных знаков; они не понимают содержания задач, последова­тельность действий при решении примеров. Память умственно от­сталых школьников характеризуется небольшим объемом запоми­наемого материала, некачественным воспроизведением. В связи с тем что у дебилов мышление носит конкретный, наглядно-дейст­венный характер, нарушена способность к отвлечению, обобще­нию, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно. С интеллектуальным недоразвитием у таких детей тесно сочета­ется незрелость эмоциональной сферы и личности в целом: некри­тичность суждений, отсутствие инициативы и любознательности, проявления сложных оттенков чувств, волевых действий [1,c.119].

Коррекционная система обучения и воспитания детей в сте­пени дебильности значительно продвигает их развитие. Можно сказать, что социальный прогноз этой формы слабоумия благо­приятен. Обучение в специальной школе способствует усвоению определенного круга знаний, получению трудовых навыков и практической ориентировки, что дает возможность выпускникам в целом успешно адаптироваться к социальной среде.

Клиническая картина дефектов развития познавательной сферы складывается из особенностей имеющихся у детей психопатологических, неврологических и соматических симптомов. Те формы, при которых отмечаются четко очерченные специфические соматические проявления, позволяющие установить нозологический диагноз на основании клинических данных, и те, при которых нозологическую форму болезни можно установить при помощи современных методов специальных лабораторных исследований, называют дифференцированными формами умственной отсталости.

Неосложнённые формы умственной отсталости характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Интеллектуальный дефект у этих детей, так же как  и у всех умственно отсталых, проявляется в первую очередь нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленостью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения. Нередко при неплохой способности к механическому запоминанию наблюдается слабость смысловой и особенно ассоциативной памяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом. Для запоминания нового материала требуются многократные повторения и подкрепления его конкретными примерами. Тем не менее дети с неосложненной умственой отсталостью характеризуются обычно довольно устойчивой работоспособностью и более или менее удовлетворительной продуктивностью [25,c.41].

Уровень недоразвития речи у большинства детей с неосложненной умственной отсталостью соответствует степени их интеллектуального дефекта. У них отсутствуют локальные речевые расстройства, но всегда имеется общее недоразвитие речи, проявляющееся скудностью активного словаря, упрощенным построением фраз, аграмматизмами, нередко косноязычием. Наряду с этим у некоторых детей можно наблюдать внешне хороший уровень развития речи с кажущимся богатством  словарного запаса, правильным построением фраз, выразительными интонациями. Однако, уже при первом обследовании становится ясно, что внешне правильные фразы представляют собой заученные речевые штампы [25,c.87].

Недоразвитие моторики проявляется главным образом недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленностью выработки двигательной формулы действия. Кроме того, у большинства умственно отсталых детей отмечается недостаточность мышечной силы. Поэтому велика важность занятий физкультуры для таких детей.

Выраженных нарушений поведения у детей с неосложненной умственной отсталостью обычно не наблюдается. При адекватном воспитании дети с легким интеллектуальным дефектом без особого труда осваивают правильные формы поведения и в некоторой степени могут контролировать свои поступки.

Общее недоразвитие личности характерно для всех детей с общим психическим недоразвитием.

Таким образом, при неосложненных формах умственной отсталости педагогический прогноз зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6