бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школ... бесплатно рефераты

Говоря о формировании у учащихся связной речи, мы имеем в виду формирование у них умения создавать текст. Текст - это произ­ведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в опре­деленной последовательности и связанных друг с другом по смыслу с помощью различных языковых средств.

Работа над сочинением-описанием с  умственно  отсталыми  детьми позволяет решать несколь­ко задач. Обогащая лексический запас учащихся, развивая их коммуни­кативные умения (раскрывать тему, выражать свои мысли связно, после­довательно), сочинение-описание развивает внимание, наблюдатель­ность. Описание природы приобщает учащихся к прекрасному, воспиты­вает у детей любовь к родной природе.

Сказанным определяется актуальность выбранной нами темы. Целью исследования являлось выявление особенностей описа­тельной речи учащихся 7 класса школы VIII вида, проведение экспери­ментального обучения, направленного на формирование умения созда­вать текст-описание природы [35,c.34].

Были выявлены следующие особенности сочинений-описаний природы. Дети не умеют выявлять соответствующие факты в действительности. У них недостаточен запас языковых средств, служащих для описания. Трудности вызывают и особенности построения текстов описа­тельного характера. Дети не сразу осознают, что главное, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки. Поэтому очень часто описание заменяется перечислением предметов или явлений дей­ствительности.

Выявленные особенности сочинений-описаний природы позволи­ли определить направления работы по развитию описательной речи [15,c.174]:

1. Работа над структурой описательного текста;

2. Формирование умения раскрывать тему: обдумать содержание, наметить определенную последовательность, правильно по­строить предложение, связать их в единое целое с помощью языковых средств связи;

3. Обогащение речи образными выражениями.

Для усвоения учащимися структуры текста-описания применя­лись такие приемы, как устное описание объектов по плану, соответст­вующему композиционной структуре описательного текста; написание сочинения-миниатюры, составление текста по опорным словам и задан­ному плану. Особое внимание уделялось формированию умения исполь­зовать средства связи предложений при описании пейзажных картин. Для этого мы учили детей выявлять композицию картины, передний план, задний план, расположение объектов описания. С этой целью ис­пользовались картины русских пейзажистов, фотографические снимки.

Нами было установлено, что в процессе обучения наблюдается определенная динамика, характеризующая потенциальные возможности учащихся с недоразвитием интеллекта в овладении письменной описа­тельной речью. Она проявляется как в плане содержания, так и в лексико-грамыатическом оформлении сочинений. Сочинения стали более развер­нутыми, подробными. В текстах отмечается плавность, последователь­ность описания  объектов природы. Работа по  обогащению, и активизации словаря помогла  учащимся создать выразительные, красочные описания природы.

Таким  образом, формирование умения создавать текст-описание требуют дли­тельной целенаправленной работы. Полученные навыки необходимо за­креплять, совершенствовать. Поэтому необходима систематическая ра­бота над сочинениями.


2.5. Система  упражнений  и  заданий  по  развитию  связной  письменной  речи  в  9 классе  на  уроках  чтения.

 

 

Практическая  работа  по  развитию  связной  письменной  речи  в  9  классе  проводилась  в  несколько  этапов. Каждый  этап  рассмотрим  в  отдельном  пункте.


2.5.1. Работа  на  письменным  планом  содержания  рассказа  Л.Н. Толстого «После  бала»


Рассмотрим  один  из  уроков, проведённых  в  9 классе  по  развитию  связной  письменной  речи  в  специальной (коррекционной  школе  8 вида) [11.c.117].

Учащимся  было  необходимо  составить  характеристику  главного  героя  произведения  Л.Н. Толстого «После  бала».

Работа над составлением характеристики героя является для уча­щихся с ограниченным интеллектом самой сложной на уроках литера­турного чтения. Анализ идет от поступков к характеру, поэтому путь анализа событий в их хронологической последовательности наиболее  доступен учащимся коррекционной школы. Если же в произведении нарушена хронологическая последовательность событий или рассказано о нескольких героях, через взаимоотношения с которыми и познается характер главного героя, то учащимся значительно труднее понять и составить его характеристику. Такими произведениями, например, являются изучаемые в 9 классе рассказы «Танька» И. Бунина и «Стенька Разин» В. Шукшина. Еще труднее понять характер героя, составить его характеристику, если в рассказе поступков героя в прямом понимании нет, а есть только описание душевного состояния героя, когда в той или иной ситуации рассказа надо понять его эмоциональное состояние, при­чину этого состояния и дать нравственную оценку характера героя. Та­ким рассказом является рассказ Л.Н. Толстого «После бала», изучаемый в 8 классе. К тому же чувства героя и их причина познается через пони­мание поступков и характера другого героя. Вот о работе по сосзнанно­му освоению содержания рассказа Л.Н. Толстого «После бала», составлению рассказа-характеристики и пойдет речь [15,c.176].

В рассказе две главы, но логически первую главу можно (и нужно) разделить на две части: первая часть, где говорится о влюбленности героя в Вареньку, вторая - где речь идет о ее отце, о восприятии героем  отца и дочери единым целым. Выделение этих двух чувств героя в дальнейшем даст возможность понять, почему с изменением чувства к отцу ушла и любовь к дочери.

В рассказе сразу сообщается о душевном состоянии героя («был я сильно влюблен», «самая моя сильная любовь»). При аналитическом чтении акцент  в  задаваемых  вопросах  делается  на  этом  чувстве.

- О каком своем чувстве говорит герой?

- Как выглядела Варенька?

При ответе на второй вопрос обязательно называются или зачиты­ваются эпитеты: «высокая, стройная, грациозная и величественная». При этом объясняются слова «грациозная» (изящная, красивая в движе­ниях) и «величественная» (вызывающая, внушающая преклонение, ува­жение). Повторение этих слов дает надежду, что в дальнейших своих ответах, описаниях чувств героя учащиеся используют эти слова, а не только привычные «красивая», «хорошая».

В процессе работы вместе с учащимися составляется план буду­щего рассказа-характеристики, акцентируется их внимание на состоя­нии души героя, используются выражения из текста, чтобы в заключи­тельном рассказе учащиеся обращались к очень богатому языку расска­за. Первый пункт плана выводится из предыдущего анализа текста.

1. «Самая сильная любовь» героя.

Для того, чтобы понять состояние души героя, обращается внима­ние на бытовые детали, атмосферу и всю обстановку бала («бал был чудесный»). Чтобы понять, почему бал был чудесный, выделяется ряд его сторон. Во-первых, атмосфера бала.

- У кого был бал?

(«у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола», и жены его, такой же благодушной). Обязательно целена­правленно выясняем смысл выделенных слов, чтобы подвести учащихся к пониманию общего настроения бала, идущего от хозяев.

- Чем еще был чудесен бал?

Лучше описание бала зачитать («Бал был чудесный: зала прекрас­ная, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный»). При этом объяснить выражения: кре­постные музыканты, помещик-любитель. Выясняется особое воспри­ятие этого бала героем.

- Почему для героя этот бал был особенно чудесным? (Потому что он много танцевал со своей любимой Варенькой).

- Как описывается Варенъка?

(лучше сначала зачитать описание со слов «Она была в белом пла­тье...» и кончая словами «милые глаза», а потом выделить некоторые выражения: «белое платье с розовым пояском», «лайковые перчатки», сияющее, «зарумянившееся с ямочками лицо», «ласковые милые гла­за»). Выделяя детали портрета Вареньки, учащиеся самостоятельно от­мечают только то, во что она была одета, а все, что связано с выражени­ем ее лица, определяется с помощью учителя. В любом случае, как бы ни воспроизводилось описание Вареньки, следует добиваться обогаще­ния речи учащихся использованием выражений из рассказа. Надо по­мочь учащимся, чтобы они в описании внешности Вареньки поняли чувство героя.

- Какой подарок получил герой от Вареньки? (перышко от веера)

- Какое чувство вызвал этот подарок у героя? («восторг и благо­дарность»)

Учащиеся не могут вспомнить подарок и не могут без помощи учителя понять и отметить, что такой «пустяковый» подарок мог вы­звать такие восторженные чувства героя. Сказывается эмоциональная бедность чувств учащихся.

Так как с этим эпизодом связано развернутое описание чувств ге­роя, его следует выделить в пункт плана.

2. «Восторг и благодарность» героя за подарок.

И тут же уточняем душевное состояние героя.

- Каким чувствовал себя герой в этот момент?

При ответе на этот вопрос предполагается услышать рассказ о чувствах, которые появились в душе героя в это время, с использовани­ем таких слов из текста, как «весел», «доволен», «счастлив», «блажен», «добр», «существо, не знающее зла и способное на одно добро» («бла­женство» - невозмутимое счастье, «блаженный» - невозмутимо счаст­ливый). Выясняется, какое из этих всех слов повторяется и становится главным в описании чувства героя («добр», «способен на одно добро»). Учащиеся легче понимают, что герой влюблен, чем то, что душа его наполнилась чувством доброты. Очень важно зафиксировать, что в ду­ше у него было чувство доброты, которое определяет его состояние в это время. И название второго пункта плана после беседы уточняется [15,c.177].

2. «Восторг и благодарность» героя за подарок, «способность на одно добро».

При аналитическом чтении второй части главы необходимо целе­направленно вести учащихся к пониманию того, что восприятие героем отца и дочери слились воедино.

Когда речь пойдет об отце Вари на балу, выделяется, подчеркива­ется все прекрасное, удивительное в отце, в его внешнем виде, поведе­нии, тем сильнее будет контраст поведения полковника после бала.

- Как выглядел отец Вареньки?

И выделяются слова, которые создают очень привлекательный об­раз человека («очень красивый», «статный», «высокий и свежий старик» и т.д.). И самое главное - подчеркнуть схожесть с дочерью.

- Что общее во внешности отца и дочери? («та же ласковая, радо­стная улыбка».)

- Как он танцевал?

После пересказа того, как танцевал отец Вареньки, можно спро­сить у учащихся, какое впечатление мог произвести он на людей. Важ­но, чтобы они почувствовали, что отец Вареньки мог вызвать симпатии людей.

- С какими чувствами герой смотрел на танцующих отца и дочь? Найдите ответ в рассказе.

Стоит зачитать предложение: «Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них», а затем выяснить понима­ние выражения «с восторженным умилением» (соединение большего чувства, восхищения и нежного чувства, трогательного), обязательно подчеркиваем, что он смотрел "на них".

- Какую способность души героя раскрывает его любовь к Вареньке?

(Способность любить)

Необходимо попросить учащихся объяснить, как они понимают это состояние героя, исходя из материала рассказа («любил и хозяйку дома, и ее мужа, и гостей, и лакеев...») При этом обязательно выделить, какие чувства он испытывал к отцу Вареньки («восторженно- нежные») и почему (из-за «ласковой, похожей на нее, улыбки»). Учащиеся нахо­дят в тексте еще те места, где говориться, что герой объединял отца и дочь в одно целое, как и чувства к ним («я вижу ее в паре с отцом», «я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве»), Многократное обращение к этому восприятию отца и дочери закрепляет представление учащихся, что они для героя неразделимы, а в дальней­шем это понимание поможет понять, почему ушла любовь. Учащимся, no-первых, трудно понять, что значит «любил и хозяйку дома», они счи­тают, что эта такая же любовь, как и к Вареньке. Во-вторых, учащимся нелегко найти в тексте те места, где видно, что герой отца и дочь вос­принимает как одно целое. Здесь потребуется помощь учителя, наводя­щие вопросы и кое-какие разъяснения.

Выводом после аналитического чтения всего эпизода, связанного с танцем Вареньки и отца, может быть третий пункт плана рассказа-характеристики.

3. «Восторженное умиление» по отношению к Вареньке и ее отцу, любовь ко всему миру.

Для учащихся с нарушением интеллекта достаточно сложно рас­крыть смысл этого положения, так как им надо раскрыть причинно-следственные связи, опираясь на материал рассказа, и из всего большо­го описания и восприятия танца выбрать только то, что объясняет чув­ства героя. Способствовать правильному ответу может четкость целена­правленно поставленных вопросов и ответов с выяснением причинно-следственных связей, что мы и попытались показать.

И последним заданием аналитического чтения первой главы мо­жет быть поиск повторяемого слова, которое определят общее, полное состояние души героя на балу и после него («бесконечно счастлив, сча­стье мое все росло и росло, «я был слишком счастлив»). Отсюда и чет­вертый пункт плана.

4. Герой «был слишком счастлив».

Такой детальный анализ первой главы нужен, чтобы учащиеся поняли психологическое состояние влюбленного счастливого героя, открытость его души для добра, любви не только к Вареньке, но и ко всем людям, тогда при чтении второй главы они сильнее почувствуют контраст событий, обстановки, внешнего вида и поведения героев.

Во второй главе есть тоже две смысловые части. Первая часть, где нарастает напряжение от описания того, что было герою «особенно ми­ло и значительно», а в душе «пело», через восприятие непонятной си­туации к чему- то страшному, что он увидел. Вторая часть начинается со слов «Рядом с ним шел высокий военный...». Именно с этого места дается контраст картины того, что делают с солдатом за побег, как вы­глядит избитый солдат, и того, как выглядит полковник и что он прика­зывает.

Первый вопрос при аналитическом чтении второй главы еще раз подчеркивает счастливое состояние героя после бала.

- Каково первое восприятие героем города, улиц? («...все было мне особенно мило и значительно»). Обязательно надо, чтобы учащиеся попытались объяснить это восприятие, связав его с настроением героя, о котором говорилось при аналитическом чтении первой главы.

- Что нарушило его настроение? («жесткая нехорошая музыка»)

- До этой музыки какая музыка была у него в душе? («мотив ма­зурки»). Учащиеся вспоминают, почему герой слышал мотив мазурки:

Варенька с отцом танцевали мазурку. И это был важно - он снова их вспомнил вместе.

- Что увидел герой? (Пересказать увиденное. Это не составляет труда).

- Как вы понимаете фразу кузнеца, объясняющую, что происхо­дит («Татарина гоняют за побег»)?

- Как описывает автор наказание солдата за побег? Какие слова особенно подчеркивают жестокость наказания? («что- то страшное», «оголенный по пояс», «привязанный к ружьям двух солдат», «дергаясь всем телом», «то опрокидываясь назад...то падая вперед», «сморщенное от страдания лицо»).

- Как выглядела спина наказываемого? Зачитывают: «Это было что- то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не пове­рил, чтобы это было тело человека».

Из всей беседы вытекает пункт плана к рассказу- характери­стике.

5. На улице герой увидел «что-то страшное».

В этой оценке тоже появляются черты характера, герой не может принять эту жестокость. После описания несчастного избитого солдата резким контрастом будет выглядеть полковник.

- Как выглядел полковник?

Описание полковника учащиеся находят в двух местах текста:

там, где его узнал герой («ее отец со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами»), и сразу после описания избитого солдата («твердым шагом двигалась высокая статная фигура полковника...»). С помощью учителя контраст этот надо выделить.

- Кого и за что бил полковник своей рукой? Обязательно обгова­риваем с учащимися, как они понимают недовольный крик полковника:

«Я тебе покажу... Будешь мазать?» И снова подчеркнуть контрастность описания (Полковник бил «своей сильной рукой» по лицу «малоросло­го, слабосильного солдата»).

- Почему герою, как пишет автор, было стыдно? Сначала пусть учащиеся попытаются поразмышлять сами, а потом можно попросить найти в тексте объяснение («Как будто я был уличен в самом постыд­ном поступке») и выяснить, как это понимают учащиеся. И это понима­ние выделяется в пункт плана.

6. Герой «как будто ... уличен в самом постыдном поступке». Здесь тоже проявляются черты характера - герою не только стыдно за поступок полковника, но то, что он видел, позорит его собст­венную совесть.

- Какие слова слышал герой, когда шел домой? («Братцы, поми­лосердствуйте!» и «Будешь мазать? Будешь?»). Обязательно спрашива­ем у учащихся, почему герой слышал эти слова? Что значит «помило­сердствуйте»? (просить сострадания, человеколюбия). Могли ли те, кто стоял в строю «помилосердствовать»? Ответ на этот вопрос заключен в предыдущей беседе о том, кого и за что бил полковник своей рукой.

- Как чувствовал себя герой после всего, что он видел и пере­жил? («на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска», «казалось, что вот-вот меня вывернет всем тем ужасом!!!) И это состояние души тоже надо выделить в пункт плана рассказа- характери­стики.-

7. У героя «на сердце была.. .тоска».

До оформления пункта плана выясняется, как учащиеся понимают сочетание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6