Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школ...
«почти физическая, доходившая до тошноты тоска». А говоря о состоянии
души героя, учащиеся объясняют причины этой тоски.
- Что произошло с чувством любви героя? («любовь с этого дня шла на
убыль»)
- Почему это произошло?
Вопрос достаточно сложный, ведь герою плохо было от поступков отца
Вареньки, а не от нее. А ушла любовь к ней.
Сначала следует выяснить, как сами учащиеся понимают причину того, что
ушла любовь, а если понадобится, то системой наводящих вопросов добиться
понимания. Учащиеся объясняют очень просто: «Отец был плохой». Только беседа по
изученному произведению целенаправленно ведет учащихся к пониманию того,
почему ушла любовь к Вареньке. Приходиться вспомнить, какие чувства охватили
героя на балу, как он воспринимал на балу Вареньку и ее отца, что особенно их
объединяло (надо снова вспомнить «ласковую, похожую на нее улыбку»). Какое
чувство возникло у героя к отцу Вареньки, когда он увидел его истинное лицо?
Что заставляло его постоянно вспоминать полковника на площади (именно на
площади): «Когда она... с улыбкой на лице задумывалась, я сейчас же вспоминал
полковника на площади»). Значит, он вспоминал всю страшную картину, а для героя
они (дочь и отец) были едины. Вот и становилось «неловко», «неприятно», и
любовь «сошла на нет». И последний пункт плана покажет изменение чувства.
8. «Любовь с этого дня пошла на убыль».
Таким образом, в результате аналитического чтения составляется план
рассказа- характеристики, где в центре внимания душевное состояние героя.
Событийная сторона рассказа используется для показа внутреннего состояния
героя, которое и свидетельствует о его нравственных качествах.
План
1. «Самая сильная любовь героя».
2. «Восторг и благодарность героя за подарок», «способность на одно
добро».
3. «Восторженное умиление» по отношению к Вареньке и ее отцу, любовь ко
всему миру.
4. Герой «был слишком счастлив».
5. На улице он увидел «что-то страшное».
6. Герой «как будто уличен в самом постыдном поступке».
7. «На сердце была .. .тоска».
8. «Любовь с этого дня пошла на убыль» [15,c.178].
И заключающим моментом исследования рассказа может быть размышление по поводу
названия рассказа, ответ на вопрос, предложенный учебником: «Можно ли было назвать
рассказ «На балу»?» Учащиеся подводятся к мысли, что только после бала проявилось
истинное лицо полковника и отношение к нему героя рассказа. Герой рассказа
сохранил доброту сердца и не мог принять жестокость отца Вареньки, его
истинное лицо.
Эксперимент проводился в 9 классе специальной (коррекционной) школы
8 вида № 24 г. Курске в 2005 году.
Общее количество исследуемых составило 6 учащихся с проблемами в
интеллектуальном развитии. Эксперимент проводился индивидуально с каждым
ребёнком, с целью исследования особенностей развития связной письменной
речи на уроках чтения в старших классах.
В процессе проведения эксперимента предполагалось решить следующие
задачи:
1.
выявить состояние грамматического строя речи
школьников 9 класса с проблемами в развитие;
2.
определить особенности структуры высказывания
исследуемых;
3.
исследовать пассивный и активный словарный запас;
4.
выявить общий уровень развития связной письменной
речи учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Карточки с заданиями и ответами учеников приведены в приложении.
Общие результаты исследования отражены ниже в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты исследования
Задание 1
|
Определение в тексте слов, обозначающих движение
|
Фамилии учащихся
|
Азаров Сергей
|
Глобин Алексей
|
Драчёва Елена
|
Иванов Юрий
|
Котельникова Алёна
|
Рагозина Юлия
|
Без ошибок
|
0
|
0
|
+
|
0
|
0
|
0
|
Ошибки
|
1
|
1
|
0
|
3
|
1
|
5
|
Ни справились
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Качество знаний (%)
|
83,3
|
83,3
|
100,0
|
50,0
|
83,3
|
16,7
|
Кол-во орфографических ошибок
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Задание 2
|
Поставить в глаголах ударение и составить с несколькими
предложения
|
Фамилии учащихся
|
Азаров Сергей
|
Глобин Алексей
|
Драчёва Елена
|
Иванов Юрий
|
Котельникова Алёна
|
Рагозина Юлия
|
Без ошибок
|
+
|
0
|
+
|
0
|
0
|
0
|
Ошибки
|
0
|
1
|
0
|
2
|
1
|
1
|
Ни справились
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Качество знаний (%)
|
100
|
50,0
|
100,0
|
33,3
|
50
|
50
|
Кол-во орфографических ошибок
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
Задание 3
|
Что хорошо, а что плохо?
|
Фамилии учащихся
|
Азаров Сергей
|
Глобин Алексей
|
Драчёва Елена
|
Иванов Юрий
|
Котельникова Алёна
|
Рагозина Юлия
|
Без ошибок
|
+
|
+
|
0
|
+
|
+
|
0
|
Ошибки
|
0
|
0
|
3
|
0
|
0
|
1
|
Ни справились
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Качество знаний (%)
|
100
|
100
|
83,5
|
100
|
100
|
94,5
|
Кол-во орфографических ошибок
|
1
|
3
|
0
|
0
|
2
|
6
|
Задание 4
|
Разгадайте кроссворд
|
Фамилии учащихся
|
Азаров Сергей
|
Глобин Алексей
|
Драчёва Елена
|
Иванов Юрий
|
Котельникова Алёна
|
Рагозина Юлия
|
Без ошибок
|
+
|
0
|
0
|
0
|
+
|
+
|
Ошибки
|
0
|
1
|
2
|
3
|
0
|
0
|
Ни справились
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Качество знаний (%)
|
100
|
80
|
60
|
40
|
100
|
100
|
Кол-во орфографических ошибок
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
0
|
Задание 5
|
Отгадайте последние слова
|
Фамилии учащихся
|
Азаров Сергей
|
Глобин Алексей
|
Драчёва Елена
|
Иванов Юрий
|
Котельникова Алёна
|
Рагозина Юлия
|
Без ошибок
|
+
|
+
|
0
|
0
|
+
|
0
|
Ошибки
|
0
|
0
|
1
|
2
|
0
|
2
|
Ни справились
|
0
|
0
|
0
|
+
|
0
|
+
|
Качество знаний (%)
|
100
|
100
|
50
|
0
|
100
|
0
|
Кол-во орфографических ошибок
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Задание 6
|
Указать прямое значение слов и составить предложения
|
Фамилии учащихся
|
Азаров Сергей
|
Глобин Алексей
|
Драчёва Елена
|
Иванов Юрий
|
Котельникова Алёна
|
Рагозина Юлия
|
Без ошибок
|
+
|
+
|
0
|
+
|
+
|
0
|
Ошибки
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
3
|
Ни справились
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Качество знаний (%)
|
100
|
100
|
91,7
|
100
|
100
|
75
|
Кол-во орфографических ошибок
|
0
|
0
|
0
|
4
|
1
|
1
|
Задание 8
|
Выпишите из текста синонимы к глаголу «смеяться»
|
Фамилии учащихся
|
Азаров Сергей
|
Глобин Алексей
|
Драчёва Елена
|
Иванов Юрий
|
Котельникова Алёна
|
Рагозина Юлия
|
Без ошибок
|
+
|
+
|
0
|
+
|
+
|
+
|
Ошибки
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
Ни справились
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Качество знаний (%)
|
100
|
100
|
67
|
100
|
100
|
100
|
Кол-во орфографических ошибок
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
Задание 9
|
Вставить пропущенные буквы
|
Фамилии учащихся
|
Азаров Сергей
|
Глобин Алексей
|
Драчёва Елена
|
Иванов Юрий
|
Котельникова Алёна
|
Рагозина Юлия
|
Без ошибок
|
+
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Ошибки
|
0
|
3
|
1
|
4
|
1
|
1
|
Ни справились
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Качество знаний (%)
|
100
|
80
|
94
|
73
|
94
|
94
|
Задание 10
|
Сочини сам. В пустыне «окна» вставьте нужные слова
|
Фамилии учащихся
|
Азаров Сергей
|
Глобин Алексей
|
Драчёва Елена
|
Иванов Юрий
|
Котельникова Алёна
|
Рагозина Юлия
|
Без ошибок
|
+
|
0
|
+
|
0
|
+
|
+
|
Ошибки
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
Ни справились
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Качество знаний (%)
|
100
|
80
|
100
|
80
|
100
|
100
|
Кол-во орфографических ошибок
|
0
|
0
|
7
|
1
|
1
|
1
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|