бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие связной письменной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школ... бесплатно рефераты

«почти физическая, доходившая до тошноты тоска». А говоря о состоянии души героя, учащиеся объясняют причины этой тоски.

- Что произошло с чувством любви героя? («любовь с этого дня шла на убыль»)

- Почему это произошло?

Вопрос достаточно сложный, ведь герою плохо было от поступков отца Вареньки, а не от нее. А ушла любовь к ней.

Сначала следует выяснить, как сами учащиеся понимают причину того, что ушла любовь, а если понадобится, то системой наводящих во­просов добиться понимания. Учащиеся объясняют очень просто: «Отец был плохой». Только беседа по изученному произведению целенаправ­ленно ведет учащихся к пониманию того, почему ушла любовь к Вареньке. Приходиться вспомнить, какие чувства охватили героя на балу, как он воспринимал на балу Вареньку и ее отца, что особенно их объе­диняло (надо снова вспомнить «ласковую, похожую на нее улыбку»). Какое чувство возникло у героя к отцу Вареньки, когда он увидел его истинное лицо? Что заставляло его постоянно вспоминать полковника на площади (именно на площади): «Когда она... с улыбкой на лице за­думывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади»). Значит, он вспоминал всю страшную картину, а для героя они (дочь и отец) бы­ли едины. Вот и становилось «неловко», «неприятно», и любовь «сошла на нет». И последний пункт плана покажет изменение чувства.

8. «Любовь с этого дня пошла на убыль».

Таким образом, в результате аналитического чтения составляется план рассказа- характеристики, где в центре внимания душевное со­стояние героя. Событийная сторона рассказа используется для показа внутреннего состояния героя, которое и свидетельствует о его нравст­венных качествах.

План

1. «Самая сильная любовь героя».

2. «Восторг и благодарность героя за подарок», «способность на одно добро».

3. «Восторженное умиление» по отношению к Вареньке и ее отцу, любовь ко всему миру.

4. Герой «был слишком счастлив».

5. На улице он увидел «что-то страшное».

6. Герой «как будто уличен в самом постыдном поступке».

7. «На сердце была .. .тоска».

8. «Любовь с этого дня пошла на убыль» [15,c.178].

И заключающим моментом исследования рассказа может быть размышление по поводу названия рассказа, ответ на вопрос, предло­женный учебником: «Можно ли было назвать рассказ «На балу»?» Учащиеся подводятся к мысли, что только после бала проявилось ис­тинное лицо полковника и отношение к нему героя рассказа. Герой рас­сказа сохранил доброту сердца и не мог принять жестокость отца Ва­реньки, его истинное лицо.


2.5.2. Исследование  уровня  развития  связной  письменной  речи  учащихся  9 класса  специальной (коррекционной) школы VIII вида  и  анализ  результатов  исследования


Эксперимент  проводился  в  9 классе  специальной (коррекционной) школы  8 вида № 24 г. Курске  в  2005 году.

Общее  количество  исследуемых  составило  6 учащихся  с  проблемами  в  интеллектуальном  развитии. Эксперимент  проводился  индивидуально  с  каждым  ребёнком, с  целью  исследования  особенностей  развития  связной  письменной  речи  на  уроках  чтения  в  старших  классах.

В  процессе  проведения  эксперимента  предполагалось  решить  следующие  задачи:

1.     выявить  состояние  грамматического  строя  речи  школьников  9 класса  с  проблемами  в  развитие;

2.     определить  особенности  структуры  высказывания  исследуемых;

3.     исследовать  пассивный  и  активный  словарный  запас;

4.     выявить  общий  уровень  развития  связной  письменной  речи  учащихся  9 класса  специальной (коррекционной) школы  8 вида.

Карточки  с  заданиями  и  ответами  учеников  приведены  в  приложении.

Общие  результаты  исследования  отражены  ниже  в  таблице 1.
















Таблица 1. Результаты  исследования

Задание 1

Определение  в  тексте  слов, обозначающих  движение

Фамилии  учащихся

 

Азаров  Сергей

Глобин  Алексей   


Драчёва  Елена

Иванов  Юрий

Котельникова  Алёна

Рагозина  Юлия

Без  ошибок

0

0

+

0

0

0

Ошибки

1

1

0

3

1

5

Ни  справились

0

0

0

0

0

0

Качество  знаний (%)

83,3

83,3

100,0

50,0

83,3

16,7

Кол-во  орфографических  ошибок

0

0

0

0

0

0

Задание 2

Поставить  в  глаголах  ударение  и  составить  с  несколькими  предложения

Фамилии  учащихся

 

Азаров  Сергей

Глобин  Алексей   


Драчёва  Елена

Иванов  Юрий

Котельникова  Алёна

Рагозина  Юлия

Без  ошибок

+

0

+

0

0

0

Ошибки

0

1

0

2

1

1

Ни  справились

0

0

0

0

0

0

Качество  знаний (%)

100

50,0

100,0

33,3

50

50

Кол-во  орфографических  ошибок

0

0

1

0

0

0

Задание 3

Что  хорошо, а  что  плохо?

Фамилии  учащихся

 

Азаров  Сергей

Глобин  Алексей   


Драчёва  Елена

Иванов  Юрий

Котельникова  Алёна

Рагозина  Юлия

Без  ошибок

+

+

0

+

+

0

Ошибки

0

0

3

0

0

1

Ни  справились

0

0

0

0

0

0

Качество  знаний (%)

100

100

83,5

100

100

94,5

Кол-во  орфографических  ошибок

1

3

0

0

2

6

 

 

 

 

 

Задание 4

Разгадайте  кроссворд

Фамилии  учащихся

 

Азаров  Сергей

Глобин  Алексей  


Драчёва  Елена

Иванов  Юрий

Котельникова  Алёна

Рагозина  Юлия

Без  ошибок

+

0

0

0

+

+

Ошибки

0

1

2

3

0

0

Ни  справились

0

0

0

0

0

0

Качество  знаний (%)

100

80

60

40

100

100

Кол-во  орфографических  ошибок

0

0

0

2

0

0

 

Задание 5

 

Отгадайте  последние  слова

Фамилии  учащихся

 

Азаров  Сергей

Глобин  Алексей   


Драчёва  Елена

Иванов  Юрий

Котельникова  Алёна

Рагозина  Юлия

Без  ошибок

+

+

0

0

+

0

Ошибки

0

0

1

2

0

2

Ни  справились

0

0

0

+

0

+

Качество  знаний (%)

100

100

50

0

100

0

Кол-во  орфографических  ошибок

0

0

0

0

0

0

 

Задание 6

 

Указать  прямое  значение  слов  и  составить  предложения

Фамилии  учащихся

 

Азаров  Сергей

Глобин  Алексей   


Драчёва  Елена

Иванов  Юрий

Котельникова  Алёна

Рагозина  Юлия

Без  ошибок

+

+

0

+

+

0

Ошибки

0

0

1

0

0

3

Ни  справились

0

0

0

0

0

0

Качество  знаний (%)

100

100

91,7

100

100

75

Кол-во  орфографических  ошибок

0

0

0

4

1

1

 

Задание 8

Выпишите  из  текста  синонимы  к  глаголу «смеяться»

Фамилии  учащихся

 

Азаров  Сергей

Глобин  Алексей   


Драчёва  Елена

Иванов  Юрий

Котельникова  Алёна

Рагозина  Юлия

Без  ошибок

+

+

0

+

+

+

Ошибки

0

0

1

0

0

0

Ни  справились

0

0

0

0

0

0

Качество  знаний (%)

100

100

67

100

100

100

Кол-во  орфографических  ошибок

0

0

0

1

1

1

Задание 9

Вставить  пропущенные  буквы

Фамилии  учащихся

 

Азаров  Сергей

Глобин  Алексей   


Драчёва  Елена

Иванов  Юрий

Котельникова  Алёна

Рагозина  Юлия

Без  ошибок

+

0

0

0

0

0

Ошибки

0

3

1

4

1

1

Ни  справились

0

0

0

0

0

0

Качество  знаний (%)

100

80

94

73

94

94

 

Задание 10

Сочини  сам. В  пустыне «окна» вставьте  нужные  слова

Фамилии  учащихся

 

Азаров  Сергей

Глобин  Алексей   


Драчёва  Елена

Иванов  Юрий

Котельникова  Алёна

Рагозина  Юлия

Без  ошибок

+

0

+

0

+

+

Ошибки

0

1

0

1

0

0

Ни  справились

0

0

0

0

0

0

Качество  знаний (%)

100

80

100

80

100

100

Кол-во  орфографических  ошибок

0

0

7

1

1

1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6