бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие познавательного интереса бесплатно рефераты

Однако, взаимосвязь мотивации и познавательного интереса – явление сложное. Прежде всего, следует определить место познавательного интереса в общей структуре мотивации: он может играть ведущую роль, а может быть и подчиненным у учащихся с ярко выраженной общественной направленностью.

Изоляция познавательного интереса как мотива деятельности – это явление крайне нежелательное. Оно может способствовать академизму. Система предварительных условий, необходимых для формирования у учащихся интереса к познанию в наиболее четком виде представлена в работе Н.Г. Морозовой.14 Автор подчеркивает, что познавательный интерес является частным случаем интереса к учебной деятельности, к приобретению знаний и определяется как эмоционально познавательное отношение к предмету.

Идею обучения, основанного на интересе, развивают П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев.

В работе "Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы" (М., 1991г.) П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев подчеркивают, что познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Обучение эффективно лишь тогда, когда ученики проявляют интерес к знаниям. Опора на интерес повышает познавательную активность у школьников, сознательность в усвоении учебного материала, помогает более успешно самореализовываться в учебно-воспитательном процессе.

Итак, проблема формирования интереса широко рассмотрена в историко-педагогической литературе, в том числе и в теории школьного образования.

Сегодня проблема познавательного интереса все шире рассматривается в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет учителям, воспитателям успешно формировать и развивать познавательный интерес учащихся, обогащая личность, воспитывая в ней активное отношение к жизни.


1.2 Некоторые теоретические подходы к определению понятия "познавательный интерес"


Проблема интереса в современной науке представлена с различных позиций. В исследованиях М.Ф. Беляева15, А.А. Невского изучается психологическая природа интереса; в работах Ю.К. Бабанского16 познавательный интерес выступает в основном как средство обучения. Познавательный интерес рассматривается В.Н. Мясищевым17 как отношение личности к предметам и явлениям окружающей действительности. Ряд авторов18 исследуют интерес как условие повышения продуктивности учебного процесса.

Приступая к рассмотрению проблемы развития познавательного интереса у подростков среднего школьного возраста, мы считаем целесообразным, прежде всего, рассмотреть теоретические основы самого понятия "интерес".

В научной литературе, посвященной данной проблеме, можно встретить разнообразные, иногда противоречивые толкования этого понятия. Под познавательным интересом зачастую понимают различные состояния человека, всего лишь объединенные позитивной направленностью к его деятельности: увлечения, склонности, любопытство и другие. На смешение различных по содержанию понятий при определении познавательного интереса указывается в работах Л.И. Божович19, Н.Г. Морозовой,20 Н.А. Беляевой21.

Для более четкого определения ключевого для нашей работы понятия необходимо обратиться к психологическим и педагогическим исследованиям, специально посвященным изучению сущности интереса.

Анализ литературы по проблеме показал, что в психологии существуют различные определения интереса. Так, С.И. Рубинштейн определил это понятие как "… сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упускать из поля своего зрения"22.

В.А. Крутецкий дает следующее определение: "Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительно эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью"23 интерес. В.А. Крутецкий считает, что интерес носит избирательный характер и влечет за собой тенденцию обращать внимание на объекты определенного рода.

Д.А. Кикнадзе24 считает, что интерес – это потребность, прошедшая стадию мотивации; сознательная направленность человека на удовлетворение познавательной потребности.

А.Н. Леонтьев, определяя сущность интереса, исходит из анализа структуры деятельности субъекта: "Интерес объективно выражается в направленности деятельности на те или иные цели"

М.Ф. Беляев в работе "Психология интереса" дает следующее определение интереса: "Интерес есть одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности".25

Это определение, на наш взгляд является наиболее полным, так как позволяет выделить следующие специфические признаки:

-     объективная отнесенность, из которой следует, что беспредметных интересов быть не может;

-     сознательное стремление к объекту, что отличает интерес от влечения;

-     эмоциональная насыщенность, указывающая на то, что удовлетворение интереса связано с положительными эмоциями, а невозможность удовлетворения интереса вызывает отрицательные эмоции;

-     благотворное влияние на продуктивность деятельности, что делает интерес особо ценным в педагогическом отношении.

Таким образом можно сделать вывод, что, несмотря на различные трактовки сущности интереса, большинство психологов относят интерес к категории направленности, то есть к стремлению личности к объекту или деятельности. Психологическое понятие "интерес" отображает множество значимых процессов от единичных до их совокупности.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, мы считаем, что интерес выступает перед нами:

-     и как избирательная направленность психологических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

-     и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

-     и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психологические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

-     и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

По предметной направленности интересов вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные, технические и другие.

Одной из самых значительных областей общего феномена "интерес" является познавательные интересы, имеющие особое значение в школьном возрасте. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знанием.

В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное значение учения.

Отсюда следует, что в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания.

Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлений, к знаниям о них. Это отношение выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути к овладения знаниями.

Познавательный интерес представляет собой особый сплав важнейших для развития личности психологических процессов.26 В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются:

-     активный поиск;

-     догадка;

-     исследовательский подход;

-     готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес, выражаются:

-     эмоциями удивления;

-     чувством интеллектуальной радости;

-     чувством успеха.

В этом своеобразном сплаве психических процессов важнейшим элементом является волевое усилие, которое так же лежит в основе познавательного интереса.

Ядром познавательного интереса является мыслительные процессы. По выражению К.Д. Ушинского, это интерес, полный мысли27.

В середине 70-х – середине 80-х годов дидактическая мысль сосредотачивалась на проблеме познавательных интересов как мотивов эффективной учебной деятельности.

В известной мере обобщая результаты собственных многочисленных исследований, опираясь на теоретический опыт, накопленный и вне их научной школы, ленинградские дидакты З.И. Васильева, В.Н. Максимова, Г.И. Щукина предложили оригинальную концепцию формирования познавательных интересов учащихся.28

В их трактовке познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями.

В то же время, познавательный интерес глубоко личностное образование, несводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых).

Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника.

Особенность познавательного интереса заключается в том, что он отражает единство объективного и субъективного. Поэтому целенаправленное воспитание интереса может опираться на объективные свойства явлений, процессов действительности, которые привлекают учащихся. Опираясь на интерес и зная, что составляет субъективную значимость для школьника, можно так строить учебный процесс, чтобы вызвать, укреплять и совершенствовать познавательные интересы учащихся.

Таким образом, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу обучения, движения своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением.

Результаты дидактических исследований создавали методологические основания для более углубленного изучения познавательных интересов и их развития в процессе педагогического стимулирования (Ю.Е. Бабанский, Г.И. Гамбург, К.А. Лыгалева и другие).

Принципиальным было осмысление дидактами различия между интересом как средством обучения и интересом как личностным образованием, мотивом учения (Г.И. Щукина).

Отмечалось, что стремясь использовать средства "занимательности", учитель достигает известного эффекта в обучении. В то же время занимательность моментальна и эмотивна и не производит существенного сдвига в умственной деятельности детей, а познавательный интерес активизирует умственную деятельность не только в данный момент, то есть способствует организации последующей деятельности.29 Это средство привлечения внимания к предмету или процессу изучения способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативности, эпизодичности на стадию более устойчивого интереса.

Познавательный интерес может выступать в познавательной деятельности школьника как сильный и значимый мотив. Познавательный интерес как мотив личности побуждает школьника заниматься увлеченно не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий. Под влиянием этого сильного мотива школьник читает дополнительную литературу по интересующему его вопросу, постоянно ставит перед собой вопросы, находит источники удовлетворения своего интереса. Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстны. Школьник не нуждается в постоянном внешнем стимулировании учения, сам идет в школу с желанием познавать, приобретать знания и активно в этом участвовать. Познавательный интерес определяет инициативу в постановке познавательных целей помимо тех, которые ставит учитель. Познавательный интерес придает поисковый, творческий характер любому виду, любой форме познавательной деятельности.

Итак, будучи средством обучения, интерес обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы занятий, содействовать успешному приобретению умений и навыков. Являясь мотивом учения, познавательный интерес способствует тому, встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса учения.

Формирование правильной активности школьников, совершенствование их познавательной деятельности является актуальной проблемой современной школы.


Глава 2. Выявление характера и уровней познавательных интересов у школьников-подростков

2.1 Выявление характера познавательных интересов учащихся


Развитие познавательных интересов у школьников-подростков имеет большое значение.

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но ещё находящиеся на стадии становления. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что даёт основание считать этот возраст в определённом мире трудным для воспитания.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников подростки уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стараясь понять глубину изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала, требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником.

Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, то есть развитие у них познавательной потребности, интересов и мотивов учения.

Познавательные интересы учащихся подростковых классов требуют индивидуализированного педагогического влияния.

Помимо анализа психолого-педагогической литературы нами была проведена эксперементально-опытная работа по выявлению познавательных интересов у школьников 7 классов СШ №50 с использованием «Методики с конвертами» (лист с заданиями и вопросами вкладывался в конверт с надписью предмета). (Приложение №1)

Перед испытуемыми выкладывались конверты по всем предметам и давалась инструкция:

-     выбери любой конверт, какой хочешь;

-     задания, вложенные в конверт, можешь выполнять не все, а какие захочешь;

-     свою работу можешь закончить в любое время; отметки за ответы ставиться не будут;

-     если хочешь, можешь взять другой конверт, когда поработаешь над первым.

Суть эксперимента состояла в следующем: в соответствии с особенностями познавательного интереса по каждому предмету были составлены задания по 4 разделам:

1-я группа заданий требовала для выполнения чисто репродуктивной деятельности (вспомнить определение, описать факт и др.)

2-я группа заданий была более сложной: она требовала от испытуемого активного поиска, догадки, иногда проблемного подхода.

3-я группа заданий с использованием элементов воображения была рассчитана на активное использование знаний, умений, навыков, на применение их в новой ситуации.

4-я группа заданий носила творческий характер с использованием элементов воображения.

Помимо указанных заданий были включены ещё несколько вопросов на определение осведомлённости учеников о новейших достижениях науки в области их интереса.

При разработке и проведении опытно экспериментальной работы мы исходили из следующих соображений:

-     познавательный интерес, как и всякий интерес, всегда избирателен;

-     то, что избирается на основе свободного выбора, а не по требованию извне, может быть связано с интересом, хотя не исключена возможность действия и иных мотивов (например, желание поднять свой престиж в глазах экспериментатора);

-     познавательный интерес более всего обнаруживает себя при решении задач поискового, исследовательского, творческого вида, менее – в репродуктивной деятельности;

-     процесс решения познавательной задачи при наличии познавательного интереса сопровождается напряжением мыслительной деятельности.

-     процесс деятельности под воздействием интересов всегда протекает как эмоционально благоприятный;

-     подлинный интерес не ограничивается учебной программой и рамками урока.

В ходе эксперимента фиксировались:

-     характер выбора конверта: нацеленный – случайный, решительный – неуверенный, с ясной мотивацией – с борьбой мотивов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5