бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек бесплатно рефераты


Результаты наблюдения за проявлением самостоятельности в изготовлении подвижной игрушки (контрольный эксперимент).


Контрольная группа

№ ребёнка

Какое отношение к труду проявляет ребёнок

Как ребёнок включается в трудовую деятельность

Достигает ли ребёнок поставленной цели


Трудится охотно, с радостью

Трудится только по буждению взрослого

Равнодушен к этому труду

Самостоятельно, охотно, с радостью

Охотно, но по побуждению взрослого

Неохотно, но по просьбе воспитателя

Отказывается участвовать в труде

Доводит работу до конца, достигает поставленной цели

С помощью взрослого доводит работу до конца и достигает поставленной цели

Не доводит работу до конца и не достигает поставленной цели

9

+




+



+



10

+




+




+


11

+



+




+



12

+




+




+


13

+



+





+


14


+




+



+


15


+




+



+


16


+




+



+



Приложение 8


Уровень конструктивных умений при изготовлении подвижной игрушки (метод наблюдения)


Экспериментальная группа

№ Фамилии ребёнка

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1


+


2

+



3


+


4

+



5


+


6


+


7


+


8


+


Количество

2

6


%

25

75



Контрольная группа

№ Фамилии ребёнка

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

9


+


10


+


11

+



12


+


13


+


14


+


15


+


16


+


Количество

1

7


%

12,5

87,5



Приложение 9


Уровень проявления самостоятельности при изготовлении подвижных игрушек (контрольный эксперимент).


Экспериментальная группа

№ Фамилии ребёнка

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1


+


2

+



3


+


4

+



5


+


6


+


7


+


8


+


Количество

2

6


%

25

75



Контрольная группа

№ Фамилии ребёнка

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

9


+


10


+


11

+



12


+


13


+


14


+


15


+


16


+


оличество

1

7


%

12,5

87,5



Приложение 10

Конспекты кружковых занятий


Занятие 1. «Домики и тележки для гномов»


Цель: Учить детей делать объемные игрушки-тележки, работать с бумагой, ножницами. Учить понимать чертеж и действовать в соответствии с ним (делать надрезы в указанных местах), оформлять поделку мелкими деталями, использовать рациональные способы вырезания одинаковых предметов из бумаги.

Материал. Для каждого ребенка — квадратные листы белой или цветной бумаги (21X21 см), мелкие обрезки цветной бумаги для оформления, по 4 круга (можно дать полоски ватмана с контуром кругов).

Организация рабочего места. Дети располагаются за большим столом вместе или парами. Материал раскладывается на середине стола.

Ход занятия.

Создание игровой мотивации. Занятие начинается с того, что воспитатель напоминает детям о гномах и домах, которые для них сделаны. Рассказывает, что гномики очень любят тепло, поэтому каждый из них сделал в своем домике печку. Гномы часто ездят в лес за дровами. Случилось так, что все тележки у них пропали: то ли волк спрятал, то ли Баба Яга — никто не знает. А дрова тяжелые, и гномы очень устают носить их в руках. Воспитатель предлагает детям сделать тележки для перевозки дров.

Показ способов работы. С помощью воспитателя дети учатся, как разделить лист бумаги на много мелких квадратиков: сложить пополам, развернуть, края листа приложить к середине, снова повернуть лист и повторить все операции. Чтобы поделка была аккуратной, сгибы надо прогладить ножницами.

Воспитатель показывает готовую коробочку и предлагает посчитать, сколько на ней квадратиков в длину и в высоту (по 3). Затем дети считают квадратики на сложенном листе бумаги в длину и высоту (по 4). Значит, надо отрезать по одной полоске шириной в один квадратик с одной и с другой стороны. (Можно нарисовать на доске мелом чертеж квадрата, разделенного на 16 квадратиков, и заштриховать те части, которые надо отрезать.) Воспитатель показывает дошкольникам, как сделать надрезы: на один квадрат в глубину по линии сгиба с двух противоположных сторон. (В этом случае тоже можно использовать чертеж и показать жирной линией место надреза.) С помощью воспитателя дети складывают коробочку. Отмечают карандашом место, где будут наклеивать узор. Затем приступают к оформлению. Педагог советует украсить коробочки по-разному, чтобы гномы не путали их, напоминает детям о способе быстрого вырезания одинаковых деталей (бумагу сложить в несколько раз и вырезать нужную деталь). Затем воспитатель проверяет, какие получились тележки. Затем к заготовке приклеивают ручку и с помощью шила и проволоки прикрепляют колёса.

Оценка работы. Анализируя поделки, воспитатель обращает на точность и аккуратность выполнения задания, на усвоения навыка складывать бумагу пополам. Отмечает внешний вид, характер оформления поделок.


Занятие 2.«Автобусы»


Цель: Учить детей делать автобус из коробочки прямоугольной формы, закреплять навык деления листа бумаги на много квадратике путем складывания, оформлять поделку необходимыми деталями. Совершенствовать навык изготовления автобуса (по образцу) из коробки прямоугольной формы, оформлять поделки характерными деталями, придавая ей выразительность и подвижность с помощью колёс.

Материал. Квадратные листы бумаги для автобуса (21X21 см), маленькие полочки для деталей, квадраты плотной бумаги для колес (длина стороны 5— б см), 3 образца разных автобусов полоска бумаги для передней части автобуса (ширина 5 см, длина 7 см), проволока для крепления колёс, шило.

Организация рабочего места. Дети садятся за отдельные столы. В центре стола — образцы игрушек. Материал — в середине стола.

Ход занятия

Создание игровой мотивации. Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они ездить в автобусах. Предлагает сделать игрушечные автобусы для гномов. Воспитатель ставит перед детьми образец автобуса, предлагает внимательно рассмотреть его, подумать, как он сделан, и начать работу.

Воспитатель смотрит, как справляются с заданием дети, если есть необходимость, оказывает индивидуальную помощь. Затем показывает детям, как сделать прямоугольную коробочку (сначала сложить развертку как для коробочки квадратной формы), какие лишние квадратики надо отрезать. Пока эти дети работают, воспитатель контролирует малышей. Показывает им, как сделать окна и двери — две полоски бумаги сложить пополам: одну вдоль, чтобы получились две узкие двери, а другую — поперек, чтобы получились широкие окна. Полоски разрезать по линиям сгиба и аккуратно приклеить. После этого педагог объясняет детям, как сделать надрезы на меньших сторонах развертки в глубину на один квадратик до линии сгиба. Дети складывают коробочку, намечают карандашом, где будут окна и дверь, куда прикрепить колеса. На передней панели автобуса намечают место для широкого окна кабины и фар. Затем воспитатель показывает, как использовать для дополнительных деталей полоски бумаги, отрезанные от развертки, предлагает поменяться с рядом сидящим товарищем кусочками цветной бумаги для украшения автобуса. Дети вырезают и наклеивают необходимые детали на развертку, а затем собирают коробочку и склеивают ее. Пока они заканчивают работу по образцу, воспитатель показывает детям, как оформить перед автобуса более сложной модели. На полоску бумаги, немного отступив от ее края, вдоль наклеивается переднее стекло кабины водителя. Затем меньшие по размеру стороны полоски намазываются клеем и закрепляются па боковых стенках автобуса так, чтобы получился полукруг. Можно показать более сложным вариант изготовления автобуса (с объемной передней частью): полоса бумаги отгибается с двух меньших сторон, причем на разное расстояние с одной стороны приблизительно в дна раза больше, чем с другой. На подготовленную ширину поперек наклеивается окно для кабины» фары, подфарники и др. Готовая передняя панель приклеивается к коробочке. Оценка работы проводится по мере завершения задания. Причем воспитатель как бы высказывает мнение гномов. Оценивается устойчивость поделки, использование при ее изготовлении ранее усвоенных навыков, самостоятельность при выполнении задания. Анализируя работы детей, педагог обращает внимание на соблюдение последовательности в работе, на четко выполненные сгибы при изготовлении поделки, на ее оформление. Отмечается, прежде всего, умение дошкольников следовать образцу, анализировать его и выполнять работу в определенной последовательности. Во всех случаях оценивается аккуратность при выполнении задания. Переход к игре. Воспитатель намечает детям примерный ход игры: предлагает стать водителями, заехать в автобусный парк (гараж), помыть автобусы из шланга, заправить бензином, подкачать шины, отправиться в дальний рейс — в городок гномов. По дороге советует заехать в столовую (девочки приготовят вкусный обед), в магазин за сувенирами для гномов, за книжками и т. д.

На следующий день эти поделки следует отдать детям, чтобы они поиграли с ними дома.


Занятие 3. «Игрушки-забавы»


Цель: дети учатся делать игрушки-забавы для малышей (дергунчики).

Материал. Тонкий цветной картон, шаблоны, для изготовления деталей, проволока в оболочке для крепления деталей, шило.

Организация рабочего места. Дети садятся за общий стол. В центре стола — образцы игрушек. Материал — в середине стола.

Ход занятия. Создание игровой мотивации. В начале занятия воспитатель показывает игрушку в действии и предлагает каждому ребенку сделать такую же в подарок малышам. На доске вывешивается схема, на которой изображены детали к нескольким игрушкам. Перед детьми (работают по четыре человека) на подносах лежат разные шаблоны, куски тонкого цветного картона, проволока в оболочке, обрезки цветной бумаги в конвертах. Воспитатель предлагает сделать игрушку по образцу или придумать свою. Показывает и объясняет, как скрепить части, как при помощи шила (у гвоздя средней длины и толщины сплющивают шляпку и вбивают его этой частью в деревянную ручку, оставив 1 — 1,5см острия) сделать отверстия, как вставить в них отрезок проволоки в оболочке и закрутить с двух сторон спиралями.

Оценка работы. При анализе детских работ особое внимание обращается на прочность скрепления частей, на проявление фантазии и творчества в оформлении поделки.


Занятие 5. «Домик из спичечных коробков с открывающейся дверью и окнами для гномов»


Цель: продолжать учить детей делать объемные игрушки – домики из спичечных коробок для гномов, работать с бумагой, ножницами. оформлять поделку мелкими деталями, использовать рациональные способы вырезания одинаковых предметов из бумаги.

Материал. Для каждого ребенка —листы белой или цветной бумаги (21X21 см), мелкие обрезки цветной бумаги для оформления, спичечные коробки, шило, проволока.

Организация рабочего места. Дети располагаются за большим столом вместе или парами. Материал раскладывается на середине стола.

Ход занятия. Создание игровой мотивации. Воспитатель показывает детям письмо от гномов, где они благодарят ребят за тележки и просят сделать для них для всех один большой домик. Воспитатель показывает, как склеивать между собой спичечные коробки, соединяя их между собой широкими лентами бумаги по ширине коробка, собирая их постепенно в объемный прямоугольник, оставляя место для двери и окон. Затем помогает обклеить корпус из коробков цветной бумагой и украсить его. Затем замеряют размер окон и дверей и по замерам склеивают между собой эти детали. По окончании воспитатель помогает закрепить на место дверей и окон приготовленные детали.

Оценка работы проводится по мере завершения задания. Анализируя работы детей, педагог обращает внимание на соблюдение последовательности в работе. Отмечается, прежде всего, умение дошкольников следовать образцу, анализировать его и выполнять работу в определенной последовательности. Во всех случаях оценивается аккуратность при выполнении задания.


Занятие 6.«Волшебный сундучок» с открывающейся крышкой


Цель: продолжать учить детей делать объемные игрушки - сундучки, работать с бумагой, ножницами. Учить понимать чертеж и действовать в соответствии с ним (делать надрезы в указанных местах), оформлять поделку мелкими деталями, использовать рациональные способы вырезания одинаковых предметов из бумаги.

Материал. Для каждого ребенка — квадратные листы белой или цветной бумаги (21X21 см), мелкие обрезки цветной бумаги для оформления, по 4 круга (можно дать полоски ватмана с контуром кругов), шило, проволока.

Организация рабочего места. Дети располагаются за большим столом вместе или парами. Материал раскладывается на середине стола.

Ход занятия. Создание игровой мотивации. Накануне Нового года детям предлагается сделать друг для друга «волшебный сундучок». До занятия воспитатель предлагает подумать, какой сюрприз можно поместить в этом «волшебном сундучке» (показывает образец) и что использовать для подарка (конфету в обертке, орешек, маленькую игрушку, сделанную самостоятельно, елочную небьющуюся игрушку, значок). «Но это большой секрет, раскроется он только после праздника новогодней елки». Воспитатель показывает, как приложить мерку (полоску бумаги) к краю прямоугольного листа и провести по ней линию, затем сделать по этой линии сгиб. После объясняет, что нужно сложить образовавшийся квадрат на шестнадцать маленьких квадратиков, не обращая при этом внимания на отогнутую полосу, развернуть выкройку и вырезать те части, которые показаны штриховкой на чертеже (он начерчен на доске). Напоминает, что надрезы делаются по всем линиям сгиба до их пересечения с поперечными линиями с двух противоположных сторон (показывает это на чертеже). В конце самом воспитатель показывает, как прикрепить крышку к сундучку с помощью шила и проволоки. После этого дети складывают «сундучок», украшают его по-своему (для украшения предлагаются фольга, конфетти на бумажной основе, цветная бумага). Воспитатель напоминает, что украшать поделку необходимо перед тем, как ее склеивать: «Кто помнит, как определить на выкройке, куда нужно приклеить украшения?» (Сложить поделку и отметить эти места точками.)

Оценка работы. В отсутствие детей воспитатель проверяет наличие «сюрпризов», заменяет те, которые не соответствуют педагогическим и гигиеническим требованиям, и убирает «сундучки» до праздника. Поделки лучше разыграть

Занятие 7. Изготовление кукол для теневого театра


Цель: Научить детей делать куклы для теневого театра. Продолжать учить работать с шаблонами, проволокой, соединять подвижные детали между собой. Учить использовать изготовленные игрушки для театра.

Материал. Шаблоны с силуэтами людей, животных, проволока, шило.

Организация рабочего места. Дети садятся за отдельные столы. В центре стола — образцы игрушек. Материал — в середине стола.

Ход занятия. Создание игровой мотивации. Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они кукольный театр. Спрашивает, видели ли они когда-нибудь кукольный театр. Предлагает сделать куклы для теневого театра и показать родителям сказку. Дети сами изготавливают из шаблонов силуэты животных и людей Воспитатель показывает, как делать у фигурок двигающиеся головы, конечности, хвосты. Для этого в деталях делаются проколы (здесь нужна помощь воспитателя), вдевается отрезок проволоки в оболочке и с двух сторон закручивается по спирали. Трости, приводящие в движение отдельные части фигурок, дети прикрепляют самостоятельно. (Их делают из твердой проволоки.) Лучше, когда дети сами придумают и нарисуют силуэты. Когда ребята вырежут детали, можно предложить им сделать у фигурок глазки. Для этого воспитатель делает проколы, а дети расширяют отверстия каким-либо заостренным предметом, Например, карандашом или концом кисточки, и наклеивают на отверстие кусочек цветной прозрачной пленки или слюды. Ребята могут покрыть детали черной краской (чтобы игрушки не пачкались, следует добавить в краску немного клея или клейстера).

Оценка работы проводится по мере завершения задания. Анализируя работы детей, педагог обращает внимание на соблюдение последовательности в работе. Отмечается, прежде всего, умение дошкольников следовать образцу, анализировать его и выполнять работу в определенной последовательности. Во всех случаях оценивается аккуратность при выполнении задания.

Переход к игре.

Для показа театра воспитатель с детьми мастерит экран, который делается из любого полупрозрачного материала (ткани, кальки). Экран натягивается на рамку из фанеры, картона, которая устанавливается как обычная ширма. Он должен быть хорошо освещен, поэтому сзади него устанавливается источник света (это делает электрик). Теневой театр можно показать на большом экране (2X1,5 м). Для этого понадобится лампа точечного горения (100-ваттовая), применяемая в проекционных фонарях, 1-вольтовая от фильмоскопа, 6-вольтовая для автомобильных фар и др.), которая будет служить для проекции изображения на стену. Лампу надо поместить в коробку из фанеры или жести. Лучше окрасить ее внутри черной краской. Ткань или кальку на экране тогда надо заменить прозрачной пленкой или оргстеклом. Можно на них нарисовать прозрачным лаком «декорации». «Декорации» делают приемом аппликации — наклеить детали из прозрачной цветной пленки или слюды. Чтобы изображение спроектировать, лампу устанавливают сзади маленького экрана; пучок света, проходя через него, отчетливо проектирует изображение на большой экран.

Дети будут радоваться, когда они будут узнавать свои фигурки и удивляться их размеру. Ведь они, как по волшебству, превратятся из маленьких в огромные. Теневой театр показывают маленьким детям и родителям.


Занятие 8. «Ветряная мельница»


Цель: Учить детей делать объемные игрушки, работать с бумагой, ножницами, оформлять поделку мелкими деталями, использовать рациональные способы вырезания одинаковых предметов из бумаги.

Материал. Для каждого ребенка — квадратные листы белой или цветной бумаги, мелкие обрезки цветной бумаги для оформления, шило, проволока.

Организация рабочего места. Дети располагаются за большим столом вместе или парами. Материал раскладывается на середине стола.

Ход занятия. Создание игровой мотивации. Занятие начинается с того, что воспитатель напоминает детям о гномах и о том, что гномам негде молоть муку. Необходимы ветряные мельницы. Показ способов работы. С помощью воспитателя дети учатся, как соединить лист бумаги в цилиндр и склеить аккуратно, не погнув изделие. Воспитатель показывает готовую мельницу и предлагает посмотреть из каких деталей состоит мельница, посчитать, сколько на ней лопастей, которые должны крутиться. Воспитатель показывает дошкольникам, как сделать из бумаги стержень, к которому прикрепляются лопасти, показывает, в каких местах прокалывать дырочки для стержня. С помощью воспитателя дети склеивают цилиндр. Отмечают карандашом место, где будут прокалывать дырочки и наклеивать узор. Затем приступают к оформлению. Педагог советует украсить мельницы по-разному, чтобы гномы не путали их. Затем воспитатель проверяет, какие получились мельницы.

Оценка работы. Анализируя поделки, воспитатель обращает на точность и аккуратность выполнения задания, на усвоения навыка склеивать цилиндр. Отмечает внешний вид, характер оформления поделок.


Занятие 9. «Крокодил Гена»

 

Цель: Научить детей делать игрушки для кукольного театра. Продолжать учить работать с шаблонами, проволокой, соединять подвижные детали между собой. Учить использовать изготовленные игрушки для театра.

Материал. Шаблоны с силуэтами, проволока, шило, тонкий и толстый картон, копировальная бумага, схема сборки деталей.

Организация рабочего места. Дети садятся за отдельные столы. В центре стола — образцы игрушек. Материал — в середине стола.

Ход занятия. Создание игровой мотивации. Воспитатель сообщает, что скоро к ним в гости придут малыши, что деток необходимо как-либо развлечь, предлагая пополнить свой театр игрушками. У крокодила Гены лапы сделаны в виде колеса. Когда оно катится, то получается, будто бы зверюшка перебирает лапками (шагает). Эта игрушка сделана из трех слоев картона (хорошо склеивает картон клей ПВА). Средний слой картона более толстый, чем два внешних слоя. Колесо делают из тонкого картона. Там, где должно помещаться колесо в собранном виде, средний слой картона отсутствует. Между внешними слоями картона в этом месте образуется пространство, куда и вставляют колесо-лапки. В обозначенной точке на схеме у крокодила прокалывают шилом отверстие через два внешних слоя и центр колеса. В отверстие вставляют ось. Осью может служить болтик от конструктора, который крепят гайкой или заклепкой — кусочком медной проволоки, изогнутой в виде буквы П. Если игрушки сделать в паре, т. е. две зверюшки соединить длинной осью, то хвост у крокодила явится дополнительной точкой опоры и игрушка будет стоять. По гладкой наклонной плоскости игрушки побегут, перебирая ножками. Для творческой работы ребятам можно предложить силуэты различных героев русских сказок, которые можно перевести на прозрачную бумагу, не испортив книжки, а затем с прозрачной бумаги через копировальную бумагу — на картон. Так можно оживить множество различных зверюшек и героев русских сказок для групповой игротеки и пополнять кукольный и теневой театры в детском саду.

Приложение 10


Методические рекомендации в работе по конструированию с детьми 7-го года жизни (для воспитателей ДОУ)


Подвижное конструирование - один из видов выполнения художественных работ по ручному труду. Разные способы выполнения работ по данному виду конструирования могут успешно усвоить дети 7-го года жизни.

Рекомендуем:

1.     Использовать в работах по конструированию метод подвижного конструирования.

2.     Тематика должна быть интересной, познавательная, посвящённая знакомым игровым образам, событиям, персонажам, явлениям.

3.     Проводить занятия в игровой форме, форме беседы, форме путешествия.

4.     Создавать проблемную ситуацию для поиска творческих решений при работе с бумагой и картоном.

5.     Важно сочетать на занятиях индивидуальную работу с коллективной деятельностью детей.

6.     Уделять особое внимание процессу обследования образца: от целостного восприятия к дифференцированному, и снова к целостному восприятию.

7.     Оригинальность работ будет зависеть от выбора конструкции.

8.     Разработку конспектов целесообразно планировать в форме таблицы, что способствует поэтапному проведению занятий.

9.      В занятиях важно учитывать следующие этапы:

- эмоциональное начало;

- обследование образца;

- двигательные упражнения;

- показ выполнения работы;

- самостоятельная работа;

- анализ результата работы.

11. В анализе работ обращать внимание детей на оригинальность, аккуратность и качество выполнение техники, точность воспроизведение формы.

12. Использовать самооценку и самоанализ выполненных работ детьми.

13. Итог конструктивной деятельности детей – это коллективная работа с использованием всех способов выполнения подвижных игрушек из бумаги и картона.

14. Целесообразно привести выставку детских работ по технике подвижного конструирования.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7