Развитие конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек
Развитие конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование
проблемы развития конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек
1.1 Конструирование - один из видов
изобразительной деятельности дошкольников
1.2 Виды конструирования и формы
обучения конструированию дошкольников
Вывод по I главе
Глава П. Экспериментальное исследование
по развитию конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек
2.1
Анализ полученных
результатов (контрольный эксперимент)
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Труд
детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к
деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов
является конструирование и ручной труд. Ручной труд ребёнка - один из компонентов
его эстетической деятельности, развивает конструктивные способности детей,
творчество, фантазию, выдумку. Художественный ручной труд - это творческая
работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные
и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда,
подарка маме, отдыха). Работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок
получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно
свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов,
учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты
использования. По своему характеру детское конструирование более сходно с
изобразительной деятельностью и игрой - так же отражается окружающая
действительность. Под детским конструированием принято понимать создание
разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и
игрушек из бумаги и картона, дерева и других материалов. В процессе приобщения
детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие
познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных
явлениях, природе и т.д. Исследование особенностей восприятия детьми
изобразительного искусства показало, что у детей уже в дошкольном возрасте
появляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлечённость
рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности. Ребёнок
учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы
изображения. Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей
дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и
используют их в своих играх), одновременно обладает широкими возможностями для
умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного
обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение
анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые
представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления,
творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности
(аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.). Всё
это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки
детей к обучению в школе. В психологических и педагогических исследованиях
вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном
возрасте. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено,
что дошкольники способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять
существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными
предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно
заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщённые
способы анализа, сравнения и сопоставления; развивается умение самостоятельно
находить способы решения задач, умение планировать свою работу. Основными
видами изобразительной деятельности являются аппликация, лепка, рисование,
конструирование. Знание, умение, навыки дети приобретают на занятиях, а
закрепляются в изготовлении различных поделок, игрушек на занятиях по ручному
труду. Проблема актуальна тем, что в процессе целенаправленного обучения конструированию,
осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание
детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира,
самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные
качества личности (целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, умение
налаживать деловые отношения и т.п.), что важно для подготовки детей к обучению
в школе. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей
интересам и потребностям дошкольников. Анализируя психологическую,
педагогическую, методическую литературу и передовой педагогический опыт нами
были определены объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и выдвинута
гипотеза.
Цель
исследования: выявить влияние серии занятий
кружковой работы по изготовлению подвижных игрушек на развитие конструктивных
умений дошкольников.
Объект
исследования: конструирование детей дошкольного
возраста.
Предмет
исследования: процесс развития конструктивных
умений в изготовлении подвижных игрушек.
Задачи
исследования:
1.
Изучить
особенности конструктивной деятельности детей дошкольного возраста и разные
способы изготовления подвижных игрушек.
2.
Выделить
конструктивные умения в изготовлении подвижных игрушек дошкольниками.
3.
Теоретически
доказать влияние изготовления подвижных игрушек на развитие конструктивных
умений дошкольников.
4. Разработать
серию занятий по изготовлению подвижных игрушек и апробировать в работе с
дошкольниками.
Гипотеза: предполагается, что серия занятий кружковой работы по
изготовлению подвижных игрушек успешно влияет на развитие конструктивных умений
детей 7-го года жизни.
Методы
исследования:
1.
Анализ психологической,
педагогической, методической литературы и передового педагогического опыта.
2.
Психолого-педагогический
эксперимент.
3.
Метод наблюдения.
4.
Анализ детских
работ.
5. Анализ
количественных и качественных данных. Экспериментальная база: ДОУ «Незабудка»
с. Налобиха Косихинского района. Опытно-экспериментальная работа проводилась с
детьми 7-го года жизни в количестве 16 человек.
Педагогическая
направленность: разработка
методических рекомендаций ДОУ по развитию конструктивных умений в изготовлении
подвижных игрушек. Структура выпускной квалификационной работы: оглавление,
введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение
Глава I. Теоретическое
обоснование проблемы развития конструктивных умений дошкольников в изготовлении
подвижных игрушек
1.1 Конструирование -
один из видов изобразительной деятельности дошкольников
Конструирование (от
латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение
различных предметов, частей, элементов.
По своему характеру
детское конструирование более сходно с изобразительной деятельностью. Постройки
и поделки детей служат для практического использования (для игр, украшения
ёлки, подарка маме и т.д.).
Под детским конструированием
принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного
материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона,
различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные
коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.)
материалы. Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
Конструирование является
продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.
В конструировании выделяются
два взаимосвязанных этапа:
- создание замысла;
- исполнение замысла.
Творчество связано, как
правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и
планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении
конечного результата, в определении способов и последовательности его
достижения.
Практическая
деятельность, направленная на использование замысла, не является чисто
исполнительской.
Особенностью
конструктивного мышления даже у старших дошкольников является непрерывное
сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев,
Э.А. Фарапонова и др.). Данные советских психологов показывают, что в старшем
дошкольном возрасте ребёнок уже может мысленно представить себе результат своих
действий. В работах Л.С. Выготского указывается, что в дошкольном возрасте
детям доступна деятельность, в которой ребёнок идёт от замысла к действию. Исследования,
посвященные изучению конструирования детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева,
З.В. Лиштван), показывают, что под влиянием педагогического руководства дети
начинают действовать в соответствии с замыслом. В конструктивном замысле
отражается не только конечный результат деятельности, но и способы создания.
Конструктивный замысел формируется в процессе конструирования. Об уровне
деятельности, направленной на формирование замысла, мы судим по тому,
представляет ли ребёнок, приступая к сооружению постройки, её конечный
результат. Уровень предварительного замысла показывает детские словесные
описания будущей постройки и способы её сооружения, а также предварительные
зарисовки того, что предлагается построить. Основа формирования конструктивного
замысла - познавательная деятельность детей. В конструировании отображается
окружающая действительность и поэтому, прежде чем строить какой-то предмет,
ребёнок должен знать его особенности, а также иметь некоторые конструктивные
умения и навыки. Детский конструктивный замысел может формироваться на основе
познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия конкретного
предмета или представления о нём, а также на уровне мышления. Когда дети
воспринимают образец, в котором ясно видны все звенья конструкции и легко
раскрываются способы деятельности, то в результате его аналитико-синтетического
восприятия у детей формируется замысел, в котором отображается и структура
предмета и способы его конструирования. Во всех остальных случаях дети могут
воспринимать только структуру предмета, более или менее расчленённую на
элементы: более полно в рисунке, фото, менее полно - в схеме, модели. Замысел
способов деятельности формируется в процессе познавательной деятельности
различного уровня: на уровне восприятия - в случае воспроизведения чужих
действий, а также на уровне представления и мышления - в случае выбора и поиска.
Решая конструктивные задачи, дети имеют возможность проявлять элементы
творчества в процессе поиска способов конструирования. В конструировании по
замыслу, как и в конструировании по условиям, замысел создают сами дети. В
конструировании по замыслу они получают возможность решать задачу разными
путями (об этом свидетельствуют данные исследований В.Г. Нечаевой, З.В.
Лиштван, В.Ф. Изотовой). Дети старшего дошкольного возраста на основе знаний
пространственных отношений, а также конструктивного опыта по их использованию в
процессе анализа конструкции предмета в состоянии создать конструктивный замысел,
как по структуре, так и способом деятельности, и подчинить свои практические
действия реализации этого замысла. Характерной чертой детского конструктивного
замысла является то, что в нём предусматриваются основные элементы постройки и
способы их конструирования. В практической деятельности они уточняются и
усовершенствуются. Источником замысла детей является всё окружающее:
разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная
литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т.п. Но
восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они охватывают в
первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят
в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого
освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности
предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в
конструкциях, поделках.
Принципиально
значимой является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой
ребёнок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные
образцы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности
(игрой, театром и т.п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным
и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой
деятельности у детей становится ярко выраженной [14, с. 16-19].
Психологи
и педагоги отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее
развитие личности ребёнка. Так, Н. Ширяева отмечает, что формирование
умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения
и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к
обучению в школе. Конструирование - одно из средств решения этой задачи. Благодаря
конструированию у дошкольников формируется способность активно думать,
осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом
ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У
него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой
деятельности, как в детском саду, так и в школе. Современные психологические
исследования А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова вскрывают огромные
потенциальные возможности умственного развития детей. Установлено, сто старшие
дошкольники способны в процессе предметно-чувствительной деятельности выделять
существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными
предметами и явлениями и отражать их в образной форме [21]. А.В. Запорожец
указывал, что эффективность обучения дошкольников зависит от того, насколько
педагоги сумеют правильно использовать специфически детскую деятельность -
игру, рисование, конструирование – и придать ей познавательный характер [6]. Как
показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А.
Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям
дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного
воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей формируются
обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение
планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения
конструктивных задач [7]. В исследовании Л.А. Парамоновой большое значение при
этом имеет формирование у детей обобщённых способов действий, умения
использовать эти способы в новых условиях [20]. На необходимости специального
обучения детей - применять знания в разных ситуациях - указывают многие
исследования Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.И.
Непомнящей и др. Как утверждает Н.И. Непомнящая, в процессе обучения необходимо
создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у
дошкольников обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие
-систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей
соотнесения известных им способов действий с новыми условиями; использование
этих способов при решении новых конструктивных задач.
1.2
Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников
В работе
с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное.
К техническому конструированию относятся конструирование из строительного
материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, а также
конструирование на базе компьютерных программ. Конструирование из строительного
материала - этот вид оказался наиболее изученным, и в результате все
рассмотренные ранее формы обучения конструированию были разработаны
относительно конструированию из строительного материала. Компьютерное
конструирование - характерной особенностью процесса конструирования является
воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений
(образов). При этом особенно значимым является развитие пространственного
воображения (Б.М. Ребус) и образного мышления (Н.Н. Поддьяков, И.С. Якиманская). Конструирование из
деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки,
шипы и т.д.), так же, как и конструирование из строительного материала, скорее
можно отнести к техническому типу конструирования. Конструирование из
крупногабаритных модулей - появилось сравнительно недавно в качестве средства
объёмного и плоскостного конструирования, наиболее соответствует умственным и
физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). К художественному
конструированию относятся конструирование из бумаги и конструирование из
природного материала. Конструирование из бумаги - этот вид деятельности, в
отличие от предыдущих, изучают только на специальных занятиях. Однако, как
показывает анализ практики и методических пособий, в том числе и зарубежных (Kawai Toyoki, F. Temko), обучение строится лишь на
подражательной основе - используются образцы, показ и подробное объяснение
процесса изготовления каждой поделки. Конструирование из природного материала -
традиционная методика обучения этому виду конструирования, так же, как и
конструирование из бумаги, строится на подражательной основе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|