бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды" бесплатно рефераты

В процессе проектной деятельности студенты развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле является метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений, технологическая игра.

Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет студентам находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога, он применяется при коллективной, и при индивидуальной работе студентов.

При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у студентов к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой педагогом Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого студента, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом студенты самоопределяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного решения возникающих проблем. Целесообразно знакомить студентов и индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска новых отношений.

Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности студентов. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому студенты в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.

Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Уровень самостоятельности (изобретательной активности) студентов можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.

Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность студентов по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями студента, что в реальном педагогическом процессе трудноосуществимо. Но такую возможность студентам следует предоставить хотя бы эпизодически, например, по методу проектов создать необходимое для студента учебное пособие, оборудование, приспособление и т. п.

Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Широко использовавшиеся в педагогической практике исследовательский метод, метод экспериментов наряду с некоторым отрицательным влиянием на личность студентов – снижение общеобразовательного уровня, снижение качества знаний основных наук – имели явно выраженную развивающуюся направленность. Негативные педагогические последствия возникали, как правило, вследствие нарушения дидактических закономерностей построения процесса учения. Это правомерно и для метода проектов, который выявляет свою педагогическую эффективность только при дидактически правильном его применении. Педагог разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для студентов цели и задачи обучения (учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в контексте могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности студентов. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам отношений.

Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов студентов, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педагогом и сокурсниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учений. Студенты действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач.

Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями студентов и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности студентов на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у студентов таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.

При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать образовательный уровень студентов и их личными потребностями и интересами. Допустимо разрешать студентам выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.

Метод проектов – это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания. Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта.

Структура мыслительной деятельности студентов при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем деления. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности студентов в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг.

Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) учебном процессе структуры и содержания изучаемой (осваиваемой) студентами технологии.

На первом этапе все предстоящие действия проектируются студентами в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. На втором этапе все идеи проверяются (реализуются) в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения студентов могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности проектирования.

Преподаватель может включать разделы основ проектирования в содержание любых образовательных курсов, которые он преподает. Содержание проектных заданий следует согласовывать с тематикой разделов изучаемого курса. В соответствии со спецификой преподаваемого курса педагог может предложить студентам специальные проектные задания, связанные с тематикой « Русский народный костюм «, и других видов деятельности.

При всех вариантах построения учебного процесса рекомендуется обратить внимание студентов на следующие понятия:

Основные сведения о проектировании:

-         методы проектирования;

-         личностные (человеческие) факторы проектирования;

-         технология проектирования;

-         художественное проектирование;

-         технология оценки предложенных проектов.

Важная проблема для педагога – показать студентам творческое содержание интересующих их профессий, так как студенты должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.


3.1.2 Современные творческие методы проектирования

В общеобразовательных учреждениях имеется возможность смоделировать в обобщенном виде производственные отношения нового века и показать место и роль проектного творчества и личности в социуме. Педагогически эффективно моделировать такие ситуации, которые будут побуждать студентов к созданию новых технических, технологических и социальных решений, внедрение которых принесет ощутимую пользу, в том числе и материальную, непосредственно самим студентов, колледже и другим организациям. Такая постановка вопроса очень актуальна в новых экономических условиях.

При проведении уроков важнейшее значение имеет проблема профессионального самоопределения молодежи. В условиях конкуренции к личности труженика и его творческому потенциалу будут предъявляться все более высокие требования. Преподавателю важно знать творческое содержание конкретных профессий и хорошо представлять творческую составляющую процесса профессионального самоопределения.

Актуально проведение комплексной педагогической работы, позволяющей определить базовый компонент творческого начала профессионального самоопределения молодежи с позиций системно-структурного подхода и педагогики сотрудничества как основополагающего механизма формирования личности в учебном процессе.

На уроках проектирования следует привлекать внимание студентов к гуманитарной составляющей развития постиндустриального общества, чтобы они научились определять по специальной литературе значимые потребности общества в различных сферах жизнедеятельности, формировать цели творческой деятельности, удовлетворяющие эти потребности, вычленять этапы творчества, концентрировать внимание на выявлении и решении актуальных творческих проектных задач, сотрудничать с коллективом сверстников и препоавателем в работе по методу проектов, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом требований научной организации труда, видеть оптимальный конечный результат своей деятельности, использовать проверенные на практике технологии поиска новых решений. Современные студенты должны уметь оценивать собственные разработки с точки зрения экономической эффективности, общественно полезной значимости и экологической чистоты. Целесообразно сформировать у них навыки работы в новых экономических условиях, предприимчивость, социальную активность при внедрении собственных разработок.

Качественная подготовка студентов к творческой трудовой деятельности в новых экономических условиях осуществима при условии освоения ими современных информационных технологий, реализация которых становится возможной при овладении навыками воспринимать, перерабатывать, продуцировать и использовать знаковую информацию.

В настоящее время известны многие методы активизации процессов поиска новых решений. Наиболее эффективным из них для использования в профессиональных колледжах являются мозговой штурм, морфологический анализ и синтез, метод контрольных вопросов, метод сфокусированных объектов и гирлянд ассоциаций, функционально-стоимостной анализ. Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность. Обучение студентов применению данных методов носит явно выраженную политехническую направленность, поскольку студенты знакомятся с закономерностями и перспективными направлениями развития общества, техники и технологий. При этом у студентов формируются политехнические умения и навыки.

На уроках проектирования развитие творческой деятельности студентов осуществляется на основе овладения современными методами поиска и создания новых социальных, технических и технологических решений при соответствующей адаптации некоторых из них к возрастным особенностям учащихся. Система заданий формируется по нарастающей сложности. Переход от одного вида заданий к другому производится на основе учета тех возможностей, которыми располагает школьник, и тех, которые могут быть реализованы при активной помощи со стороны педагога. Например, студент не знает, как разрешить возникшее противоречие. Преподаватель с помощью контрольных вопросов: «Кто еще решал эту проблему?», «Чего он добился?», «Какие ложные толкования этой проблемы имели место?» (по Т. Эйлоарт) — помогает найти правильное, а иногда и единственно важное решение.

Использование современных проектных методик предполагает сотрудничество между отдельными школьниками и учителями, а также использование общественного опыта, научных и технологических закономерностей.

Важнейшей является проблема целеполагания. Процесс творчества определяется конечной целью, которую студент ставит перед собой, решая конкретную задачу. На основе соотнесения желаемого конечного результата с имеющимся этапным продуктом творчества студент корректирует собственную деятельность. Цель творческого поиска не обязательно должна быть материализована, она может оставаться и в виде идеи, что само по себе ценно и результативно.

Выбор педагогом для конкретного студента метода создания новых решений эффективен, если он осуществляется с учетом индивидуальных особенностей студентов. Строго личностный подход должен реализовываться при обучении студентов анализу техники и технологии с целью их усовершенствования. Доступными для понимания студентами способами следует обучать видению противоречий в различных технических системах и технологиях.

В современных экономических условиях нельзя упускать из виду проблему формирования у студентов предприимчивости, в том числе и на уроках проектного творчества. Студентам вполне по силам усвоить знания об основополагающих тенденциях социального развития общества и его потребностях, направлениях развития техники и технологий, сфер и видов социальной деятельности. Овладение некоторыми из современных поисковых методик, в частности функционально-стоимостным анализом, способствует развитию навыков оценки экономической эффективности результатов творческой деятельности. Это прямой путь к формированию способностей работать в новых экономических условиях.

Особое внимание следует обратить на технологическое творчество студентов, под которым понимается внесение элементов новизны в конкретную технологию или полная замена одной технологии на новую, более эффективную.

Имеющиеся опасения насчет того, насколько допустимо разрешать студентам вносить изменения в технологическую дисциплину, снимаются, если преодоление противоречия между необходимостью соблюдать технологическую дисциплину и технологическим творчеством будет использоваться в качестве эффективного педагогического средства активизации творческого политехнического и экономического мышления.

Любой процесс технологического творчества должен завершаться защитой студентами своего решения с позиций его эффективности и экономичности.

В качестве основополагающих можно порекомендовать следующие базовые знания и умения, на основе которых можно добиться продуктивного технологического творчества студентов:

-                     сущность технологических возможностей трудовой деятельности;

-                     понятие о производстве и его структуре;

-                     содержание понятия «технология»;

-                     состав технологического процесса;

-                     смена технологий как основа прогрессивного развития;

-                     сущность технологической политики;

-                     сущность технологического процесса;

-                     стратегия обновления технологий;

-                     понятие о целостных технолого-экономических системах;

-                     содержание экономических основ технологического творчества;

-                     признаки прогрессивных технологий;

-                     навыки анализа технологий;

-                     понимание закономерностей формирования и развития технологических систем;

-                     представление о способах оценки качественного состояния технологий;

-                     сущность экономических решений при усовершенствовании технологий;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16