бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды" бесплатно рефераты

3.                 Технологическая последовательность изготовления изделия. Декоративная отделка передника в технике счетных швов разного вида, сборка и обработка верхнего среза поясом.

4.                 Контроль качества.

Выполнение творческого проекта - 26 часов.

Выбор темы проекта. Разработка проекта с учетом интеллектуальных, экономических и экологических оценок.

Выполнение проекта с учетом требований дизайна. Корректировка деятельности, оценка качества выполненной работы. Критерии оценки проекта: технологические, технические, эстетические, экономические, экологические и маркетинговые.

Примерный перечень проектов:

1.                 Изготовление декоративных изделий для дома, школы, выставок, ярмарок, по заказам.

2.                 Изготовление прихваток, футляров для швейных принадлежностей и других мелких вещей, сумок, газетниц, грелок для заварного чайника, кошелька-сумки, игольниц, сувениров.

ПРОГРАММА ВТОРОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ

Вводное занятие - 2 часа.

Цели и задачи курса. Знакомство с образцами и творческими проектами учащихся предыдущих лет. Современные энерго - и материалосберегающие безотходные и другие перспективные технологии. Экологические и социальные последствия применения технологий. Негативные последствия хозяйственной деятельности человека и защита от этих последствий.

Основы экономических знаний, - 2 часа.

Спрос и предложения на изделия художественной вышивки. Стоимость канвы, цветных ниток - (мулине), пялец. Стоимость электроэнергии. Потребности общества на изделия художественной вышивки. Маркетинг и менеджмент. Сертификация и маркировка изделий, товаров и услуг. Оплата труда вышивальщицы. Система оплаты труда; повременная, сдельная, договорная. Защита прав потребителя.

Комплект чайных салфеток (1 большая и 6 маленьких) - 32часа

Тамбовская народная вышивка. Характерные особенности счетной вышивки. Технологические этапы обработки изделий. Техника выполнения строченой вышивки «мережка». Способы декоративной отделки салфеток.

Подбор ткани и орнамент для салфеток, подготовка инструментов и оборудования.

Разметка вышивки на ткани, определение средней линии узора. Рекомендации по обработке и декоративной отделке салфеток.

Безопасные приемы работы. Организация рабочего места. Культура труда.

Практическая работа:

1.                 Организация рабочего места. Планирование работы.

2.                 Графическая работа. Составление эскизов для вышивания. Зарисовка узоров различных мотивов.

3.                 Разработка и составление технологических карт.

4.                 Технологическая последовательность изготовления изделия. Декоративная отделка салфеток вышивкой крестом разных видов, обработка края салфеток мережкой. Стирка, накрахмаливай не, утюжка готовых изделий.

5.                 Контроль качества.

Полотенце-рушник - 32 часа.

Исторический аспект. Полотенце - предмет убранства крестьянской избы. Национальные мотивы вышивки своего края. Построение растительного и геометрического орнаментов в полосе. Декоративная отделка края полотенца изделия бахромой. Технологические этапы декоративной обработки и отделки полотенца.

Практическая работа:

1.                 Планирование работы.

2.                 Составление эскизов узоров, технологических карт.

3.                 Технологическая последовательность декоративной обработки и отделки полотенца. Изготовление изделия.

4.                 Контроль качества работы.

Декоративное панно - 34 часа.

Плоскостное решение тематических сюжетов. Композиционное отражение тем современной действительности.

Подготовка ткани (канвы) для панно и цветовой подбор ниток.

Технологический процесс ручной вышивки в технике счетных швов разноцветными нитками.

Практическая работа:

1.                 Планирование работы. Организация рабочего места, материалов, оборудования. Охрана труда и производственная санитария.

2.                 Выбор тематического сюжета.

3.                 Графическая документация. Составление эскизов, технологических карт.

4.                 Технологическая последовательность изготовления изделия. Выполнение декоративной вышивки панно. Отделка готового изделия.

5.                 Контроль качества.

Основы выбора профессии — 2 часа.

Формирование профессиональных планов, профессиональных интересов и склонностей. Профессиональное самоопределение Пути получения профессионального образования. Профессиональная карьера. Трудоустройство. Служба занятости.

Выполнение творческого проекта - 32 часа.

Выбор темы проекта. Разработка с учетом интеллектуальных, экономических, экологических оценок.

Выполнение проекта с учетом требований дизайна. Корректировка деятельности, оценки качества выполненной работы. Критерии оценки качества выполненной работы. Критерии оценки проекта: технологические, технические, эстетические, экономические, экологические и маркетинговые.

Примерный перечень проектов: изготовление изделий для интерьера: дома, дачи (ковриков, скатертей, диванных подушек, занавесей, кухонных комплектов и т.д.)



Литература

1. Барадулина В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М: Просвещение, 1978 г.

2. Глинская З.Е. Азбука вышивания. Ташкент: «Мехнат», 1994 г.

3. Ефимова Л.Ф., Белогорская О.М. Русская вышивка и кружево, М.: Изобразительное искусство, 1985 г.

4. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М.: Мастерство, Высшая школа, 2000 г.

5. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. М.: Легпромбытиздат, 1988 г.

6. Курманович И.С. Мастерство, фантазия, щедрость. Минск, «Полыми», 1984г.

7. Климова Н.Т., Федосова О.Г., Наумова Н.О., Ривкина В.В.. Ручная и машинная вышивка. М.: Легкая индустрия, 1980 г.

8. Митлянская Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1983 г.

9. Максимова М., Кузьмина М. Вышивка, первые шаги. ЗАО издательство «ЭКСМО», 1997 г.

10. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983 г.

11.Сычева Л.В. Вышивка. Горно-Алтайск: МП «Альтернатива», 1997 г.

12. Полная энциклопедия женских рукоделий. Ташкент: «Правда Востока», 1993 г.

13.Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. М.: Просвещение, 1985 - 240с.



Приложение В

ПРОГРАММА КУРСА «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»


Программа курса «Русский народный костюм» основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно – нравственный потенциал русского народного творчества позволяет рассматривать русский народный костюм как ведущий в культурологическом образовании студентов в профессиональных учреждениях России.

Цель курса – сформировать у студентов представление о русском народном костюме как о величайшей         национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи курса:

1.        Показать русский народный костюм как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразивший русский менталитет, религиозные, философско – этические, эстетические установки;

2.        Дать представления об истоках и основных этапах исторического развития русского народного костюма, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры;

3.        На материале музейных экспонатов, живописи, музыки, театра и других видах творчества раскрыть особенности художественно – образного мышления русских мастеров.

Предназначение программы. Материал курса рассчитан на студентов профессиональных колледжей. Программа предполагает вариативность преподавания данного курса в течение более длительного периода в зависимости от профиля учебного заведения. Программа может быть использована:

-         в профессиональных колледжах с углубленным изучением культурологических дисциплин;

-         в колледжах с русским этнокультурным компонентом;

-         в профессиональных колледжах, где дисциплина «История костюма и моды» введен в региональный компонент учебного плана или ведется как элективный курс.

Содержание курса разработана с учетом той части Государственного стандарта профессионального образования по дисциплине «История костюма и моды», которая касается изучения истории русского народного костюма.

Актуальность курса «Русский народный костюм» определяется тем, что в современных педагогических доктринах все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания образования. Это получает подтверждение на практике: в профессиональных колледжах России широко развиваются учебные дисциплины, связанные с гуманитарной областью знаний. Кроме того, в регионах получили распространение учебные заведения, направленные на углубленное изучение культурологических дисциплин, где важное место занимают предметы, связанные с историей и культурой России.

Современные образовательные тенденции получили наиболее законченное отражение в «Национальной доктрине образования» (2000), в которой особое внимание уделено освоению культурных традиций разных народов России, в том числе русскому народному костюму, так как русский народ составляет более 80% нашей страны.

Русский народный костюм есть часть мировой художественной культуры. В течении тысячелетней истории русский народный костюм утверждал приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности к судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а так же исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы национальной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современном колледже, способствовать восстановлению прерванной в ХХ веке «связи времен» разных поколений, сформировать у студентов традиционно пестуемые в российском общественном сознании нравственные установки. Включение в содержание общего гуманитарного и технологического образования курса с целенаправленным и углубленным изучением русского народного костюма, русских национальных художественных традиций может стать важнейшим заслоном для эмансипации идей приоритета материальных ценностей над духовными, культа силы и насилия и др.

При создании рабочей программы были приняты два основных принципа:

1.        Изложение и изучение курса не как теоретической развивающей дисциплины общекультурной и гуманитарной направленности, а как прикладного курса ярко выраженной проектной направленности;

2.        Максимальное использование средств наглядной визуализации в целях обеспечения восприятия материала дисциплины студентами, не имеющими достаточной базовой подготовки.

Структурно тематические разделы дисциплины группируются из лекций и лабораторных работ, имеющих общетеоретическую или практическую направленность, с которыми студент знакомится на предшествующих курсах, в частности, в процессе занятий не только по профильным, но и общетеоретическим курсам.

Наличие большого количества и многообразие междисциплинарных связей, не исключающим самые разнообразные и самые неожиданные направления, определяются «плюсы» (курс, как показывает практика преподавания, вызывает большой интерес со стороны студентов), но и «минусы» (некоторые разделы отдельными студентами воспринимаются с затруднениями из-за слабой базовой общекультурной подготовки). Поэтому в структуру новых для студента тем непременно включаются и "базовые" общекультурные сведения, которые могли быть опущенными в предшествующем образовательном процессе.

Для изучения курса необходимы знания по дисциплинам: «Рисунок», «Форма образования», «История костюма и моды», «Конструирование одежды», «Материаловедение швейного производства», «Технология швейных изделий» и др.

Обзор содержания программы:

Курс «Русский народный костюм» в известной мере диалогичен. В нем под углом зрения культурологической проблематики обобщаются ключевые межпредметные знания, полученные студентами ранее при изучении предметов гуманитарного цикла (литературы, истории и др.). Вместе с тем содержание данного курса не повторяет другие дисциплины, имеет ярко выраженную специфику и новизну, которые обусловлены интегративным и методологическим основанием самого предмета в их взаимосвязи.

Охватывая достаточно широкий круг проблем, курс не направлен на освоение всей суммы теоретических и практических знаний по истории русского народного костюма; «сверхзадачей» предмета, его принципиальным отличиям от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл русского народного костюма, национальных художественных традиций в разных его проявлениях – и через обобщенный взгляд на эпоху, и через творчество одного мастера, и даже сквозь призму одного костюма, воссоздающего «портрет»духовной жизни наших предков.

В основу программы курса «Русский народный костюм» положены два принципа – историзма и тематизма. Принцип историзма позволяет выявить истоки и наиболее значимые этапы развития народных культурных традиций, показать эволюцию художественных «стилей эпохи» и выделить на этом пути наиболее значимые духовно-нравственные доминанты, запечатленные в русском народном костюме. Принцип тематизма концентрирует внимание студентов на «знаковых» характеристиках народного костюма определенного исторического периода, облегчает понимание особенностей творчества русских мастеров, закрепляет представление об общности закономерностей развития русского народного костюма в культуре России.

В программе представлены разделы, охватывающие материал развития русского народного костюма от древности до конца XX века. Важными и достаточно трудными для освоения являются разделы, посвященные народному костюму Древней Руси. Костюм этого периода долго рассматривался в отрыве от сущностных особенностей православия, идей соборности и канонов богослужебной практики. Вместе с тем, именно в эпоху Древней Руси были заложены главные духовно – эстетические приоритеты русской ментальности, сформирован ее идеологический «стержень», на основе которого воссоздавались духовные ценности в последующие периоды отечественной истории.

Методы преподавания рекомендуется отбирать с учетом важной роли в изучении данного курса наглядно – иллюстративных материалов и современных информационных технологий. Ведущая роль в преподавании данного курса отводится активным методам обучения, педагогическому сотрудничеству педагогов, студентов и родителей, взаимодействию с учреждениями и учебными заведениями культуры, с народными материалами, а также самостоятельной поисковой работе студентов. В процессе изучения курса студентам должна быть представлена возможность разрабатывать различные творческие проекты и участвовать в их реализации (создание в колледже музея русского народного костюма; конкурсов народного творчества, выставок народного искусства, фольклорных экспедиций и т. д.).

Духовное возрождение России невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал которых способен существенно обогатить современную культуру. При этом упор должен быть сделан на развитии у студентов интереса и выявлению у них творческих возможностей. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они постепенно охватывали все технологические приемы, были максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали представление о русском народном костюме.

Реализация программы предполагает личностно – ориентированный подход к студентам: учет их возможностей, интересов. Решению задач, поставленных в программе, будет способствовать скоординированная работа преподавателей истории, технологии, изобразительного искусства. Это позволит студентам выполнить большее количество зарисовок, творческих работ по русскому народному костюму своего края, области, поселка, ближе познакомиться с видами, особенностями костюма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16