|
|
Меню
|
|
Разработка лабораторно-практических работ по технологии
3. Конструкция и настройка
сверлильных и расточных станков. Практическое освоение работ на этих станках.
4. Строгальные, долбежные станки.
Конструкция и их настройка для выполнения возложенных работ.
5. Шлифовальные и заточные станки.
Их конструкция.
Практикум на станках.
|
Тип металлорежущего станка
|
Наименование
работ
|
1. Токарно-винторезные станки
|
5.1. Изучение конструкции, рычагов
управления и приемов наладки станка 1К62.
5.1. Практическое освоение приемов
обработки конических поверхностей на этом станке.
5.1. Изучение конструкции, рычагов
управления и приемов наладки станка 1А616.
5.1. Практическое освоение работ с
использованием инструмента, устанавливаемого в пеноль задней бабки.
5.1. Изучение конструкции рычагов
управления и приемов наладки станка 1И611П.
5.1. Практическое освоение приемов
обработки цилиндрических внешних и внутренних поверхностей.
5.1. Изучение конструкции, рычагов
управления и приемов наладки станка 1А62.
5.1. Практическое освоение приемов
настройки станка для нарезания резьб (метрических, модульных, дюймовых).
5.1. Изучение конструкции и рычагов
управления станка 1616.
Сравнивая конструкцию этого станка
со станком 1А616 оценить сущность модернизации станков.
5.1. Изучение конструкции, рычагов
управления и приемов наладки станка 1Д62.
|
2. Фрезерные станки.
|
5.2. Изучение конструкции, рычагов
управления и приемов наладки горизонтально-фрезерного станка 6П80Г.
5.2. Практическое освоение приемов
обработки горизонтальных, наклонных и вертикальных поверхностей, прорезание
канавок.
5.2. Изучение конструкции и рычагов
управления универсального горизонтально-фрезерного станка 6Н81.
5.2. Практическое освоение наладки
станка и настройка УДГ для нарезания винтовых канавок и методов деления
(простое, дифференциальное).
5.2. Изучение конструкции и рычагов
управления универсального вертикально-фрезерного станка 6Н12.
5.2. Практическая настройка станка
6Н12 для прорезания призматических и сегментных пазов на валах.
|
3. Сверлильные и расточные станки.
|
5.3. Изучение конструкции, рычагов
управления радиально-сверлильного станка 2В56.
5.3. Практическое выполнение работ
на этом станке с разметкой в соответствии с заданием.
5.3. Изучение конструкции, рычагов
управления и методов настройки горизонтально-расточного станка 263.
|
4. Строгальные и долбежные станки.
|
5.4. Изучение конструкции, рычагов
управления и настройки поперечно-строгального станка 736. Выполнить работу на
станке по индивидуальному заданию.
5.4. Изучение кинематической схемы
долбежного станка 743. Работы, выполняемые на этом станке.
|
5. Плоскошлифовальные станки.
|
5.5. Изучение конструкции, рычагов
управления и настройки станков 371, 372.
5.5. Ознакомиться с
гидрокинематической схемой горизонтально-протяжного станка 7510.
|
6. Круглошлифовальные и заточные
станки
|
6.1. Изучение конструкции и режимов
управления круглошлифовального станка 312Г.
6.2. Изучение конструкции и рычагов
управления заточного станка 362и точил.
|
7. Основы Технологии машиностроения
|
7.1. основные понятия и
определения.
7.2. выбор заготовки и припуска на
обработку.
7.3. технологический процесс
(маршрутная карта).
7.4. назначение режима резания при
точении, сверления, шлифовании.
|
Материально-техническое
обеспечение практикума.
Станочное оборудование.
|
Наименование оборудования
|
Марка, обозначение
|
Кол-во шт.
|
1. Токарно-винторезные станки
|
1К62
1А62
1Д62
1И611П
1А616
1616
|
2
3
1
1
1
1
|
2. Фрезерные станки,
Вертикально-фрезерный станок
Горизонтально-фрезерный станок
Универсальный
горизонтально-фрезерный станок
|
6Н12
6П80Г
6Н81
|
1
1
1
|
3. Сверлильные и расточные станки
Радиально-сверлильный станок
Горизонтально-расточной станок
|
2В56
263
|
1
1
|
4. Поперечно-строгальный станок
|
736
|
1
|
5. Плоскошлифовальный станок
|
371
372
|
1
1
|
6. Универсальные делительные
головки
|
УДГ-120
УДГ-130
|
1
1
|
7. Заточные станки (точила)
|
–
|
2
|
8. Круглошлифолвальные станок
|
362
|
1
|
Программа составлена в
соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования специальности 030600 «Технология и
предпринимательство».
2.3. Разработка плана-конспекта занятия по
технологическому практикуму
Для повторения и углубления знаний студентов,
их самостоятельной исследовательской работы на занятиях по технологическому
практикуму используются лабораторные и лабораторно-практические работы. В ходе
изучения декоративно-прикладного искусства и художественной обработки
материалов таких работ пока мало. К ним, разве что, можно отнести
лабораторно-практические работы по изучению свойств обрабатываемого материала
(древесину, кожа, металл, береста, ткань и другие) и отдельных характеристик
отделочных материалов (краски, лаки, морилка и т.д.).
Лабораторная работа «Принципы композиции» предназначена для
получения более глубоких и осмысленных знаний по такому сложному вопросу теории
искусства как композиция, закрепления принципов композиции, обучения умению
оценивать предметы декоративно-прикладного искусства (и вообще художественного
произведения) через определенные критерии, формирование умения высказывать
учащимися своего личного мнения о какой-либо композиции, ориентируясь на
существующие критерии (принципы).
Среди лабораторных и лабораторно-практических работ,
используемых в технологических практикумах, можно выделить следующие: студенты
изучают свойства различных материалов, измеряют и рассчитывают отдельные
характеристики, анализируют структуру данного объекта и т.д. Работ, в которых
присутствует оценочная деятельность, практически нет. Хотя сегодня в содержании
образования отмечается «недостаточность историко-научных, оценочных и
экологических знаний» (Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, И.К. Журавлев и др.). Поэтому
разработка и внедрение в образовательную область «Технология» различных методов
и форм обучения, связанных с оценкой каких-либо процессов, явлений или
объектов, является необходимым и важным компонентом содержания нашего предмета.
Широко распространенная в когнитивной области таксономия Б.
Блума рассматривает педагогические учебные цели как шесть основных категорий:
знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Категория «оценка»
является самой высшей и обозначает умение оценивать значение того или иного
материала для конкретных целей, причем суждения студента должны основываться на
четких критериях.
Перед проведением данной работы студенты должны быть
знакомы с общими теоретическими вопросами – определением композиции, тремя
видами композиции (фронтальная, глубинно-пространственная и
объемно-пространственная), применением различных видов композиции в
действительности и особенностями данного направления декоративно-прикладного
искусства, принципами композиции (целостностью, соподчинением, соразмерностью,
равновесием и единством).
Для подготовки к лабораторной работе преподаватель должен
выбрать изделия (желательно для каждого студента) данного направления
декоративно-прикладного искусства, композицию которых будут изучать и оценивать
студенты. Вместо изделий можно использовать другие наглядные образцы - схемы,
чертежи, эскизы, фотографии - если это позволяет ваш вид
декоративно-прикладного искусства. Например, для оценивания композиции,
украшенной геометрической резьбой по дереву, можно выбрать чертеж, а для
вязания или вышивки применить схемы вязания или эскизы вышивки крестом,
сохраняющие общее композиционное расположение различных элементов и
пропорциональные размеры изделия. При выборе изделий или заменяющих их
наглядных образцов должно соблюдаться следующее правило: грамотно построенные
композиций дополняются теми, у которых явно нарушен один из принципов и его
можно четко оценить и выделить. Это правило поможет учителю проверить
эффективность понимания всех принципов композиции по отдельности и вмести
необходимые изменения в ход урока, если какой-либо из принципов понимается
неправильно или неполно.
Перед
выполнением лабораторной работы каждый студент должен получить изделие, которое
он будет оценивать с точки зрения композиции, и схему выполнения лабораторной
работы, которую можно раздать в виде отдельного листка каждому студенту или
написать на доске сразу для всего класса. Данная схема имеет следующий вид.
Лабораторная работа.
Тема: «Принципы композиции».
Задание: проанализировать представленную композицию и дать
ее оценку в соответствии с принципами композиции.
Оснащение: композиционно оформленное изделие, форма для
оценивания композиционного решения.
Алгоритм выполнения работы:
1) повторить принципы композиции;
2) ответить на вопросы;
3) провести оценку композиции по ее принципам и занести
результаты в таблицу;
4) сделать выводы по композиционному решению.
Вопросы:
1) Что подразумевается под термином «композиция»? Дайте его
определение.
2) Охарактеризуйте принципы композиции: целостность,
соподчинение, соразмерность, равновесие и единство. Насколько они выполняются в
данном изделии.
3) Как вы думаете, какого принципа или условия не
хватает для анализа и оценки данного композиционного решения?
Форма оценивания композиционного решения.
Каждый композиционный принцип оценивается одной из четырех оценок в
зависимости от его выполнения: 25 баллов – отлично, 20 баллов – хорошо, 15
баллов – удовлетворительно, 5 баллов – неудовлетворительно.
|
Принципы композиции
|
Оценка
студента
|
Суммарная оценка
студента
|
Суммарная оценка
преподавателя
|
Разность оценок
|
Целостность
|
|
|
|
|
Соподчинение
|
|
|
|
|
Соразмерность
|
|
|
|
|
Равновесие
|
|
|
|
|
единство
|
|
|
|
|
Выводы:
Так как композиция один из основных и самых сложных вопросов теории
искусства, ее принципы различными авторами, работающими в разных областях,
выделяются по-разному. В данной лабораторной работе оставлены только те,
которые признаются всеми и на основе которых можно легко оценить композиционное
решение изделия. Для того чтобы оценивание происходило по достаточно четким
критериям, мною были выделены оценочные характеристики для каждого принципа
композиции.[11]
Принцип целостности характеризуется следующими критериями:
общее целостное представление композиции (когда в произведении нет ничего
лишнего и не возникает желание что-либо добавить или убрать), соответствие
формы и назначения изделия, соответствие стиля изделия.
Принцип соподчинение характеризуется в первую очередь
наличием композиционного центра, который определяет стиль изделия и с которым должны
взаимоувязываться все остальные части изделия.
Соразмерность связана с пропорцией, размерами,
масштабностью и т.д. В ее оценочные характеристики входят размеры и форма
изделия, соразмерность контрастных полей и поверхностей (насыщенных мест –
свободному пространству, крупных форм – мелким, теплых цветов – холодным и
т.д.), соразмерность геометрических элементов или фигурных форм. [11]
Равновесие достигается приемами симметрии и ритмики. В
случае с асимметричными композициями рассматривается зрительное равновесие
фигур, масс, цветовых и контрастных пятен.
Единство считается синтезирующим принципом композиции и в
школе его можно рассматривать как комплексное выполнение всех предыдущих
принципов. К тому же единство отражается субъективную личностную оценку к
данному изделию, выражающее единение, согласие с автором по поводу конкретного
композиционного решения.
Таким образом, выделенные оценочные характеристики помогут
учителю не только познакомить студентов с принципами композиции, но и научить
их применять данные критерии для выражения своего мнения и оценки изделий как
декоративно-прикладного характера , так и произведений искусства. Более
глубокое изучения композиции и ее принципов, на наш взгляд, нецелесообразно,
так как это сложный вопрос, который должен изучаться в образовательных
учреждениях с художественного профиля.
Литература
1.
Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М.,
2003г., с. 38-40.
2.
Алексеев В.Е. Организация технического творчества студентов М. 2004 г., с.
23-38.
3. Волков
И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с.59-64.
4.
Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету Организации и методика
производственного обучения, 2003 г.
5.
Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству
в средних профтехучилищах М, 2002 г., с. 16-22.
6. Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург,
2003 г., с. 28-45.
7. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г., с. 11-28.
8. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое
проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях
региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск:
ИПК ПРО, 2004г., с.119-120.
9. Некрасов
С.С. Обработка материалов резанием. М, Агропромиздат, 2004г., с. 336.
10. Немов Р. С. Психология – М, 2002 г., с.32-36.
11. Новоселов С.А. Технология развития изобретательства студентов
в процессе сбора и анализа технологической и патентной информации, С-Пб., 2005
г., с.28-32.
12. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика.
В 2 кн. - М. 2002г., с.98-104.
13. Полобинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М.
2004г., с.76.
14. Рыбакова Т.В. Метод проектов как основа инновационного
подхода к преподаванию технологии// Педагогические инновации в образовательных
учреждениях региона: Тезисы региональной научно-практической
конференции.-Ульяновск: ИПКПРО, 2004г., с. 69-70
15. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2
- М. 2002г.,
с. 22-27.
16. Сухарев М.И. Материаловедение. - М. 2003 г.
17. Смирнов В. И. Общая педагогика. Н-Тагил, 2002 г.,
с.70-72.
18. Тамарова З.Б. Образовательная область «Технология» как
средство технологической подготовки студентов//Технология 2000: Тезисы докладов
IV Международной конференции.- Самара, 2005г., с.106.
19. Тамарова З.Б. От трудовой подготовки студентов к
технологической// Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей
технологии и предпринимательства: Тезисы докладов VIII Международной
конференции. – Москва: МИОО, 2004г., с. 27-30.
20. Фаизов А.А., Интегрированные уроки и спецкурсы при
преподавании технологии// Педагогические инновации в образовательных
учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.-
Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с.118.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|