Разработка лабораторно-практических работ по технологии
Сфера чувств молодого человека обогащается новыми
переживаниями. Появляется чувство любви. Раскованность в половых
взаимоотношениях между молодыми людьми вызывает тревогу в обществе и
потребность в совершенствовании полового воспитания в семье и вузе. До
юношеской поры человека считали существом бесполым, у взрослых же сексуальная
жизнь играет важную роль. Эта контрастность детства и зрелости затрудняет
процесс взросления молодого человека, вызывает у него целый ряд внешних и
внутренних конфликтов.[17]
Интересы молодых людей становятся более глубокими и
осознанными. Познавательные интересы перерастают в интерес к науке. Молодых
людей привлекают не только факты, но и развитие природы, и общества,
закономерности этого развития, вопросы теории. Широк круг читательских
интересов.
Характерным для юношеского возраста является формирование
системы нравственных понятий и убеждений. Молодые люди уже осознают такие
сложные понятия, как «долг», «честь», «совесть». У них появляется потребность в
выработке идеалов.
1.7. Выводы по главе 1
В первой главе данной курсовой работы были проанализированы
теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ
по технологии, раскрыта сущность понятия лабораторно-практической работы как
основополагающей составной части технологического практикума. Выявлена методика
организации лабораторно-практических работ на примере программы учебной
педагогической практики по методике преподавания технологии. Широко показана
структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ
по технологическому практикуму. Раскрыты и обработаны основные требования к
лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму с применением
технолого-педагогических подходов к организационной деятельности студентов при
выполнении лабораторно-практических работ, а также приведены данные о
возрастных особенностях студентов.
Глава 2. Разработка
методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические
работы».
2.1. Роль и место лабораторно-практических
работ в дисциплине «Технологический практикум»
Технология определяется как наука о преобразование и
использование материи, энергии информации в интересах и по плану человека.
Средствами курса «Технология» предполагается, формирование
у студентов качеств: творческой, думающей, активно действующей и легко
адаптирующейся личности. Они необходимы для деятельности в новых
социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до
реализации продукции; подготовка студентов к осознанному профессиональному
самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению
жизненных целей; формирование творческого отношения к качественному
осуществлению трудовой деятельности; развитие разносторонних качеств личности и
способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим
условиям.
Основной принцип реализации учебно-методического комплекса
– обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей
познавательные потребности студентов.
Целями обучения являются: формирование у студентов
технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и
деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой
деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального
самоопределения.
Освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее
роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах
творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий
производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях
получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной
организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или
общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических
требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья,
образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления,
пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и
использованию информации для решения практических задач в сфере технологической
деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных
объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной
деятельности;
воспитание уважительного отношения к
технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии
ответственного отношения к труду и результатам труда;
подготовка к самостоятельной
деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе
непрерывного профессионального образования.
Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо
шире, чем техническое и естественно-научное просвещение. Именно
преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе
учителя следующие задачи:
- сформировать у своих студентов социальную позицию
полноправных и ответственных хозяев жизни;
- помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям,
предъявляемым рыночной экономикой;
- стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды
России.
Лабораторно-практические занятия – один из основных
информационных компонентов учебного процесса подготовки учителей технологии.
Анализ проведения лабораторных практикумов показывает, что
достижении хорошей подготовки учителей технологии и предпринимательства
лабораторные работы призваны обеспечить реализацию целого комплекса целей и
задач:
- развитие и воспитание у студентов навыков высокой
культуры труда, умения пользоваться инструментами;
- понимание студентами теоретических основ, на которых
базируется данная лабораторная работа, связи теории и практикой;
- умение анализировать и обобщать полученные результаты,
делать из них логические выводы и находить им практическое применение;
- умение пользоваться учебной, научно-популярной и
справочной литературой, графиками, таблицами и схемами;
|