Разработка лабораторно-практических работ по технологии
Разработка лабораторно-практических работ по технологии
Содержание
Введение……………………………………………………………………...........2
Глава
1. Теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических
работ по технологии………………………………………...........4
1.1.
Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»…………….........4
1.2.
Методика организации лабораторно-практической работы………..........7
1.3.
Структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ…………………………………………………………………………........13
1.4.
Основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому
практикуму……………………………………………........16
1.5.
Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при
выполнении лабораторно-практических работ..………........21
1.6.
Возрастные особенности студентов………………………………….........22
1.7.
Выводы по главе 1……………………………………………………..........27
Глава
2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела
«Лабораторно-практические работы»……………………………………….....29
2.1.
Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический
практикум»……………………………………………........29
2.2.
Тематический план дисциплины «Технологический
практикум»…………………………………………………………………….....33
2.3.
Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму…………………………………………………………………….....37
Литература…………………………………………………………………….....42
Приложения
Введение
Развитие
технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из
приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы курсовой работы
и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями
социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого
фактора во всех сферах деятельности.
Повышение
требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за
собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку
молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует
от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого
спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных
физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе
непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии,
приобретаются в процессе практических занятий, в данном случае –
технологического практикума с использованием лабораторно-практических работ. Это
и подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, которая делает
необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних
потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем
будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание
научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых
технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области
как физического, так и умственного труда.
Цель исследования –
обоснование содержания лабораторно-практических работ по технологическому
практикуму.
Объект исследования
– учебный процесс на занятиях по технологическому практикуму.
Предмет
исследования – практическое обучение студентов на уроках технологии, применение
лабораторно-практических работ, развитие нового отношения студентов к выбранной
профессии.
В соответствии с
целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать
существующие в педагогике подходы к разработке и применению лабораторного
практикума;
- определить роль и
место сбора практической информации в структуре лабораторно-практических работ
по технологическому практикуму;
- разработать тематический
план и план-конспект занятия по технологическому практикуму с использованием
лабораторно-практических работ;
Глава 1.
Теоретические основы обучения студентов методом лабораторно-практических работ
по технологии
1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая
работа»
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала
учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое
название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических
работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, - подчеркивал М.В.
Ломоносов, - никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не
принимаясь за химические операции»[2]. Другой выдающийся русский химик Д.И.
Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение,
предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных
(лабораторных) методов познания.[6]
В чем заключается сущность лабораторно-практических работ как
метода обучения? Лабораторно-практическая работа - это такой метод обучения,
при котором студенты под руководством учителя и по заранее намеченному плану
проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе
их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Проведение лабораторно-практических работ с целью
осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические
приемы:
1) постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической
работы;
2) определение порядка лабораторно-практической работы или
отдельных ее этапов;
3) непосредственное выполнение лабораторно-практической
работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники
безопасности;
4) подведение итогов лабораторно-практической работы и
формулирование основных выводов.
Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы
как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле
высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к
окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять
добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Метод этот
воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторно-практические
работы способствуют ознакомлению студентов с научными основами современного
производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и
инструментами, создавая предпосылки для технического обучения.
Одной из целей технологического образования является
развитие у студентов преобразующего мышления и творческих способностей,
реализовать которые можно, используя метод проектов, где студенты включаются в
творческую деятельность.
Заглянуть в глубь человеческого сознания, понять
возможности человека, умственные, физические, психические пределы, понять
основы творческих озарений и достижений, корни гениальности, истоки вдохновения
– вот задачи, которые предстоит решать психологу, ученому, педагогу и многим,
многим другим.
Как же воспитать студентов, будущую научную и творческую
молодежь в бурном потоке знаний, где в борьбе со старым утверждается новое?
Необходимо, на наш взгляд, с малых лет воспитывать в
молодом поколении осознание постоянного развития науки, техники, культуры и
прочее, предрекая ему возможность собственного участия в этом диалектическом
процессе; приучать искать необычные нестандартные решения проблем, чтобы
подготовить его к самостоятельному и вечному поиску нового.
Непосредственное участие в подготовке подрастающего
поколения к трудовой творческой деятельности принимает преподаватель технологии
и технического творчества. Но преподаватель должен быть для студента не столько
наставником, сколько партнером, помогающим в реализации целей деятельности студента,
в организации эксперимента, в создании условий для проявления активности и
творчества студента.
Поэтому преподаватель должен быть в одинаковой степени и
профессионалом и гражданином, а главное пытливым, ищущим исследователем,
способным нестандартно мыслить, аргументировать результаты исследований и не
считать их последней истиной.
Задача подготовки такого учителя актуальна во все времена,
а тем более сейчас, когда «мировое сообщество своими действиями демонстрирует
возрастающий интерес к технологическому образованию, готовящему человека к
выполнению новых функциональных производственных требований – реализации
творческих задач через появление способности и умения проектировать, принимать
решения и выполнять творческую работу»[2].
Каким же, в таком случае, должен быть преподаватель вуза?
Во-первых, на наш взгляд, во всех видах занятий он должен
ставить наряду с техническими задачами, бесспорно, педагогические и
профориентационные, каждый раз укрепляя студента в правильности выбора
профессии, в стремлении к постоянному совершенствованию, расширению кругозора,
накоплению знаний, желанию поделиться ими с студентами, разделить с ними
радость творческого успеха.
Во-вторых, определяющим фактором повышения технологической
культуры студента является содержательная составляющая педагогической
деятельности преподавателя, включающая новинки в науке и технике. Формы могут
быть различные: пятиминутка на лекции, факультативные беседы, диспуты,
реферативный обзор студентами технических журналов. Но, с другой стороны, сколь
бы ни были насыщенными новинками технологии лекции преподавателя без
сотрудничества со студентами эффекта ожидать не приходится.
1.2. Методика организации лабораторно-практической
работы
Учебная
педагогическая практика организуется в рамках учебного процесса, согласно
учебного плана по специальности «Технология и предпринимательство», и
направлена на практическое освоение студентами различных видов педагогической
деятельности.
Главное
содержание учебной педагогической практики составляет воспитательная,
методическая и учебная деятельность студентов в качестве учителей технологии и
классных руководителей.
Педагогическая
практика реализует, прежде всего, учебные цели и задачи профессиональной подготовки
будущих учителей технологии, формирует творческие способности, способствует
накоплению опыта работы со школьниками. Ее организуют и оценивают кафедры
педагогики, технологии и предпринимательства.
Задачи
педагогической практики:
-
воспитание устойчивого интереса к профессии учителя;
-
формирование целостной научной картины педагогической
деятельности;
-
формирование нового педагогического мышления;
-
формирование профессиональных умений и навыков, необходимых
для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса;
-
развитие потребности в самообразовании и
самосовершенствовании профессиональных знаний и умений;
-
формирование опыта творческой педагогической деятельности,
исследовательского подхода к педагогическому процессу;
-
формирование профессионально значимых качеств личности
будущего учителя и его активной педагогической позиции;
-
оказание помощи образовательным учреждениям в решении задач
воспитания и обучения студентов.
Содержание
педагогической практики
Основное
содержание педагогической практики составляет профессионально-педагогическая
деятельность студентов, которая включает:
-
изучение учащегося, выявление его способностей, интересов,
мотивов общения и деятельности; проектирование его индивидуального развития;
-
организация общения и жизнедеятельности отдельной личности,
группы, класса, кружка;
-
организация учебно-познавательной деятельности детей;
-
формирование и развитие педагогической культуры.
Основное
содержание практики реализуется в деятельности студента в качестве учителя
технологии, классного руководителя, а также в участии студента в
опытно-экспериментальной и методической работе.
Организация
и проведение педагогической практики
Перед
началом педагогической практики проводится установочная конференция, на которой
студентам разъясняется цель, задачи, содержание, формы организации, порядок
прохождения и порядок отчета о практике.
Педагогическая
практика студентов 4 курса
Студенты 4
курса (8 семестр) проходят учебную педагогическую практику в объеме 6 недель на
базе городских школ.
Задачи:
-
приобретение умений и навыков самостоятельного ведения
учебно-воспитательной работы с учащимися;
-
проведение различных типов уроков с использованием
разнообразных методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность студентов;
-
овладение методами и приемами организации индивидуальной
работы с учащимися;
-
овладение методами углубленного психолого-педагогического
изучения личности студента.
Содержание:
-
изучение деятельности учителя технологии и классного
руководителя;
-
планирование самостоятельной учебной, внеучебной и
внешкольной работы с учащимися, самостоятельное – проведение системы уроков по
теме, осуществление творческого подхода к определению структуры отдельного
урока и обоснованному выбору методов обучения с целью активизации деятельности студентов;
-
конструирование учебной информации (разработка и применение
дидактического материала, наглядных пособий, средств ТСО);
-
оценка уровня подготовленности студентов, анализ причин
затруднений;
-
выполнение функций классного руководителя.
Организация
и проведение практики
1 этап (1
неделя):
-
общее знакомство со школой, классом, учителями;
-
разработка и утверждение индивидуального плана прохождения
практики;
-
изучение требований к учащимся, возможностей кабинета,
содержания и форм воспитательной работы;
-
посещение уроков технологии учителя, с которым предстоит
работать, знакомство с методикой его работы;
-
выполнение заданий по психологии, изучение классного
коллектива, отдельных студентов;
-
получение допуска к рабочему периоду у методистов и
учителя.
2 этап
(рабочий период):
а/в
качестве учителя технологии:
-
разработать и провести не менее 20 зачетных уроков;
-
подготовить и провести внеклассные мероприятия по предмету;
-
посещать уроки коллег и анализировать их;
-
разработать и подготовить наглядность и дидактический
материал к своим урокам.
б/ в
качестве классного руководителя:
-
самостоятельно подготовить и провести классные мероприятия:
беседы, игры и т.п.;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|