бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Разработка и внедрение прогрессивных методов контроля знаний в процесс начальной профессиональной по... бесплатно рефераты

К достоинствам тестовых заданий следует отнести:

-   исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики кон­кретного преподавателя;

-   как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;

-   ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем [21].

Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет профессиональным школам формировать подготовленных специалистов в различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту.




2.2 Основные этапы внедрения тестирования в процесс начальной профессиональной подготовки специалистов




Введение тестового контроля в начальную профессиональную школу, существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность учащихся.

Внедрение тестовой формы контроля  по предмету осуществляется поэтапно.

На первом этапе в тестовой форме  проводился  только входной  контроль и заключительной целью проведения  входного теста  является получение сведений об исходном уровне знаний учащихся. Успех изучения любого курса зависит от степени усвоения  тех понятий, терминов, положений, которые изучались на  предшествующих этапах обучения. Поэтому входной тест, включает задания, проверяющие уровень усвоения основных учебных элементов данного курса. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного  самообразования.

Итоговый тест (экзаменационный) систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения. Результаты первых проверок показали, что учащихся необходимо готовить к экзаменационному тесту, используя тестовые задания при проведении текущего и рубежного контроля. Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем  обязательных требований и овладению знаниями курса, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной, индивидуальной работы. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося [22].

Работа по созданию тестов и оценка их эффективности достаточно сложная и долгая.

Во-первых, необходимо оценивать качество каждого теста – соответствие программе и реальным возможностям учащихся, учитывая при этом сильно действующие временные ограничения на выполнение ими тестовых заданий. Если соответствие программе можно проверить,  анализируя  только литературу, то проверка «посильности» каждого теста и даже каждого задания в одном отдельно взятом тесте возможна только  после проверки в реальном эксперименте.

Во-вторых, желательна оценка «представительности» всей батареи тестов – насколько она захватывает весь программный материал или хотя бы наиболее существенную его часть (из конъюнктурных соображений).

При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами. Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест не должен быть нагружен второ­степенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую па­мять, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить под­сказкой для ответа на другое.

Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.

Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также крат­ко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма от­ветов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений "да-нет", "верно-неверно".

Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или не­сколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.

И, наконец, главное – составленные тесты необходимо провести несколько раз в различных группах учащихся, чтобы выбрать из них наиболее информативные с точки зрения диагностики. Но в силу ограниченности времени, предоставленного на проведение исследования, мы не смогли реализовать данный этап на практике [23].

А также, следует сказать, что системное внедрение тестовых заданий затрудняется в связи с относительной сложностью создания качественного теста.




2.3 Использование тестовых заданий в профессиональной школе, в качестве контроля знаний учащихся




К настоящему времени в практике профессиональной школы проверки знаний учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от занятия. Письменная работа чрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы предыдущего материала не были усвоены учащимися в достаточной степени. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний [12].

Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей про­верки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими ви­дами проверки, использование тестовых заданий в профессиональной школе, является весьма эффективным инструментом, стимулирую­щим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Устные же фор­мы контроля наиболее целесообразно применять при проведении зачетов, коллоквиумов и экзаменов. При этом важно отметить, что отсутствие оцен­ки ответа учащегося на вопрос, заданный во время занятия, снимает психологичес­кое давление боязни неверного ответа и позволяет проводить обсуждение во­проса в творческой атмосфере. Среди различных видов письменного кон­троля в профессиональной школе хорошо зареко­мендовали себя такие формы, как боль­шое домашнее задание по целому раз­делу, подготовка рефератов и до­кладов по отдельным темам [17, 22].

Успешное и эффективное примене­ние методов тестирования целиком за­висит от двух основных факторов. Во-первых – это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменяться полученными данными с учащимися других групп. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных группах.

Во-вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные во­просы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов.

Применение компьютерных технологий для оперативного контроля знаний учащихся в профессиональной школе по предмету с использованием тестовых заданий имеет свои положительные и отрицательные стороны. К негативным сторонам этой формы проверки можно отнести то, что удобство ее применения целиком зависит от заложенного программного обеспечения, а также от имеющейся компьютерной техники. Кроме этого, могут возникать трудности с согласованием расписания работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий. Следует помнить и о проблеме информационной безопасности, связанной с предотвращением несанкционированного доступа к имеющимся в компьютере базам данных. Однако, как показывает опыт, все эти трудности вполне преодолимы [24].

Многолетний опыт использования тестового контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний в профессиональной школе, позволил выделить следующие положительные моменты:

а)   устранена возможность подсказок и списывания;

б)  повысилась объективность оценки знания;

в)  резко возросла познавательная активность учащихся при изучении предметов, что обусловлено стимулированием данной методикой самостоятельной работы.

Так, по завершении контрольного мероприятия правильность ответа на заданные вопросы проверяется учащимся с использованием пер­воисточника (учебник, конспект) или в общении между собой. В случае обыч­ной письменной работы такого не происходит, так как в ней присутствует указание на ошибку;

г)   Отсутствие проверки на обычных занятиях приводит к активизации учащихся, позволяет проводить обсужде­ние материала в режиме "мозгового штурма", когда разрешены и не наказы­ваются самые неожиданные ответы и предположения;

д)  Изменилась роль преподавателя, который освободился от "каратель­ных" функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок;

е)   Улучшилась психологическая атмосфера в группах учащихся. Возникла устойчивая обратная связь – преподаватель – учащийся – преподаватель. Преподаватель перестал быть источником от­рицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний;

ж)  Преподаватель полностью освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить объ­ективную картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс;

з)   Возросло количество контроль­ных мероприятий, что позволяет осу­ществлять своевременную проверку знаний у всей группы учащихся по боль­шинству разделов изучаемого курса.

Необходимость расширения интен­сивных форм проверки знаний в профессиональной школе, подтверждает­ся также многолетними наблюдениями и опросами учащихся, позволяющими сделать вывод о том, что регулярность и основательность их подготовки к каждому занятию находятся в прямой зависимости от наличия и глубины проводимых контрольных мероприятий. Очевидно, что в подобных случаях интенсивный и всеохватывающий контроль является мощным инструментом, помогающим учащимся в освоении изучаемых дисциплин [13, 17, 18,].

3 Организация тестирования, как прогрессивного метода контроля знаний в процессе начальной профессиональной подготовке




3.1 Организация и проведение исследования




Для выявления эффективности тестирования, как прогрессивного метода контроля, нами было проведено исследование на тему: «проведение рубежного занятия по курсу «Электротехника»».

Базой нашего исследования является одно из самых первых в городе Краснодаре – «Профессиональное училище № 1». Которое было основано в 1897 году и за все годы своего существования получило огромный опыт в начальной профессиональной подготовке специалистов.

Для проведения исследования нами была определена группа учащихся в количестве 20 человек. Данная группа представляет собой сплоченный коллектив, в котором нет ярко выраженного лидера.

При проведении тестирования каждый учащийся был обеспечен своим экземпляром пособия, которому передается функция по управлению активной самостоятельной работой учащегося.

Тестирование проводилось в активной форме, выражающейся в самостоятельной работе учащихся. Чтобы не терять времени на диктовку заданий для самостоятельной работы преподаватель использовал раздаточный материал, в котором были указаны задания теста (Приложение А, Б).

Нами была разработана система тестовых заданий по курсу «электротехника», содержащий задания по следующим разделам курса:

-     «Электрические цепи переменного тока»;

-     «Трехфазные электрические цепи»;

-     «Трансформаторы»;

-     «Электрические машины постоянного тока».

Данные тестовые задания включают в себя задания следующих форм:

1)      Задания в закрытой форме, в которых учащийся выбирает правильный ответ из нескольких правдоподобных, предложенных на выбор. Эти правдоподобные ответы называются “дистракторами”. Чем лучше “дистрактор”, тем чаще на него “попадается” учащийся, давая неправильный ответ. Плохие “дистракторы”, которые учащиеся не выбирают в силу их абсурдности, целесообразно убрать из тестового задания. Например:

Трансформаторы служат для…:

а)…преобразования значений тока и напряжения;

б)…устранения неполадок в энергосистеме;

в)…преобразования одного вида энергии в другую;

г)…передачи энергии на далекие расстояния.

2)      Задания в открытой форме, когда ответы дают сами учащиеся, дописывая ключевое слово в утверждении и превращая его в истинное или ложное. Такое тестовое утверждение содержит в одном предложении и вопрос и ответ. Оно должно состоять из небольшого количества слов (чем меньше, тем лучше), а ключевое слово, которое вписывает учащийся, должно завершать фразу. Предполагается, что учащиеся должны давать короткие и четкие формулировки на представленные утверждения. Об этом сказано предварительно в инструкции перед выполнением теста. Для ответов в бланке отводится столько места, сколько для этого необходимо. Например:

Дополните пожалуйста формулировку:

Резонансный режим в цепи с последовательным соединением катушки индуктивности и конденсатора носит название __________________________________________________________________.

3)      Задания в вербальной форме, в которых учащиеся дают один из предложенных вариантов ответов, либо дают свой вариант ответа, либо проводят анализ, предложенной в задании схемы. Например:

Укажите число уравнений по I закону Кирхгофа

   _________________________________________

Этапы проведения нашего исследования и совместную деятельность учащихся и преподавателя, можно представить в виде таблицы 1.


Таблица 1 – «Ход нашего исследования и совместная деятельность учащихся и преподавателя»

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1 часть

Организационный момент (3 мин): приветствие учащихся

перекличка

объявление цели и хода урока


Учащиеся приветствуют преподавателя, дежурный сообщает информацию об отсутствующих. Задают вопросы.

2 часть

Введение (5 мин /7 мин):

Преподаватель проводит вводный инструктаж: 

а) объявляются “правила” проведения занятия: можно ли пользоваться тетрадями, учебниками и т.д.;

б) раздает тестовые задания.

Отвечает на возможные вопросы.

Если у учащихся появились вопросы, неясности – они могут обратиться к преподавателю, подготавливаются к выполнению заданий.

Продолжение таблицы 1

Выполнение заданий (75 мин):

Преподаватель фиксирует начало выполнения заданий, контролирует самостоятельность выполнения заданий, при необходимости консультирует.

Учащиеся приступают к выполнению заданий.

Заключительная часть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7