бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Разработка и внедрение прогрессивных методов контроля знаний в процесс начальной профессиональной по... бесплатно рефераты

ü      Обучающая функция.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

ü      Диагностическая функция.

Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

ü      Прогностическая функция.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

ü      Развивающая функция.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление  таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

ü      Ориентирующая функция.

Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

ü      Воспитывающая функция.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Проверка побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функций контроля подчеркивают его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а  также эффективней становится и сам учебный процесс [7, 8, 9].

Ответ на второй вопрос сопряжен с решением ряда проблем, обусловленных спецификой измерений в педагогике. При педагогическом измерении нет явно заданного предмета измерения, нет средства, готовой единицы, нет нулевой точки отсчета. Поэтому приходится начинать с теоретического анализа проблем и, главным образом, с определения предмета измерения, для чего необходимо преодолеть некоторые концептуальные трудности и ввести систе­му взаимосвязанных понятий, ассоциируемых с предметом.

Идея общего определения непосредственно увязывается с от­ветом на вопрос о том, для чего нужна категория качества в про­цессе контроля. Проводить оценку качества подготовки учащихся с различным уровнем достижений, по-видимому, не имеет смыс­ла, поскольку они уже отличаются по объему усвоенных знаний, умений и навыков. Зато вполне правомерно одинаковому уровню подготовки поставить в соответствие различное качество. Отсюда остается один шаг до обобщенного определения, когда качество подготовки трактуется как совокупность существенных характери­стик знаний, умений и навыков, способствующих дифференциа­ции учащихся с одинаковым уровнем подготовки.

Еще сложнее, чем при решении первых двух вопросов, об­стоит дело с ответом на третий вопрос: чем измерять и с помо­щью каких методов? Ответ на него связан с конструированием и использованием средств измерения, методика разработки и при­менения которых получила пока довольно ограниченное рас­смотрение в отечественной научно-методической литературе. Действительно, можно привести лишь единичные работы, в ко­торых выдвигается на обсуждение весь комплекс задач, связан­ных с решением этих важных вопросов. Приходится констати­ровать тот факт, что ни педагогическая наука, ни практика не обладают пока в полной мере методами создания средств изме­рения и самими средствами [9].

В какой-то мере это естественно, так как здесь необходим оп­ределенный опыт, который на сегодняшний день в силу разных причин в нашей стране практически отсутствует. К тому же разра­ботка объективных методов измерения представляет немалые труд­ности, связанные с созданием стандартных процедур, введением метрики для количественного выражения характеристик подготов­ки обучаемых.

Необходимо также решить ряд проблем методического характера – соотнести возможности различных средств измерения с ви­дами контроля, которые выбирает преподаватель сообразно прак­тическим задачам при оценке знаний учащихся.

Из всего выше сказанного следует сказать о том, что основная цель контроля – оказывать формирующее влияние на текущий процесс обучения за счет установления обратной связи от учащегося к педагогу, а также объективная оценка достижений учащихся.




1.2 Виды и формы контроля знаний учащихся




В методической литературе обычно выделяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения: текущий контроль проводится в процессе усвоения нового учебного материала, периодический применяется для проверки усвоения значительного объема изученного материала; с помощью итогового контроля выявляется степень овладения учебным материалом за определенный период времени. Таким образом, все виды контроля в какой-то степени повторяют логику учебного процесса [10].

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных видов контроля.

Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося. Он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

На основании данных предварительного контроля преподаватель вносит коррективы в  календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся, а также позволяет видеть процесс становления умений и навыков, вовремя заменять отдельные приемы работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы учащихся.

Периодический контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает проверку овладения учащимися достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в семестр. Примером периодического контроля могут служить контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения электротехники.

Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизации усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень.

Главное требование к выбору формы и приемов контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем навыкам и умениям, которые они должны проверять [10].

Ряд ученых высказывает мнение, что данный вид контроля, наиболее перспективно осуществлять в виде тестов, что обеспечит возможность более объективного поведения итогов и сопоставления результатов обученности учащихся.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

v     Внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося).

В процессе контроля учителем знаний и умений учащихся выделяют следующие компоненты:

а) Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установление конкретного содержания контроля;

б) Различные способы выражения результатов контроля: оценка и отметка;

в) Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих поставленным целям.

v     Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища).

Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности трудно переоценить.

Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также преподавателю осуществлять проверку знаний учащихся. Систематическая же взаимная проверка знаний, умений, навыков применяется весьма редко. Остановимся на методике проведения этой проверки.

Каждый учащийся получает карточку с вопросом, ответ на который он должен знать хорошо; на обороте карточки записаны фамилии нескольких учащихся и даты, когда они будут опрошены по этому вопросу. В каждый из указанных дней владелец карточки задает свой вопрос одному из учащихся, в то же время он и сам должен ответить на вопрос, помещенный в карточке этого ученика. За день до проверки учащиеся предупреждают друг друга, на какие вопросы им придется отвечать. Взаимопроверка проводится обычно в последние три минуты каждого урока. За правильный ответ против фамилии (на обороте карточки) учащийся ставит знак плюс, за неверный ответ или отказ отвечать – минус. Преподаватель периодически просматривает карточки взаимопроверки. В тех случаях, когда оказывалось много минусов, проводилась дополнительная взаимопроверка этих учеников во внеурочное время. В конце семестра проводится контрольный опрос всех учащихся, который позволяет выяснить не только общий уровень их знаний, но и насколько справедливо и строго каждый из них спрашивал своих однокурсников [9, 10].

Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, их взаимоотношения с товарищами.

v     Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью).

Самоконтроль учебно-познавательной и учебно-практической деятельности – один из компонент эффективности самообучения, обеспечивающий сознательную оценку субъектом учения (учащимся) соответствия полученных результатов учебной деятельности поставленным целям обучения для последующей регуляции своей учебной деятельности.

Самоконтроль, наряду с другими компонентами эффективности,

o        облегчает субъекту учения процесс овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками;

o        опосредованно способствует его интеллектуальному саморазвитию;

o        играет важную роль в самооценке и осознании субъектом учения собственных действий и, в конечном итоге, в самовоспитании.

o        Дидактическое обеспечение самоконтроля осуществляется путем разработки специальных контрольных заданий:

o        вопросов, тестов – для учебно-познавательной деятельности;

o        задач, упражнений – для учебно-практической деятельности.

При этом для интеллектуального развития личности субъекта учения, для развития дивергентного (многозначного) мышления необходимо, наряду с традиционными контрольными заданиями с оптимальным набором исходных данных и заведомо одним единственным ответом, включать задания:

-         с дефицитом или избытком данных;

-         с несколькими правильными ответами и последующим выбором ответа с позиции практической применимости;

-         с ответами не только на опознание, различение, классификацию учебного материала, но и на подстановку, конструирование ответов;

-         не имеющие решения, что требуется еще доказать.

Обязательным условием эффективного самоконтроля является наличие в интерактивном средстве самообучения ответов на все без исключения контрольные задания[11].

Итак, следует сказать о том, что контроль определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой. Он определяет, достиг или не достиг каждый учащийся требуемого уровня знаний. А также, ведущей задачей контроля является – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и соответствующая корректировка данной деятельности.




1.3 Характеристика прогрессивных методов контроля знаний в процессе начальной профессиональной подготовке специалистов




Существующая в России более 200 лет методика семестрового контроля знаний, прослушанных курсов по основным учебным дисциплинам, несомненно устарела. Ее главной негативной стороной является субъективизм в оценке знаний учащихся со стороны преподавателя. Билет, содержащий 2 – 3 вопроса, не охватывает, естественно, основных положений учебной программы и требует от проверяющего для выявления уровня знаний постановки дополнительных вопросов по другим разделам курса. Однако преподаватель зачастую либо вообще не задает дополнительных вопросов, либо требует ответа на такие дополнительные вопросы, которые нередко ставят испытуемого в затруднительное положение. То есть произвол и субъективизм со стороны преподавателя, проверяющего знания в такой системе контроля, очевиден и часто не удовлетворяет обе стороны: испытуемый претендует на более высокую оценку, а преподаватель может бесконечно увеличивать количество вопросов [12].

Кроме того, значительно возрос объем информации по фундаментальным отраслям знаний в сравнении с тем, каким он был 25, 50 или 100 лет назад.

Таким образом, традиционная система контроля знаний, предложенная Министерством образования, на наш взгляд не является удовлетворительной и тем более прогрессивной.

В связи с этим нами была предпринята попытка избежать негативных элементов вышеизложенного метода контроля знаний по учебным дисциплинам и были рассмотрены иные формы объективного контроля:

Ø      «КОД (качество, объективность, дифференциация) – контроль» знаний;

Ø      Рейтинговая система контроля знаний;

Ø      Тестовый контроль.

Рассмотрим данные методы подробнее.

Ø      «КОД (качество, объективность, дифференциация) – контроль» знаний.

Введение методики КОД-контроля знаний призвано прежде всего радикально повысить  не только качество знаний, но и качество преподавания фундаментальных дисциплин федерального блока. К сожалению, не все преподаватели добросовестно вычитывают всю программу дисциплины в соответствии с рекомендованными нормативами УМО. Отклонения от программы не должно превышать 10 % от нормативов. Работа по составлению вопросов КОД-контроля знаний, которые методическая комиссия факультета сверяет с рекомендованными программами федерального уровня УМО, дисциплинирует преподавателя и нацеливает его на проработку всех основных вопросов программы вверенного ему курса. То есть «подтягивает» преподавателя, делая обязательным исполнение программ. Кроме того, КОД-кон­троль знаний позволит дифференцировать учащихся по уровню подготовки и в конечном итоге даст возможность выявить среди них наиболее подготовленных к научной и педагогической деятельности.

Идея метода КОД-контроля знаний является, по существу, преобразованием и значительной формализацией основных принципов существующего традиционного метода контроля знаний (ТМК) который проводится с использованием билетов, дополнительных вопросов, многословных письменных ответов и, наконец, ведет к индивидуальному, нередко субъективному решению преподавателя в оценке знаний испытуемого. Как известно, в ТМК учащийся при подготовке ответа на вопросы билета, требующего пространного изложения материала, исписывает 3 – 4 страницы, иногда и более; большая часть этого текста часто не содержит информации по существу вопроса, а является беллетристикой. В результате преподаватель за период экзаменов в группе 50 – 70 человек должен прочесть 150 – 200 страниц текста; и чтобы выяснить знания учащегося или «вытащить» его на положительную оценку, он проводит «блиц-опрос» по 3 – 5 (и более) вопросам дополнительно. В итоге число вопросов, задаваемых учащемуся вместе с вопросами билета, достигает 8 – 10, часть из них требует ответа в «блиц-режиме» – неудобном для испытуемого. Экзамен затягивается до 10 – 12 часов, выматывая и преподавателей и учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7