Работа социального педагога с неблагополучной семьей
Для работы с семьями в которых присутствует
неустойчивый стиль воспитания были организованы родительские собрания на тему «Проблемы
общения родителей и детей». Но поскольку эта проблема очень актуальна для
разных стилей воспитания, то было решено провести ряд родительских собраний по
параллельным классам. После обсуждения темы за помощью и консультацией
обратились даже те родители, у которых не наблюдалось внутрисемейных проблем.
В семьях с
недостаточной требовательностью
к ребенку были организованы родительские собрания на тему «Противостояние или
сотрудничество». В ходе беседы родители активно принимали участие и охотно
делились родительским опытом.
Работа с семьями,
в которых присутствует эмоциональное отвержение,
совпадает с мероприятиями, проводимыми с семьями с жесткий стиль воспитания.
Были организованы совместные лектории на темы: «О Вас и для Вас родители»: роль
семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка, знают ли они
нас?» В результате чего часть родителей осознали нехватку ласки и понимания к
своим детям. Для устранения этой проблемы в взаимоотношениях с их детьми, они
обратились за помощью и консультацией к социальному педагог (Приложение № 13).
Были выбраны следующие формы
работы для изучения психологического климата в семье: посещения на дому, обсуждение
на родительских собраниях проблем по данной теме, тесное сотрудничество с
классными руководителями.
Так же для взаимодействия с
родителями, которые не идут на контакт и не рассказывают свою семейные
проблемы, был создан стенд для родителей, со следующим содержанием
§
Взаимодействие школы и семьи. Это два социальных института, от согласованных
действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. В чем
конкретно могут выражаться связи школы и родителей? Одной из причин ущербности
семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая
педагогическая культура родителей. Школа обязана помочь родителям в этом
отношении, став для них центром психолого – педагогического просвещения. Формы
просвещения родителе: лектории, конференции, поклассные объединения родителей и
т.д.
·
Памятка родителям!
Дорогие родители! Школа предлагает Вам сотрудничество в воспитании Вашего
ребенка.
·
Что нужно сделать
взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростками. Некоторые правила
поведения, которые помогут в этом вопросе.
·
Что школа может дать
родителям.
·
Советы родителям «Моя
семья – моя радость».
·
Ошибки семейного
воспитания и их последствия.
·
Договор об условиях и
взаимных обязательствах школы и семьи. Обязанности школы и семьи по отношению к
ребенку.
·
Что делать родителям в
школе? Ответ на простой вопрос.
(Приложение № 14)
Одновременно осуществлялась
коррекционная работа с детьми из неблагополучных семей, входящих в нашу
экспериментальную группу, при осуществлении которой использовались следующие формы работы:
Для младших школьников были организованы: беседа на тему «Моя
семья», игровой тренинг «7Я», ролевая игра «Мама, папа, я – дружная семья».
В ходе работы с детьми были
подкорректированы социальные навыки, а так же поведенческие реакции на
внутрисемейные отношения с родителями.
Для подростковой группы
были организованы: цикл классных часов на темы «Родители и Я», «Родители глазами детей», Ролевая игра «Живая скульптура» («Изобрази
свою семью»).
В ходе работы с подростками были
определены ведущие типы воспитания в семье и сформировано собственное отношение
к различным типам внутрисемейного воспитания, а так же в ходе проведенных
мероприятий часть детей обратились за информационной помощью и индивидуальной
консультацией. В ходе которых часть детей поняли поведение и отношение своих
родителей и согласились на дальнейшую индивидуальную социально –
психологическую помощь.
Для старших
школьников были организованы:
цикл бесед на тему «Анонимные истории подростков», «Бесконфликтное общение в
семье», упражнение «Продолжи
сказку». По итогам работы был определен качественный уровень ассоциаций
подростков, связанных с семейными взаимоотношениями. В результате работы многие
подростки «открылись»: рассказали о своих проблемах в семье и обратились за
помощью и индивидуальной консультацией (Приложение № 15).
После осуществления
коррекционной работы с неблагополучными семьями по программе «Социально –
педагогической помощи детям из неблагополучных семей» мы продиагностировали динамику
изменений социализации.
Для этого мы использовали
методику «Подростки о родителях» целью изучить установки, поведение и методы
воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском
возрасте. В результате методики проявляются как объективные, то есть
действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные
представления подростков о практике их воспитания.
Проанализировав полученные
результаты, мы выяснили, что
·
20 % семей почти
полностью ликвидировали признаки неблагополучия (встали на учет… алкоголизм,
осознали ошибки семейного воспитания и др.),
·
15 % осознали и приняли
факт неблагополучия своей семьи, готовые к взаимодействию для ликвидации
признаков неблагополучия в семье и снятия с учета
·
10 % прислушались к
рекомендациям и советам, касающимся психологического климата в семье и стали
периодически обращаться за помощью в виде индивидуальных консультаций
·
55 % остались при своем
мнении, считая что в их семье нет неблагоприятных факторов для развития личности
ребенка, утверждая при этом, что сами справятся с воспитательной функцией
ребенка (Приложение № 16)
Эти данные подтверждают, что
разработанная нами программа действует и что при ее реализации есть
положительные результаты.
Следовательно, возможно организовать
эффективную помощь неблагополучным семья и детям использую предложенную
программу «Социально –
педагогической помощи детям из неблагополучных семей» на базе средней
общеобразовательной школы.
Заключение
В ходе работы над проблемой «успешной
социализации ребенка из неблагополучной семьи» нами были поставлены и решены следующие
задачи исследования.
Проанализировано современное состояние проблемы
неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число
таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в
современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов
в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и
недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно
отражается на ситуации в обществе.
Изучены особенности социализации детей из
неблагополучных семей, мы вывялили, что дети строят свои дальнейшие жизненные
планы, основываясь на модели собственной семьи и это порождает увеличение
неблагополучных семей.
Выявив виды дезадаптации ребенка
из неблагополучной семьи, мы пришли к выводу, что причины не в структуре семьи,
а в неправильном стиле семейного воспитания и нарушении типа родительско –
детских отношений.
Обобщив научную
литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации
ребенка, а так же изучив исследования
Мудрика А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально – педагогической помощи
различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога с
неблагополучной семьей, разработаны Гончаровой Т., мы выделили следующие этапы
работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые
непосредственно через школу и представили в виде схемы
Решение проблемы социализации ребенка из
неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий,
направленных на:
§
раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной
семьи;
§
определение причин неблагополучия семьи;
§
осуществление информационной помощи семье;
§
организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы
риска»;
при координационно –
организационной помощи со стороны социального педагога.
Для решения проблемы
успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, мы разработали
программу «Социально педагогической помощи детям из неблагополучных семей» с учетом того, что в основе возникновения
социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья -
ребенок».
Цели программы: создания условий
для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, реализовывалась
через систему задач, таких как: раннее выявление неблагополучных семей, осуществление
информационной и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной
на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества
неблагополучных семей.
Программа была апробирована на
базе средней общеобразовательной школы № 114 и показала, что в ходе ее
реализации улучшилась успеваемость и снизилось число прогулов у детей «группы
риска» стоящих на внутришкольном учете, а так же в ходе работы с родителями
часть их проявила заинтересованность в школьной и общественной жизни своих
детей.
Итоговым результатом явилось
снижение показателей социального неблагополучия в части семей, а так же
повышение родительского интереса к взаимодействию с социальным педагогом и
совместной работе над устранением внутрисемейных проблем. Что и подтвердило поставленную перед исследованием
гипотезу.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
БеличеваС.
А. Основы превинтивной психодлогии. М., 1993
2.
Буянов
М. И. Ребенок из неблагополучной семьи:Записки детского психиатара. М., 1988
3.
Варга А.
Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001
4.
Василькова
Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. – М., 2001
5.
Гарбузов,
Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация
6.
Гилинский
Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып.9. 1971.
7.
Головей
Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001
8.
Гончарова
Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6
9.
Грибеннеков
И. В. Воспитательный климат семьи
10. Дивицына Н.Ф. Социальная
работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на
Дону, 2005
11. Дубровина И.В., Фадеева З.Г.,
Губарева Т.Г. тили родительского поведения // Завуч 1998 № 2
12. Дубрович А.Б. Кто в семье
психотерапевт? М., 1985
13. Закатова И.Н. Социальная
педагогика в школе. – М., 1996
14. Макаренко А. С. Сочинения. В
7 т.М., 1951
15. Макаренкова И.В., Мисько А.В.
Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого – педагогические основы
коррекционно – профилактической работы). – М., 2004
16. Макеев Г. А. Семейная жизнь и
дети. Волгоград, 1987
17. Методика диагностики и
профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое
пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б.,
Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева
А.А. – М., 2003
18. Методика и опыт работы
социального педагога. М., 2001
19. Методика и опыт работы
социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005
20. Митина Л.М. Личностное и
профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //
Вопросы психологии. 1997. №4
21. Мудрик А.В.Социальная
педагогика. М., 2002
22. Научно – методический журнал
«Заместителя Директора школы по воспитательной работе» № 5/2004
23. Научно – методический журнал
«Классный руководитель» № 1/1997
24. Научно – методический журнал
«Классный руководитель» № 4/1998
25. Научно – методический журнал
«Классный руководитель» № 5/1998
26. Научно – методический журнал
«Классный руководитель» № 6/2004
27. Научно – методический журнал «Классный
руководитель» № 7/2004
28. Новикова Е .В. О некоторых
характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. М.,
1981
29. Организационнаяи социально –
педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении:
Методические рекомендации.-М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П.,
Яркова И.В.
30. Очарова Р.В. Психологическое
сопровождение родительства. – М. 2003
31. Пезешкиан Н. Позитивная
семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993
32. Пиаже Ж. Избранные
психологические труды. - М., 1994.
33. Практикум по возрастной
психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб, 2001
34. Психодиагностика: Конспект
лекций/Сост. Посохова С. Т. – М., 2004
35. Разумихина Г. П. Мир семьи.
М., 1986
36. Реан А.А. Социализация
личности // Хрестоматия: Психология
37. Семья. Социально –
психологические и этические проблемы:Справочник / Зацепин В. И. И д.р. Киев,
1990
38. Смелзер Н. Социология. - М.:
Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. - Мн., 1998.
39. Смирнова Е. О., Быкова М. В.
Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3
40. Социальная педагогика:Курс
лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000
41. Социальная психология // Под
редакцией Петровского А.В. - М., 1987.
42. Социальная психология в
трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000.
43. Социология семьи:Учебник/
Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. – М., 2005
44. Столин В. В. Психологические
основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982 №4
45. Терентьева А. В. Особенности
развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы
//Семейная психология и семейная терапия. 1998 №3
46. Ткачева В.В. Гармонизация
внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по
формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000
47. Целуйко В. М. Вы и ваши дети.
Психология семьи. – Ростов н/Д, 2004
48. Шакурова М. В. Методика и
технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М.. 2002
49. Шевандрин Н.И., Социальная
психология в образовании. - Москва, 1995.
50. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая
семейная психотерапия. Спб, 2000
51. Шибутани Т. Социальная
психология. – М., 1969.
52. Шмелев А.Г. Основы
психодиагностики. Ростов – на Дону, 1996
53. Шнейдер Л.Б. Психология
семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000.
54. Шульга Т.И., слот В. Спаниярд
Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999
55. Харчев А.Г. Брак и семья в
ССР.М., 1979
56. Чалдин Р. Психология влияния.
Спб., 1999
57. Эйдемиллер Э.Г., Добряков
И.В., Никольская И.Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие
для врачей и психологов. – СПб., 2003
58. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.
Психология и психотерапия семьи. СПб, 1999
59. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.
Семейная психотерапия. Л., 1990
60. Энциклопедия социальной
работы / Под ред. Л. Э. Кунельского и М.С. Мацковского . М., 1994
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|