Работа социального педагога с неблагополучной семьей
Социально –
педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана
на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных
демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии
(исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин
семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права;
экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и
философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга);
религии. [40, 191]
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной
семьей
1 этап: изучение семьи и
осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью
2 этап: первичное обследование
жилищных условий неблагополучной семьи
3 этап: знакомство с членами семьи
и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни
4 этап: знакомство с теми
службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод
5 этап: изучение причин
неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций
6 этап: изучение личностных
особенностей членов семьи
7 этап: составле6ние карты семьи
8 этап: координационная
деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные,
дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр
защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних,
комиссия и т.д.)
9 этап: составление программы
работы с неблагополучной семьей
10 этап: текущие и контрольные
посещения семьи
11 этап: выводы о результатах работы
с неблагополучной семьей[29, 101]
Изучив исследования Мудрика А.
В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально – педагогической помощи различным
типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога с
неблагополучной семьей, разработаны Гончаровой Т., мы выделили следующие этапы
работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые
непосредственно через школу и представили в виде схемы:
Глава 3. Социально – педагогическая помощь детям из
неблагополучной семьи
3.1. Программа
«Социально – педагогическая помощи детям из неблагополучных семей»
Для подтверждения поставленной перед выпускной
квалификационной работы гипотезы: «Решение проблемы
социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии
осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
§
раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной
семьи;
§
определение причин неблагополучия семьи;
§
осуществление информационной помощи семье;
§
организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы
риска»;
при кардинационно –
организационной помощи со стороны социального педагога, на основании
алгоритма, составленного для работы с неблагополучными семьями в условиях
школы, нами была предложена программа «Социально – педагогическая помощи детям
из неблагополучных семей» с учетом того, что в основе возникновения социального
неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья - ребенок».
Цели программы: создание условий
для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, реализовывалась
через систему задач, таких как: раннее выявление неблагополучных семей, осуществление
информационной и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной
на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества
неблагополучных семей.
В практике современной школы
возрастает число неблагополучных семей. Это семьи с низким социальным статусом,
в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не
справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности
существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим
трудностями, медленно, малорезультативно. Именно поэтому таким семьям
необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального
педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким
семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках
долговременных форм работы.
Программа рассчитана для детей с
1 по 11 класс и реализуется непосредственно через школу. В программе описаны возможные
виды помощи родителям, возникающих во взаимодействии с детьми:
· образовательная, которая заключается в предотвращение
возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей,
а так же помощь в воспитании, которая в первую очередь, осуществляется с
родителями – путем их консультирования, а во вторую, с ребенком посредством
создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной
помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного
потенциала;
· психологическая, включающая в себя социально –
психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата
в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений;
· организационную, включающую в себя организацию
семейного досуга;
· информационную, которая заключается в обеспечении
семьи информацией по вопросам социальной защиты;
· координационную, направленную на активизацию
различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи
и положения конкретного ребенка.
Основные формы
и методы работы, используемые в
реализации программы.
Методы работы:
1. диагностические:
А) наблюдение
– общенаучный метод
исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию
проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может
быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и
контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной
процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в
экспериментальных условиях);
Б) опрос – это метод сбора информации, проводимый в
виде интервью, беседы по заранее составленному плану;
В) тестирование – это один из методов исследования,
заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся
и вновь приобретенных знаний;
2.
управленческо – воспитательные методы (активные), ситуационно – ролевые игры, социально – психологические
тренинг.
Формы работы:
индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть
консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия,
обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция).
Консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных
отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с
целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного
благополучия.
Работая с семьей, могут быть
использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение,
внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом
консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять
различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.
Если семья не является
инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может
проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с
помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние
ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность,
откорректировать отношение к ребенку.
Наряду с индивидуальными
консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.
Обучающий и развивающий тренинг – это применение коррекционных и обучающих методов,
направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений,
навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу
особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной
самореализации личности в различных видах деятельности.
Групповые методы работы дают
возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и
стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность
принимать на себя рол лидера при обмене информацией развивает активность и
уверенность родителей.
Коррекция –
это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных
возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала
ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и
интеллектуального развития.
Психотерапия –
это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение
ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и
психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации
имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и
собственной личности.
Содержание программы
|
|
Заключительный
этап. Подведение итогов. Снятие с учета
|
|
Для выявления неблагополучных
семей в программе представлены различные диагностики:
1. Наблюдение за
детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное
состояние и психологический портрет.
2. Опрос,
анкетирование родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а
так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.
3. Проективная
методики, направленные на изучение детско – родительских взаимоотношений;
определение ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня
развития интеллекта, изучение характера коммуникаций в семье – прямой или
опосредованный
Разработка плана работы с
семьей, направленной на корректировку отношение к ребенку, происходила с
учетом типа внутрисемейного воспитания.
Были организованы:
1. родительски собрание для группового
обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим
жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;
2. тренинги, направленные на развитие умений и
навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к
выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди
таких навыков надо выделить:
·
коммуникационные умения
и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную
реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и
понимают своего ребенка; отработку «Я – сообщения», выражающего личную
обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др;
·
психогигиенические
приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания
психотерапевтического воздействия на ребенка и др;
·
психолого-педагогические
приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка,
игротерапии и др.
3. деловая игра, направленная на
повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.
4. При любом типе воспитания необходима
индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные
результаты. Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили
воспитания, ошибки воспитания и их последствия. Но наиболее актуальны темы,
которые интересуют самих родителей, поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть
их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и
проблемах.
5. «Стенд для
родителей», где изложены
основные положения касающиеся воспитания детей, представлена информация о
возможной помощи, а так же описание работы социального педагога по работе с
семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график
работы.
6.
Патронаж – одна из форм работы
социального педагога, представляющая собой посещения на дому с
диагностической, контрольной и адаптационно – реабилитационной целями. Патронаж
проводиться со следующими целями:
§ Диагностические: ознакомление с условиями
жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложивштхся
проблемных ситуаций.
§
Контрольные (оценка
состояния семьи и ребенка, динамика проблем, выполнения родителями
рекомендаций.
§
Адаптационно –
реабилитационные (оказание конкретной образовательной, психологической и
посреднической помощи)
При разработке плана работы с
детьми, направленной на корректировку отношения к взрослым могут быть
организованы следующие мероприятия:
1. классный час с целью выяснения мнения детей
на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в
заданной ситуации.
2. ролевые игры, направленные на определение
существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых,
адекватных семейной ситуации.
3. упражнения для выявления и развития
воображения детей, способности к вербализации их фантазий
4. индивидуальные консультации для более
открытого и доверительного разговора.
В программе рассказывается о
привлечение социальным педагогом различных специалистов для осуществления
помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и
педагогической.
Во-первых,
это педагогический коллектив школы, в лице классных руководителей,
администрации и школьного психолога.
Во-вторых
специалисты микросоциума.
Социальный педагог сотрудничает
с наркологическим диспансером, инспектором по делам несовершеннолетних,
органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства,
учреждениями дополнительного образования, органами по делам молодежи. В
программе подробно изложены цели и результаты взаимодействия социального
педагога с специалистами микросоциума.
Динамика изменений, происходящих
в семье в результате проведения программы просматриваются с целью отслеживания
и корректирования работы, по каждому отдельному случаю ведется документация,
которая описывается в программе.
Для контроля по реализации
программы могут быть организованы контрольные посещения на дому, повторное
проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для
определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия.
Если при подведении итогов
проведения программы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это
дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего эффективность программы
наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость,
сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое
состояние приблизилось к норме.
3.2. Анализ
эффективности программы «Социально – педагогической помощи детям из
неблагополучных семей»
Для апробирования программы, на
базе эксперимента была выбрана средняя общеобразовательная школа № 114 имеющая
статус государственного образовательного учреждения.
Цели, задачи и направления
деятельности школы № 114.
Целями школы является:
достижение учащимися высокого уровня интеллектуального, физического и
эстетического развития, воспитание нравственной личности, руководящей в своей
деятельности общечеловеческими ценностями, так же школа дает возможность
освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке и приемов
самостоятельной деятельности, про – мимо этого школа представляет всем равные
возможности для продолжения образования в соответствии с учетом способностей и
призвания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|