Работа социального педагога с неблагополучной семьей
Мезофакторы влияют на
социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие
на конкретных
людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство,
группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные,
государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации,
микросоциум. [21,10- 11]
Если
представить эти факторы виде концентрических окружностей, то картина будет
выглядеть так, как она показана на схеме. [40, 7
Макрофакторы
Агенты социализации
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет
его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми
протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных
возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и
подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники,
сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят
также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации
агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека,
как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они
оказывают свое влияние.[21, 11]
Таким
образом, в понятие социализации входят понятия обучение, воспитание, развитие
личности.
Однако
существуют феномены и механизмы процесса социализации.
1.2. Феномены,
механизмы процесса социализации
Социализация личности
на индивидуальном уровне включает ряд процессов:
- личности людей формируются,
взаимодействуя друг с другом; на характер этих взаимодействий оказывают влияние
такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.;
- окружающая среда также может
воздействовать на личность ребенка;
- личность формируется на
основе собственного индивидуального опыта;
важным
аспектом формирования личности является культура.
К
ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения,
действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п.
Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через
подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой
психической несовместимости (например, в семье, этносе).
Существует несколько социально-психологических механизмов
социализации:
Идентификация- это отождествление индивида с
некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы
поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является
поло-ролевая типизация- процесс приобретения индивидом психических особенностей
и поведения, характерных для представителей определенного пола;
Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом
модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков
и т.д.);
Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом
внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми
он общается;
Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения
одних людей на деятельность других в результате которого их деятельность
протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);
Конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими
людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.
Ряд авторов, в том числе и З.Фрейд, выделяют четыре
психологических механизма социализации, такие, как:
Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную
модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители,
родственники, друзья и т.д.
Идентификация - способ осознания принадлежности к
той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей,
родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения
как свои собственные.
Стыд - это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией
других людей.
Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с
наказанием самого себя, вне зависимости от других людей. [49,376].
Имитация
и идентификация являются позитивными механизмами, так как они нацелены на
усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой
негативные механизмы, поскольку они подавляют или запрещают некоторые образцы
поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда, и вины тесно связаны друг с
другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия.
Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это
чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение
же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих
поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой
выступает совесть. [49,392].
Основные направления социализации соответствуют ключевым
сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной,
познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими ловами,
в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально
реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства;
каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как
организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться;
как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.
Среди рассмотренных механизмов и феноменов процесса
социализации наиболее сильно влияют те, которые принадлежат к микрофакторам
социализации. Среди них основную роль играет семья, так как именно в семье
ребенок усваивает основные нормы и правила поведения в социуме.
1.3.
Роль семьи в процессе социализации ребенка
У человека довольно
продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок
превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он
остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и
влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка,
растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как
уходу за детьми(традиционно женская роль), так и их защите (традиционно
мужская). [47, 8]
Семья сочетает в себе свойства
социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит
в предмет изучения социологии воспитания и шире – социализации, социологии
образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять
процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной
мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье
немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления,
массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения,
принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.[43,43]
Существует множество дефиниций
семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны
семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных
(например, семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц,
имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями
признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства
населения и социально- психологической целостности, привлекает определение
семьи «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами,
между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или
родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью
и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве населения», данное отечественным
социологом А. Г. Харчевым.[52, 75]
Семью создает отношение родители
– дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и
женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые
сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует
иметь в виду пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность –
и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей,
выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.
Таким образом, семья – это основанная
на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных с узами
супружества – родительства – родства, и тем самым, осуществляющая
воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же
социализацию детей и поддержание существование членов семьи.[43,44]
Говоря о функциях семьи, следует
помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности большинство
семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые
последствия и характеризуют роль семьи как социального института. Важно
подчеркнуть, что это – функции общества, как бы закрепленные за
специализированными на их выполнение институтами, и поэтому у каждого из
институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института,
и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи
на главные и второстепенные, все семейные функции – главное, однако
необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью
от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических
функций семьи. Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из
сущности семьи и отражают ее функции – это те, к выполнению которых семья
оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических
обстоятельствах.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная
функция), содержание детей (экзистенциональная функция) и воспитание детей
(функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер
связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности,
статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и
досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием
микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и
д.р. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и
обществом, раскрывают исторически приходящую картину того, как именно
происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.
К началу XX
в. социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции
образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия),
функции питания, обеспечения одеждой, досуга (сфера обслуживания), функции
благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).[43,47]
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и
уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь
ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания,
которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная
атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается,
преломляясь в структуре личности.
Исторически сложилось, что
отцы и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское
воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи,
что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Именно
непререкаемый авторитет отца в семье был главной силой, самым действенным
средством мужского воспитания.
Мать являлась хранительницей
домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям
те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Дети,
находясь в отчем доме и под материнским кровом в одинаковой степени вбирали в
себя то доброе и светлое, что старались им дать отец и мать. Своеобразный
синтез материнского и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием
нормального развития в семье. Как не существует полноценного дома без отца или
матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без
гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье. [47,8 - 10]
Таким образом, окружающая
социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания,
взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке
отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если
семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне
вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны.
Известный русский педагог П. Ф. Лесгафт обратил внимание на то обстоятельство,
что ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или
скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его
личности. [47,24]
Наряду с тем, что личность
родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и
нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители
нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера
способна оказать существенное влияние на личностное становление
воспитывающихся в ней детей.
Глава 2. Содержание работы социального педагога с
неблагополучной семьей
2.1. Теоретические
аспекты феномена неблагополучной семьи
Увеличение числа разводов
и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и
повышение риска подверженности детей неврозам из – за неблагополучного
психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль
оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и
родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты,
драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим
состоянием». [16,20-30] Эти и другие признаки дезорганизации семьи
свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и
увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях
люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не
лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Известный детский
психиатр М. И. Буянов [2, 9] считает, что все в мире относительно – и
благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он
рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка.
Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним
асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки
зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья
будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие
на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое
состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть
подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных
переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные
встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет
право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».[2 ,9]
Таким образом,
душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором
семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть
первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».[2,11]
Неблагополучные
семьи - это семьи с низким социальным статусом, в
какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не
справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности
существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим
трудностями, медленно, малорезультативно. [40, 176]
В этой работе под
неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена
структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные
семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего
нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
С учетом
доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности
ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы,
каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют
семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые
конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с
недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).
Вторую группу
представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не
вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные
установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными
ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в
таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что
взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят
благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый
взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они
оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи
отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой
неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны [47,31-32]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|