Работа социального педагога с неблагополучной семьей
Исходя из целей, задачи школы
поставлены следующим образом: реализовать общеобразовательные программы и
государственные стандарты на уровнях начального, основного и полного общего
образования, а так же дополнительного образовательных программ, так же создать
максимально благоприятные условия для умственного, нравственного эмоционального
и физического развития учащегося, раскрытия его способностей (см приложение)
Для реализации своих целей и
выполнения задач школа организует и физического воспитание и оздоровление
учащихся, как на платной, так и на бесплатной основе осуществляет обучение
детей школьного возраста в рамках государственных стандартов и программ.
Школа № 114 – союз детей и
взрослых, который осуществляет свои общие цели и задачи в тесном взаимодействии
с родителями и общественностью.
Школа реализует следующие
программы: программы начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования и дополнительные образовательные программы.
Школа состоит из
1 – 3 классы – I ступени, 5 – 9 классов – II ступени, 10 – 11 классов III ступени. (Приложение № 3)
В целях создания
условий для качественного учебного воспитательного процесса классы
комплектуются в количестве не менее 25 человек.
Классы
комплектуются из числа детей школьного возраста, проживающие по микрорайону
школы. Классы полного общего образования (3 ступень) комплектуется из числа
наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы
учащихся на конкурсной основе. В классы с углубленным изучением предметов
(математика и биология) с 8 – го класса по результатам собеседования.
В школе
устанавливается продолжительность обучения:
-
1 ступень
(начальное образование) не менее 3 лет
-
2 ступень
(основное общее образование) – 5 лет
-
3 ступень
(полное общее образование) не более 2 лет.
Психологическое обеспечение
образовательного процесса осуществляет школьный психолог, который проводит
работы на основании Положение о школьно психологе. В Должностные обязанности
педагога – психолога школы № 114 входит: осуществление профессиональной
деятельности, направленной на сохранение психологического, соматического и
социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в
учреждении, так же способствование гармонизации социальной сферы учреждения и
осуществление превентивныех мероприятий по профилактике и возникновения
социальной дезадаптации, по – мимо этого оказывает помощь обучающимся, родителям
(лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных
проблем, кроме того составляет психолого – педагогические заключения по
материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского
коллектива, а так же родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и
социального развития обучающихся и определяет степень отклонений (умственных,
физических, эмоциональных) в развитии и проводит их психолого- педагогическую
коррекцию.
В функциональные
обязанности педагога – психолога школы № 114 проведение индивидуальной
углубленной диагностики учащихся с различными психолого – педагогическим
трудностями с последующим оказанием различного вида психологической помощи
учащимся и их родителям (психокоррекционной, консультативной), а так же
осуществление психологического просвещения педагогов и родителей.
Функционал
классного руководителя органически включает обязанности, относящиеся к сфере
социальной заботы о детях: забота о здоровье детей, профилактика асоциального
поведения, связь с родителями учащихся класса (просвещение, консультации,
организация помощи и др.). Эти функции
остаются за классными руководителями, но в условиях комплекса, при наличии
социальных педагогов, классные руководители получают дополнительную весьма ощутимую
поддержку. В необходимых случаях они имеют от социальных
педагогов полную картину поведения и условий жизнедеятельности учащихся во
второй половине дня, сведения о положении и
отношениях детей в семье, и могут оперативно учитывать эти данные в своей работе
(Приложение № 4).
Классные
руководители и социальные педагоги имеют единые программы социальной адаптации
и, действуя каждый в своей сфере общения, помогают друг другу лучше понять
ребенка и его семью, обеспечивают условия для оптимального развития личности
ребенка.
Классные
руководители, изучив семьи и учеников, выделяют тех ребят, которые нуждаются в
социальной помощи, помогают семьям в воспитании трудных детей и при
необходимости направляют их к психологу и/или социальному педагогу (Приложение
№ 5)
Социальный педагог
осуществляет ряд профессиональных обязанностей: обеспечивает профилактику
негативных явлений в поведении детей, в их общении, принимает меры по
оздоровлению окружающей среды, оказывает помощь тем, кто находится в трудной
жизненной ситуации, а так же проводит роботу с родителями социально –
незащищенных детей.
В должностные
обязанности социального педагога входит: выявление интересов и потребностей,
трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся
и своевременное оказание им социальную поддержки, способствование созданию
обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся,
выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей,
средой, специалистами различных служб.
В школе обучается 705 детей с 1
– 11 классы. В 2002 году в школе была создана психолого – медио – педагогическая
комиссия (ПМПк) в целях оптимизации педагогических условий для детей с
трудностями в обучении, общении и взаимодействии с окружающими в соответствии с
их возрастными и индивидуальными особенностями.
В состав комиссии входят:
1.
Председатель комиссии –
директор школы
2.
Зам. председателя – зам.
директора по воспитательной деятельности
3.
Социальный педагог
4.
Психолог
5.
Представитель родительского
комитета
Психолого – медио –
педагогческая комиссия является одной из форм взаимодействия специалистов
образовательного учреждения , объединяющихся для психолого – педагогического
сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или
состояниями декомпенсации. Основаниями организации комиссии являются: решения
педагогических советов, педагогов, психологов, медецинских работников,
обращения родителей (законных представителей) учащихся, сами учащиеся,
сотрудники школы и внешних структур.
Основные направления психолого –
медико – педагогческая комиссия:
1.
работа по анализу и
преодолению школьной не успешности ребенка и девиантного поведения.
2.
Работа по раннему
выявлению и организация соответствующих условий одаренных детей
3.
Анализ и ликвидация
внутришкольных конфликтных ситуаций: учащийся – учащийся, учащийся – педагог,
учащийся – родители, педагог – педагог, педагог – родитель (Приложение № 6)
Результатом работы психолого –
медико – педагогческая комиссии: является своевременная постановка «трудных»
детей на внутришкольный контроль. Это значит, что внуришкольный контроль не
является мерой пресечения запущенных детей. Наоборот что на учет ставится
ребенок ранее выявленный, для коррекционной работы с ним.
На внутришкольном учете стоят 20
учеников с 1 – 11 классы. Они и составили экспериментальную группу. Причины их
постановки на учет различны:
§
Плохое,
неадекватное поведение 35%
§
безвольность
(потакание плохому поведению) 15%
§
вранье
25%
§
плохая
успеваемость 20%
§
курение 20%
§
прогулы
30%
Возрастная категория «трудных»
детей:
·
Младший
школьник лет 20 %
·
Подросток
55 %
·
Старший
школьник 25 %
По половое
деление:
·
мальчики
– 75 %
·
девочки –
25 %
Дети из этой
группы различаются и по возрасту, и по полу и по характеру и по условиям
проживания. Учащиеся «группы риска» являются членами:
·
Неполных
семей 25 %
·
Полных
семей 60%
·
Проживающие,
в семье с отчимом или мачехой 15 %
·
Воспитывающиеся
одним родителем (мать) - одиночка 25 % (Приложение № 7)
Именно эти учащиеся
стали контингентом для участия в эксперименте.
Были проведены 2
диагностических методики, учитывая все требования к диагностическим методикам,
а именно: проведенные методики не нанесли угрозы психическому и физическому
здоровью обследуемых; при этом количество и содержание методик соответствовало
целям обследования и отражает возможность доказательства или отвержения
диагностической гипотезы; методики подбирались с учетом: возраста и
психофизиологическогого состояния обследуемых, места и времени обследуемых, а
так же методики являются высоковалидными и надежными.
1)
Рисунок
семьи. Цель: изучить детско – родительских взаимоотношений; определить
ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития
интеллекта (Приложение № 8).
2)
Семейная
социограмма. Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных
отношений; изучить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. (Приложение
№ 9)
В результате
анализируя «Рисунок семьи» получили следующие данные:
·
50 %
детей испытывают дефицит общения в семье
·
23 %
детей ощущают себя отверженными и не нужными
·
7 % детей
включают в состав семьи посторонних людей
·
10 % не
имеют никаких отношений в семье
·
10 %
выделяют одного члена семьи, игнорируя остальных
Результаты
интерпретации Семейной социограммы:
·
50 %
детей не ощущают эмоциональной взаимосвязи в семье
·
27%
общаются с членами опосредованно, через наиболее приятного им члена семьи
·
20 %
выделили в своей семье подсистемы: мама – папа, брат – сестра, мама – дочь,
папа – сын, мама – сын и др.
·
3 % детей
обладают низкой самооценкой в семье и принимаются остальными членами семьи.
Подводя итоги по результатам этих методик было
выяснено, что 50 % детей, жалующихся на дефицит внутрисемейного общения и
отсутствия взаимосвязи между членами семьи из полных семей, то есть живущие с
мамой и папой.
Полученные данные позволили сделать вывод, что
благополучие семьи зависит не от структуры семьи, а от типов внутрисемейного
воспитания. Поэтому следующий этап нашего исследования - изучение типов
воспитания в этих семьях с использованием соответствующих методик.
1. Опросник для родителей
«Анализ семейных взаимоотношений». Цель: определить различные нарушения процесса воспитания;
выявить тип негармоничного паталогизирующего воспитания; установить некоторые
психологические причины этих нарушений. (Приложение № 10)
2.
Рисуночный метафорический тест «Музыкальные инструменты». Цель: выявить
ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка
(Приложение № 11)
В результате проведенной работы,
были получены следующие результаты:
В опрошенных семьях
присутствуют самые различные типы воспитания:
- Потворствующая гиперпротекция
15%
- Жестокое обращение – 5%
- Гиперпротекция – 10%
- Неустойчивый стиль воспитания
10%
- Повышенная моральная
ответственность – 10%
- Недостаточность требований –
запретов к ребенку – 15 %
- Эмоциональная отвержение – 25%
(Приложение № 12)
На основании полученной характеристики семей
и общей программы нами был составлен план работы с такими семьями.
Формы работы с семьей:
Для семей с потворствующим типом
воспитания можно конструктивно
обсуждать проблемы после их выслушивания. Исходя из этого были организованы
общеклассные собрания на тему «Наказания и поощрения», на котором
рассматривались методы наказания и виды поощрения, а так же поступки, за
которые можно и нужно наказывать и поощрять.
Родителям, не принимавшим активное участие
в обсуждении темы, были предложены индивидуальные консультации для обсуждения
демонстративных и гипертимных черт личности, формирующиеся у ребенка в процессе
такого воспитания.
На предложение о проведении индивидуальной
консультации откликнулись только 15 %, остальные выразили нежелание слушать
«нотации о воспитании их детей».
Семей, в
которых присутствует жестокое обращение и повышенная моральная
ответственность не много,
поэтому необходимости в организации родительского собрания не было. Для таких
родителей были организованы индивидуальные консультации, которые посетили
только 2% из 5%. Пришедшим родителям указали на известность истинной причины
такого поведения, которую они скрывают. И в случае отказа в сотрудничестве
терапия будет неэффективна.
После беседы были организованны
малые группы для деловой игры (5-7 человек) «Заповеди семейного воспитания», по окончанию которой
за консультацией обратились еще 2 % из общего числа семей.
Для семей с повышенной морально
ответственностью детей было организовано родительское собрание «Взаимодействие
родителей и детей».
Для семей с
гиперпротекцией в стиле
воспитания были организованы
посещения на дому, так как на родительские собрания эти родители приходили
редко и без особого интереса. При посещении таких семей у родителей было выяснено,
что 20 % из них мало интересно какие проблемы и успехи у их детей в школе. В
основном это родители старшеклассников, поэтому, по мнению взрослых, дети сами
должны решать свои трудности в школе, а к ним обращаться только в крайнем
случае. Посещения были регулярными: один раз в две недели. Так же были
организованы индивидуальные консультации. В ходе работы родители сами стали
проявлять интерес к школьной жизни своих детей, не дожидаясь посещения их
социальным педагогом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|