бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа социального педагога с неблагополучной семьей бесплатно рефераты

Исходя из целей, задачи школы поставлены следующим образом: реализовать общеобразовательные программы и государственные стандарты на уровнях начального, основного и полного общего образования, а так же дополнительного образовательных программ, так же создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного эмоционального и физического развития учащегося, раскрытия его способностей (см приложение)

Для реализации своих целей и выполнения задач школа организует    и физического воспитание и оздоровление учащихся, как на платной, так и на бесплатной основе осуществляет обучение детей школьного возраста в рамках государственных стандартов и программ.

Школа № 114 – союз детей и взрослых, который осуществляет свои общие цели и задачи в тесном взаимодействии с родителями и общественностью.

Школа реализует следующие программы: программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы.

Школа состоит из 1 – 3 классы – I ступени, 5 – 9 классов – II ступени,  10 – 11 классов  III ступени. (Приложение № 3)

В целях создания условий для качественного учебного воспитательного процесса классы комплектуются в количестве не менее 25 человек.

Классы комплектуются из числа детей школьного возраста, проживающие по микрорайону школы. Классы полного общего образования  (3 ступень) комплектуется из числа наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы учащихся на конкурсной основе. В классы с углубленным изучением предметов (математика и биология) с 8 – го класса по результатам собеседования.

В школе устанавливается продолжительность обучения:

-                             1 ступень (начальное образование) не менее 3 лет

-                             2 ступень (основное общее образование) – 5 лет

-                             3 ступень (полное общее образование)  не более 2 лет.

Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет школьный психолог, который проводит работы на основании  Положение о школьно психологе. В Должностные обязанности педагога – психолога школы № 114 входит: осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психологического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учреждении, так же способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивныех мероприятий по профилактике и возникновения социальной дезадаптации, по – мимо этого оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, кроме того составляет психолого – педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся и определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии и  проводит их психолого- педагогическую коррекцию.

В функциональные обязанности педагога – психолога школы № 114 проведение индивидуальной углубленной диагностики учащихся с различными психолого – педагогическим трудностями с последующим оказанием различного вида психологической помощи учащимся и их родителям (психокоррекционной, консультативной), а так же осуществление психологического просвещения педагогов и родителей.  

Функционал классного руководителя органически включает обязанности, относящиеся к сфере социальной заботы о детях: забота о здоровье детей, профилактика асоциального поведения, связь с родителями учащихся класса (просвещение, консультации, организация помощи и др.). Эти функции остаются за классными руководителями, но в условиях комплекса, при наличии социальных педагогов, классные руководители получают дополнительную весьма ощутимую поддержку. В необходимых случаях они имеют от социальных педагогов полную картину поведения и условий жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, сведения о положении и отношениях детей в семье, и могут оперативно учитывать эти данные в своей работе (Приложение № 4).

Классные руководители и социальные педагоги имеют единые программы социальной адаптации и, действуя каждый в своей сфере общения, помогают друг другу лучше понять ребенка и его семью, обеспечивают условия для оптимального развития личности ребенка.

Классные руководители, изучив семьи и учеников, выделяют тех ребят, которые нуждаются в социальной помощи, помогают семьям в воспитании трудных детей и при необходимости направляют их к психологу и/или социальному педагогу (Приложение № 5)

Социальный педагог осуществляет ряд профессиональных обязанностей: обеспечивает профилактику негативных явлений в поведении детей, в их общении, принимает меры по оздоровлению окружающей среды, оказывает помощь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, а так же проводит роботу с родителями социально – незащищенных детей.

В должностные обязанности социального педагога входит: выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальную поддержки, способствование созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных служб.

В школе обучается  705 детей с 1 – 11 классы. В 2002 году в школе была создана психолого – медио – педагогическая комиссия (ПМПк) в целях оптимизации педагогических условий для детей с трудностями в обучении, общении и взаимодействии с окружающими в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В состав комиссии входят:

1.                         Председатель комиссии – директор школы

2.                         Зам. председателя – зам. директора по воспитательной деятельности

3.                         Социальный педагог

4.                         Психолог

5.                         Представитель родительского комитета

Психолого – медио – педагогческая комиссия является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения , объединяющихся для психолого – педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Основаниями организации комиссии являются: решения педагогических советов, педагогов, психологов, медецинских работников, обращения родителей (законных представителей) учащихся, сами учащиеся, сотрудники школы и внешних структур.

Основные направления психолого – медико – педагогческая комиссия:

1.                         работа по анализу и преодолению школьной не успешности ребенка и девиантного поведения.

2.                         Работа по раннему выявлению и организация соответствующих условий одаренных детей

3.                         Анализ и ликвидация внутришкольных конфликтных ситуаций: учащийся – учащийся, учащийся – педагог, учащийся – родители, педагог – педагог, педагог – родитель (Приложение № 6)

Результатом работы психолого – медико – педагогческая комиссии: является своевременная постановка «трудных» детей на внутришкольный контроль. Это значит, что внуришкольный контроль не является мерой пресечения запущенных детей. Наоборот что на учет ставится ребенок ранее выявленный, для коррекционной работы с ним.

На внутришкольном учете стоят 20 учеников с 1 – 11 классы. Они и составили экспериментальную группу. Причины  их постановки на учет различны:

§                           Плохое, неадекватное поведение 35%

§                           безвольность (потакание плохому поведению) 15%

§                           вранье 25%

§                           плохая успеваемость 20%

§                           курение 20%

§                           прогулы 30%

Возрастная категория «трудных» детей:

·               Младший  школьник лет 20 %

·               Подросток 55 %

·               Старший школьник  25 %

По половое деление:

·               мальчики – 75 %

·               девочки – 25 %

Дети из этой группы различаются и по возрасту, и по полу и по характеру и по условиям проживания. Учащиеся «группы риска» являются членами:

·                           Неполных семей  25 %

·                           Полных семей 60%

·                           Проживающие,  в семье с  отчимом или мачехой 15 %

·                           Воспитывающиеся одним родителем (мать) - одиночка 25 % (Приложение № 7)

Именно эти учащиеся стали контингентом для участия в эксперименте.

Были проведены 2 диагностических методики, учитывая все требования к диагностическим методикам, а именно: проведенные методики не нанесли угрозы психическому и физическому здоровью обследуемых;  при этом количество и содержание методик соответствовало целям обследования и отражает возможность доказательства или отвержения диагностической гипотезы; методики подбирались с учетом:  возраста  и психофизиологическогого состояния обследуемых, места и времени обследуемых, а так же методики являются высоковалидными и надежными.

1)                        Рисунок семьи. Цель: изучить детско – родительских взаимоотношений; определить ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта (Приложение № 8).

2)                        Семейная социограмма.    Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений; изучить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.  (Приложение № 9)                                 

В результате  анализируя «Рисунок семьи» получили следующие данные:

·         50 % детей испытывают дефицит общения в семье

·         23 % детей ощущают себя отверженными и не нужными

·         7 % детей включают в состав семьи посторонних людей

·         10 % не имеют никаких отношений в семье

·         10 % выделяют одного члена семьи, игнорируя остальных

 Результаты интерпретации Семейной социограммы:

·         50 % детей не ощущают эмоциональной взаимосвязи в семье

·         27%  общаются с членами опосредованно, через наиболее приятного им члена семьи

·         20 % выделили в своей семье подсистемы: мама – папа, брат – сестра, мама – дочь, папа – сын, мама – сын и др.

·         3 % детей обладают низкой самооценкой в семье и принимаются остальными членами семьи.

Подводя итоги по результатам этих методик было выяснено, что 50 % детей, жалующихся на дефицит внутрисемейного общения и отсутствия взаимосвязи между членами семьи из полных семей, то есть живущие с мамой и папой.

Полученные данные позволили сделать вывод, что благополучие семьи зависит не от структуры семьи, а от типов внутрисемейного воспитания. Поэтому следующий этап нашего исследования  - изучение  типов воспитания в этих семьях с использованием соответствующих методик.

1. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений». Цель: определить различные нарушения процесса воспитания; выявить тип негармоничного паталогизирующего воспитания;  установить некоторые психологические причины этих нарушений. (Приложение № 10)

                    2. Рисуночный метафорический тест «Музыкальные инструменты». Цель: выявить ключевые особенности внутрисемейных отношений и их восприятие глазами ребенка (Приложение № 11)

В результате проведенной работы, были получены следующие результаты:

В опрошенных семьях  присутствуют самые различные типы воспитания:

- Потворствующая гиперпротекция 15%

- Жестокое обращение – 5%

- Гиперпротекция – 10%

- Неустойчивый стиль воспитания 10%

- Повышенная моральная ответственность – 10%

- Недостаточность требований – запретов к ребенку – 15 %

    - Эмоциональная отвержение – 25%   (Приложение № 12)

На основании полученной характеристики семей и  общей программы нами был составлен план работы с такими семьями.

Формы работы с семьей:

Для семей с потворствующим типом воспитания  можно конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. Исходя из этого были организованы общеклассные собрания на тему «Наказания и поощрения», на котором рассматривались методы наказания и виды поощрения, а так же поступки, за которые можно и нужно наказывать и поощрять.          

Родителям, не принимавшим  активное участие в обсуждении темы, были предложены индивидуальные консультации для обсуждения демонстративных и гипертимных черт личности, формирующиеся у ребенка в процессе такого воспитания.

На предложение о проведении индивидуальной консультации откликнулись только 15 %, остальные выразили нежелание слушать «нотации о воспитании их детей».

Семей, в которых присутствует жестокое обращение и повышенная моральная ответственность   не много, поэтому необходимости в организации родительского собрания не было. Для таких родителей были организованы индивидуальные консультации, которые посетили только 2% из 5%. Пришедшим родителям указали на известность  истинной причины такого поведения, которую они скрывают. И в случае отказа в сотрудничестве терапия будет неэффективна.

После беседы были организованны малые группы для  деловой игры (5-7 человек) «Заповеди семейного воспитания», по окончанию которой за консультацией обратились еще 2 % из общего числа семей.

Для семей с повышенной морально ответственностью детей было организовано родительское собрание «Взаимодействие родителей и детей».

Для семей с гиперпротекцией в стиле воспитания были организованы посещения на дому, так как на родительские собрания эти родители приходили редко и без особого интереса.  При посещении таких семей у родителей было выяснено, что 20 % из них мало интересно какие проблемы и успехи у их детей в школе. В основном это родители старшеклассников, поэтому, по мнению взрослых, дети сами должны решать свои трудности в школе, а к ним обращаться только в крайнем случае. Посещения были регулярными: один раз в две недели. Так же были организованы индивидуальные консультации. В ходе работы родители  сами стали проявлять интерес к школьной жизни  своих детей, не дожидаясь посещения их социальным педагогом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8