бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа с антонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе бесплатно рефераты

2.                       При подборе антонимов к словам, известным учащимся, не останавливаться на том, что сделано учащимися, а дополнять, уточнять работу справками в словаре.

Увеличение объема антонимов в речи учащихся само по себе предполагает и качественное совершенствование речи школьников. Однако для развития речи огромное значение имеют и способы организации, и подача известных учащимся антонимов. Так, наблюдение за рядами слов, обозначающих противоположные качества в разной степени их проявления, а затем и составление подобных рядов помогают детям наглядно увидеть, как выражаются и закрепляются в слове самые различные взаимопереходы противоположных явлений, что, безусловно, способствует развитию их речи:

а) очень хорошие – просто хорошие – неплохие – плохие – очень плохие.

б) геройство – доблесть -  отвага – храбрость – смелость – робость – трусость.

в) веселый – невеселый – грустный – печальный – угрюмый – мрачный

г) прекрасно – красиво – хорошо, нехорошо – некрасиво, дурно – уродливо – безобразно

д) глубокий – мелкий – поверхностный

Анализируя подобные ряды истинных  и приблизительных антонимов, учащиеся без труда обнаруживают, какие пары вместе с тем являются синонимами, т.е. наглядно видят, как синонимия и антонимия сближаются.

Важным этапом в процессе развития речи школьников является работа над словом в предложении, где слово имеет конкретное лексическое значение.

Например:

1.                      Видно, будет у нас сейчас не легкий бой, а тяжелая битва. (А.Гайдар)

2.                      Ночь. Тема спит нервно и возбужденно… Сон то легкий, то тяжелый, кошмарный. (И.Гарин – Михайловский).

Общеизвестно, какой выразительной силой обладают пословицы и поговорки. Работа над ними заслуженно занимает в начальных классах довольно большое место. Широкое отражение в пословицах и поговорках находит и антонимия. Поэтому их так много  в словарях М.Р.Львова.

Например:

1.               На смелого собака лает, а трусливого кусает. Трус славит себя языком, а храбрец штыком. Смелый там найдет, где робкий потеряет.

2.               Хорошая слава в лукошке лежит, а плохая по дорожке бежит. Доброе смолчится, а худое молвится.

3.               Лучше бедная мудрость, чем богатая глупость.

К "Школьному словарю антонимов русского языка" следует обращаться как можно чаще.1.

Во-первых, с целью общего знакомства с данной книгой: нужно изучать ее построение, разделы.

Во-вторых, к словарю рекомендуется обращаться при изучении соответствующего материала по русскому языку. В словаре можно найти хорошие примеры как антонимических пар, так и текстов, показывающих их употребление.

В–третьих, словарь следует использовать для справок при чтении художественной литературы и особенно в ходе анализа языка художественного произведения.

В-четвертых, словарь следует использовать для работы над культурой собственной речи. Может возникнуть вопрос о том, какое антонимическое слово лучше подобрать, например, к слову широкий – малый или узкий. Словарь подскажет, что более уместно для противопоставления слово узкий.

В-пятых, словарь следует использовать для работы над культурой собственной речи. Так, при написании сочинения у ребенка может возникнуть вопрос о том, какое подобрать антонимическое слово к данному. Например, к слову  широкий  - малый или узкий. Словарь подскажет, что более уместно для противопоставления слово узкий.

В-шестых, к словарю необходимо обращаться за стилистическими справками. Так, к слову "труженик" словарь предлагает несколько стилистически сниженных антонимов:

лодырь (разг.), дармоед (разг.), трутень (разг.), захребетник (прост.)

Привычка обращаться к словарям и справочникам характеризует культурного человека. Во всех случаях сомнения желательно обращаться к словарю, лучшему помощнику и советчику.

При работе со "Школьным словарем антонимов русского языка" нужно помнить следующее: искать антонимическую пару в словаре следует по алфавиту – либо в самом словаре, либо по алфавитному указателю в конце словаря, куда вынесены некоторые члены антонимических пар. Например, необходимо найти антоним к слову закат. Среди заголовка статей на букву "З" такого нет. Тогда нужно обратиться к алфавитному указателю и, найдя там слово закат с указанием страниц, следует посмотреть антонимическую пару, помещенную на этих страницах.

На основе материала словарей антонимов русского языка учитель может создать целую серию самых разнообразных грамматических упражнений со словами, противоположными по смыслу.

_________________

1  Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. Пособие для учащихся  2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1987 - с.8-11


Задание №1.

Списать слова, противоположные по значению. Подчеркнуть корень в однокоренных словах. Придумать и записать с некоторыми предложения. Определить, какими членами предложения они будут.

1)                трудолюбивый – ленивый

трудолюбие – лень

труд – лень

труженик – лентяй

трудиться – лениться

2)                грязь – чистота

грязный – чистый

грязно – чисто

грязнуля – чистюля

3)                гордость – стыд

гордый – стыдливый

гордиться – стыдиться

гордо – стыдливо

4)                высокий – низкий

высокий – низкорослый

высокий – приземистый

высокий – маленький

Задание №2.

К данным словам приписать слова, противоположные по значению, но отвечающие на тот же вопрос.

(кто?)  друг – (кого?) …

(что?) дружба – (что?) …

(какой?) горький – (какой?) …

(что делать?) говорить – (что делать?) …

(как?) низко – (как?)…

Задание №3.

Списать словосочетания, подчеркнуть в них слова, противоположные по значению. Какая часть в этих словах изменяется? Почему?

а) Ясный день – пасмурный день, ясное утро – пасмурное утро.

б) Добрый человек – злой человек, доброе чувство – злое чувство, добрая подруга – злая подруга.

Задание №4.

Списать словосочетания, подчеркнуть предлоги, указывающие на противоположное направление.

Бежать к дому – бежать от дома;

Ехать к друзьям – ехать от друзей;

Подняться на площадку – сойти с площадки.

Задание №5.

Подобрать к следующим словам слова с противоположными значениями:

порядок, правда, привыкать, зацветать, светлый, холодно, потолок, одевать. 

Подобные упражнения способствуют глубокому усвоению учащимися антонимии как языкового явления. Школьники оперируют здесь не столько словами – антонимами, сколько антонимами – морфемами. Усложняется мыслительная работа. Немаловажно то, что материал для грамматико-речевых упражнений формирует у детей и навыки правописания. В целом работа над антонимами помогает подменному овладению речью.

Анализ альтернативных программ обучения русскому языку.

 

Дидактическая система, направленная на общее развитие школьника, разработанная под руководством Л.В.Занкова, является альтернативой. В ней реализуются те прорывные идеи, которые поставлены перед школой самой жизнью – считать основополагающей идеологией школы педагогику развития, пересмотреть проблему воспитания личности, объединить обучение, воспитание и развитие.

Развитие детей в данной системе рассматривается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображения и т.п., а как общее развитие ума, воли и чувств. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие ума связано с развитием воли – умение поставить перед собой цель и достичь ее. Развитие чувств – эстетических, нравственных – составляет духовное богатство человека.

В центре внимания при обучении по этой системе находится растущая и развивающаяся личность младшего школьника.

В программе развивающего обучения (Л.В.Занкова), реализованной в учебнике А.В.Поляковой "Русский язык" 1 класс (2-3 класс), предполагается усвоение детьми не только вопросов орфографии и грамматики, но и вопросов лексикологии.

Лексическая работа по выявлению значений слов начинается с 1 класса и продолжается в начальной школе, средней школе на всех уроках русского языка. В начальной школе эта работа имеет практическую направленность. В ходе наблюдений за словом учащиеся узнают, что слово может быть близким по значению или противоположным (синонимы, антонимы), что следует правильно употреблять их в речи.

Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях. Учителю необходимо постепенно приучать детей пользоваться различными словарями (толковым, орфографическим, словарем синонимов, словарем антонимов, фразеологическим).

Термин "антоним" в курсе русского языка по программе Л.В.Занкова не вводится. Изучение антонимов происходит на практическом уровне. Дети, начиная со 2 класса, могут оперировать такими выражениями, как слова, близкие по значению и слова, противоположные по значению. Задание по нахождению антонимов (т.е. слов с противоположным значением) дается как одно из составляющих общего задания.

Например, в учебнике для 2 класса в упр.177 есть задание:

К данным прилагательным подберите прилагательные с противоположными значениями, запишите слова. подчеркните все орфограммы.

Образце: далекий – близкий.

Далекий, высокий, широкий, горький, частый, твердый, смелый, жесткий, пустой.

Чаще всего такие задания встречаются после изучения какой-либо части речи. Очень редко встречаются упражнения только с заданиями по лексике.

Например.

Задание: Спиши, подчеркни имена прилагательные, противоположные по значению.

1)                Доброе слово лечит, злое – калечит.

2)                Веревка хорошо длинная, а речь – короткая.

3)                Осенью дни ненастные, а весной ясные.

4)                Маленькое дело лучше большого безделья.

5)                Родная сторона мать, а чужая – мачеха.

6)                Платье хорошо новое, а друг старый.

Следует отметить, что в учебниках русского языка очень мало заданий по нахождению антонимов (больше заданий на нахождение синонимов). Поэтому учитель должен самостоятельно включать в материал урока больше заданий на изучение антонимов не только на уроках русского языка, но и на уроках развития речи и чтения с целью активизации и обогащения словаря детей.

Программа развивающего обучения (по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) ставит перед собой главную задачу – превращение ребенка в субъект учебной деятельности, заинтересовавшего в самоизменении и способного к нему.

В это программе, реализованной в учебнике В.В.Репкина "Русский язык" 1-3 класс, предполагается усвоение детьми не только вопросов орфографии и грамматики, но и вопросов из области лексикологии.

Формированию лексических понятий специально отводится некоторое количество часов, однако усвоение учащимися лексики происходит и в связи с изучением других тем.

Сведения по лексике "разбросаны" по всем разделам курса русского языка и не являются систематизированными. Специального раздела "Лексика" в учебниках нет. Однако, те порции лексического материала, которые подаются в учебнике, могут быть как-то связанны, упорядочены, систематизированы.

Работа над лексическим значением слова хотя и не выделяется в программе в качестве особого объекта исследования, его анализу уделяется достаточно много внимания на всех этапах обучения.

Первоначально лексическое значение выступает перед учащимися в своей нерасчлененной форме в связи с осознанием номинативной функции слова (слово как название предмета, признака, действия). Выделение основы слова как носителя номинативного значения позволяет разграничить разные слова и формы одного и того же слова.

На этой основе уже в 1 классе дети знакомятся с явлениями синонимии и омонимии. Например, в упр.159 дается задание прочитать об удивительных словах. (Приводится картинка с изображением сравниваемых предметов: лук – растение и лук – оружие. Это омонимы, т.к. разные значения у этих слов, а звуки – одинаковые. Малыш и карапуз – синонимы, т.к. слова звучат и пишутся по-разному. Зато значение у них одинаковое. Далее дается разъяснение, зачем нужны такие слова).

В учебнике 2 класса даются упражнения по нахождению омонимов в тексте, на подбор слов – синонимов, вводится понятие многозначности слова.

В 3 классе лексическая работа заключается в уточнении значений трудных слов. К таким словам по возможности подбираются слова – омонимы, синонимы, начинается работа по подбору противоположных по значению слов, без введения терминологии.

Понятие "слова – антонимы" вводится только в 5 классе в специальном разделе по лексике.

Таким образом, слово предстает перед учениками как сложная система. Вместе с тем обнаруживается связь между многозначностью слова и наличием у него синонимов и антонимов.


Образовательная программа "Школа 2100" представлена учебниками по русскому языку Р.М.Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В.Прониной. По этой программе лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значениями слов, объясняются и уточняются значения слов. Дети наблюдают над сочетаемостью слов, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, многозначностью.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

1.                Предложенный путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематичной работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развитие на этой основе языкового чутья детей.

2.                Введено понятие "орфограмма", названы опознавательные признаки орфограмм.

3.                Сведения о словах вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.

4.                Состав слова и лексика – сквозные темы всего курса.

5.                Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.

В этой программе понятие "антонимы" вводится во 2 классе (1-3) или в 3 классе (1-4). По программе этот урок приходится на II полугодие. Ведущая тема учебника – "Слово". В эту тему включено 27 разделов. В одном из них вводится понятие "антонимы" (Тема урока: Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Задача урока: развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами).

Материал по лексике не выделяется в специальный раздел, лексическая работа ведется попутно на материале текстов учебника.

В разделе 24 в ходе наблюдения над ролью имен прилагательных в художественном тексте вводится понятие "антоним" на примере имен прилагательных (стр.81 учебника "Русского языка", 3 класс, ч.2, упр.327, 328).

На этом уроке детям предлагается выполнить упражнения с 327-330. Текст стихотворения из упражнения 327 построен на двух прилагательных с противоположными значениями: плохая – хорошая.

Задание:  Прочитай стихотворение. В каких строчках автор сам определяет главную мысль?

Прочитай: Какие два слова чаще всего повторяются в этом стихотворении? Как ты думаешь, почему? Чем интересны эти слова?

Жила плохая девочка,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9