бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа с антонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе бесплатно рефераты

Игры подобного типа развивают воображение, активизируют мыслительную деятельность, экспериментирование. Дело в том, что объединение противоположно заданных функций и свойств в одном предмете является ни чем иным, как проблемной ситуацией, в основе которой лежит противоречие (антонимическая пара).

Противоречие-  основа диалектики, оно является двигателем прогресса и составляет ядро подлинного творчества. Научить ребенка разрешать противоречие – значит помочь ему стать творческой личностью, приучить его не пасовать перед трудностями, обогатить его жизненный и познавательный опыт. Суть противоречий состоит в том, что для решения не всегда имеются готовые образцы и, следовательно, необходимы некоторая смекалка, сообразительность, простор воображения для того, чтобы справиться с проблемной ситуацией.

Прием инверсии имеет, помимо развивающей, воспитательную ценность. Несмотря на свою кажущуюся трудность, он очень понятен и близок детям в силу особенностей их психического развития – ведь они всё любят делать наоборот.


2.5. Система упражнений для работы с антонимами.

 

Для того, чтобы дети умело использовали в речи слова-антонимы, необходимо правильно организовать работу с подобными словами. Каждый урок русского языка, по возможности, должен включать в себя упражнения, направленные на работу с антонимами. Только проведение систематической работы позволит обеспечить правильность и глубину усвоения знаний. Нас интересуют упражнения, которые можно включить в уроки русского языка обучающего периода (на примере 2 класса).

М.Р.Львов (15, с.46-48) предлагает следующую систему упражнений с антонимами.

1.                Группировка антонимов по парам.

Детям предлагается список слов, которые могут образовывать антонимические пары.

Задание: выписать пары слов с противоположным значением.

Подниматься, толстый, свет, узкий, худой, ночь, горький, опускаться, широкий, сладкий, тьма, день, красный, прохлада.

Разновидностью данного упражнения может быть упражнение на составление предложений с антонимами.

2.Замена антонимов в предложении.

Данные предложения:

1)                Пустой колос легок, он стоит прямо.

2)                Наступила холодная снежная зима.

3)                Зимой рано смеркается.

4)                Заяц быстро бегает.

5)                Весной птицы летят с юга на север.


Перестроенные предложения:

1)                Полный колос тяжел, он к земле клонится.

2)                Наступило жаркое цветущее лето.

3)                Зимой поздно рассветает.

4)                Черепаха медленно ходит.

5)                Осенью птицы летят с севера на юг.

Замена антонимов в предложении требует его перестройки, добавления или замены некоторых слов. При этом нередко приходится использовать еще одну или даже две антонимичсские пары. В этом состоит развивающая цель упражнения.

2.                Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.

Начала предложений:

а) В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике…

б) Наступила весна, все ожило: и огромные дубы, и высокие сосны, и кустарники, и …

в) Впереди старые, сильные лебеди, …

г) Умный себя винит, …

д) Солнце восходит в Калининграде, …

Дополнения:

а) тепло и спокойно

б) крохотные кустики брусники

в) сзади летели те, которые были моложе и слабее.

г) глупый – своего товарища.

д) а на Дальнем Востоке оно уже заходит.

Каждый ученик может дать собственное продолжение начатого предложения, внести творческие дополнения, но во второй части предложения необходимо использовать антоним.

3.                Подбор антонимов к словам, выступающим в разных значениях.

Учащиеся начальных классов  с самых первых шагов обучения встречаются  с многозначностью слова. Например, на с.78 "Букваря" дано 4 значения слова "земля": Земля – планета, земля – суша (антоним – вода), земля почва, родная земля – Родина (антоним – чужбина).

Подбор различных антонимов к разным значениям многозначного слова не только расширяет представление школьника о таком явлении, как многозначность слова, но и уточняет каждое значение этого слова.

Многозначность слов обнаруживается и в словосочетаниях. Учащиеся должны подобрать сочетания по образцам с противоположными значениями.

Например:

С легким рюкзаком – с тяжелым рюкзаком.

Легкую задачу – трудную задачу.

По легкому морозу – по сильному морозу.

В старом саду – в молодом саду.  

На старую квартиру – на новую квартиру.

О свежем хлебе – о черством хлебе.

В свежей рубашке – в грязной рубашке.

Глухим голосом – звонким голосом.

В глухом переулке – в шумном переулке.

Данной упражнение рассчитано на учеников 2-3 классов, но отдельные задания подобного типа применяются в конце 1 класса.


4.                Подбор синонимических групп антонимов.

 Часто говорящий или пишущий использует рядом 2-3- синонима и достигает таким образом большей выразительности речи.

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную…

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

(А.Прокофьев).


Здесь два синонимических ряда ясную, кипучую и грустную, плакучую противопоставлены между собой, т.е. являются антонимами. Дети с интересом составляют подобные противопоставленные ряды:

Солнце яркое, жгучее; луна … (бледная, холодная).

В лесу тихо, спокойно; в лесу … (шумно, тревожно).

Как и в других словарных упражнениях, в данном случае желательная активизация подобранных антонимических групп, т.е. составление предложений с ними.

Например:

Степные реки текут медленно, спокойно, а горные реки быстрые, бурные, шумные. До дождя листья были пыльными, увядшими, будто устали. Дождик прошел – они стали блестящими, веселыми, зашелестели на ветру.

Кроме типов упражнений, перечисленных выше, можно предложить учителю включить дополнительные задания к упражнениям, языковой материал которых позволяет это сделать1.

Например:

1) 2 кл. (1-4) Т.Г.Рамзаева, упр.184, стр.55

Задание: Спиши, вставляя слово больше или меньше.

Образец:  Воробей меньше голубя.

Лисица … зайца. Лошадь … слона. Сом … окуня. Гусь … утки.

* Что можно сказать о словах "больше – меньше"? Какие они? Приведите свои примеры слов с противоположным значением.

3)                2 кл., упр.234, с.70

Задание:  Отгадай, о какой птице говорится в тексте. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни их правописание.


Ж…вет в л…су птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Сидит на ств…ле да клювом постукивает. Это – д…е.  .

* Найдите в тексте слова с противоположным значением. Подчеркните их.

4)                2 кл. упр.291, с.87

Задание:  Прочитай. С чем сравниваются в тексте снегири? Почему? Выпиши слова, которые обозначают предметы.

Даже в большие холода в лесу прыгают суетливые чечётки. На рябине качаются, похожие на румяные яблочки. Около ели порхают синицы. Дятел долбит осину крепким клювом.

* Что означает слово "холод"? Подберите к нему слово с противоположным значением. Приведите свои примеры таких слов.

______________________


1 Дополнительные задания будут обозначаться *


5)                2 кл., упр. 497, стр. 155


Задание:  прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши.

Птица сильна крылами, а человек делами. Легче друга потерять, чем найти. Можно жить без брата, но не без друга. Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесем.

* Как вы понимаете значение слова друг? Что значит друг для вас? В русском языке есть слово с противоположным значением. Назовите его (враг).

Также на уроках можно использовать следующие упражнения, направленные на усвоение понятия "антоним".

1.                      Прочитайте. К каким словам антонимы указаны неверно? Правильно подберите антонимы к этим словам.

I.      Высокий – широкий; звонкий – глухой; облачный – безоблачный; добрый – умный; положительный – хороший; большой – маленький.

II.   Глубоко – мелко; выразительно – невыразительно; близко – далеко; назад – влево; тихо – шумно; твердо – мягко; широко – глубоко.

2. Подберите по два антонима к данным словам (однокоренные, разнокоренные).

Удачный, сильный, честный, активный, смелый, красивый, хороший, опасный.

3. Напиши данные фразы, используя антонимы.

Когда м вошли в зал, вечер уже начался. Антон рассказал мне грустную историю из своей жизни. Экскурсовод кончил рассказывать о Москве. Саша, закрой, пожалуйста, окно, очень холодно! В прошлом году мой младший брат окончил школу.

4. Подберите к данным словам антонимы. Укажите, с какими словами они могут сочетаться.

Жара, горечь, веселый, дорогой, правый, давать, молодость, радоваться, книзу, легка.

5.                От данных слов образовать слова с противоположным значением с тем же корнем. Подумать, что при этом изменилось.

Благородно, славный, симпатичный, всесильный, революция.

     Там, где возможно, подобрать к этим же словам слова с противоположным значением, но с другими корнями.

6.                Списать слова. В словах с противоположным значением выделить ту часть, которая вносит противоположное значение.

1)    Честь – бесчестье, сильный – бессильный, порядок, беспорядок.

2)    Быль – небыль, правда, неправда, друг- недруг.

3)    Прибавлять – убавлять, приезжать – уезжать.

4)    Зацветать – отцветать, загадывать – отгадывать.

Подобные упражнения способствуют глубокому усвоению учащимися антонимии как языкового явления. Школьники здесь оперируют не столько словами – антонимами, сколько антонимами – морфемами. Усложняется мыслительная работа. Ученики не просто делят слова по составу, а устанавливают отношения между соответствующими приставками, в нашем случае, например, антонимические.

Основная цель упражнений с антонимами – использовать их в устной и письменной речи. Конечно, антонимы употребляются учащимися нечасто, применение их зависит от содержания высказывания.  Однако умение вводить антонимы в свою речь должны служить одним из критериев оценки речевого развития младших школьников. 

 

2.6 Использование слов с противоположными значениями на уроках чтения.

 

Анализируя с детьми тексты художественных произведений, учителя включают в работу упражнения с антонимами, хотя и очень редко. Но практически никогда внимание детей не обращается на стилистические функции, которые выполняют данные антонимические пары. Между тем, подобный вид работы способствует развитию речи детей, формированию у них образного мышления, помогает лучше понять смысл художественного произведения.

В произведениях, предназначенных для чтения в начальных классах, часто встречаются такие стилистические фигуры контраста, как антитеза и оксюморон.

Антитеза – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении слов, обозначающих предметы, признаки, действия. Путем антитезы реализуются контрастные противопоставления, широко представленные  в произведениях устного народного творчества.

Лето – припасиха, зима – прибериха.

Весенний дождь растит, а осенний гноит.

Весною сверху печет, а снизу морозит. (противопоставление явлений природы: "весенний дождь растит, осенний – гноит"; противопоставление времен года: "лето- зима"; противопоставление различных состояний погоды в одно и то же время года: "течет – морозит").

На языке медок,  а на сердце ледок. (противопоставление содержания высказывания настоящим мыслям человека).

Глазами плачет, а сердцем смеется. (противопоставление мыслей человека его действиям).

Рубашка беленькая, а душа черненькая. (противопоставление внешнего и внутреннего облика человека).

Антитеза употребляется во многих рассказах и сказках.

И все было бы хорошо, да что-то нехорошо. (противопоставление признаков целого и части целого).

Много буржуинов, да мало наших. (противопоставление качества и количества двух каких-либо групп).

("Сказка о Мальчише-Кибальчише", А.Гайдар, "Родное слово"/ 3 кл., 2ч.).

Зима там короткая, снега выпадает мало. А лето долгое и жаркое. (противопоставление особенностей времен года).

Из этих примеров можно выделить как резко противоположные друг другу языковые антонимы (плачет- смеется, лето – зима, беленькая – черненькая), так и контекстно противопоставляемые слова (припасиха – прибериха, растит – гноит, медок – ледок).

Большой выразительностью обладают стихотворные строки, где присутствует антитеза.

Взял у осени ненастье,

У весны – благоуханье.

У народа взял я счастье

И безмерное страданье.

(Дрожжин С.Д. "Деревня", Родн. Речь кн. 2, ч.1)

Контрольное описание картин природы и человеческой жизни придают стихотворению необыкновенный лиризм и выразительность.


Уходи, Зима седая!

Уж красавицы весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины.

(Майков А.Н. "Весна", Родн. Речь, кн.2, ч.1)


В этих стихотворениях антитеза основана на антропоморфизме. Времена года изображаются поэтом в виде двух женщин: старой "седой Зимы", и молодой, "красавицы Весны".

Из вышесказанного следует, что основная функция антитезы как стилистической фигуры контраста – выражение резкого противопоставления и контрастного сравнения двух предметов, явлений, действий.

Оксюморон в литературных произведениях встречается не так часто, как антитеза. Отличительным свойством данной стилистической фигуры является соединение двух понятий, противоречащих друг другу, исключающих одно другое.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное  природы увяданье

(Пушкин А.С. "Унылая пора", Кн. Для чт. 3 кл., ч.1)


Оксюморон "пышное увяданье" основан на соединении таких противоречивых признаков, как цветенье, красота, роскошь, благоуханье природы и ее увяданье, засыхание, затишье. Названный оксюморон часто проходит для детей бесследно и представляется красивой, но малопонятной фразой.

При анализе отрывка из романа В.Гюго "Отверженные" необходимо обратить внимание детей на следующий оксюморон:

"Зрелище было страшное и прекрасное".

Данный оксюморон интересен тем, что один и тот же объект – "зрелище" – характеризуется различными признаками, содержит в себе и страшное, и прекрасное одновременно.

Работу с данной стилистической фигурой необходимо строить таким образом, чтобы дети смогли выделить основную стилистическую функцию оксюморонных сочетаний: создание эффекта парадоксальности и непредсказуемости.

Конечно, нужно отметить большое количество произведений, основанных на контрасте, включающих антонимы и контекстно противопоставляемые слова, образующие антитезы и оксюмороны. Все это нельзя обходить стороной. Необходимо, по возможности, чаще организовывать наблюдения за словами с противоположным значением. При этом совершенно не обязательно учить детей оперировать терминами "антонимы", "антитеза", "оксюморон".

Основная задача – научить детей выделять контрастные образы, видеть скрытое противопоставление явлений, а также определять средства, которые помогли автору показать доброту, красоту, ум одних персонажей и злобу, уродство, жадность, глупость других. Постоянное обращение к средствам создания контраста научит детей ярче, полнее, выразительнее выражать свои мысли1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9