Работа с антонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе
Объем внимания младшего школьника
меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания – слабее. Младший
школьник не может распределить внимание между различными видами работы,
например, между своим чтением и слушанием товарища.
У учащихся первых классов небольшая
устойчивость внимания, что связано с возрастной особенностью процесса
торможения. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение
30-35 минут. А вот учащиеся 3-х классов могут сохранять внимание непрерывно в
течение урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило
утомление.
Младшие школьники также не умеют
быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию
начальной школы это свойство внимания совершенствуется.
Некоторые дети невнимательны. Причины
этого различны: у одних – ленность мысли, у других – отсутствие серьезного
отношения к учению, у третьих – повышенная возбудимость центральной нервной
системы.
Внимание учащихся во многом зависит
от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что
может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличие каких-то
достижений.
Внимание теснейшим образом связано с
эмоциями и чувствами детей. Все, что вызывает у них сильные переживания,
приковывает их внимание. Большое влияние на внимание оказывают интересы и
потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает их
внимание.
Памятью называют отражение прошлого опыта
человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании
того, что он воспринимал, делал, чувствовал, о чем думал.
Отражение или воспроизведение
прошлого в памяти не пассивно: оно включает отношение личности к
воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно
становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем
отношении к прошлой действительности, т.е. когда субъект относится к
воспроизведенному образу, как отражению прошлого.
Сохранение - это не пассивное
хранение материала. Это динамический процесс. Он включает освоение и овладение
материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию.
Запоминание является собственно
сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания
действительности в целях использования его в будущей практической или
теоретической деятельности, так же как и припоминание является извлечением
знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности,
протекающей в настоящем. При анализе памяти как сложного психологического
процесса выделяют следующие ее виды:
а) наглядно-образная (лицо, звуки,
цвет)
б) словесно-логическая (понятия,
схемы)
в) эмоциональная (чувства)
По длительности хранения информации:
а) кратковременная
б) долговременная
По степени активности человека в
процессе запоминания:
а) непроизвольная
б) произвольная
По характеру заучивания:
а) механическая (без специальных
средств и приемов)
б) смысловая (опосредованная, с
помощью средств)
У младших школьников более развита
наглядно-образная память, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные
предметы, лица, факты, цвета. Известно, что также легко дети запоминают
непонятное и заучивают учебный материал нередко буквально. Основная причина
легкого запоминания непонятного и бессмысленного связана с особым отношением к
нему детей. Часто непонятное делается особенно значимым для ребенка. Оно
привлекает к себе "повышенное внимание, будит любознательность, заставляет
доискиваться смысла, узнавать, что значит услышанное"1.
Во время обучения в начальных классах
дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает
наглядную, образную память. Но школьное обучение с самого начала требует от
детей произвольного запоминания материала. Продуктивность памяти младших
школьников зависит от понимания ими характера мнемической задачи и от овладения
соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения.
Первоначально дети применяют самые
простые способы – многократное повторение материала при расчленении его на
части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами.
Соотношение непроизвольной и
произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности
различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем
произвольного, т.к. у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной
обработки материала и самоконтроля.
По мере формирования приемов
осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и
третьеклассников оказывается более продуктивной, чем непроизвольная. Но при
этом в _________________________
1 Смирнов А.А. Проблемы психологии
памяти. М., 1966г., с.146
дальнейшем происходит качественное
психологическое преобразование самих процессов памяти. Хорошо сформированные
приемы логической обработки материала учащиеся начинают применять для
проникновения в его существенные связи и отношения, для развернутого анализа их
свойств, т.е. для такой содержательной деятельности, когда прямая задача
запомнить отступает на второй план. Но результаты происходящего при этом
непроизвольного запоминания все-таки остаются высокими, т.к. основные
компоненты материала в процессе анализа, группировки и сопоставления были
прямыми предметами действий учащихся. Возможности непроизвольной памяти,
опирающейся на логические приемы, должны всесторонне использоваться в начальном
обучении.
От 1 к 3 классу эффективность
запоминания словесно выраженных сведений повышается быстрее, чем эффективность
запоминания наглядных данных, что объясняется интенсивным формированием у детей
приемов осмысленного запоминания. Вместе с тем для процессов обучения важно
удерживать в памяти наглядные образы. Поэтому приемы произвольного и
непроизвольного запоминания нужно формировать применительно к обоим видам
учебного материала – словесному и наглядному1.
Тексты, содержащие слова – антонимы
очень выразительные, поэтому они оказывают влияние на развитие внимания,
восприятия, мышления, памяти, эмоциональной сферы ребенка.
В процессе анализа языкового материала
учащиеся узнают и запоминают ранее неизвестные им антонимы. Систематическое
повторение полученных сведений об антонимии способствует их сохранению в памяти
детей.
И, наконец, в процессе переработки
языкового материала учащиеся воспроизводят полученные знания в новых речевых
ситуациях.
Развитие всех познавательных
процессов идет более быстрыми темпами, если учитель старается чаще вовлекать
детей в творческую деятельность.
___________________________
1 Черемошкина Л.В. Развитие памяти
детей. – Ярославль, 1996. – 240с.
Глава 2. Методика работы над
словами-антонимами в начальной школе.
Цель обучения русскому языку
определяется как развитие устной и письменной речи учащихся.
В истории методики существуют разные
толкования понятия речи:
1.
Речь
развивается стихийно. Развитие речи происходит на основе обогащения сознания
ребенка представления об окружающей действительности. Но специально обучать
речи не следует. Можно лишь стимулировать это – предлагать детям темы устного и
письменного высказывания.
2.
Речевое
развитие закономерно. Следовательно, необходимо специальное обучение речи, т.е.
нужно формировать умение строить высказывание. Основное средство – сочинения,
изложения.
3.
Развитие
речи связано с изучением грамматики. Дети усваивают языковые нормы, а упражнения
помогают осваивать эти нормы на практике.
4.
Необходима
работа над произносительной стороной речи: работа над развитием речевого
аппарата, дикции.
Общепризнанной является следующая
точка зрения: речь развивается не стихийно, а в процессе специально
организованной, руководимой учителем учебно-познавательной деятельности младших
школьников. Эта деятельность опирается на чтение и изучение грамматики и
включает:
q
восприятие
детьми образцов речи, их анализ;
q
разнообразную
речевую практику детей.
Конечной целью является умение детей
выражать свои мысли, чувства в устной и письменной форме правильно,
содержательно, логично, точно, ясно,
выразительно, эффективно
(результативно)1.
Работа по достижению этой цели
включает следующие этапы:
1.
Практическое
знакомство с орфоэпическими нормами русского языка.
2.
Лексическая
работа.
3.
Синтаксическая
работа.
4.
Работа
над связной речью.
Реализация этих этапов работы должна
быть осуществлена в курсе русского языка в целом и в рамках каждого урока
русского языка.
________________________________
1 Белорыбкина О.А. Речь и общение.
Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров
– Ярославль: "Академия развития", "Академия Ко",
1998. – с.19-21.
2.1.
Сравнительная характеристика словаря младшего школьника.
Лексическая работа – это работа над лексическим значением
слова. Русский язык очень богат лексически: существуют слова-антонимы,
синонимы, омонимы, слова с переносным значением и т.д.
Усвоено может быть 45-120 тысяч слов
(человек со средним образованием), 65-150 тысяч слов (человек с высшим
образованием). А словарь ребенка, поступающего в 1 класс, насчитывает 3-7
тысяч слов. Основными чертами словаря ребенка являются:
1.
Словарь
составляют слова с конкретным значением. С отвлеченным значением слов мало,
т.к. дети их с трудом понимают и часто ложно трактуют.
2.
Отсутствуют
слова с переносным значением.
3.
Очень
много слов – "пустышек", т.е. слово есть, а что оно означает – дети
не знают.
Таким образом, мы видим, что словарь
ребенка беден и количественно, и качественно. Следовательно, лексическая работа
очень нужна и важна.
Методика работы над словарем в школе
предусматривает следующие направления:
1.
Обогащение
словаря детей, т.е. введение в словарь новых слов и их значений.
2.
Уточнение
словаря, т.е углубление понимания уже известных слов, знакомство с синонимами,
антонимами, фразеологизмами, изобразительными средствами – тропами.
3.
Активизация
словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный.
4.
Устранение
из словаря младших школьников нелитературных слов (диалектизмов, жаргонизмов,
неправильных форм, нецензурных слов).
Все названные направления работы над
словарем постоянно взаимодействуют.
Вывод:
Работа над уточнением словаря – самая
широкая сфера словарной работы, которая включает в себя:
q Работу над многозначностью,
омонимией, смениваемыми словами;
q Работу над синонимами и
антонимами;
q Работу над изобразительными и
выразительными средствами языка.
2.2.
Анализ учебников русского языка с точки зрения изучения в них слов-антонимов.
Изучив учебники русского языка по
традиционной программе, можно говорить о ярко выраженном недостатке в отношении
работы над антонимами: в учебниках просто нет такой темы. Знакомство с
антонимами, безусловно, происходит вскользь. Это даже не работа, а лишь
наблюдение. Такое наблюдение начинается со 2 класса (1-3) по учебнику
М.Л.Закожурниковой при закреплении темы "Обобщение знаний об именах
существительных". Основная цель данного урока заключается в том, чтобы
научить детей употреблять в речи существительные – антонимы. Предлагаются
задания:
1)
устно
подберите существительные, противоположные по смыслу данным, определите их род;
2)
вставьте
в пословицы пропущенные слова.
Подобная работа – наблюдение
проводится и со словами других частей речи.
В учебниках по традиционной программе
М.Л.Закожурниковой и др. очень мало упражнений для работы с антонимами: во 2
классе – 4 упражнения, в 3 классе – 9 упражнений (1-3).
Эти упражнения выполняются детьми в
связи с изучением имен существительных, прилагательных, глаголов.
Например:
Тема: "Имя прилагательное".
3 класс (1-3), упр.240, стр.106
Задание: Подберите к данным
прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.
Запишите.
Образец: кислый – сладкий.
Здоровый - …, медленный - …, горячий
- …, темный - …, прилежный - …, тяжелый - …, узкий - …, холодный - …, трусливый
- …, злой - …, кислый - …
Тема: "Глагол"
2 класс (1-3), упр.457, стр.178
Задание: Подберите к данным глаголам
противоположные по значению глаголы. Напишите.
Образец: говорил – молчал.
Хвалил - …, работал - …, спешил - …,
любил - …, строил - …, начал - …, вставал - …, дала- …, темнеет - … .
Слова для справок: ломал, кончил,
бронил, медлил, ненавидел, бездельничал, взяла, светлеет, садился.
Подавляющее большинство упражнений
однотипны – это подбор антонимов к данным словам. Этот тип упражнений варьирует
благодаря различным дополнительным заданиям.
Например:
3 класс (1-3), упр. 25, стр.12
Задание: Подберите к данным словам
противоположные по значению слова. Разберите их по составу.
Образец: маленький – большой.
Маленький, молодой, грустный, темный,
близкий, короткий.
3 класс (1-3), упр.367, стр. 159.
Задание: I. Подберите к данным глаголам
противоположные по значению глаголы. Напишите их во 2 лице ед.ч.
Образец: ругать- хвалить, хвалишь.
Ругать, разрушать, кончать,
поднимать, молчать, обвинять, волновать, встречать, падать.
Слова для справок: хвалить, бросать,
начинать, кричать, провожать, строить, вставать, успокаивать, защищать.
II. Замените в глаголах приставку так, чтобы глаголы имели противоположное
значение и отвечали на вопрос что
сделать?
Образец: приехать – уехать.
Приехать, прилететь, пригнать,
прибежать, запереть, влезть, открыть.
В учебнике для 2 класса (1-4)
Т.Г.Рамзаевой наблюдение сменяется полноценной работой над словами –
антонимами. Дети знакомятся со словами, противоположными по смыслу во время
изучения темы "Слова, которые обозначают признаки предметов". Дети
выполняют следующие упражнения, например:
1)
с.114,
упр.367.
Задание: Сравни два предмета по
одному признаку. Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова.
По величине: Орел (какой?)
большой, а воробей маленький.
По цвету: уголь (какой?)
черный, а мел… .
По вкусу: перец (какой?)
горький, а сахар… .
Дополнительное задание: В
каждом предложении подчеркни слова, обозначающие признаки предметов. Это противоположные
по смыслу слова. Приведи примеры подобных слов.
2)
с.114,
упр. 368.
Задание: Составь предложения,
используя слова:
теплый;
холодный; трусливый; храбрый.
Понятие "антоним" не
вводится, ученики говорят – слова с противоположным значением или слова,
противоположные по смыслу.
На этом же уроке изучается правило:
Среди слов, которые
обозначают признаки предметов, есть противоположные по смыслу:
Летом день длинный, а
ночь короткая.
Несмотря на это преимущество, в
учебнике Т.Г.Рамзаевой также малое количество упражнений для работы с
антонимами: 2 класс – 3 упражнения, 3 класс – 15 упражнений, 4 класс – 5
упражнений. Учебник Т.Г.Рамзаевой выигрывает тем, что значительно варьируются
задания к упражнениям, т.е. реже встречаются упражнения, направленные на подбор
антонимов к словам. В основном, учебник содержит упражнения по работе с
антонимами, входящие в состав словосочетаний и предложений, например:
3 класс (1-4), упр.106, стр.43
Задание: Подбери к выделенным словам
противоположные по смыслу слова. Запиши словосочетания.
Пасмурный день - … день, холодный
ветер - … ветер, простая задача - … задача, легкая сумка - … сумка, идти
медленно – идти … .
Составь предложение с одним из
словосочетаний.
3 класс (1-4), упр. 481, стр.180.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|