бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа с антонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе бесплатно рефераты

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания – слабее. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы, например, между своим чтением и слушанием товарища.

У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной особенностью процесса торможения. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение 30-35 минут. А вот учащиеся 3-х классов могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.

Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних – ленность мысли, у других – отсутствие серьезного отношения к учению, у третьих – повышенная возбудимость центральной нервной системы.

Внимание учащихся во многом зависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличие каких-то достижений.

Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает их внимание.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал, о чем думал.

Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно: оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т.е. когда субъект относится к воспроизведенному образу, как отражению прошлого.

Сохранение - это не пассивное хранение материала. Это динамический процесс. Он включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию.

Запоминание является собственно сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как и припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем. При анализе памяти как сложного психологического процесса выделяют  следующие ее виды:

а) наглядно-образная (лицо, звуки, цвет)

б) словесно-логическая (понятия, схемы)

в) эмоциональная (чувства)

По длительности хранения информации:

а) кратковременная

б) долговременная

По степени активности человека в процессе запоминания:

а) непроизвольная

б) произвольная

По характеру заучивания:

а) механическая (без специальных средств и приемов)

б) смысловая (опосредованная, с помощью средств)

У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета. Известно, что также легко дети запоминают непонятное и заучивают учебный материал нередко буквально. Основная причина легкого запоминания непонятного и бессмысленного связана с особым отношением к нему детей. Часто непонятное делается особенно значимым для ребенка. Оно привлекает к себе "повышенное внимание, будит любознательность, заставляет доискиваться смысла, узнавать, что значит услышанное"1.

Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но школьное обучение с самого начала требует от детей произвольного запоминания материала. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера мнемической задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения.

Первоначально дети применяют самые простые способы – многократное повторение материала при расчленении его на части, как правило, не совпадающие со смысловыми единицами.

Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, т.к. у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля.

По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается более продуктивной, чем непроизвольная. Но при этом в _________________________


1 Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966г., с.146


дальнейшем происходит качественное психологическое    преобразование  самих  процессов  памяти.   Хорошо сформированные приемы логической обработки материала учащиеся начинают применять для проникновения в его существенные связи и отношения, для развернутого анализа их свойств, т.е. для такой содержательной деятельности, когда прямая задача запомнить отступает на второй план. Но результаты происходящего при этом непроизвольного запоминания все-таки остаются высокими, т.к. основные компоненты материала в процессе анализа, группировки и сопоставления были прямыми предметами действий учащихся. Возможности непроизвольной памяти, опирающейся на логические приемы, должны всесторонне использоваться в начальном обучении.

От 1 к 3 классу эффективность запоминания словесно выраженных сведений повышается быстрее, чем эффективность запоминания наглядных данных, что объясняется интенсивным формированием у детей приемов осмысленного запоминания. Вместе с тем для процессов обучения важно удерживать в памяти наглядные образы. Поэтому приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно формировать применительно к обоим видам учебного материала – словесному и наглядному1.

Тексты, содержащие слова – антонимы очень выразительные, поэтому они оказывают влияние на развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, эмоциональной сферы ребенка.

В процессе анализа языкового материала учащиеся узнают и запоминают ранее неизвестные им антонимы. Систематическое повторение полученных сведений об антонимии способствует их сохранению в памяти детей.

И, наконец, в процессе переработки языкового материала учащиеся воспроизводят полученные знания в новых речевых ситуациях.

Развитие всех познавательных процессов идет более быстрыми темпами, если учитель старается чаще вовлекать детей в творческую деятельность.

___________________________


1 Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1996. – 240с.


Глава 2. Методика работы над словами-антонимами в начальной школе.

Цель обучения русскому языку определяется как развитие устной и письменной речи учащихся.

В истории методики существуют разные толкования понятия речи:

1.               Речь развивается стихийно. Развитие речи происходит на основе обогащения сознания ребенка представления об окружающей действительности. Но специально обучать речи не следует. Можно лишь стимулировать это – предлагать детям темы устного и письменного высказывания.

2.               Речевое развитие закономерно. Следовательно, необходимо специальное обучение речи, т.е. нужно формировать умение строить высказывание. Основное средство – сочинения, изложения.

3.               Развитие речи связано с изучением грамматики. Дети усваивают языковые нормы, а упражнения помогают осваивать эти нормы на практике.

4.               Необходима работа над произносительной стороной речи: работа над развитием речевого аппарата, дикции.

Общепризнанной является следующая точка зрения: речь развивается не стихийно, а в процессе специально организованной, руководимой учителем учебно-познавательной деятельности младших школьников. Эта деятельность опирается на чтение и изучение грамматики и включает:

q                  восприятие детьми образцов речи, их анализ;

q                  разнообразную речевую практику детей.

Конечной целью является умение детей выражать свои мысли, чувства в устной и письменной форме правильно, содержательно, логично, точно, ясно,

выразительно, эффективно (результативно)1.   

Работа по достижению этой цели включает следующие этапы:

1.                Практическое знакомство с орфоэпическими нормами русского языка.

2.                Лексическая работа.

3.                Синтаксическая работа.

4.                Работа над связной речью.

Реализация этих этапов работы должна быть осуществлена в курсе русского языка в целом и в рамках каждого урока русского языка.


________________________________

1 Белорыбкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров – Ярославль: "Академия развития", "Академия Ко", 1998. – с.19-21.

 

2.1. Сравнительная характеристика словаря младшего школьника.

 

 Лексическая работа – это работа над лексическим значением слова. Русский язык очень богат лексически: существуют слова-антонимы, синонимы, омонимы, слова с переносным значением и т.д.

Усвоено может быть 45-120 тысяч слов (человек со средним образованием), 65-150 тысяч слов (человек с высшим образованием).  А словарь ребенка, поступающего в 1 класс, насчитывает 3-7 тысяч слов. Основными чертами словаря ребенка являются:

1.                Словарь составляют слова с конкретным значением. С отвлеченным значением слов мало, т.к. дети их с трудом понимают и часто ложно трактуют.

2.                Отсутствуют слова с переносным значением.

3.                Очень много слов – "пустышек", т.е. слово есть, а что оно означает – дети не знают.

Таким образом, мы видим, что словарь ребенка беден и количественно, и качественно. Следовательно, лексическая работа очень нужна и важна.

Методика работы над словарем в школе предусматривает следующие направления:

1.      Обогащение словаря детей, т.е. введение в словарь новых слов и их значений.

2.      Уточнение словаря, т.е углубление понимания уже известных слов, знакомство с синонимами, антонимами, фразеологизмами, изобразительными средствами – тропами.

3.      Активизация словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный.

4.      Устранение из словаря младших школьников нелитературных слов (диалектизмов, жаргонизмов, неправильных форм, нецензурных слов).

Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют.

Вывод:

Работа над уточнением словаря – самая широкая сфера словарной работы, которая включает в себя:

q      Работу над многозначностью, омонимией, смениваемыми  словами;

q      Работу над синонимами и антонимами;

q      Работу над изобразительными и выразительными средствами языка.


2.2. Анализ учебников русского языка с точки зрения изучения в них слов-антонимов.

 

Изучив учебники русского языка по традиционной программе, можно говорить о ярко выраженном недостатке в отношении работы над антонимами: в учебниках просто нет такой темы. Знакомство с антонимами, безусловно, происходит вскользь. Это даже не работа, а лишь наблюдение. Такое наблюдение начинается со 2 класса (1-3) по учебнику М.Л.Закожурниковой при закреплении темы "Обобщение знаний об именах существительных". Основная цель данного урока заключается в том, чтобы научить детей употреблять в речи существительные – антонимы. Предлагаются задания:

1)   устно подберите существительные, противоположные по смыслу данным, определите их род;

2)   вставьте в пословицы пропущенные слова.

Подобная работа – наблюдение проводится и со словами других частей речи.

В учебниках по традиционной программе М.Л.Закожурниковой и др. очень мало упражнений для работы с антонимами: во 2 классе – 4 упражнения, в 3 классе – 9 упражнений (1-3).

Эти упражнения выполняются детьми в связи с изучением имен существительных, прилагательных, глаголов.

Например:

Тема: "Имя прилагательное".

3 класс (1-3), упр.240, стр.106

Задание: Подберите к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Запишите.

Образец: кислый – сладкий.

Здоровый - …, медленный - …, горячий - …, темный - …, прилежный - …, тяжелый - …, узкий - …, холодный - …, трусливый - …, злой - …, кислый - …

Тема: "Глагол"

2 класс (1-3), упр.457, стр.178

Задание:  Подберите к данным глаголам противоположные по значению глаголы. Напишите.

Образец: говорил – молчал.

Хвалил - …, работал - …, спешил - …, любил - …, строил - …, начал - …, вставал - …, дала- …, темнеет - … .

Слова для справок: ломал, кончил, бронил, медлил, ненавидел, бездельничал, взяла, светлеет, садился.

Подавляющее большинство упражнений однотипны – это подбор антонимов к данным словам. Этот тип упражнений варьирует благодаря различным дополнительным заданиям.

Например:

3 класс (1-3), упр. 25, стр.12

Задание:  Подберите к данным словам противоположные по значению слова. Разберите их по составу.

Образец: маленький – большой.

Маленький, молодой, грустный, темный, близкий, короткий.

3 класс (1-3), упр.367, стр. 159.

Задание: I. Подберите к данным глаголам противоположные по значению глаголы. Напишите их во 2 лице ед.ч.

Образец: ругать- хвалить, хвалишь.

Ругать, разрушать, кончать, поднимать, молчать, обвинять, волновать, встречать, падать.

Слова для справок: хвалить, бросать, начинать, кричать, провожать, строить, вставать, успокаивать, защищать.

II. Замените в глаголах приставку так, чтобы глаголы имели противоположное значение и отвечали на вопрос    что сделать?

Образец: приехать – уехать.

Приехать, прилететь, пригнать, прибежать, запереть, влезть, открыть.


В учебнике для 2 класса (1-4) Т.Г.Рамзаевой наблюдение сменяется полноценной работой над словами – антонимами. Дети знакомятся со словами, противоположными по смыслу во время изучения темы "Слова, которые обозначают признаки предметов". Дети выполняют следующие упражнения, например:

1)                с.114, упр.367.

Задание:  Сравни два предмета по одному признаку. Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова.

По величине: Орел (какой?) большой, а воробей маленький.

По цвету: уголь (какой?) черный, а мел… .

По вкусу: перец (какой?) горький, а сахар… .

Дополнительное задание: В каждом предложении подчеркни слова, обозначающие признаки предметов. Это противоположные по смыслу слова. Приведи примеры подобных слов.

2)                с.114, упр. 368.

Задание: Составь предложения, используя слова:

             теплый; холодный; трусливый; храбрый.


Понятие "антоним" не вводится, ученики говорят – слова с противоположным значением или слова, противоположные по смыслу.


На этом же уроке изучается правило:

Среди слов, которые обозначают признаки предметов, есть противоположные по смыслу:

Летом день длинный, а ночь короткая.


Несмотря на это преимущество, в учебнике Т.Г.Рамзаевой также малое количество упражнений для работы с антонимами: 2 класс – 3 упражнения, 3 класс – 15 упражнений, 4 класс – 5 упражнений. Учебник Т.Г.Рамзаевой выигрывает тем, что значительно варьируются задания к упражнениям, т.е. реже встречаются упражнения, направленные на подбор антонимов к словам. В основном, учебник содержит упражнения по работе с антонимами, входящие в состав словосочетаний и предложений, например:

3 класс (1-4), упр.106, стр.43

Задание: Подбери к выделенным словам противоположные по смыслу слова. Запиши словосочетания.

Пасмурный день - … день, холодный ветер - … ветер, простая задача - … задача, легкая сумка - … сумка, идти медленно – идти … .

Составь предложение с одним из словосочетаний.

3 класс (1-4), упр. 481, стр.180.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9