|
Меню
|
|
Работа с антонимами на уроках русского языка и чтения в начальной школе
Задание: Подбери прилагательные,
противоположные по смыслу.
Напиши.
Ранняя весна - … весна, высокое
дерево - … дерево, веселая песня - … песня, глубокий пруд - … пруд, солнечный
день - … день.
Часто встречаются упражнения, в
которых нужно сравнить предметы по какому-либо признаку.
Например:
3 класс (1-4), упр.478, стр.180.
Задание: Сравни перец и мед по вкусу,
реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету, камень и пушинку по весу, орла и
воробья по величине, зайца и тигра по смелости.
Упр.477 на с.179 направлено на
сравнение двух текстов.
Задание: Сравни два текста.
Перед дождем.
Холодный ветер дует в лицо. Тяжелые
облака плывут над рекой. Слышатся сильные раскаты грома.
После дождя.
Теплый ветер дует в лицо. Легкие облака
плывут над рекой. Доносятся слабые раскаты грома.
Какие изменения произошли в природе
после дождя? С помощью каких слов это передается? Выпиши имена прилагательные,
противоположные по смыслу, вместе с именами существительными.
В теме "Глагол" можно встретить
упражнения на подбор сразу двух антонимов, например:
3 класс (1-4), упр.607, стр.229.
Задание: Сравни по смыслу глаголы каждой
строчки.
Радоваться, ликовать, торжествовать.
Радоваться, печалиться, грустить.
Какие из глаголов близки по смыслу,
какие – противоположны?
В этой теме удачно включены
упражнения, противоположность слов которых зависит от приставки.
Например:
3 класс (1-4), упр.635, стр.241.
Задание: Сравни глаголы по смыслу и по
составу.
Открыть – закрыть, налить – вылить,
приехать – уехать, входить – выходить, приклеить – отклеить, зацвести –
отцвести.
Какая часть слова делает глаголы
противоположными по смыслу? Спиши глаголы, выдели приставки.
Противоположные значения слов
раскрываются с помощью пословиц.
Например:
3 класс (1-4), упр.556, стр.208.
Задание: Прочитай пословицы. Объясни их
смысл. Спиши пословицы. Подчеркни глаголы, противоположные по смыслу.
Умей не только брать, но и отдавать.
Хорошие люди умирают, а дела их
живут.
Легче друга потерять, чем найти.
Таким образом, проанализировав
учебники русского языка по традиционной программе М.Л.Закожурниковой (1-3) и
Т.Г.Рамзаевой (1-4), мы еще раз удостоверились в том, что изучению слов с
противоположными значениями уделяется мало внимания. Этот пробел учитель может
восполнить, если будет регулярно включать упражнения, направленные на работу с
антонимами, а также обращать внимание детей на противоположности явлений,
предметов, людей, окружающих их в повседневной жизни.
2.3.
Экспериментальная работа. Констатирующий эксперимент.
В течение двух лет я проходила
педагогическую практику в средней школе №36 г. Пензы у учителя Турутовой
Валентины Андреевны. Основное внимание в этот период было уделено вопросам
развития речевой активности детей, т.к. речь, во всем ее видовом многообразии,
является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно,
и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности
школьников является создание благоприятной ситуации, способствующей
возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи, как
уже говорилось в психолого-педагогической части дипломной работы, теснейшим
образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном
развитии уже в старшем дошкольном возрасте самостоятельная речь достигает
достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют
умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог и отвечать на
вопросы, а также самостоятельно их задавать.
В ходе педагогической практики велось
наблюдение за тем, как ученики умеют составлять простейшие, но интересные по
смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно
строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
Основная задача, стоящая перед нами
на данном этапе, заключалась в том, чтобы определить, что дети знают о словах с
противоположным смыслом, умеют ли их видеть в текстах литературных
произведений. Конечно, учителем велась работа по внедрению в речь учащихся слов
с обратным значением. Особенно ярко она проявлялась на уроках чтения при работе
с пословицами и поговорками. В эксперименте принимали участие ученики 2
"А" класса (1-3) – 30 человек. Выявить уровень знаний детей о словах
с противоположными значениями удалось на одном из уроков русского языка,
который был посвящен повторению пройденного в 1 классе.
Фрагмент
урока русского языка.
Тема урока:
Путешествие
в город слов.
|
I. "Хмурый
осенний день".
Сегодня холодный пасмурный
день. Стоит ненастная погода. Сеет мелкий осенний дождик. Дует резкий
ветер. Небо мутное, низкое. Под ногами грязь. Скучная, унылая
пора.
|
II. "Солнечный осенний
день"
Сегодня теплый солнечный
день. Стоит прекрасная погода. Дует слабый ветерок. Небо чистое,
высокое. Под ногами сухо. Веселая пора.
|
Прочитайте I текст.
-
Как он
называется?
-
О чем
этот текст: Каким описан день?
-
Что
помогло вам определить, что день хмурый?
-
Какая
картина предстает перед вами?
-
Но не все
осенние дни бывают хмурыми и холодными. И вы сейчас в это убедитесь.
(открывается второй текст).
-
Прочитайте
название. Как вы думаете, о каком дне пойдет речь? Проверим.
-
Прочитайте
этот текст.
-
Итак,
какой же день здесь описан?
-
А эти
тексты связаны между собой или нет?
-
Чем
похожи они?
-
А чем
отличаются?
-
Благодаря
чему хмурый осенний день стал солнечным?
-
Обратите
внимание на слова, которые говорят нам об этих днях. Что в них особенного?
Какие они по значению?
-
Выпишите
пары слов с противоположными значениями. (Дети пишут).
хмурый – солнечный
холодный – теплый
ненастная погода – прекрасная
погода
резкий ветер – слабый ветер
мутное – чистое
высокое – низкое
грязь – сухо
скучная – веселая
В ходе эксперимента установили, что
особых затруднений в нахождении разницы между "Хмурым осенним днем" и
"Солнечным осенним днем" не возникло. Дети поняли, что тексты
противоположны или, как они сказали, обратные. В основном, дети оперировали
термином "наоборот" вместо "противоположный по смыслу,
значению".
К некоторым словам были подобраны
иные, но с обратным значением слова.
Например:
хмурый – ясный
ненастная – спокойная
В целом, результаты выглядят
следующим образом:
|
Деятельность
учащихся
|
Результат
|
Быстро установили обратную связь
между текстами
|
93% (28 чел)
|
Подобрали несколько антонимов к
одному слову
|
40% (12 чел.)
|
Не смогли установить связи между
текстами
|
6,6% (2 чел.)
|
2.4.
Обучающий (формирующий) эксперимент.
Результаты констатирующего
эксперимента свидетельствуют о том, что ученики уже знают, что к слову можно
подобрать слово, противоположное по значению. Поэтому перед нами теперь стоит
задача ввести понятие "слова с противоположными значениями –
антонимы". Мы должны учить детей видеть такие слова в тексте, правильно
употреблять их в речи. Но главное – объяснить ученикам, что означает понятие
"противоположные по значению".
Для этого мы разработали урок в
занимательной форме Урок проводился 30 сентября 2002 года, на уроке
присутствовало 28 учеников. Одному ученику – Богдановичу Михаилу – заранее
поручена роль дежурного, а другому – Киселеву Сергею – роль ученика.
Урок в занимательной форме (2 класс)
Тема урока: Введение понятия
"антоним".
Цели урока: 1. познакомить детей со
словами, противоположными по значению, - антонимами.
2. учить подбирать слова с
противоположным значением, находить их в речи.
Ход урока.
Учительница: - Здравствуйте, садитесь. Дежурный,
кто сегодня отсутствует и по какой причине.
Ученик: - Я дежурный. На уроке никто не
отсутствует, а все присутствуют. Отсутствующих нет, есть только присутствующие.
Учительница: - Ребята, ответ дежурного получился
многословными смешным, потому что он не сумел правильно употребить в речи слова
противоположного значения:
отсутствовать
– присутствовать
отсутствующие
– присутствующие
Ведь это же ясно, что если никто не
отсутствует, то все присутствуют! Именно о таких словах мы сегодня будем
говорить. Тема нашего урока "Слова с противоположным значением, или
антонимы".
Антонимами называют разные по
звучанию слова с противоположным значением. Объединяясь в пары, антонимы могут
характеризовать состояние (молодость – старость, труд – лень, здоровый –
больной), деятельность (работать – отдыхать), явления природы (жара – холод,
восход – закат), пространство время (близко – далеко, правый – левый, зимой –
летом).
Не все слова русского языка имеют
пару противоположного значения. Антонимов нет, например, у слов нога, Сергей,
карандаш, корова. Употребляются антонимы обычно в тех случаях, когда необходимо
подчеркнуть противоположность (светлый – темный, короткий – длинный). Само
слово "антоним", наверно, напоминает вам другие термины, с которыми
мы уже знакомы. Кто скажет об этом?
Ученик: - Слово "антоним" похоже
на слова "омоним", "синоним". У них одинакова вторая часть.
Учительница: - Вторая часть у этих
терминов -онима- по-гречески означает "имя". А если к этому добавить
"анти", то и получится "антоним".
Интересные слова в русском языке!
Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Как
называются такие слова?
Есть слова, которые об одном и том же
говорят по-разному. Что это за слова?
А есть слова с противоположным
значением. Попытайтесь отгадать загадки и найти в них такие слова.
1.
Далеко
мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг,
А деревьям друг.
2. Как столкнулся -
Стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь прибьет.
-
Слова с
противоположным значением (враг – друг, толстый – тонкий) называются
антонимами.
-
Подберите
антонимы к следующим словам: горе, конец, свет, жара, утро, узкий, добрый,
радоваться, приходить.
-
Как
видите, антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и глаголы.
-
А теперь
выпишите из рассказа Л.Толстого "Лебеди" 2 предложения, в которых
есть антонимы.
-
Вот
видите, как антонимы помогают нам представить эту картину: теплая сторона,
очевидно, очень далеко, и птицам пришлось долго-долго быть в пути.
-
Послушайте
рассказ и попытайтесь его закончить.
"Долго я был плохим
учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно
плелся я домой после уроков. Мам всегда огорчалась, когда видела мой
дневник. Надоело мне все это. Что я хуже других? Стал я внимательным,
старательным. И вот я уже считаюсь…"
-
Чтобы
продолжить этот рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова
противоположными по значению. (ученики зачитывают свои рассказы).
Учительница: - Как видите, один и тот же человек
в разное время может оказаться то веселым, то грустным, то аккуратным, то
небрежным. Вот, например, как об этом сказано в одном стихотворении.
Жила плохая
девочка.
Она была
хорошая,
Она была
хорошая,
Хотя была
плохая.
-
Ну да!
Вот это выдумки!
-
Ха-ха!
Вот это выдумки!
Не может быть хорошая,
Когда она плохая!
-
И ничего
не выдумки!
Она была плохая.
Она была хорошая,
Когда была послушная,
Когда она не слушалась,
Она была плохой.
Учительница: - а можете ли какой-нибудь предмет в
одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далеким и близким?
Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и
сыном.
Вьется синяя
река,
Убегает к
морю.
Говорит отец:
-Мелка!
-Глубока! – я
спорю.
Так мелка иль
глубока?
Как же быть
нам с нею?
До колен отцу
река,
Ну а мне – по
шею.
Кто же прав? Оказывается, оба правы, по-своему. Послушайте еще одно
стихотворение и найдите в нем слова с противоположным значением.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|