Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков
10.
Волков И.П. Методы
социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. - Л.,
1970.
11.
Выготский Л.С.
Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. Т.4. М., 1984.
12.
Гильяшева И.Н., Игнатьева
Н.Д. Детская проективная методика в исследовании межличностных отношений
ребенка // Психическое исследование личности в клинике. - Л., 1978.
13.
Григорьева Т.Г.,
Линская Л.3. , УсольцеваТ.П. "Основы конструктивного общения.
"Методическое пособие для преподавателей" -Новосибирск: Издательство
Новосибирского университета, М, Совершенство. - 1997.
14.
Григорьева Т. Г.
"Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск, издательство
Новосибирского университета. - 1997
15. Донцов А.И. Проблема групповой
сплоченности. - М., 1979.
16. Игры,обучение,тренинг,досуг...
под редакцией В.В. Петрусинского В четырёх книгах. - М.: Новая школа, 1994
17. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.
"Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность". Популярное
пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, Академия развития, 1996.
18. Кащенко В.П. Педагогическая
коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для
учителя.- М.: Просвещение,1994.
19. Коротаева В.В. "Хочу,
могу, умею!" Обучение, погруженное в общение - М. "КСП",
Институт психологии РАН, 1997.
20. Ковалев Г.А. Психическое
развитие ребенка и жизненная среда. // Вопр. психол. – 1993, №1, - С. 13-23.
21. Клейберг Ю.А. Социальная
работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово: Кузбассвузиздат,
1996. – 164с.
22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. Уч.
пособие для вузов. – М.: Сфера, 2001. – 464с.
23. Лисецкий М.С. Психология
межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара, 1996.
24.
Методика изучения
коллектива, общения, личности. Абакан, 1990. Ч. 2.
25.
Методики
социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990.
26.
Мургулец Л.В. Методы
социально-психологической диагностики личности. - Л., 1990.
27. Мудрик А.В. Социальная
педагогика: Учеб. Для вузов. – М.: ACADEMIA, - 184с.
28. Обухова Л.Ф. Возрастная
психология: Уч. пособие для студентов вузов. – 3-е изд. - М.: Педагогическое
общество России, 2001. – 444с.
29. Петровский А.В. Коллектив.//Общая
психология. М., 1986.
30. Петровский А.В. Феномен
субъектности в психологии личности / Автореф. док. дисс. - М., 1993. - 70 с.
31. Психология развивающейся
личности / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.
32. Райс Ф. Психология подросткового
и юношеского возраста / Пер. с англ. Под общ. ред. А.А.Реана. – СПб.: Питер,
2000. – 616с.
33. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и
дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 221с.
34.
Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2002. Кн. 1, 2.
35. Самоукина Н.В. "Игры в
школе и дома" Психологические упражнения и коррекционные программы. - М.
Новая школа,1995.
36.
Социальная
педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – 416с.
37.
Сгурская Л.В. Межличностные
взаимоотношения учащихся и их изучение. - Калининград, 1996.
38.
Технологии
социальной работы / Под ред. Холостовой. - М. ИНФРА-М, 2001. – 400с.
39. Энциклопедия психологических
тестов. (Общение. Лидерство. Межличностные отношения.) - М., 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Некоторые
фрагменты коррекционной программы по профилактике и разрешению межличностных
конфликтов в группе [45].
Занятие
№1 (2 часа). Обратная связь в межличностном контакте.
Цель: научиться соотносить
характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами.
Порядок
работы.
Упражнение.
Ведущий
предлагает:
а)
поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность,
пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т.п.
б)
сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.
Обсуждение.
Достаточны
ли ваши возможности для выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в
контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?
Информация
для социального педагога.
В
результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных
(переживаемых) тем, что подросток выражает в общении. Объяснить, что порой
неумение выразить свои чувства приводит к межличностным проблемам. Дать
название этому феномену (безличная коммуникация или коммуникация посредством
масок). Обговорить "маски", соответствующие и не соответствующие
ситуации (в школе, компании, семье и т.д.)[46].
Очень важно обсудить влияние безличной коммуникации на личностную структуру
человека.
Занятие
№2. "Маски" в общении.
Цели: осознание своих индивидуальных
способов ухода от искреннего, открытого общения.
Порядок
работы
Ведущий
предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски:
1)
безучастности;
2)
прохладной вежливости;
3)
высокомерной неприступности;
4)
агрессивности ("попробуй не выполнить мое желание");
5)
послушания или угодливости;
6)
деланной доброжелательности или сочувствия;
7)
простодушно-чудаковатой веселости;
Теперь
участники по очереди должны продемонстрировать свою "маску".
Вариант
1. Каждому участнику надо вспомнить или придумать ситуацию, которая помогла бы
изобразить маску и продемонстрировать ее всем.
Вариант
2. Каждый участник должен выбрать себе партнеров и инсценировать без слов или
со словами ситуацию, соответствующую маске, инсценирование заканчивается
"живой фотографией": маску нужно удерживать на лице не меньше двух
минут (можно разыграть сцены из "Ревизора" Н.В. Гоголя).
Информация
для социального педагога.
Вариант
2 предпочтительнее, поскольку снижает тревожность и некоторую искусственность
задания. После урока можно дать домашнее задание: в тетради для самоанализа
выпишите, какими "масками" вы чаще всего пользуетесь в жизни и чем
они помогают и чем мешают в общении.
Занятие
№3 (1 час) Искажение
информации в общении.
Цель: показать, как искажение
информации в общении может вызвать межличностные конфликты.
Ведущий
предлагает участникам вспомнить знакомые упражнения:
Упражнение
1. "Зеркало"
Упражнение
2. "Испорченный телефон"
Обсуждение.
Попытаться в свободной беседе выявить причины искажения информации в общении.
Какие мысли, чувства, желания появились, как изменяют информацию пол,
взаимоотношения, гиперзначимость ситуации, болезненное самолюбие, отношение к
тактильным прикосновениям, особенности возраста и пр. Из всех причин искажения
информации, выявленных в беседе, выбрать наиболее часто встречающиеся.
Занятие
5 (2 часа). Влияние
врожденных факторов на стиль общения.
Цель: научиться понимать – какой
темперамент у человека, что можно ожидать от людей того или иного темперамента,
различать форма коммуникации, агрессию и эмоциональный "всплеск".
Порядок
работы.
Упражнение.
Ведущий
предлагает абстрактную ситуацию, например: "Вы спешите на встречу. Вас
обрызгивает проезжающий мимо автомобиль". Как вы поведете себя в данном
случае? Записать на листочках свои реакции (вербальные и невербальные) и первые
фразы, которые бы вы произнесли. Затем все читают свои листочки и делятся на 4
группы по сходству реакций.
Обсуждение.
Какие
реакции характерны в большей степени для каждого из четырех типов темперамента?
Какие
чувства вызывают эти реакции у людей другого темперамента?
Какие
последствия во взаимодействии могут быть, если не учитывать эти факторы?
Конструктивные
и деструктивные формы взаимодействия людей различного темперамента.
Информация
для социального педагога.
Выводов
лучше не навязывать, опасаясь установленных стереотипов.
Рекомендации для подростков по недопущению межличностных проблем в своей
среде.
Упражнение 1. В общении со своими сверстниками внимательно следите за
своими высказываниями и действиями, отмечая попутно, какие реакции они вызывают
со стороны других людей.
Упражнение 2. Старайтесь систематически делать выводы о том, как люди
относятся к вам.
Упражнение 3. Чаще экспериментируйте над собой, выступая, например,
перед зеркалом, постоянно меняя выражение лица, жесты, пантомимику (положение
тела). Одновременно пытайтесь предсказать реакцию, которую вы можете вызвать у
окружающих.
Упражнение
4. (выполняется, как правило, после упражнения 3). Перенесите упражнение 3
в ситуацию реального общения со сверстниками, одновременно наблюдая за собой и
за действиями собеседников, соотнося свои реакции с реакциями окружающих людей.
В этом случае особенно важно использовать такие движения и действия, которые
демонстрируют хорошее отношение к человеку.
[1] Методика изучения коллектива, общения, личности. -
Абакан, 1990. Ч. 2. - С.201.
[2] Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Д.: Медицина, 1985.
[3] Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков
характера у детей и подростков. Книга для учителя. - М.: Просвещение,1994.
[4] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека
человеком. - М., 1982. - С.56.
[5] Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.:
Владос, 2000. – С.216.
[6] Сгурская Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение. -
Калининград, 1996. – С.119.
[7] Петровский А.В. Коллектив // Общая психология. - М., 1986. – С. 82.
[8] Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр.
психол. - 1993, №1. - С.13.
[9] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,
1968. - С.27.
[10] Абрамова Г.С. Возрастная психология. Уч. пособие для вузов. – М.;
Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000. – С.529.
[11] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с англ.
/ Под общ. ред. А.А.Реана. – СПб.: Питер, 2000. – С.314.
[12] Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека
от рождения до поздней зрелости. Уч. пособие для вузов – М.: Сфера, 2001. –
С364.
[13] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Уч. пособие для студентов вузов. –
3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – С.243.
[14] Мадорский Л.Р., Зак А.3. Глазами подростков. Книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1991.
[15] Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей
общению. Характер, коммуникабелъность. – Ярославль: Академия развития, 1996. –
С.182.
[16] Лисецкий М.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном
возрасте. - Самара, 1996. - С.79.
[17] Возрастная и педагогическая психология: Тексты. – М.: Изд-во МГУ,
1992. – С.172.
[18] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с англ.
/ Под общ. ред. А.А.Реана. – СПб.: Питер, 2000. – С.312
[19] Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер,
2001. – С.175
[20] Мадорский Л.Р., Зак А.3. Глазами подростков. Книга для учителя . - М.:
Просвещение, 1991.
[21] Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учеб. Для вузов. – М.: ACADEMIA, 2000. - С.6.
[22] Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность //
Социальная работа. - 1992. Вып.№2. - С.8
[23] Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения
подростков. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – С.86.
[24] Социальная педагогика. Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.:
Владос, 2000. – С. 312.
[25] Технологии социальной работы / Под ред. Холостовой. - М. : ИНФРА-М,
2001. – С.19.
[26] Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.-Л., 1956.
- С. 42.
[27] Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.
Исправление недостатков характера у детей и подростков. Книга для учителя.-
М.: Просвещение,1994. – С.215.
[28] Игры, обучение, тренинг,
досуг... под редакцией В.В. Петрусинского. В четырёх книгах. - М.: Новая школа,
1994. – С.26.
[29] Березин С.В., Лисецкий М.С. Концептуальные
основы педагогической конфликтологии // Актуальные проблемы университетского
технического образования. - Самара, 1996. - С.117.
[30] Столяренко Л.Д. Основы психология. - Ростов на Дону:
"Феникс", 1997. – С.46.
[31] Донцов А.И. Проблема
групповой сплоченности. - М., 1979. - С.29.
[32] Григорьева Т.Г., Линская Л.3. , УсольцеваТ.П. Основы конструктивного
общения. Методическое пособие для преподавателей – М.: Совершенство, 1997.
[33] Коротаева В.В. "Хочу, могу, умею!"
Обучение, погруженное в общение - М.: "КСП", Институт психологии РАН,
1997. – С.117.
[34] Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. -
М.: "Ось-89", 2000.
[35] Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Детская проективная методика в
исследовании межличностных отношений ребенка // Психическое исследование
личности в клинике. - Л., 1978. - С.43.
[36] Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного
конфликта подростков. - Самара, 1996. - С.124.
[37] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -
М., 2002. – С.155.
[38] Волков И.П. Методы социометрических измерений в
социально-психологических исследованиях. - Л., 1970. - С.73.
[39] Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум.-
Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 1997.
[40] Мургулец Л.В. Методы социально-психологической
диагностики личности. - Л., 1990.
[41]Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. - М.,
1982. - С.108.
[42] Энциклопедия психологических тестов. (Общение. Лидерство.
Межличностные отношения.) - М., 1997. -С.67
[43] Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – М.: Аспект Пресс,
2000. – С.204.
[44] Методики социально-психологической диагностики личности
и группы. - М., 1990. - С.12.
[45] Беседин А.Н., Липатов И.И., Тимченко А.В., Шапарь В.Б. Книга
практического психолога: В 2 ч. -Харьков, 1996. Ч.2. – С.78.
[46] Самоукина Н.В.
"Игры в школе и дома" Психологические упражнения и коррекционные
программы. - М. Новая школа,1995. – С.226.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|