|
Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков
Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
|
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….................
|
3
|
Глава I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ОСНОВНЫХ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ
ПОДРОСТКОВ……………..
|
6
|
1.1. Социально-педагогическое содержание
понятия «подросток», «подростковый возраст», «подростковые общества»…………...
|
6
|
1.2. Межличностные проблемы в среде
подростков и их социально- педагогическое значение…………………………………………..
|
14
|
Глава II. РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
ПОДРОСТКОВ………………………………….
|
21
|
2.1. Социальная педагогика как
отрасль системы воспитания подростков………………………………………………………….
|
21
|
2.2. Основные
направления решения межличностных проблем в среде подростков средствами
социальной педагогики………….
|
25
|
Глава III.
ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВО-ВАНИЮ ФОРМ И МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТ-НЫХ ПРОБЛЕМ В СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ………………………………….
|
35
|
3.1. Экспериментальное
изучение межличностных проблем в среде подростков в аспекте социализации
личности…………………..
|
35
|
3.2. Социально-педагогический эксперимент, характеристика
его результатов…………………………………………………………
|
48
|
3.3. Выводы и рекомендации………………………………………….
|
54
|
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………
|
56
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
|
58
|
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….
|
59
|
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...
|
62
|
ВВЕДЕНИЕ
Главной
целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его
людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей
детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться,
самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными
обществом личностями.
Однако,
воспитание детей — нелегкая задача, и сегодня большинство родителей
сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются в
подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно
детства во взрослую жизнь. Количество самоубийств среди подростков так сильно
возросло, что это стало сейчас второй по важности причиной смертности людей в
возрасте от 14 до 20 лет. Кроме того, в последние несколько лет невероятно
увеличились уровень подростковой преступности, детской беременности, наркомании
и заражения болезнями, передаваемыми половым путем. В целом, особую тревогу
вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная
дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности,
потенциальной конфликтности.
Большинство
существующих исследований в данной предметной области так или иначе сходятся в
признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со
сверстниками, т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет
все остальные стороны его поведения и деятельности. Если в младшем школьном
возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная
деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в
основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные
межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии
и социальной педагогики.
Целью дипломной работы является
разработка рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в
среде подростков средствами социальной педагогики.
Частными
задачами исследования являются:
1.
Анализ психолого-педагогической литературы по межличностным проблемам в среде
подростков;
2.
Анализ известных и синтез новых направлений решения межличностных проблем в
среде подростков средствами социальной педагогики;
3.
Изучение личностных особенностей подростков с целью установления зависимости
коммуникативных способностей от личностных особенностей и разработка
рекомендаций по профилактике и преодолению межличностных проблем в среде
подростков средствами социальной педагогики.
Объектом
исследования в
работе являются ученики 10 класса района средней школы №12 Замоскворецкого
района г. Москвы. Количество испытуемых - 14 человек.
Предметом
исследования
являются методы разрешения межличностных проблем в среде подростков средствами
социальной педагогики.
Методологической основой исследования является системный
анализ исследуемых отношений.
Структура
работы:
Работа,
объёмом 66 страниц, состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка
литературы (39 источников), приложения.
В
первой главе рассматриваются психологические особенности подросткового возраста,
специфика общения подростков, рассматриваются некоторые причины трудностей,
возникающих в общении.
Во
второй главе представлены основные направления решения межличностных проблем в
среде подростков средствами социальной педагогики.
В
третьей главе приводятся результаты экспериментального изучения межличностных
проблем в среде подростков в аспекте социализации личности.
В
выводах раскрываются основные научные положения, полученные в ходе настоящего
исследования.
В
приложении представлены некоторые фрагменты коррекционной программы по
профилактике и разрешению межличностных конфликтов в группе.
В
качестве объекта исследования неслучайно выбраны ученики старшего подросткового
возраста: они находятся на промежуточном этапе между переходом от подросткового
возраста к юношескому, где центральным новообразованием становится
самоопределение школьника[1].
Поэтому, очень важно своевременно выявить и устранить причины, вызывающие
затруднения у подростков в процессе общения.
Дипломная робота имеет большое практическое значение для работы
социального педагога, т.к. затрагиваемые проблемы являются актуальными,
особенно в условиях современной школы.
Глава I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВ
1.1.
Социально-педагогическое
содержание понятий «ПОДРОС-ТОК», «ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ», «ПОДРОСТКОВЫЕ
ОБЩЕСТВА».
Каждый
возраст хорош по-своему. И в то же время, каждый возраст имеет свои особенности
и сложности. Не является исключением и подростковый возраст.
Подростковый
возраст —
определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре он
постоянно удлиняется, и полного согласия по
поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период
рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью,
причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают
зрелость. В этом смысле подростковый
период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по
которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.
Заметим,
что в настоящее время сложилась достаточно запутанная картина с определением
возрастных рамок подросткового возраста. Одни берут за основу тинейджерскую
модель, продлевая рамки периода до 18–19 лет, другие предельно сужают интервал.
Не вдаваясь в длительную дискуссию, позволим себе принять за основу достаточно
традиционный подход к периодизации: раннее детство и дошкольное детство, период
младшего школьника (7–10 лет), подростковый период (10–14 лет), первый
юношеский период (старшеклассники – 14–17 лет). Естественно, в этой
периодизации читается прямая взаимосвязь с существующей образовательной системой,
но модель эта, на наш взгляд, продуктивна, понятна и может быть легко
использована в настоящем исследовании.
На
современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением
детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что
основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а
анатомо-физиологические изменения в организме.
Наиболее
существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели
его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения
секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции
происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением
роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Исходя из
этого, Личко А.Е. различает младший подростковый возраст 12-13 лет,
средний - 14-15 лет, старший - 16-17 лет[2].
Подростковый
возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют
переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит
своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который
пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение,
интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его
деятельности[3].
Подросток — это еще недостаточно
зрелый и недостаточно социально возмужалый человек. Это личность, находящаяся
на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно
развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в
состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих
поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Наряду с этим,
подросток – это лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои
действия и поступки, т.е. подросток способен принимать продуманные решения,
совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую
ответственность. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического
развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную
ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как
характеризующийся личностной ответственностью.
Главной
особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время
подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные
черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя
противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится
наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и
между собой. У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым
представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со
сверстниками, с родителями. В этот небольшой промежуток времени подросток
должен сориентироваться в понятиях "мужчина" и "женщина", а
так же применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего
состояния и того, кем он был/была до этого.
При
взрослении ребенка происходит его становление, готовность к жизни во взрослом
обществе, как равноправного участника жизни, у подростка проявляется
потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает
подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные
взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и
факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со
сверстниками и их действиями.
В
этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи
и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как
влияние сверстников усиливается[4].
Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной
группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он
чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и
спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где
собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.
Как
правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в
частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на
маленького, а он пытается вырваться из этой опеки[5]. Поэтому
взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью,
усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится
более значимым мнение сверстников.
Изменяется
характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается
перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений
со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что
в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося
поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может
приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка[6].
У подростка
формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к
независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить»
его. Чувство взрослости - основное новообразование подросткового возраста.
Подросток
в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный
взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается
подражать: его внешнему облику, манере поведения[7].
Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа,
серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты
дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.
Все
это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка
проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей
действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на
основе общих интересов и увлечений[8].
У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и
поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение,
выносливость и другие волевые качества.
Значительно
изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду
с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него
характерна разбросанность и неустойчивость интересов.
С
внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если,
конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же
в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает
сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться.
Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения)
поведение могут даже и наградить (опять-таки, по своему разумению). До реальной
взрослости далеко, но так хочется! Изменить они пока ничего не могут, но внешне
подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости":
курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление
"я тоже имею свою личную жизнь").
Копируют
любые отношения[9].
Например, если в семье не уважают кого-либо из ее членов, то так же будет
поступать и сын (дочь). И никакие слова типа "Старших надо уважать!"
не помогут. Ребенок просто будет отражать, как зеркало, проблемы семейных
взаимоотношений. Если в семье при ребенке ругаются, потом он будет ругаться так
же с родителями, используя их же слова. Да еще и удивляться: "Почему им
можно, а мне нельзя? Ведь я уже взрослый!"
Но в
копировании отношений есть и положительный момент - это своеобразный перебор
ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть, вариант подростковой
социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Родители
часто замечают, что подросток часто меняет свое поведение: сегодня - добрый и
ласковый, завтра - манерный, а на следующей неделе - хулиганистый "как
соседский Вовка". У кого-то из подростков вхождение в жизнь
ознаменовывается разными выходками (доводящими домочадцев до невменяемости). У
некоторых, наоборот, выражается в заботе о ближних.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|