Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков
2.
Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы,
как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. По сути дела в группе
моделируется система взаимоотношении и взаимосвязей, характерная для реальной
жизни участников. А поэтому является хорошей жизненной школой[35].
3. В
группе подросток может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными
стилями отношений среди равных партнеров. Если в реальной жизни подобное
экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже
наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного
"психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе,
чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому
относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности,
принятия и поддержки.
4. В
группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть"
роль другого подростка для лучшего понимания его и себя и для знакомства с
новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то.
5.
Возможность получения обратной связи и поддержки от подростков со сходными
проблемами. В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю,
безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других
людей, которые отлично понимают сущность твоих переживаний, поскольку сами они
переживают то же самое.
6.
Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить
психологические проблемы каждого. В то же время, психологическое напряжение в
группе может (и должно) играть конструктивную роль, задача ведущего - не дать
напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;
7.
Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.
Иначе, чем в группе, иначе, чем через других подростков, эти процессы в полной
мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют
понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
Главное,
о чем необходимо помнить при работе с подростками на тренинговых занятиях – это
воспитание позитивных отношений ребенка к самому себе и окружающему миру[36].
В
заключение по данному вопросу исследования надо отметить, что среди
социально-педагогических методов решения межличностных проблем особую группу
составляют методы коррекции, к которым относятся поощрение и
наказание. Данные методы воспитания в разные периоды развития отечественной
педагогической мысли воспринимались по разному: от необходимости применения
наказаний к подросткам (в том числе и физических наказаний в школе) до полного
их отрицания. В целом, вся история социально-педагогической мысли
свидетельствует о том, что методы коррекции (поощрение и наказание) —
сложнейшие способы воздействия на личность подростка и пользоваться ими нужно
очень осмотрительно[37].
Глава III. ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
СОВЕРШЕН-СТВОВАНИЮ ФОРМ И МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ МЕЖ-ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ В СРЕДЕ
ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
3.1. Экспериментальное
изучение межличностных проблем в среде подростков в аспекте социализации
личности
Цели и
задачи исследования.
Целью
эксперементальной работы является выявление причин, вызывающих межличностные
проблемы в среде подростков на основе изучение их коммуникативных способностей[38].
Задачи
исследования:
1. Изучение
уровня коммуникационных способностей с помощью методики КОС-1 до и после проведения
коррекционной работы.
2. Изучение
личностных способностей испытуемых с помощью теста Коттела.
3. Сравнение
выявленных показателей экспериментальной группы и установление зависимости
коммуникативных способностей от личных особенностей испытуемых с целью
выявления основных причин, влияющих на межличностные проблемы в среде
подростков.
4. Составление
коррекционной программы по профилактике и разрешению межличностных проблем в
среде подростков средствами социальной педагогики.
Исследования
проводились с декабря 2003г. по март 2004г.
В эксперименте
принимали участие учащиеся 10 класса средней школы №12 Краснопресненского
района. На базе этой возрастной группы была сформирована экспериментальная
группа. Количество испытуемых - 14 человек.
В соответствии с
целями и задачами проводимого исследования запланированы и осуществлены 3 этапа
эксперимента:
I ЭТАП –
констатирующий.
Диагностика
коммуникативных способностей по методике КОС-1 и личностных особенностей
испытуемых по методике Кеттела.
II ЭТАП –
формирующий.
Составление и
выполнение программы тренингов по профилактике и разрешению межличностных
проблем в среде подростков экспе-риментальной группы средствами социальной
педагогики.
III ЭТАП –
контрольный.
Повторная
диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 в экспериментальной
группе.
В соответствии с
поставленными задачами I этап эксперимента разбит на 2 серии:
1 серия –
направлена на изучение коммуникативных особенностей испытуемых.
2 серия –
направлена на изучение личностных особенностей испытуемых.
Методики исследований.
1. Методика
исследования коммуникативных способностей (КОС-1)[39]
Цель
исследования: выявить уровень коммуникативных способностей подростков[40].
Инструкция
по применению методики.
Учащимся
предлагается ответить на 20 вопросов:
1. Много ли у вас друзей, с
которыми вы постоянно общаетесь?
2. Долго ли вас беспокоит
чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?
3. Есть ли у вам стремление к
установлению новых знакомств с различными людьми?
4. Верно ли, что вам приятнее и
проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?
5. Легко ли вы устанавливаете
контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?
6. Трудно ли вам включиться в
новые для вас компании?
7. Легко ли вам устанавливать
контакты с незнакомыми людьми?
8. Трудно ли вы осваиваетесь в
новом коллективе?
9. Стремитесь ли вы при удобном
случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
10. Раздражают ли вас окружающие
люди и хочется ли вам побыть одному?
11. Нравится ли вам находиться
среди людей?
12. Испытываете ли вы чувство
затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу,
чтобы познакомиться с новым человеком?
13. Любите ли вы участвовать в
коллективных играх?
14. Правда ли, что вы чувствуете
себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
15. Полагаете ли вы, что вам не
представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
16. Стремитесь ли вы ограничить
круг своих знакомых небольшим количеством людей?
17. Чувствуете ли вы себя
непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
18. Правда ли, что вы не
чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить
что-то большой группе людей?
19. Верно ли, что у вас очень
много друзей?
20. Часто ли вы смущаетесь,
чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Если ответ
положителен, то в соответствующей клетке бланка школьник должен поставить
"+", если отрицательный – знак "-".
Бланк.
|