Психология управления
-
состояние здоровья и плохое физическое
состояние;
-
плохое состояние коллег или их плохое отношение;
Рассматривая
структуру качеств личности руководителя, Ф.Генов выделяет следующую
классификацию:
1)
качества, характеризующие профессиональную
подготовку руководителя;
2)
организационно-административные качества и
умения;
3)
волевые качества
4)
качества умения устанавливать и поддерживать
оптимальные отношения с людьми;
5)
идейно-политические качества.
«Управленческая
деятельность – это сознательная деятельность. Она связана с преодоление
большого числа самых разнообразных трудностей на пути достижения целей. В
преодолении этих трудностей проявляется воля коллектива и воля руководителя.
Поэтому руководитель должен быть личностью волевой, наделенной
определенными волевыми качествами. Управленческая деятельность направлена,
прежде всего, на изменение действительности. А это невозможно без наличия самой
широкой гаммы волевых качеств, проявляемых со стороны руководителя».
Е.Е.Вендров
рассматривает деятельность руководителя в зависимости от особенностей его эмоционально-волевой
сферы и выделяет четыре типа руководителей:
1)
Руководители – командиры. Свои требования не
мотивируют, строги и придирчивы;
2)
Руководители с сильной волей и добрым сердцем.
Они не прочь мотивировать свой приказ. Строги и требовательны, но при
необходимости снисходительны и мягки;
3)
Руководители внешне как бы со слабой волей,
мягкие, но умеют приказывать; их распоряжения скорее напоминают разъяснения,
советы, пожелания. Но они требовательны и настойчивы;
4)
Слабовольные и бесхарактерные. Идут на поводу у
коллектива и у лидеров.
Уманским
Л.И. и Вендровым Е.Е. в результате исследований вычленены требования,
предъявляемые к психике руководителя.
Восприятие.
Руководителю важно обладать аналитико-синтетическим типом
восприятия, при котором имеет место наблюдение, описание фактов и их
объяснение. Наблюдательность должна выступать как планомерное, целенаправленное
восприятие объектов.
Внимание.
Должно быть произвольным, большой концентрации и устойчивости, особенно в
пределах управленческой задачи. В то же время тебуется уметь быстро
переключаться.
Память.
Руководителю должно быть свойственно произвольное
запоминание, главным образом осмысленное, важна память на лица и фамилии.
Память должна быть быстрая, долго удерживать факты и события. Предъявляются
требования к точности воспроизведения, оперативности и большому объему памяти
управленца.
Воображение.
Руководителю необходимо, главным образом, воссоздающее
воображение. Но довольно часто возникает необходимость и в творческом
воображении. Необходимо умение мечтать.
Мышление.
Целесообразность и эффективность деятельности руководителя
прямо пропорциональна тонкости и точности анализа и правильности и
безошибочности синтеза. Большая ценность именно практического мышления, так как
именно с ним связано быстрое преобразование реальности по ясным, практичным,
хорошо продуманным планам.
Лебедев
В.М. описал группу свойств личности, обеспечивающих эмоционально-волевую
воздейственность:
1)
Общественная энергичность.
Это способность заражать энергией других людей, используя разнообразные
средства – от улыбки до приказа;
2)
Требовательность. Она
характеризуется постоянством или гибкостью проявления в связи со сложившейся
ситуацией;
3)
Критичность. Она
выражается в виде способности анализировать деятельность и поведение других
людей правильно, аргументированно и доброжелательно.
Составляющими
организаторского чутья, Лебедев В.М. называет своеобразный сплав
психологической избирательности, практически-психологического ума и
психологического такта.
В
русском языке понятия «воля» и «власть» во многом сливаются. Проявить свою волю
означает направить властный процесс. «Это понятие не просто имеет
непосредственное отношение к психической жизни людей, но является фактором,
оказывающим определяющее влияние на их поведение и деятельность».[11]
Прежде всего, власть проявляется в межличностном взаимодействии, и,
конечно же, в управленческих отношениях. Наиболее распространенной
модель власти описывает основу власти как асимметрию отношений, связанную с принудительным
изменением поведения, выступающей некой силой, вызывающей поведение,
невозможное в ее отсутствии. «Наиболее непосредственной формой удовлетворения
потребности во власти является возможность распоряжаться ресурсами и руководить
людьми, влияя на их чувства, отношения и поведение. Как правило, именно
властолюбивая личность стремится взять инициативу в свои руки...Такой человек
постоянно ищет пути к занятию к занятию руководящих постов в организации, на
которых он может постоянно реализовывать свое влияние».[12]
Как правило, люди с высокой потребностью во власти проявляют авторитаризм и
макиавеллизм в отношениях с подчиненными. А мужчины-руководители еще и к
агрессивному поведению и нарушению социальных норм, чего не встречается у
женщин с высокой потребностью во власти. Правильно социализированная
потребность во власти позволяет осуществлять ее в формах высокой заботы
о людях и деле, ответственности, понимании людей, их желания быть руководимыми
и направляемыми.
Несмотря
на то, что стремление к власти и ее получение – не одно и то же, при занятии
управленческого кресла доступ к возможности выносить управленческие решения,
направляя властный процесс, получают все же люди с достаточно высокой
мотивацией влияния. Этот факт говорит о том, что повышенная властная мотивация
является предпосылкой карьеры в управленческой сфере.
управленческих решений
Руководитель,
осознавая проблемную ситуацию, автоматически намечает определенную линию своего
поведения. Михайлов Г.С.[13] утверждает, что
избираемая линия поведения будет диктоваться и корректироваться в соответствии
с принятием управленческого решения. Выбор возможностей, альтернатив поведения
1)
внутренне логичен;
2)
связан содержанием разрешаемой проблемы;
В
предыдущей главе мы рассматривали мотивацию влияния руководителя, отражающую,
главным образом, его желание влиять на людей. Н.Скок выделяет в
структуре личности руководителя особое отношение, установку, готовность,
источником, регулятором и результатом которого является способность влиять
на ход событий. Если руководитель имеет эту способность, то он владеет
инициативой и может занимать свое место. Опытный руководитель всегда постигает
степень своих возможностей влияния на ход событий и оценивает их. Разрешение
проблемной ситуации связано с оценкой множества различных факторов.
Естественно, на практике нельзя их все оценить и сопоставить. Но способность
влиять на ход событий порождает личностную интегральную, субъективную
оценку возможности выбора и наилучшей в данной ситуации альтернативы.
Алгоритм
поведения руководителя, способного влиять на ход событий сводится к следующему:
-
Если руководитель способен лично, прямо,
непосредственно определить ход событий, то он это делает;
-
Если руководитель видит, что ход событий зависит
не от него, но он способен определить условия деятельности этих людей,
обусловить и поведение, то именно в этом и будет заключаться влияние на ход
событий;
-
Руководитель считает себя обязанным использовать
систему официальных отношений, если не видит иной возможности влиять на ход
событий.
Линии
поведения руководителя в проблемных ситуациях диктуются, в том числе, и этой
эмпирически вскрытой закономерностью Н.Скока. Очень интересным представляется
эксперимент и его результаты в виде факторов –линий поведения руководителя в
проблемной, напряженной ситуации. Методика была построена таким образом, что
позволяла ему проследить разновидности поведения руководителей в проблемных
ситуациях со следующими параметрами напряженности:
-
нарушение субординации;
-
конфликты между подчиненными, руководителя с
подчиненными, с коллегой;
-
напряженные периоды в работе коллектива;
-
назначение заместителя;
-
недисциплинированность подчиненного и
руководителя;
-
чрезвычайные происшествия;
-
реорганизация участка работ;
-
определение концепции руководства.
В
результате математической обработки выявилось девять факторов, которые можно
проинтерпретировать как линии поведения руководителя.[14]
1)
Личная продуктивность руководителя при принятии
решений, которая характеризуется деловой направленностью, выражающейся в
постоянной ориентации на выбор тех вариантов решений, которые приводят к
полезным результатам; конструктивным отношением к возникающим противоречиям,
проявляющимся в стремлении выбирать те варианты действия, которые будут их
разрешать, а не создавать возможности для уклонения; чувством перспективы,
позволяющим создавать условия, благоприятные для будущих действий.
2)
Использование официальных отношений: способность
руководителя опознать ситуацию, даже сильно напряженную, как предусмотренную
официальными нормами и найти нормативные способы ее решения; через поддержание
и подчеркивание официальной дистанции, подчеркивающей статусные позиции
руководителя.
3)
Воспитательная направленность руководителя:
сдержанность при принятии решения, неприменимость экспрессивных воздействий;
вовлечение подчиненных в принятие решения посредством делегирования полномочий;
стремление к мерам убеждения; готовность принимать ответственность за руководство
на себя. Эта же способность лежит в основе успешного руководства коллективом.
4)
Оперативность в руководстве: ориентация на
конкретное решение, быстрая и самостоятельная ориентация руководителя в
проблемной ситуации.
5)
Самокритичность: переживание проблемной
ситуации, апелляция к авторитетным членам коллектива; осторожность в выборе
возможностей воздействия. Самокритичность положительно влияет на личную
продуктивность руководителя и совмещение им официальных и неофициальных
полномочий в коллективе.
6)
Авторитарность: ориентация на систему
авторитетов; стремление уйти от конфликта, используя авторитет власти как
личный авторитет.
7)
Производственная направленность: некоторая
узость взгляда на подчиненного как на носителя должностных прав и обязанностей;
направленность на выполнение производственных задач. В таком случае
руководитель полагает, что взаимоотношения среди подчиненных, их самочувствие –
дело второстепенное.
8)
Демонстрация деятельности: демонстрация
собственной активности; желание казаться руководителем даже при невозможности
им быть, подчеркивание формальных сторон принятия решения, апеллирование к
официальным нормам
9)
Волевое руководство: предпочтение метода личного
влияния; защита личного авторитета; стремление к самостоятельным и решительным
действиям; деловая направленность.
Опытный
руководитель, имея предпочтения, привычки в выборе линии поведения, все же
старается использовать как можно больше новых линий поведения. Н.Скок
подчеркивает, что эти линии поведения руководителя являются равновероятными по
критерию успешности. И привлекательность каждой из них связана с конкретной
ситуацией и личностью самого руководителя.
Результируя
содержание Главы 2, можно отметить:
-
личность руководителя является важным фактором
при принятии управленческого решения;
-
процесс принятия управленческого решения
индивидуально «окрашен», так как обеспечивается индивидуальным стилем
управленческой деятельности. Разработано множество классификаций
индивидуального стиля принятия решения. Наиболее известными из них являются
«Индикатор Майерс-Бриггс»; авторитарный, коллегиальный и попустительский стили
в описании А.Л.Журавлева; классификация Арробы;
-
Известную перспективу психологии управления
составляют исследования мотивации власти руководителя и направление им
поредством принятия решений властного процесса;
-
Чрезвычайно значимыми в процессе руководства и
принятия решений являются волевые качества личности руководителя;
-
Руководители часто прибегают к определенным
линиям поведения, выступающими критериями принятия управленческого решения.
РУКОВОДИТЕЛЯМИ
3.1. Содержание и методика исследования, контингент
испытуемых
Наше
исследование построено в соответствии с выдвинутой гипотезой:
Волевые качества личности руководителя определяют его индивидуальный
стиль принятия управленческих решений и линии поведения, обусловленные
принятием этих решений.
В связи с задачами каждого этапа работы,
исследование можно разделить на несколько частей:
1)
Выявление
степени различия в структуре организаторско-управленческих качеств
руководителей и подчиненных;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|