бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологический пол личности бесплатно рефераты

В результате теоретического исследования состояния изучаемой проблемы было показано, что психологический пол личности — сложное, динамическое, системное качество, обусловленное связанными с половой принадлежностью биологическими особенностями индивида и полоролевыми нормами в обществе. В качестве основных составляющих его элементов выявляются половое самосознание как ощущение, осознание и принятие своей половой принадлежности; определенную половую идентичность, как усвоенные личностью социокультурные и психологические особенности своей половой принадлежности; социопояовые ориентации, как интериоризованную систему половых ролей, в свете которой субъект различает критерии "мужественности" и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус. В целом, составляя психологический пол зрелой личности, они реализуются в индивидуальных характеристиках, полоролевом поведении, способах действия и установках, иерархии мотивационных линий личности.

Биологические факторы являются первичной детерминантой половой дифференциации и определяют возможность и направление процесса социализации личности под влиянием системы условий общественно-исторического образа жизни. В качестве основных проводников культурного влияния в процессе половой социализации личности выступают семья, сверстники, институты организованного воспитания, средства массовой информации. Этнокультурная специфика полоролевого поведения усваивается в раннем детстве через традиционные способы семейного воспитания и неосознанную идентификацию с родителями. На более высоком уровне социализации происходит осознание норм и стереотипов полоролевого поведения, идеальных полоролевых моделей общественного сознания через общение со сверстниками и взрослыми, средства массовой информации, половую дифференциацию общественно-производственной деятельности.

При развитии общественных отношений ценностно-нормативные представления о психологических свойствах мужчин и женщин все более пересекаются, образуя многомерный континуум, что сказывается и на результате становления психологического пола личности современного человека. В связи с этим, в целях нашего исследования, мы адаптировали к условиям российской культуры широко применяемую последние два десятилетия методику Bern Sex Role Inventory. Данная методика позволяет определять количественно четыре типа психологического пола личности: фемининностъ (совпадение качеств личности со стереотипом женственности), маскулинность (совпадение качеств личности со стереотипом мужественности), андрогинностъ (возможность проявления личностью как женственных,    так    и    мужественных    качеств    адекватно    возникающим ситуациям), недифференцированностъ (отсутствие или недостаточность проявления личностью качеств, соответствующих стереотипам как мужественности, так и женственности).

Определение типов психологического пола личности с использованием модифицированной методики BSRI показало, что наиболее часто как для мужчин, так и для женщин свойственно проявление андрогинности при преобладании показателей по шкале маскулинности у мужчин и по шкале фемининности у женщин. Проявление недифференцированного психологического пола личности сопровождалось ощущением испытуемым отсутствия у себя проявлений и женственности и мужественности как психологических качеств личности и поведения. Становление какого-либо определенного типа психологического пола личности статистически не связано со степенью разделения в сознании испытуемых качеств личности и поведения на "мужские" и "женские".

Межэтнические различия проявлялись в том, что у испытуемых русской национальности по сравнению с испытуемыми татарской национальности статистически больше выражена и полярность полоролевых представлений, и дифференциация психологического пола в зависимости от биологического. У испытуемых татарской национальности дифференциация психологического пола в зависимости от биологического была связана со значимой корреляцией между восприятием отдельных качеств как соответствующих своему полу и их большей выраженностью, то есть, предположительно, сознательной ориентацией на индивидуальное восприятие инвариантной полоролевои модели. У испытуемых русской национальности такая связь отсутствовала.

Эти данные позволяют говорить о том, что этнокультурные полоролевые традиции татар в меньшей степени соответствуют инвариантной полоролевои модели общественного сознания, чем этнокультурные полоролевые традиции русских, и это может отражаться на результате становления психологического пола их личности.

Проведенное исследование, в целом, позволяет понять, как в развитии психологического пола личности взаимодействуют два условия общественно-исторического образа жизни: этнокультурные традиции и современные тенденции общественного сознания.

Влияние этнокультурных традиций воспринимается неосознанно, в раннем детстве, через семейное воспитание и подражание родителям и близким своего пола, в результате чего формируются ядерные структуры психического склада личности. Современные тенденции общественного развития характеризуются высокой степенью интеграции и стирания межкультурных различий, общностью инвариантных моделей мира людей разных национальностей, находящихся в единых социально-экономических и идеологических условиях. Структура общественного сознания и общественных отношений обусловливает формирование в сознании личности идеальной модели, в соответствии с которой развиваются, сверяются, корректируются заложенные биологически и в раннем детстве качества личности. Становление психологического пола личности наиболее гармонично (и в то же время неосознанно) происходит при максимальном соответствии образов маскулинности-фемининности этнокультурным полоролевым традициям. В неадекватных культурно-историческому опыту общественно-экономических условиях развития личности может произойти этнокультурная дезадаптация, которая проявиться также и в полоролевой дезадаптации личности.

Выявленная в результате исследования инвариантная модель маскулинности-фемининности показала, что в нашей культуре ценностная структура мужских психологических качеств достаточно четкая и однозначная, а ценностная структура женских психологических качеств неопределенная, диффузная. Такая модель дает женщине больше возможностей в проявлении различных психологических качеств, вероятно поэтому между группами женщин разной национальности выявленные статистические различия меньше, чем между группами мужчин татарской и русской национальности.

Обобщая теоретические и эмпирические данные исследования взаимодействия этнокультурных традиций и социальных условий в становлении психологического пола личности, можно сделать следующие выводы:

1.      Психологический     пол     личности     —     системное     качество, обусловленное биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности     и     полоролевыми     нормами     общества,     определяющее индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности.

2.    Структурную   модель   психологического   пола   личности   можно представить   как  иерархически   организованную   систему  взаимосвязанных элементов: полового самосознания (ощущения, осознания и принятия своей половой  принадлежности);  половой идентичности (осознания  и  принятия личностью       социально-культурных       особенностей       своей       половой принадлежности — внешнего облика, манер поведения, способов действий, психологических    и    нравственных    качеств);    социополовых    ориентации (интериоризованной   системы   половых   ролей,   в   свете   которой   субъект различает критерии "мужественности" и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус).    Отклонение от единой линии развития каждого из структурных элементов психологического пола личности различным образом нарушает формирование гармоничной, целостной личности.

3.   В  современных условиях общественно-экономических отношений идеальная    модель    маскулинности-фемининности    имеет    ортогональный характер, а наиболее распространенным как для мужчин, так и для женщин является проявление андрогинного психологического пола, что требует в исследованиях психологического пола личности применения соответствующих методик его измерения. В исследовании адаптирована к условиям российской культуры методика Bern Sex Role Inventory (S.Bem, 1974), позволяющая измерять психологический пол личности в рамках многомерного континуума психологических половых свойств.

4. Становление психологического пола личности, адекватного биологическому полу, самосознанию личности и ожиданиям окружающих, происходит при соответствии идеальной модели маскулинности-фемининности этнокультурным полоролевым традициям. При этом не требуется осознания и целенаправленного развития у себя психологических качеств, соответствующих идеальному образу мужественности или женственности. При рассогласовании специфики этнокультурных традиций с идеальной моделью маскулинности-фемининности, обусловленной особенностями современных социально-экономических условий, может не произойти адекватного становления психологического пола личности, и это отражается в сознании самого человека.

Данное исследование определило целый ряд возможных направлений дальнейшего изучения проблем становления психологического пола личности:

•   исследование      взаимодействия      выявленных      элементов      структуры психологического пола личности в процессе его онтогенеза;

•   выявление возможных вариантов рассогласования между составляющими элементами психологического пола личности, причин этих рассогласований и их отражении на состоянии личности в целом;

•   совершенствование методов измерения психологического пола личности и отдельных его составляющих;

•   выявление   зависимостей   между   свойствами   личности,   способностями, этническим статусом личности, ценностными и социальными ориентациями и типом психологического пола личности;

•  разработка методов психологической помощи и коррекции при нарушении формирования психологического пола личности.

Литература

1. Аболин Л.М. Национальное образование: принципы построения и модель // Современная языковая ситуация и психолого-педагогические проблемы развития двуязычья в республике Татарстан / Сборник материалов научно-практической конференции. Казань: Изд. "Мастер Лайн", 2004. С. 210-216.

2.   Аболин   Л.М.,   Карцева  М.В.   Национальное   образование:   цель   или средство?     //     Школа     и     национальное     согласие     /     Материалы межрегиональной   научно-практической   конференции,   Казань,    12-14 февраля 1996г. Вып. И. Казань, 1996. С.6 -15.

3. Абраменкова В.В. Идентификация-отвержение как механизм развития индивидуальности личности в онтогенезе // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. II, — Л., 1984. — С. 75-78.

4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. — 672 с.

5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.

6. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни// Вопросы психологии. — 1996. — № 4. — С. 5 - 13.

7. Агеев   B.C.   Психологические   и   социальные   функции   полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. — 1987. — №2. С. 152 - 157.

8. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С.74-82.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ,   1968. — 339с.

10. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности // //   Психология    личности.    Тексты    /   Под    ред.    Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 39-41.

11. Анашкина   Г.П.   Современные   нормы   внутрисемейных   отношений родственных связей у русских // Этническая психология и общество / Отв. редактор Н.М. Лебедева. М, Старый сад, 2003 С. 205-214.

12. Аникеенок     О.А.     Ценностные     ориентации     студентов     средних профессиональных учебных заведений: Автореф. дис. канд. псих. наук. Казань, 2004.- 16с.

13. Арсеньев В.Р. О воспроизводстве стереотипов полоролевого поведения бамбара // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Под ред. А.К.Байбурина, И.С.Кона, С.-Петербург, изд-во "Наука", 1991. С.29-38.

14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 105 с.

15. Асмолов    А.Г.    Психология    индивидуальности:    Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе: Учеб-метод, пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 96 с.

16. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367с.

17. Багрунов В.П., ТюринТ.Т. Полоролевые различия в психике человека // Наука и техника. Рига: 1980. №10. С.16-19.

18. Багрунов   В.П.   Половые   различия   в   видовой   и   индивидуальной изменчивости психики человека: Автореф. дис. канд. псих. наук. — Л., 1988. —17с.

19. Байбурин А.К. Обрядовые формы половой идентификации детей    // Этнические  стереотипы мужского  и женского  поведения / Под ред. А.К.Байбурина, И.С.Кона, С.-Петербург, изд-во "Наука", 1991. С.257-265.

20. Белкин  А.И.   Биологические  и  социальные   факторы,   формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола). // Соотношение биологического и социального в человеке. / Под ред. В.М.Банщикова и Б.Ф. Ломова, Москва, 1975. С. 777-790.

21. Белкин А.И. Индивидуальность и социализация (по данным изучения

лиц, сменивших пол) // Гормоны и мозг. М., 1979. С. 23-24.

22. Белкин А.И. Формирование личности при смене пола // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея.   М.: Изд-во Мок. ун-та, 1982. С. 197 - 205.

23. Биючурова  Н.   Молчание  -  золото   (кое-что   о   семейных   забытых традициях) // Идель.  1993.   № 6 С. 74 - 75.

24. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. М.: Мир, 1988.   248с.

25. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 166 - 171.

26. Бромлей    Ю.В.    Основные    тенденции    этнических    процессов    в современном мире // Советская этнография № 2, 1982. — С. 3-15.

27. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография №3, 1983. — С. 67-75.

28. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер Ком, 2004. 528 с.

29. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия СПб.: Питер, 2003. 336с.

30. Вейнингер О. Пол и характер: Принцип, исследование: [Перевод]. — М.: Изд. центр "Терра", 1992. — 480с.

31. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. По спец. № 2002 "Дошк. Воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошк. Учреждениях". -М.: Просвещение, 1988. - 336с.

32. Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань: Татар, кн. изд-во, 1953. 382 с.

33. Выготский   Л.С.   Развитие   личности   и   мировоззрения   ребенка   // Психология  личности.   Тексты  /  Под  ред.   Ю.Б.   Гиппенрейтер,   А.А. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 161-165.

34. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития

психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

35. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. —М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.

36. Геодакян В.А. Роль полов   в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации.  1965, №1, С. 105-112.

37. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека// Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С. 171-189.

38. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.   М.; ЧеРо, 1996.-336с.

39. Говорун   Т.В.   Формирование   полового   самосознания   как   условие повышения личностной культуры // Психологическая наука: проблемы и перспективы. 4.1. Личность и ее становление. — Киев, 1990. — С. 44-45.

40. Грин П., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т. 3.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1990. - 376 с.

41. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.    М.: ИНТОР, 1996. — 544с.

42. Девиации психосексуального развития // Сексопатология: Справочник / Васильченко Г.С., Агаркова Т.Е., Агарков С.Т.  и др.; Под ред. Г.С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 405 - 436.

43. Дубровский    Д.Н.    К    методологическому    анализу    био-социальной проблемы // Соотношение биологического и социального в развитии человека / Материалы симпозиума (Вильнюс 5-7 сентября  1974г.) — Москва, 1974, —С.36-38.

44. Егорова А.И. Исследование полоролевых стереотипов народа саха // Этническая психология и общество / Отв. редактор Н.М. Лебедева. — М., Старый сад, 2003 —С. 183-190.

45. Зинурова Р.И. Освоение социально-генетического опыта личностью в процессе ее социализации // Система социальной работы в условиях

132 переходного периода: принципы формирования и функционирования /

Материалы  межрегиональной  научно-практической   конференции   (3-4 декабря 2004 года) Казань, 2004. С. 53-56.

46. Зинурова   Р.И.   Этнокультурные   условия   социального   становления молодежи    //    Молодежный    вестник    Татарстана    (Информационно-аналитический бюллетень), 11 выпуск, Казань, 2004. С. 73 - 75.

47. Зорин   Н.В.   Символы   невесты   в   русских   свадебных   обрядах   (По материалам   Казанского   Поволжья)   //   Семейная   обрядность   народов Среднего Поволжья (историко-этнографические очерки). — Казань, Изд-во Казанского университета, 1990. С. 38 -49.

48. Зорин Н.В., Лештаева Н.В. Погребальный ритуал русского населения Казанского   Поволжья   (конец   XIX   —   начало   XX   в.)   //   Семейная обрядность   народов   Среднего   Поволжья   (историко-этнографические очерки). Казань, Изд-во Казанского университета, 1990. С. 104- 121.

49. Ильенков   Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории.   2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. 320 с.

50. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 11-19.

51. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: (руководство для врачей). Л.: Медицина, 1986. 336 с.

52. Каган В.Е.  Половые  аспекты индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.П, Л., 1984, С. 109-112.

53. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и "образ Я" у подростков//Вопросы психологии.  1989. №3. С. 53-62.

54. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие)/ Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. Пер. изд.: Бельгия, 1986.  176 с.

55. Коломинский Я.Л.,  Мелтсас М.Х..  Ролевая дифференциация  пола у дошкольников // Вопросы психологии, 1985. №3. С. 165 - 171.

56. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей //

Соотношение   биологического   и   социального   в   человеке/   Под   ред. В.М.Банщикова и Б.Ф. Ломова, Москва, 1975. С. 763-776.

57. Кон И.С., Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М: Изд-во Моск. ун-та, 1982.   С. 78-83.

58. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.  М.: Политиздат, 1984. 335с.

59. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988. -270с.

60. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.   М.: Знание, 1988. 64с.

61. Кон   И.С.   Психология   ранней   юности:   Кн.   Для   учителя.       М.: Просвещение, 1989. 255 с.

62. Коул М. Культурно-историческая психология:  наука будущего.    М.: "Когнито-Центр", Издательство "Институт психологии РАН",  2003. — 432с.

63. Кочарян     А.С.     Личность     и     половая     роль     (симптомакомплекс маскулинности/фемининности в норме и патологии) / Отв. ред. член-кор. АПН Украины Л.Ф. Бурлачук. — X.: Основа, 1996. — 127с.

64. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. - М., «Ключ-С», 2004. -224 с.

65. Леонтьев  А.Н.   Формирование  личности  // //  Психология  личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. —С. 150-160.

66. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I -М.: Педагогика, 1983. - 392 с.

67. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II -

М.: Педагогика, 1983. - 320 с.

68. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.А.Леонтьева, Д.А. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 228 с.

69. Лунин И.И. Культурно-исторические аспекты пола / Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. — Л., 1985. — С. 91-96.

70. Лунин   И.И.   Структура   полоролевого   репетуара   и   формирование личности ребенка / Психиатрические аспекты педиатрии. — Л., 1985. — С. 91-96.

71. Лунин И.И. О некоторых особенностях полоролевой идентификации у старших     дошкольников     //     Исследование     проблем     дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. Материалы к заседанию бюро отделения теории и истории педагогики АПИ  СССР, посвященному 80-летию со дня рождения А.В. Запорожца. — М., 1985, — С. 142-144.

72. Лунин    И.И.    Влияние    семьи    на    формирование    отклоняющегося полоролевого поведения ребенка: Автореф. дис. канд. псих. наук. — Л., 1987. —19с.

73. Лунин     И.И.,     Старовойтова     Г.В.'     Исследование     родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах. // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Под ред. А.К.Байбурина, И.С.Кона, С. — Петербург, изд-во "Наука", 1991. — С. 6 - 16.

74. Мак-Фарленд   Д.   Поведение   животных:   Психобиология,   этология   и эволюция. Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 520 с.

75. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. — СПб.: Питер Ком, 2004. —688с.

76. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ, и коммент. Ю. А. Асеева. Сост. и послесловие И.С. Кона. М. Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988. — 429 с.

77. Мусина  Р.Н.   Общее   и  этнически   особенное   в   современной   семье

сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в Татарской АССР) : Автореф. дис. канд. ист. наук. — М., 1984. — 24 с.

78. Мусина  Р.Н.   Дети   в   татарской   семье  //  Историческая   этнография татарского народа. — Казань, 1990. — С. 110-129.

79. Мусульманские обряды и обычаи // Идель. - 1992   — № 9-10. (спец. выпуск)

80. Мясищев    В.Н.    Структура    личности    и    отношения    человека    к действительности  // Психология  личности.   Тексты  /  Под  ред.   Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 35 - 38.

81. Нечаева А.Н. Патриархальная и феминисткая картины мира:  анализ структуры массового сознания // Тендерные тетради. Выпуск первый; СПб филиал Института социологии РАН. СПб., 2003. С. 17-44.

82.  Общая сексопатология / Под ред. Г.С. Васильченко.    М.: Медицина, 1977. —488с.

83.  Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Изд-во "Питер", 2004. 288 с.

84. Павленко В.Н., Талгин С.А. Факторы   этнопсихогенеза: Учеб. пособие.

— Харьков, ХГУ, 1993. — 160 с.

85. Патяева Е.Ю. К анализу сложных форм опосредования индивидуальной деятельности  //  Деятельностный  подход  в  психологии:   проблемы  и перспективы: Сб.науч.тр. / Под ред. В.В.Давыдова и Д.А.Леонтьева. — М.: изд. АПН СССР, 1990. — С.83 - 96.

86. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П.  История первобытного общества. М: Высш. школа, 1982, —223с.

87. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической пихологии. — М.: ИНФА-М, 2004. — 528 с.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8