Психологический пол личности
В результате теоретического исследования состояния изучаемой
проблемы было показано, что психологический пол личности — сложное,
динамическое, системное качество, обусловленное связанными с половой
принадлежностью биологическими особенностями индивида и полоролевыми нормами в
обществе. В качестве основных составляющих его элементов выявляются половое
самосознание как ощущение, осознание и принятие своей половой
принадлежности; определенную половую идентичность, как усвоенные
личностью социокультурные и психологические особенности своей половой
принадлежности; социопояовые ориентации, как интериоризованную систему
половых ролей, в свете которой субъект различает критерии "мужественности"
и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на
соответствующую деятельность и социальный статус. В целом, составляя
психологический пол зрелой личности, они реализуются в индивидуальных
характеристиках, полоролевом поведении, способах действия и установках,
иерархии мотивационных линий личности.
Биологические факторы являются первичной детерминантой половой
дифференциации и определяют возможность и направление процесса социализации
личности под влиянием системы условий общественно-исторического образа жизни. В
качестве основных проводников культурного влияния в процессе половой
социализации личности выступают семья, сверстники, институты организованного
воспитания, средства массовой информации. Этнокультурная специфика полоролевого
поведения усваивается в раннем детстве через традиционные способы семейного
воспитания и неосознанную идентификацию с родителями. На более высоком уровне
социализации происходит осознание норм и стереотипов полоролевого поведения,
идеальных полоролевых моделей общественного сознания через общение со
сверстниками и взрослыми, средства массовой информации, половую дифференциацию
общественно-производственной деятельности.
При развитии общественных отношений ценностно-нормативные
представления о психологических свойствах мужчин и женщин все более
пересекаются, образуя многомерный континуум, что сказывается и на результате
становления психологического пола личности современного человека. В связи с
этим, в целях нашего исследования, мы адаптировали к условиям российской
культуры широко применяемую последние два десятилетия методику Bern Sex Role Inventory. Данная методика
позволяет определять количественно четыре типа психологического пола личности: фемининностъ
(совпадение качеств личности со стереотипом женственности), маскулинность
(совпадение качеств личности со стереотипом мужественности), андрогинностъ
(возможность проявления личностью как женственных, так и
мужественных качеств адекватно возникающим ситуациям), недифференцированностъ
(отсутствие или недостаточность проявления личностью качеств,
соответствующих стереотипам как мужественности, так и женственности).
Определение типов психологического пола личности с использованием
модифицированной методики BSRI показало, что наиболее часто как для мужчин, так и
для женщин свойственно проявление андрогинности при преобладании показателей по
шкале маскулинности у мужчин и по шкале фемининности у женщин. Проявление
недифференцированного психологического пола личности сопровождалось ощущением
испытуемым отсутствия у себя проявлений и женственности и мужественности как
психологических качеств личности и поведения. Становление какого-либо
определенного типа психологического пола личности статистически не связано со
степенью разделения в сознании испытуемых качеств личности и поведения на
"мужские" и "женские".
Межэтнические различия проявлялись в том, что у испытуемых русской
национальности по сравнению с испытуемыми татарской национальности
статистически больше выражена и полярность полоролевых представлений, и
дифференциация психологического пола в зависимости от биологического. У
испытуемых татарской национальности дифференциация психологического пола в
зависимости от биологического была связана со значимой корреляцией между
восприятием отдельных качеств как соответствующих своему полу и их большей
выраженностью, то есть, предположительно, сознательной ориентацией на
индивидуальное восприятие инвариантной полоролевои модели. У испытуемых русской
национальности такая связь отсутствовала.
Эти данные позволяют говорить о том, что этнокультурные
полоролевые традиции татар в меньшей степени соответствуют инвариантной
полоролевои модели общественного сознания, чем этнокультурные полоролевые
традиции русских, и это может отражаться на результате становления
психологического пола их личности.
Проведенное исследование, в целом, позволяет понять, как в
развитии психологического пола личности взаимодействуют два условия
общественно-исторического образа жизни: этнокультурные традиции и современные
тенденции общественного сознания.
Влияние этнокультурных традиций воспринимается неосознанно, в
раннем детстве, через семейное воспитание и подражание родителям и близким
своего пола, в результате чего формируются ядерные структуры психического
склада личности. Современные тенденции общественного развития характеризуются
высокой степенью интеграции и стирания межкультурных различий, общностью
инвариантных моделей мира людей разных национальностей, находящихся в единых
социально-экономических и идеологических условиях. Структура общественного
сознания и общественных отношений обусловливает формирование в сознании
личности идеальной модели, в соответствии с которой развиваются, сверяются,
корректируются заложенные биологически и в раннем детстве качества личности.
Становление психологического пола личности наиболее гармонично (и в то же время
неосознанно) происходит при максимальном соответствии образов маскулинности-фемининности
этнокультурным полоролевым традициям. В неадекватных культурно-историческому
опыту общественно-экономических условиях развития личности может произойти
этнокультурная дезадаптация, которая проявиться также и в полоролевой
дезадаптации личности.
Выявленная в результате исследования инвариантная модель
маскулинности-фемининности показала, что в нашей культуре ценностная структура
мужских психологических качеств достаточно четкая и однозначная, а ценностная
структура женских психологических качеств неопределенная, диффузная. Такая
модель дает женщине больше возможностей в проявлении различных
психологических качеств, вероятно поэтому между группами женщин разной
национальности выявленные статистические различия меньше, чем между группами
мужчин татарской и русской национальности.
Обобщая теоретические и эмпирические данные исследования
взаимодействия этнокультурных традиций и социальных условий в становлении
психологического пола личности, можно сделать следующие выводы:
1. Психологический пол личности —
системное качество, обусловленное биологически заданной половой
принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой
социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества,
определяющее индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы
действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий
личности.
2. Структурную модель психологического пола личности
можно представить как иерархически организованную систему
взаимосвязанных элементов: полового самосознания (ощущения, осознания и
принятия своей половой принадлежности); половой идентичности (осознания
и принятия личностью социально-культурных особенностей своей
половой принадлежности — внешнего облика, манер поведения, способов действий,
психологических и нравственных качеств); социополовых
ориентации (интериоризованной системы половых ролей, в свете
которой субъект различает критерии "мужественности" и
"женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на
соответствующую деятельность и социальный статус). Отклонение от единой
линии развития каждого из структурных элементов психологического пола личности
различным образом нарушает формирование гармоничной, целостной личности.
3. В современных условиях общественно-экономических отношений
идеальная модель маскулинности-фемининности имеет ортогональный характер, а
наиболее распространенным как для мужчин, так и для женщин является проявление
андрогинного психологического пола, что требует в исследованиях
психологического пола личности применения соответствующих методик его
измерения. В исследовании адаптирована к условиям российской культуры методика Bern Sex Role Inventory (S.Bem, 1974), позволяющая
измерять психологический пол личности в рамках многомерного континуума
психологических половых свойств.
4. Становление психологического пола личности, адекватного
биологическому полу, самосознанию личности и ожиданиям окружающих, происходит
при соответствии идеальной модели маскулинности-фемининности этнокультурным
полоролевым традициям. При этом не требуется осознания и целенаправленного
развития у себя психологических качеств, соответствующих идеальному образу
мужественности или женственности. При рассогласовании специфики этнокультурных
традиций с идеальной моделью маскулинности-фемининности, обусловленной
особенностями современных социально-экономических условий, может не произойти
адекватного становления психологического пола личности, и это отражается в
сознании самого человека.
Данное исследование определило целый ряд возможных направлений
дальнейшего изучения проблем становления психологического пола личности:
• исследование взаимодействия выявленных
элементов структуры психологического пола личности в процессе его
онтогенеза;
• выявление возможных вариантов рассогласования между
составляющими элементами психологического пола личности, причин этих
рассогласований и их отражении на состоянии личности в целом;
• совершенствование методов измерения психологического пола
личности и отдельных его составляющих;
• выявление зависимостей между свойствами личности,
способностями, этническим статусом личности, ценностными и социальными
ориентациями и типом психологического пола личности;
• разработка методов психологической помощи и коррекции при
нарушении формирования психологического пола личности.
Литература
1. Аболин Л.М. Национальное образование: принципы построения и
модель // Современная языковая ситуация и психолого-педагогические проблемы
развития двуязычья в республике Татарстан / Сборник материалов
научно-практической конференции. Казань: Изд. "Мастер Лайн", 2004. С.
210-216.
2. Аболин Л.М., Карцева М.В. Национальное
образование: цель или средство? // Школа и национальное
согласие / Материалы межрегиональной научно-практической
конференции, Казань, 12-14 февраля 1996г. Вып. И. Казань, 1996. С.6 -15.
3. Абраменкова В.В. Идентификация-отвержение как механизм развития
индивидуальности личности в онтогенезе // Психологические проблемы
индивидуальности. Вып. II, — Л., 1984. — С. 75-78.
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ.
вузов. — 3-е изд., испр. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —
672 с.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. —
299 с.
6. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет
жизни// Вопросы психологии. — 1996. — № 4. — С. 5 - 13.
7. Агеев B.C. Психологические
и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. —
1987. — №2. С. 152 - 157.
8. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и
женщины // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С.74-82.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ,
1968. — 339с.
10. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры
личности // // Психология личности. Тексты / Под ред.
Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 39-41.
11. Анашкина Г.П. Современные нормы внутрисемейных
отношений родственных связей у русских // Этническая психология и общество /
Отв. редактор Н.М. Лебедева. М, Старый сад, 2003 С. 205-214.
12. Аникеенок О.А. Ценностные ориентации
студентов средних профессиональных учебных заведений: Автореф. дис. канд.
псих. наук. Казань, 2004.- 16с.
13. Арсеньев В.Р. О воспроизводстве стереотипов полоролевого
поведения бамбара // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Под
ред. А.К.Байбурина, И.С.Кона, С.-Петербург, изд-во "Наука", 1991.
С.29-38.
14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического
исследования. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 105 с.
15. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности:
Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе:
Учеб-метод, пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 96 с.
16. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ,
1990. 367с.
17. Багрунов В.П., ТюринТ.Т. Полоролевые различия в психике
человека // Наука и техника. Рига: 1980. №10. С.16-19.
18. Багрунов В.П. Половые различия в видовой и
индивидуальной изменчивости психики человека: Автореф. дис. канд. псих. наук. —
Л., 1988. —17с.
19. Байбурин А.К. Обрядовые формы половой идентификации детей
// Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Под ред.
А.К.Байбурина, И.С.Кона, С.-Петербург, изд-во "Наука", 1991.
С.257-265.
20. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы,
формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену
пола). // Соотношение биологического и социального в человеке. / Под ред.
В.М.Банщикова и Б.Ф. Ломова, Москва, 1975. С. 777-790.
21. Белкин А.И. Индивидуальность и социализация (по данным
изучения
лиц, сменивших пол) // Гормоны и мозг. М., 1979. С. 23-24.
22. Белкин А.И. Формирование личности при смене пола // Психология
личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Мок.
ун-та, 1982. С. 197 - 205.
23. Биючурова Н. Молчание - золото (кое-что о
семейных забытых традициях) // Идель. 1993. № 6 С. 74 - 75.
24. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение:
Пер. с англ. М.: Мир, 1988. 248с.
25. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития
ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.
Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 166 - 171.
26. Бромлей Ю.В. Основные тенденции этнических
процессов в современном мире // Советская этнография № 2, 1982. — С. 3-15.
27. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды
на психику // Советская этнография №3, 1983. — С. 67-75.
28. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике СПб.: Питер Ком, 2004. 528 с.
29. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия СПб.: Питер, 2003. 336с.
30. Вейнингер О. Пол и характер: Принцип, исследование: [Перевод].
— М.: Изд. центр "Терра", 1992. — 480с.
31. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. По спец.
№ 2002 "Дошк. Воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошк.
Учреждениях". -М.: Просвещение, 1988. - 336с.
32. Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань: Татар, кн. изд-во,
1953. 382 с.
33. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения
ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.
Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 161-165.
34. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы
развития
психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
35. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения:
Обезьяна. Примитив. Ребенок. —М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
36. Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании
генетической информации // Проблемы передачи информации. 1965, №1, С. 105-112.
37. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах
человека// Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С. 171-189.
38. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.
М.; ЧеРо, 1996.-336с.
39. Говорун Т.В. Формирование полового самосознания
как условие повышения личностной культуры // Психологическая наука: проблемы
и перспективы. 4.1. Личность и ее становление. — Киев, 1990. — С. 44-45.
40. Грин П., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т. 3.: Пер. с
англ./Под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1990. - 376 с.
41. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
— 544с.
42. Девиации психосексуального развития // Сексопатология:
Справочник / Васильченко Г.С., Агаркова Т.Е., Агарков С.Т. и др.; Под ред.
Г.С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 405 - 436.
43. Дубровский Д.Н. К методологическому анализу
био-социальной проблемы // Соотношение биологического и социального в развитии
человека / Материалы симпозиума (Вильнюс 5-7 сентября 1974г.) — Москва, 1974,
—С.36-38.
44. Егорова А.И. Исследование полоролевых стереотипов народа саха
// Этническая психология и общество / Отв. редактор Н.М. Лебедева. — М., Старый
сад, 2003 —С. 183-190.
45. Зинурова Р.И. Освоение социально-генетического опыта личностью
в процессе ее социализации // Система социальной работы в условиях
132 переходного периода: принципы формирования и функционирования
/
Материалы межрегиональной научно-практической конференции
(3-4 декабря 2004 года) Казань, 2004. С. 53-56.
46. Зинурова Р.И. Этнокультурные условия социального
становления молодежи // Молодежный вестник Татарстана
(Информационно-аналитический бюллетень), 11 выпуск, Казань, 2004. С. 73 - 75.
47. Зорин Н.В. Символы невесты в русских свадебных
обрядах (По материалам Казанского Поволжья) // Семейная
обрядность народов Среднего Поволжья (историко-этнографические очерки). —
Казань, Изд-во Казанского университета, 1990. С. 38 -49.
48. Зорин Н.В., Лештаева Н.В. Погребальный ритуал русского
населения Казанского Поволжья (конец XIX — начало XX в.) // Семейная обрядность
народов Среднего Поволжья (историко-этнографические очерки). Казань,
Изд-во Казанского университета, 1990. С. 104- 121.
49. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и
теории. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. 320 с.
50. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Психология личности.
Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, М.: Изд-во Моск. ун-та,
1982. С. 11-19.
51. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей: (руководство
для врачей). Л.: Медицина, 1986. 336 с.
52. Каган В.Е. Половые аспекты индивидуальности //
Психологические проблемы индивидуальности. Вып.П, Л., 1984, С. 109-112.
53. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и
"образ Я" у подростков//Вопросы психологии. 1989. №3. С. 53-62.
54. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие)/ Пер.
с фр. М.: Педагогика, 1991. Пер. изд.: Бельгия, 1986. 176 с.
55. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х.. Ролевая дифференциация пола
у дошкольников // Вопросы психологии, 1985. №3. С. 165 - 171.
56. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей //
Соотношение биологического и социального в человеке/
Под ред. В.М.Банщикова и Б.Ф. Ломова, Москва, 1975. С. 763-776.
57. Кон И.С., Психология половых различий // Психология
индивидуальных различий. Тексты / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер,
В.Я.Романова. — М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 78-83.
58. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.:
Политиздат, 1984. 335с.
59. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая
перспектива). М.: Главная редакция восточной литературы издательства
"Наука", 1988. -270с.
60. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание,
1988. 64с.
61. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для
учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
62. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего.
М.: "Когнито-Центр", Издательство "Институт психологии
РАН", 2003. — 432с.
63. Кочарян А.С. Личность и половая роль
(симптомакомплекс маскулинности/фемининности в норме и патологии) / Отв. ред.
член-кор. АПН Украины Л.Ф. Бурлачук. — X.: Основа, 1996. — 127с.
64. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную
психологию: Учебное пособие. - М., «Ключ-С», 2004. -224 с.
65. Леонтьев А.Н. Формирование личности // // Психология
личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, — М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1982. —С. 150-160.
66. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.
Т. I -М.:
Педагогика, 1983. - 392 с.
67. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.
Т. II -
М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
68. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под
ред. А.А.Леонтьева, Д.А. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 228 с.
69. Лунин И.И. Культурно-исторические аспекты пола / Психика и пол
детей и подростков в норме и патологии. — Л., 1985. — С. 91-96.
70. Лунин И.И. Структура полоролевого репетуара и
формирование личности ребенка / Психиатрические аспекты педиатрии. — Л., 1985.
— С. 91-96.
71. Лунин И.И. О некоторых особенностях полоролевой идентификации
у старших дошкольников // Исследование проблем дошкольного
воспитания в трудах молодых ученых. Материалы к заседанию бюро отделения теории
и истории педагогики АПИ СССР, посвященному 80-летию со дня рождения А.В.
Запорожца. — М., 1985, — С. 142-144.
72. Лунин И.И. Влияние семьи на формирование
отклоняющегося полоролевого поведения ребенка: Автореф. дис. канд. псих. наук.
— Л., 1987. —19с.
73. Лунин И.И., Старовойтова Г.В.'
Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах.
// Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Под ред.
А.К.Байбурина, И.С.Кона, С. — Петербург, изд-во "Наука", 1991. — С. 6
- 16.
74. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология,
этология и эволюция. Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 520 с.
75. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. — СПб.: Питер
Ком, 2004. —688с.
76. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с
англ, и коммент. Ю. А. Асеева. Сост. и послесловие И.С. Кона. М. Главная
редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988. — 429 с.
77. Мусина Р.Н. Общее и этнически особенное в
современной семье
сельских татар (по материалам этносоциологического исследования в
Татарской АССР) : Автореф. дис. канд. ист. наук. — М., 1984. — 24 с.
78. Мусина Р.Н. Дети в татарской семье //
Историческая этнография татарского народа. — Казань, 1990. — С. 110-129.
79. Мусульманские обряды и обычаи // Идель. - 1992 — № 9-10.
(спец. выпуск)
80. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения
человека к действительности // Психология личности. Тексты / Под
ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 35 -
38.
81. Нечаева А.Н. Патриархальная и феминисткая картины мира:
анализ структуры массового сознания // Тендерные тетради. Выпуск первый; СПб
филиал Института социологии РАН. СПб., 2003. С. 17-44.
82. Общая сексопатология / Под ред. Г.С. Васильченко. М.:
Медицина, 1977. —488с.
83. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира
взрослых. — СПб.: Изд-во "Питер", 2004. 288 с.
84. Павленко В.Н., Талгин С.А. Факторы этнопсихогенеза: Учеб.
пособие.
— Харьков, ХГУ, 1993. — 160 с.
85. Патяева Е.Ю. К анализу сложных форм опосредования
индивидуальной деятельности // Деятельностный подход в психологии:
проблемы и перспективы: Сб.науч.тр. / Под ред. В.В.Давыдова и Д.А.Леонтьева. —
М.: изд. АПН СССР, 1990. — С.83 - 96.
86. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного
общества. М: Высш. школа, 1982, —223с.
87. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической
пихологии. — М.: ИНФА-М, 2004. — 528 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|