Психологический пол личности
Первым и необходимым шагом в становлении психологического пола, по
литературным данным, является возникновение полового самосознания в
онтогенезе личности. Понятие полового самосознания (аутоидентификации) сформировалось
в сексопатологии как ощущение своей принадлежности к мужскому или женскому полу
[82]. В норме половое самосознание человека соответствует его биологическому
полу (генетическому, гормональному и морфологическому) и органично сливается с
формирующейся половой идентичностью и интериоризацией половой роли в процессе
половой социализации. Половое самосознание считается сформированным не позже
пяти лет, а обычно раньше, и является стержневой функцией "врастания
ребенка в культуру" (Л.С.Выготский), при этом осознание ребенком своего
пола сопровождается возникновением отношения к нему [51].
В случаях нарушений (инверсий) полового самосознания раскрывается
его роль в формировании психологического пола личности. Эти нарушения
проявляются различными вариантами транссексуализма — стойкого осознания своей
принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильный (соответствующий
морфологическому) пол воспитания и даже вопреки всем усилиям родителей [42].
Несоответствие "для-себя-бытия" и "бытия-для-других"
(А.В.Петровский [91]) в этих случаях проявляется, по литературным данным,
уже в три года, активизируясь затем в период пубертатного
созревания, и драматическим образом нарушает формирование гармоничной, зрелой
личности [20,21,22,39,51,63,70,72].
Причина инверсии полового самосознания заключается в органическом
нарушении дифференцировки структур мозга, в первую очередь, гипоталамуса, под
воздействием гормональных влияний [42]. В результате происходит расхождение
биологического и культурного процессов развития ребенка: "Дефект, создавая
отклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывая ... более или
менее существенную перестройку всего развития на новых основаниях, по новому
типу, естественно, нарушает нормальное течение процесса врастания ребенка в
культуру" [34, с.37].
Понятие полового самосознания на определенном этапе развития
личности аналогично употребляемому в отечественной литературе понятию первичной
половой идентичности [51, 56, 57], а также понятию ядерной половой
идентичности, используемому за рубежом [146, 149, 150].
Ядерная половая идентичность, по В.Мертенсу (W.Mertens), это первичные,
осознанные и неосознанные представления относительно своего биологического
пола. "Они развиваются, основываясь на комплексном взаимодействии
биологических и психических влияний, с рождения, когда родители с их
представлениями о поле, в основном, полоролевыми стереотипами, реагируют на
своих детей как на мальчиков или на девочек. К концу второго года жизни эти
представления устанавливаются как (относительно) бесконфликтное знание"
[146, с.24].
Первичная половая идентичность — представление о своей
половой принадлежности, возникающее уже к полутора годам, ~ образующая наиболее
ранний и устойчивый, стержневой элемент "Я". Это знание своей половой
принадлежности еще не включает рефлексии и сознательного осмысления. Двухлетний
ребенок, зная свой пол, еще не умеет объяснить, почему он так считает, у него
еще нет стабильных понятий о половой принадлежности и ее константности [51].
Половое самосознание является частью образа
себя, и в начальном периоде развития в большой степени модально, основано на
самоощущениях как "аффективная часть образа себя" [6, с.5], но по
мере становления личности формируется когнитивная часть образа себя (знания о
себе) и половое самосознание приобретает признаки амодальности [21, 22]. На
основании исследований формирования личности при смене пола А.И.Белкин выделяет
две формы самосознания пола: константное самосознание пола (осуществляет
контроль за половым поведением взрослого, который в детские годы осуществляется
другими лицами) и концептуальное самосознание пола (проявляется в связи
с затруднением в отождествлении своего "Я" с другими представителями
пола; невозможности в силу биологических особенностей индивида использовать
поведенческие и эмоциональные стереотипы, принятые в данной среде; непризнания
пола субъекта другими индивидами и т.п.) [20]. Половое самосознание, таким
образом, отличается тем, что не снимается, как первичная половая идентичность,
в ходе развития психологического пола более развитой половой идентичностью и не
остается неизменным в дальнейшем развитии личности "ядром", как
ядерная половая идентичность. Половое самосознание понимается как базовый, в
большой степени модальный, т.е. основанный на ощущениях компонент
психологического пола, но эволюционирующий в ходе развития личности.
Формирование полового самосознания является возникновением
субъектности в развитии личности, которая, по мысли Л.С.Выготского, является
специфичной "точкой встречи" идеальной и реальной форм поведения, при
этом идеальная форма, проявляющаяся в конце развития, уже существует и
непосредственно взаимодействует с реальной формой развития Таким образом,
половое самосознание выполняет регуляторную функцию: обеспечивает
"индивидуальную реализацию идеального образа", которая, по словам
Э.В.Ильенкова, "...предполагает способность сознательно сопоставлять
идеальный образ с реальной действительностью, еще не идеализированной"
[там же].
В рамках психологического пола различают также половую
идентичность и половую роль [88].
Проблема половой идентичности как результата процесса
идентификации ребенка с родителем своего пола впервые была затронута З.Фрейдом
[НО] и рассматривалась в качестве основной функции в процессе развития
личности. Затем понятие идентификации расширилось и прочно вошло в
общепсихологическую литературу, обозначая уже механизм косвенного влияния в
передаче "личностного" опыта через личный пример,
"заражение", подражание, а также отождествление себя с персонажем
художественного произведения [38]. А.И.Белкин считает, что для процесса половой
идентификации характерно следующее:
1) отождествление (уподобление) своего "я" чужому,
принятому за "образец" или "эталон". В
первую очередь этот процесс включает заимствование манеры
поведения и ряда личностных черт (доброта, отзывчивость,
решительность, агрессивность и т.п.);
2) привязанность к объекту, с которым индивид себя идентифицирует;
"вживание" в его образ, и готовность к эмоциональному сопереживанию;
3) сравнительная легкость осуществления идентификации
за счет использования готовых поведенческих и эмоциональных
стереотипов, исключающих критическую оценку "образа";
4) необходимость признания принадлежности индивида к данному полу
другими личностями, поскольку отсутствие этого затрудняет или даже делает
невозможной половую идентификацию.
Отмечается, что в норме идентификация протекает естественно, как
само собой разумеющееся явление, и не требует активности сознания [20,
с.777-778]. Объект идентификации в современной психологии также значительно расширился
и может включать, помимо родителей, учителя, знакомого взрослого, предводителя
компании, литературного героя, известного современника или героя прошлого. В
отечественной психологии признано, что посредством механизма идентификации с
раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и
поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации
[38].
Понятие половой роли впервые в психологию ввел Дж.Мони (J.Money) в 1955 году в
результате психологических исследований явления транссексуальности в рамках
психоанализа, пытаясь разделить биологический и психологический пол [149].
Позднее он пересмотрел понятие половой роли и отделил его от понятия половой
идентичности [150]. Л.Овесли и Е.Персон (L.Ovesly, E.Person) предпочитали объединять половую роль с половой
идентичностью и говорить о полоролевой идентичности параллельно с ядерной
идентичностью — первичными осознанными и неосознанными представлениями о своем
поле [153, 156]. На современном этапе развития психоаналитического подхода
В.Мертенс (W.Mertens) интернализованную
половую роль включает в понятие половой идентичности наряду с ядерной половой
идентичностью. Половая идентичность, в его понимании, "...осознанные
представления и неосознанные фантазии индивидуальной комбинации мужественности
и женственности, как они осуществляются заложенными биологическими, психологическими,
социальными и культурными факторами" [146, с.23]. Но А.Е.Швартц (A.E.Schwartz) в результате
своих исследований выявил, что в определенные критические фазы развития
личности возможны расхождения половой идентичности с половой ролью [158], и
этот факт, на наш взгляд, показывает необходимость разделения соответствующих
понятий.
В отечественной психологии (психологическом словаре) половая
роль определяется, в частности, как модель социального поведения, комплекс ожиданий,
стереотипов, требований, адресуемых обществом людям мужского и женского пола, а
половая идентичность как "определение индивидом своей половой
принадлежности, переживание и осознание им своей фемининности-маскулинности,
физиологических, психологических и социальных особенностей своего пола"
[88]. Но в таких трактовках понятий половой роли и половой идентичности
как составляющих психологического пола личности, половая роль представляется
как внешний по отношению к субъекту объект бытия, а половая идентичность как
восприятие своего места в рамках существующей модели. Здесь отсутствует факт
активного личностного отношения субъекта и к своим индивидным свойствам,
связанным с полом, и к социальным половым ролям, то есть сознания, которое, по
словам С.Л.Рубинштейна, "...предполагает возможность индивида выделить
себя из природы и осознать свое отношение к природе, к другим людям и к самому
себе" [94, с.28].
Как было показано выше, половая идентичность формируется как
результат усвоения духовного мира и, в первую очередь, нравственных качеств другого
человека. Нравственно-этические требования и предписания к полоролевому
поведению, как отмечает Т.В.Говорун, выполняют свою регулятивную функцию лишь
при внутреннем принятии их личностью, при превращении их в личностно-значимые
установки, жизненные цели и ценности. Идентификация человека с себе подобными
невозможна без восприятия тех или иных качеств личности через систему
социальной предметности и поведенческих актов других людей [39], которые, в
свою очередь, обусловлены этнокультурными, социально-политическими,
идеологическими, экономическими и другими особенностями конкретного
человеческого общества. Поэтому половую идентичность можно определить
как усвоенные личностью социально-культурные особенности своей половой
принадлежности — внешнего облика, манер поведения, способов действий,
психологических и нравственных качеств. Половая роль, как и всякая другая
социальная роль — это конструкт, через который отдельный человек включается в
общественную жизнь, поскольку исполнение роли требует выполнения специфических
функций, открывает личности доступ к определенным ценностям, включает его в
определенные виды деятельности и общения, ставит его в определенную позицию по
отношению к окружающему миру. Человек входит в роли, но и роли
"входят" в человека. Интериоризация каждой роли меняет его в ту или
иную сторону, способствует формированию тех или иных свойств личности [117].
Можно сказать, что развитие личности задано ее социальной (половой) ролью,
поскольку "...никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли,
которую она играет в жизни. Значительность личности определяется не только
самими по себе свойствами, но и значительностью тех общественно-исторических
сил, носителем которых она выступает" [93, с.30].
В то же время, как указывает А.Г.Асмолов, в реальности личность
никогда не скована рамками заданных социальных ролей, она
...не пассивный слепок культуры, не "ролевой робот", как это ...
утверждается в ролевых концепциях личности" [16, с. 169]. Развиваясь в
конкретно-исторических условиях, личность преобразует социальные роли как
константно задаваемые системой функциональные качества, раздвигая границы тех
систем, в которые она входит [14]. Роль предполагает наличие у человека
соответствующих ей желаний, целей, убеждений, чувств, ценностей, действий,
установок. Это, в большинстве случаев, интеллектуализированные правила
воздействия на другого человека (или группу людей) и правила самовоздействия,
через осознание которых человек переживает свое соответствие или несоответствие
этим правилам и таким образом открывает Щ для себя один из путей
познания своих чувств, их отличия от мыслей [4].
Однако представляется не вполне удобным применять понятие половой
роли как обозначения и "внешнего", социального конструкта и
"внутреннего", индивидуального проявления личности. В психологии встречаются
различные подходы к решению этой проблемы. И.С.Кон, в частности,
разделяет понятия половых ролей и полоролевого поведения: он называет половыми
ролями социальные нормы, определяющие, чем должны или не должны заниматься
мужчины и женщины (то есть внешний по отношению к субъекту социальный
конструкт), а полоролевым поведением — поведение, реализующее эти
нормативные ожидания или ориентированное на них [56]. В зарубежной литературе
встречаются также понятия, позволяющие проводить различия в полоролевом
поведении между проявлениями внутренних характеристик индивидуальности —
"принятие роли" (role taking) и внешней
экспрессией в поведении — "игре роли" (role plaing). В "принятии
роли" поведение гармонирует с Я-концепцией и благодаря этому способствует
раскрытию личности. Человек, который "играет роль", "...
демонстрирует поведение, согласующееся с установленными ролевыми ожиданиями, но
осознанно или неосознанно противоречащее его или ее Я-концепции" [157,
с.15].
Половые роли в обществе связаны с определенной нормативной
системой (стереотипами маскулинности-фемининности), которую личность усваивает
и преломляет в своем сознании и поведении. Половые роли как социальные нормы —
это непосредственно наблюдаемая форма, внешний слой опосредования
взаимодействия индивидов между собой, данный в представлении самим субъектам
действия. Но в то же время "... нормы не являются самостоятельным
предметом, определяющим деятельность индивидов. Нормы — это всего лишь верхушка
айсберга, несамостоятельная часть сложной системы опосредования" [85,
с.89]. В психологии социальные нормы анализируются как нормативно
одобренные формы поведения, ожидаемые от человека, занимающего
определенное место в системе общественных отношений [4, с. 108].
Взаимодействие между личностными и культурными системами ролей и норм может
быть понято путем сдвига поля зрения с социального на индивидуальное
и обратно [152]. Поскольку интериоризация половой роли
определяет в дальнейшем иерархию мотивационных линий, которая, по
А.Н.Леонтьеву, является структурой личности [65], то, на наш взгляд,
применительно к психологическому полу лучше говорить о системе социополовых
ориентации (термин И.С.Кона [56]), которая проявляется реально в
полоролевом поведении и индивидуальных личностных характеристиках.
При
обобщении данных научных исследований различных аспектов проявления феномена
психологического пола в его онтогенезе становится очевидным, что
психологический пол личности представляет собой иерархическую структуру,
состоящую из взаимосвязанных элементов. Психологический пол зрелой личности
включает в себя в качестве основных элементов половое самосознание как
ощущение, осознание и принятие своей половой принадлежности; определенную половую
идентичность как усвоенные личностью социокультурные и психологические
особенности своей половой принадлежности; социополовые ориентации как
интериоризованную систему половых ролей, в свете которой субъект различает
критерии "мужественности" и "женственности", оценивает себя
по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный
статус. Составляя в целом психологический пол зрелой личности, эти элементы
реализуются в индивидуальных характеристиках, полоролевом поведении, способах
действия и установках, иерархии мотивационных линий личности. "Статус и
социальные функции-роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура
и динамика отношений — все это характеристики личности, определяющие ее
мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные
тенденции развития" [9, с.40]. Указанные w выше элементы
психологического пола образуются на разных этапах онтогенеза
личности и в процессе своего дальнейшего формирования, обусловливая
друг друга, определяют гармоничное развитие личности.
Развитие полового самосознания предваряет этап "первого
рождения личности" [67], который знаменуется установлением первых
иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных
побуждений социальным нормам сначала под влиянием взрослых, а затем
становящихся элементами внутренней структуры личности [38]. На этом этапе
формируются половая идентичность личности в результате бессознательного
подражания * представителям своего пола, воспринимаемым в качестве
"образца", отождествления с ними, а также в результате воспитательных
воздействий с их стороны. Здесь большую роль играют такие факторы, как
личностные особенности взрослых, участвующих в процессе воспитания, степень
пермессивности-репрессивности их представлений о мужских и женских психологических
качествах, этнокультурная специфика в воспитании мальчиков и девочек.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|