Психологические условия преодоления отставания в обучении школьника
Список
использованных источников
1
Алфёров,
А.Д. Психология развития школьников [Текст] – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. –
294 с. - ISBN 5-7218-8454-0.
2
Ананьев,
Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] /Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат,
2005. – 190 с. - ISBN 5-214-62384-2.
3
Ануфриев,
А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст]/ А.Ф, Ануфриев
- М.: Просвещение, 1997. – 164с. - ISBN 5-2766-0048-3.
4
Астапов,
В.М., Микадзе, Ю.В. Обучение и воспитание детей «группы риска»/под общ. ред.
В.М.Астапова. [Текст] – М.: Институт практической психологии, 1996. – 197 с. -
ISBN 5-0244-1257-4.
5
Афонина,
Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. [Текст] - Ростов н/Д.:
Феникс, 2005. - 512с. - ISBN 5-7316-2514-3.
6
Бабанский,
Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский //
Советская педагогика. - 1972. - №1. - С.18.
7
Бабой,
Д. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореферат.
[Текст]/ Д.Бабой - СПб., Нева, 1994. - ISBN 5-217-14382-5.
8
Барт,
К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. [Текст] – М.: Издат. центр
«Академия», 2006. - 142с. - ISBN 5-2236-1214-3.
9
Безруких,
М.М. Почему учиться трудно. [Текст] - М.: Наука, 1995. – 162с. - ISBN
5-14267-214-3.
10
Беспалько,
В.П. Психологические парадоксы образования [Текст] / В.П.Беспалько. - Педагогика.
– 2000. - №5. – С. 13-20. - ISSN 1818-571X.
11
Блонский,
П.П. Школьная успеваемость [Текст] /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2006. -
423 с. - ISBN 5-2548-1203-5.
12
Боденко,
Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции
на начальном этапе обучения. [Текст]/Б.Н.Боденко - М.: Просвещение, 1998. –
112с. - ISBN 5-1694-1123-2.
13
Борисов
П.П. психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их
преодоления. [Текст]/Б.Н.Боденко - Якутск, 1980.
14
Бударный,
А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и
второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. [Текст] / А.А. Бударный. - М.:
Просвещение, 2005. - 521 с. - ISBN 5-739-40021-2.
15
Буянов,
М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи [Текст] - М.: Просвещение, 1988. – 317 с.
- ISBN 5-1641-3462-3.
16
Введение
в психологию [Текст]/ Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва:
Издательский центр «Академия», 1996. – 496с. - ISBN 5-7695-0084-0.
17
Венгер,
А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] /А.Л. Венгер, А.Г.
Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2006. - 534 с. - ISBN
5-5644-0357-0.
18
Вергелес,
Г.И., Матвеева, Л.А., Раев, И.А. Младший школьник. Помоги ему учиться. [Текст]/
Г.И.Вергелес - СПб.: Нева, 2000. – 108с. - - ISBN 5-2429-2094-2.
19
Возрастная
и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов. [Текст]/ под
ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1979. – 398с.
20
Вопросы
предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. [Текст] /под ред. Ю.К.
Бабанского. - Ростов-на-Дону, 1972. - 523 с.
21
Выготский,
Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. [Текст]/Л.С.Выготский –
М.: Просвещение, 1982. – 373с.
22
Выготский,
Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст]///
Л. С. Выготский. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.:
АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 448с. - ISBN 5-4266-0032-5.
23
Гарольд,
Б. Леви. Квадратные колышки к круглым отверстиям [Текст] - СПб.: Нева, 1995. –
48с. - ISBN 5-780-44025-5.
24
Гельмонт,
А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт.
- М.: Просвещение, 2005. - С.326. - ISBN 5-00433-658-0.
25
Горбунов,
Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной
деятельности [Текст]// Педагогика. – 2003. - №8. – С. 9-12 - ISSN 1818-571X.
26
Дружилов,
С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога:
психологический подход [Текст]// С.А.Дружилов – Научно-публицистический
альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8) - 72 с. - ISSN 5-1291-0124-3.
27
Дубровина,
И.В. Практическая психология образования. [Текст] – М.: ТЦ «Сфера», 1997. –
218с. - ISBN 5-8846-0170-2.
28
Дубровина,
И.В., Акимова, М.К., Борисова, Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога
[Текст] /И.В.Дубровина – М.: Академия, 1995. – 410 с. - ISBN 5-6421-0115-5.
29
Зайцев,
Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]//
Педагогика. – 2001. - №1. – С. 21-30. - ISSN 1818-571X.
30
Захарченко,
Е.Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы [Текст] //
Педагогика. – 2002. - №9. – С. 47-53. - ISSN 1818-571X.
31
Зимина,
И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования [Текст]//
Педагогика. – 2003. - №5. – С. 14-18. - ISSN 1818-571X.
32
Зимняя,
И.А. Педагогическая психология [Текст] /И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. -
С.165. - ISBN 5-4211-0903-2.
33
Исследование
в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин. — 4-е изд. — СПб.:
Питер, 2006. – 558с. - ISBN 5-94723-290-1.
34
Клико,
Е.К. Комплексное исследование в целях оптимизации обучения. [Текст]/ Е.К. Клико
- СПб.: Нева, 1998. – 164с. - - ISBN 5-1457-6299-5.
35
Курганов,
С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. [Текст] / С.Ю.Курганов – М.:
Просвещение, 1999. – 318 с. - ISBN 5-10116-205-2.
36
Кучма,
В. Р., Брязгунов, И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей
[Текст]/// Детская патопсихология: Хрестоматия. /Н.Л. Белопольская. – М.:
«Когито–Центр», 2006. - 522 с. - ISBN 5-2472-2301-3.
37
Левченко,
И.Ю., Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. [Текст]/
И.Ю.Левченко – М.: Академия, 2005. – 280 с. - ISBN 5-00442-208-2.
38
Лекции
по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с. - ISBN
5-94723-559-5.
39
Локалова,
Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы:
причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку,
чтению и математике. [Текст] – М.: Ось–89, 2007.– 244с. - - ISBN 5-0322-1184-2.
40
Лукьянова,
М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя [Текст] // Педагогика. –
2001. - №10. – С. 56-61. - ISSN 1818-571X.
41
Маклаков,
А.Г. Общая психология [Текст]: Учеб. пособие/ А.Г. Маклаков — СПб.: Питер,
2001. – 592с. - ISBN
5-272-00062-5.
42
Маркова,
А.К. Виды отношений школьников к учению [Текст]/ А.К. Маркова // Советская
педагогика. - 1984. №11. - С.12.
43
Маттес,
Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников [Текст]/Г.
Маттес // Вопросы психологии. - 1984. - №4. С.153.
44
Мудрик,
А.В. Педагогам о психологии [Текст]/ А.В. Мудрик // Педагогика. – 1998. - №2. –
С. 106-107. - ISSN 1818-571X.
45
Мурачковский,
Н.И. Как предупредить неуспевавемость школьников. [Текст]/Н.И. Мурачковский - Мн.:
Выш.шк., 1977. – 274с.
46
Мухина,
В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ.
высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М. :
Издательский центр «Академия», 2006. – 608с. - ISBN 5-7695-2648-3.
47
Немов,
Р.С. Психология
[Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн./Р.С. Немов. — 5-е изд.
— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688
с. - ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1).
48
Общая
психология:
Учебник [Текст]/ Под ред. Тугушева Р.X. и Гарбера Е.И. — М.: Изд-во Эксмо,
2006. – 592с. - ISВN 5-272-00062-5.
49
Овчарова,
Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]/ Р.В.Овчарова – М.: ТЦ
«Сфера», 2001. – 310 с. - ISВN 5-4376-04662-2.
50
Педагогическая
психология // под ред. Раева А.И. - СПб.: из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. -
С.412. - ISВN 5-1074-4340-0.
51
Постников,
П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ
[Текст]// Педагогика. – 2004. - №5. – С. 61-66. - ISSN 1818-571X.
52
Рабочая
книга школьного психолога [Текст]/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова и др; под ред.
И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. – 286с. - ISВN 5-6215-1954-2.
53
Рубинштейн,
С.Л. Основы общей психологии [Текст]: Учеб. пособие/С.Л. Рубинштейн - СПб.:
Питер Ком, 1999. - 720с. - ISBN 5-314-00016-4.
54
Рыжкова,
О.С. Социально-педагогическая поддержка семей, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями здоровья // Наука и образование. [Текст]/О.С. Рыжкова
– 2003. - №2. – С. 91-97. - ISSN 2126-814-3.
55
Славина,
С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам.
[Текст]/ С.С, Славина – М.: Просвещение, 1986. – 217 с.
56
Сластенин,
В.А. Педагогика: Учебное пособие [Текст]/В.А. Сластенин - М.: Академия, 2007. -
576с. - ISBN 5-00433-215-0.
57
Сорокун,
П.А. Основы
психологии [Текст]: Учеб. пособие/П.А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2005. – 312с. - ISBN
5-87854-355-9.
58
Столяренко,
Л.Д. Педагогика: Учебное пособие. [Текст]/Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д: Феникс,
2003.- 448с. - ISBN 5-5044-0355-9.
59
Столяренко,
Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия » [Текст]:/
Л.Д.Столяренко — 2-е изд.,перераб,и доп.— Ростов н/Д: «Феникс »,2003.— 544 с. -
ISBN 5-222-02731-7.
60
Талызина,
Н.Ф. Педагогическая психология: [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений/ Н.Ф. Талызина - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288
с. - ISВN
5-7695-0183-9.
61
Тутушкина,
М.К. Практическая психология для педагогов и родителей. [Текст]/ М.К. Тутушкина
– Спб.: Дидактика Плюс, 2000. – 352 с. - ISBN 5-14004-216-4.
62
Фигдор,
Г. Психоаналитическая педагогика. [Текст]/ Г. Фигдор – М.: Институт
психотерапии, 2004. –280с. - ISBN 5-1743-0644-0.
63
Цетлин,
В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В.С. Цетлин. - М.:
Педагогика, 1977. – 243с.
Приложение
А
Схема
1.
I - условия внутреннего плана;
II III IV —
условия внешнего плана;
I1 -
особенности организма школьника;
I2 -
особенности личности школьника;
II а) -
бытовые условия;
II б) гигиенические
условия в школе;
II в) особенности
воспитания и семье;
II г) особенности
обучения и воспитания в школе;
III а) —
причины недостатков бытовых условий;
III б) - причины недостатков гигиенических условий в школе;
III в) - условия
порождающие недостатки воспитания в семье;
III г) -
условия порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса.
Приложение
Б
Схема психолого-педагогической
характеристики личности школьника (В.Г. Баженов).
1. Общие
сведения о школьнике: школа, класс, возраст, состояние здоровья.
2. Условия
семейного воспитания: состав, культурно-бытовые условия семьи; кто в семье
лидер; особенности взаимоотношений; отношения к воспитанию, учебе, здоровью
ребенка; где воспитывался до школы; семейный климат.
3.
Характеристика межличностных отношений школьника в классе (школе): сколько лет
учится в данном классе, школе; отношение к просьбам, поручениям. Авторитетен,
активен или пассивен; проявления комфортности в поведении; устойчивый ли круг
друзей; общительность, понимание или конфликтность; отношение к отрицательным
социальным явлениям (алкоголь, наркомания, курение и др.).
4. Общая
структура направленности личности: характеристика осознанных мотивов (глубина,
устойчивость, действительность). Наиболее выраженные познавательные интересы;
интерес к искусству, спорту, литературе и т.д. Читательские интересы; единство
знаний; и поведение, наличие отклонений в поведении; мечты, идеалы, стремления;
имеет ли место проявление вредных привычек.
5. Уровень
притязаний и самооценка школьника. Их соотношение.
6. Ученик в
различных видах деятельности. Соотношение учебной, игровой и трудовой
деятельности.
7.
Характеристика познавательной деятельности; особенности восприятия,
наблюдательности; особенности памяти (точность, быстрота запоминания). Характеристика
внимания, воображения; особенности мышления; самостоятельность в суждениях и
выводах; устная и письменная речь.
8.
Особенности эмоционально-волевой сферы: характер эмоциональных реакций на
педагогические воздействия; развитие, глубина и устойчивость высших чувств
(моральных и др.); преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости
и быстрота реакции; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность,
инициативность, решительность, настойчивость, самообладание и др.
9. Способности:
общие и специальные; наиболее ярковыраженные способности ребенка (музыкальные,
технические, математические, организаторские и др.)
10.
Темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Проявление конкретных
свойств темперамента (сензитивность, экстра / интровертированность,
импульсивность, ригидность и т.д.)
11. Характер:
черты характера, проявляющиеся по отношению к учению (прилежание, активность,
дисциплинированность и др.). По отношению к классу, школе (переживание успехов
и неудач). Отношение к мероприятиям, труду (трудолюбие, добросовестность,
исполнительность и др.); сверстникам и взрослым (доброта, общительность.,
внушаемость, конформизм и др.). К вещам (аккуратность и неряшливость,
бережливость и не бережливость); к самому себе (самолюбие, честолюбие,
скрытность, застенчивость, гордость). Причины того или иного отношения.
12.
Педагогические выводы: указать необходимые мероприятия с целью преодоления
педагогической запущенности и формирования положительных качеств личности;
пожелания в адрес учителей, сверстников, родителей, самого ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|