Психологические условия преодоления отставания в обучении школьника
Психологические условия преодоления отставания в обучении школьника
Содержание
Введение
1. Отставание в обучении как психолого-педагогическая
проблема
1.1 Понимание «отставания в обучении» в трудах
зарубежных и отечественных психологов
1.2 Основные причины и варианты проявления
отставания в обучении школьников
1.3 Возможности преодоления отставания в обучении
учащихся в условиях совместной работы практического психолога, педагогов,
родителей и обучаемых
2. Опытно-экспериментальное исследование
психологических условий преодоления отставания учеников школы в обучении
2.1 План исследования, характеристика испытуемых
и методик сбора эмпирических данных
2.2 Практика выявления конкретных причин
отставания в обучении и определения психологических условий преодоления
отставания школьников
2.3 Проект Программы преодоления отставания в
обучении учащихся младших классов в условиях средней школы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение
Введение
Актуальность.
В современных условиях, когда неуклонно набирают обороты процессы активизации
образования, происходит усиления его роли в формировании подрастающего
поколения, наблюдается усиление ответственности такого социального института
как «школа» за уровень и качество обучения и воспитания обучаемых. В деле
школьного образования существует множество проблем, одной из которых является
противоречие между темпом введения новых информационно-коммуникационных
образовательных технологий и снижением темпа познавательной деятельности
учащихся, что приводит к нарастанию отставания в обучении, появлению стойкой
неуспеваемости школьников уже со 2-го класса.
Преодоление
неуспеваемости и отставания в обучении – важнейшая задача теоретической и
практической психологии. При этом мы должны понимать, что только
организационное решение поставленных в этом направлении работы задач не сможет
обеспечить преодоление отставания. Здесь требуются современные теоретические
знания о сущности самого явления «отставания», о признаках и многообразных
формах его проявления в современной школе и самое главное – требуется четкое
понимание того, какие психологические условия будут способствовать
качественному преодолению отставания в обучении школьников.
Разрешение
этой задачи в условиях общеобразовательной школы предполагает не только широкую
пропаганду передового опыта обучения и внедрение результатов
психолого-педагогических исследований в школьную практику, но и вдумчивого
подхода к определению и особенно задействованию психологических возможностей
детей в преодолении такого отставания.
Объект
исследования – деятельность педагогического состава школы по преодолению
отставания обучаемых в рамках образовательного процесса.
Предмет исследования
– работа практического психолога и классного руководителя по созданию и
поддержанию психологических условий обеспечивающих преодоление и недопущение
отставания в обучении детей младшего школьного возраста.
Цель
исследования: на основе теоретического изучения сущности проблемы отставания в
обучении и, исходя из результатов практической опытно-экспериментальной работы,
выявить психологические условия, обеспечение которых позволяет преодолеть
отставание школьников 2-3 классов, разработать и предложить проект Программы
преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней
школы.
Для
достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить
взгляды зарубежных и отечественных представителей психолого-педагогической
науки на сущность проблемы и самого явления «отставания в обучении»;
2. Отталкиваясь
от понимания индивидуально-личностных различий психических процессов
школьников, их познавательной деятельности, реализующихся в школьной
успеваемости, рассмотреть причины отставания и возможности образовательного
учреждения по преодолению отставания в обучении детей младшего школьного
возраста;
3. Рассмотреть
состояние работы в конкретной школе по организации преодоления выявленного
учителями и психологом отставания в обучении учащихся начальных классов и
ведении соответствующей превентивной работы;
4. Спланировать
практическую работу, подобрать методические средства и провести сбор
эмпирических данных по исследуемой проблеме, осуществить их обработку;
5. В
ходе интерпретации полученных данных – выявить и описать психологические
условия, обеспечение которых позволяет преодолеть отставание школьников 2-3
классов;
6. Разработать
и предложить к практическому применению проект «Программы преодоления
отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы».
В качестве
исследовательской гипотезы было использовано предположение, что основными
психологическими условиями преодоления отставания в обучении младших школьников
являются полное согласие учащегося с необходимостью преодолеть выявленное
отставание в обучении по конкретном учебному предмету и мотивация ученика на
совместную с учителем и родителями работу по преодолению разрыва между
пройденным в школе учебным материалом и отражением его в знаниях и умениях
обучаемого.
Для решения
поставленных задач и проведения исследования были использованы нижеизложенные
методы:
а. Теоретические
- изучение и анализ научной литературы, изучение документов, сравнение,
б. Практические
- наблюдение, беседа, опрос (в т.ч. экспертный), тестирование.
Методический
замысел исследования в рамках моей выпускной квалификационной работы заключался
в следующем:
1. На
основе изучения первоисточников и специальной психолого-педагогической
литературы мною была проведена работа по изучению взглядов зарубежных и
отечественных научных деятелей в области педагогики и психологии на сущность
проблемы и самого явления «отставания в обучении», по их систематизации и
выработке единого понятия данного явления;
2. При
рассмотрении сущности психологической проблемы отставания в обучении школьника
мною были выделены наиболее характерные, научно подтвержденные причины и
варианты проявления отставания в обучении школьников с целью определения
взаимосвязи между индивидуально-личностными различиями психических процессов
школьников и их реализации в процессе познавательной деятельности;
3. Была
рассмотрена практическая работа в конкретной общеобразовательной школе г. Орши
Витебской области по организации преодоления выявленного учителями и психологом
отставания в обучении учащихся начальных (2-3-го) классов и ведении
соответствующей превентивной работы;
4. На
основании полученной информации мною был выработан, систематизирован и
представлен в работе перечень основных психолого-педагогических методических средств,
позволяющих школьному учителю и практическому психологу в своей деятельности
выявлять отдельные признаки отставания в обучении и при проведении надлежащей
коррекционной работы нивелировать их;
5. С целью
осуществления практической части работы были подобраны методические средства ее
проведения, эмпирическая база эксперимента, согласована возможность проведения
практического исследования, после чего был проведен сбор эмпирических данных по
исследуемой проблеме и осуществлена их обработка;
6. В
ходе интерпретации полученных в ходе экспериментальной части работы данных были
выявлены и описаны психологические условия, обеспечение которых позволяет
преодолеть отставание школьников 2-3 классов;
7. На
основании полученных данных и соответствующих выводов во взаимодействии со
школьным психологом был разработан проект Программы преодоления отставания в
обучении учащихся младших классов в условиях средней школы.
В качестве
экспериментальной базы исследования выступили учащиеся двух классов Учреждения
образования «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Орши» в возрасте 7-8 лет,
в том числе – 24 мальчика и 28 девочек, всего 52 человека; 9 человек
педагогического состава школы, в т.ч. один социальный педагог-психолог.
Практическая
значимость данной исследовательской работы заключается в том, что полученные
результаты могут быть использованы и практически применены в реализации задач
преодоления отставания учащихся младших классов в средних образовательных
учреждениях.
Научная
новизна работы проявилась в попытке объединить разрозненные представления
педагогического состава и психологов школ в практику формирования именно таких
психологических условий школьного обучения, которые обеспечат возможность преодоления
в отставании обучаемых.
Структура
ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и
библиографического списка использованной литературы.
1.
Отставание в обучении как психолого-педагогическая проблема
1.1
Понимание «отставания в обучении» в трудах зарубежных и отечественных
психологов
Известно, что
школьники, несмотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в
школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному
воспитаны, по-разному относятся к учебным обязанностям и фактически получают
неодинаковый уровень развития. В выполнении задач, поставленных государством и
обществом перед органами образования по обучению и воспитанию школьников,
осуществлению общего среднего образования, большое значение имеет своевременное
преодоление неуспеваемости школьников.
Под
неуспеваемостью сегодня понимается ситуация, в которой поведение и результаты
обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета,
слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. При этом
стоит отметить, что систематическая неуспеваемость ведет к педагогической
запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности,
противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и
опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически
запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.
Проблеме
школьной неуспеваемости в истории педагогики и психологии уделялось и уделяется
много внимания (Ананьев Б.Г. – 1982г., Божович Л.И. - 1962, 1968, 1978г.г., Выготский
Л.С. – 1997г., Менчинская Н.А. – 1971г., Славина Л.С. - 1958 и др.). В разные
исторические периоды эта проблема трактовалась по-разному.
Современным
психологом Б.С. Боденко предложена целая периодизация развития взглядов на
проблему отставания в обучении школьников. Были выделены пять периодов развития
знаний в сфере преодоления школьной неуспеваемости [12; с. 44].
На протяжении
начального периода (1920-1930-е годы) в работах советских ученых прослеживалась
связь неуспеваемости с такими социальными факторами, как социальное
происхождение родителей. И.А. Армянов, П.П. Блонский, Л.С. Выгодский делали
попытки рассматривать неуспевающего ученика в контексте его целостного,
биосоциального развития.
В 1940 –
1950-е годы (второй период) М.А. Гельмонт [24; с. 31], М.А. Данилов, Э.И.
Моносзон, С.М. Ривес и др., уделяя внимание данной проблеме, считали главной
причиной неуспеваемости недостатки процесса обучения, подчеркивали значение
уровня педагогического мастерства учителя. Исследования Л.С. Славиной посвящены
выявлению сугубо психологических причин и стали основанием для выделения
отдельных типов неуспевающего ученика.
Третий период
(1960 – 1970-е годы) можно охарактеризовать как время усиления внимания к
личности учащегося, к сформированности его как субъекта обучения и воспитания
(Бабанский Ю.К., Божович Л.И. и др.). В целях предупреждения и преодоления
неуспеваемости предлагается оптимизация учебно-воспитательного процесса в
школе.
В работах
представителей четвертого периода (1980-е годы) - Борисова П.П., Калмыковой
З.И., Матюхина М.В. главными причинами неуспеваемости считается нарушение
основных компонентов психологической структуры учебной деятельности. Кроме
того, отмечается влияние индивидуально-типических и возрастных особенностей
личности детей на успешность их обучения.
В настоящее
время для научной мысли характерна теория двух факторов, т.е. принятие как
биологических, так и социологических теорий [7; с. 118]. М.М. Безруких [9; с.
52] отмечает, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и
медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее
десятилетие все чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов
разного профиля в деле повышения успеваемости школьников. Существует мнение, что
для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование. К
психологическому обследованию необходимо добавить антропометрическое (тип
телосложения) и психофизиологическое (свойства нервной системы) обследования.
Хотя задача
раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах
можно обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе
психологических условий, порождающих неуспеваемость. Так, А.А. Бударный
связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения - его
противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое
единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается,
возникает неуспеваемость [14; с. 215]. Сходные мысли высказывает П.П. Блонский, который определяет
неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и
внешними условиями [11; с. 110].
Однако
исследования, выполненные в русле этого подхода (педагогического), нельзя считать
достаточными, они направлены на выяснение внешних связей явления и оставляют в
тени его внутреннее строение (психологическую сторону).
Неуспеваемость
- сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее
разносторонних подходов при ее изучении [6; с. 8].
Неуспеваемость
и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы
отдельные отставания, она - итог процесса отставания. Многообразные отставания,
если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в
конечном счете, неуспеваемость.
Отставание -
это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном
из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит
временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и
процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого
невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса [55; с. 22].
Противоречивость
такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления:
процесс отставания складывается из актов отставания.
Неуспеваемость
трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям
школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта
творческой деятельности. Предупреждение неуспеваемости предполагает
своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Частные
характеристики учебного труда даны в работе А.М. Гельмонта. Он указывает на
разные уровни усвоения учебного материала. Под учебным материалом он имеет в
виду параграфы учебника, а разные типы усвоения он соотносит с определённым
уровнем смысловой переработки текста. А.М. Гельмонт делит учащихся на следующие
группы [24;
с. 326]:
1.
Неуспевающие ученики, которые не могут следить за ходом объяснения учителя,
имеют большие трудности при понимании текста учебника;
2.
Неуспевающие учащиеся, которые частично справляются с анализом-синтезом,
например, только тогда, когда речь идёт о конкретных предметах, явлениях.
Общим для той
или иной группы является нежелание напрягать свои умственные силы, негативное
отношение к более сложным формам и методам работы.
Для ответа на
вопрос, почему возможно отставание, необходимо прежде всего разобрать факторы
успеваемости.
Изучение
соответствующих научных данных позволило выделить три основных фактора
успеваемости: требования к учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические
возможности учащихся; социальные условия их жизни, воспитания и обучения в
школе и вне школы.
Требования к
учащимся составляют основу для разработки контрольных заданий и критериев
оценок. Требования содержания образования только тогда могут быть выполнимыми,
когда они не превышают физических и психических возможностей школьников и
находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.
В возможностях
детей различают две тесно связанные друг с другом стороны - физические
возможности (состояние организма, его развитие) и психические (развитие
мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания). При разработке требований
к учащимся специалисты каждого учебного предмета ориентируются на некую норму
возможностей детей того или иного школьного возраста.
Психофизические
возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий,
в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы
обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности учащихся [35; с. 50].
Социальные
условия (в широком смысле слова) как фактор успеваемости также взаимодействуют
с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся,
воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей
среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей,
наличие и качество учебной литературы и многое другое. И этот фактор так или
иначе учитывается при определении содержания обучения.
Одни и те же
условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся
в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только
обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и
развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|