Психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе
Возрастные сдвиги
в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных
категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня
избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации;
использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и
объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание
сделать его убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии
самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и
соотносятся с большим числом «значимых лиц». Самоописания в раннем юношеском
возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, чем в 12-14
лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.
Представление
подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - типичного
сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Таким
образом, можем говорить о том, что самосознание подростка обладает
определенными особенностями, отличающими его от самосознания, например,
младшего школьника или юноши. К таким особенностям в первую очередь относятся: способность
рассуждать абстрактно, логически, по аналогии, изменение содержания
самоописаний и т.п.
Важным компонентом системы профессиональной ориентации
учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений
о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в
кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к
психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате
труда Школа, семья и общественность формируют ребенка как будущего активного
члена общества. Более того, личность ребенка формируется под влиянием
общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и
деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значительное влияние
оказывают условия семейного воспитания. Проблеме трудового воспитания детей в
семье большое внимание уделял выдающийся советский педагог А. С. Макаренко.
Важная особенность подросткового возраста – формирование ценрального
новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда
подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда
он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного
и равноправного участника этой жизни.
Учителям надо иметь в виду, что чувство взрослости –
это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, а
стараться ввести в правильное русло. Взаимопонимание с подростками надо
постепенно и разумно перестраивать, признавая их права на относительно большую
независимость и самостоятельность
Библиографический список
1.
Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений
о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998
г.
2.
Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности
// Мир психологии, 1999 г., №3.
3.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют
в игры. СПб., 1995 .
4.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986 г.
5.
Божович Е.Д. Психологическая коррекция учебной работы
школьников // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М.,
1987 .
6.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.
7.
Джемс У. Психология. М., 1991 .
8.
Кле М. Психология подростка. М., 1991.
9.
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.,
1984 .
10.
Кон И.С. Категория Я в психологии // Психологический
журнал, 1981 ., №3.
11.
Кон И.С. Открытие Я. М., 1978 .
12.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000 .
13.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997 .
14.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000 .
15.
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования.
СПб., 2002.
16.
Немов Р.С. Психология. М., 1995 .
17.
Общая психология/Под ред. Богословского.м., 2005.
18.
От рождения до смерти под ред. Реана А.А. М., 2002 .
19.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.
СПб., 2000
20.
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях
личности. М., 1989 .
21.
Социальная идентификация личности под ред. В.А. Ядова.
М., 1993 .
22.
Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984
23.
Столяренко. Основы психологии.- М., 2003.
24.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,
1977 .
25.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.,
1995 .
26.
Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.Л., Черемисин О.В. Исследование
образа Я у подростков с аддиктивным поведением // Психологические исследования
и психотерапия в наркологии: сборник научных трудов. Т.123.
27.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996 .
Приложение № 1
Схема возрастной периодизации
В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и
развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации
в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР,
рекомендовал схему возрастной периодизации, которая имеет значительное
распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого
возраста выделяют следующие периоды:
I
новорожденный—1—10 дней;
II
грудной возраст—10 дней—1 год;
III раннее детство—1—3 года;
IV
первое детство—4—7 лет;
V
второе детство—8—12 лет мальчики, 8—II лет девочки;
VI
подростковый возраст—13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки;
VII
юношеский возраст—17—21 год юноши, 16—20 лет девушки.
Критерии такой периодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых
как показатели биологического возраста:размеры тела и органов, массу,
окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции,
степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности
мальчиков и девочек.
Приложение № 2
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ и РЕГИОНАЛЬНЫЕ
ЗАКОНЫ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ПРОГРАММЫ
Закон РФ "Об образовании" от 13.01.1996 №12-фз
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
от 24.07.1998, №124-ФЗ
Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об
общеобразовательном учреждении" от 19.03.2001, №196
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 24.06.1999, №120-ФЗ
Постановление Правительства РФ "О национальной доктрине образования в
Российской Федерации" от 4.10.2000, №751
Постановление Правительства РФ "О государственной программе
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005
годы" от 16.02.2001, №122
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан
РФ на 2006-2010 годы"
Перечень обобщенных оценочных показателей реализации программы
Распоряжение Правительства РФ «Концепция модернизации российского образования
на период до 2010 года» от 29.12.2001, №1756-р
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
Закон Новосибирской области «О защите прав детей в Новосибирской области» от 12.05.2003,
№111
Постановление главы администрации Новосибирской области «Об одобрении концепции
оздоровления, отдыха и занятости детей в Новосибирской области на 2002-2005
годы» от 02.07.2002, №591
Концепция круглогодичного оздоровления, отдыха и
занятости детей в НСО
Целевая программа развития образования НСО на
2008-2012 годы
Перечень мероприятий по реализации целевых программных комплексов
Перечень нормативно-правовых актов необходимых для реализации целевой
программы
Показатели и индикаторы Целевой Программы развития образования
Новосибирской области в 2008- 2012 годах
ПРИКАЗЫ
Приказ МО РФ «О мерах по предупреждению злоупотребления психоактивными
веществами среди несовершеннолетних и молодежи в 1999-2000 годах» от
23.03.1999, №718
Приказ МО РФ "О реализации решения коллегии от 28.09.99 N 19 "Об
основных направлениях развития воспитания в системе образования" от
18.10.1999, №574
Программа развития воспитания в системе образования России на
1999-2001 годы
Приказ МО РФ "О реализации решения коллегии от 25.12.2001 № 19/2
Основные направления и план действий по реализации программы развития
воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы
Приказ МО РФ «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными
веществами в образовательной среде» от 28.02.2000, №619
Приказ управления образования Администрации Новосибирской области от
26.05.2004 г. № 460 "Об изменении структуры аттестационной и
аккредитационной оценки"
ПИСЬМА
Письмо МО РФ от 12.07.2000 "О деятельности на территории России
представителей нетрадиционных религиозных объединений"
Письмо МО РФ от 31.01.2001 "Итоги проведения Всероссийского родительского
собрания" № 90/30-16
Методические рекомендации о взаимодействии ОУ с семьей
Письмо МО РФ от 10.05.2001 "Об официальных ритуалах в ОУ"
Письмо МО РФ от 21.06.2001 "О методических рекомендациях по организации
деятельности классного руководителя"
Письмо МО РФ от 01.03.2002 "О рекомендациях по организации воспитательной
деятельности по ознакомлению с историей РФ"
Письмо МО РФ от 02.04.2002 "О повышении воспитательного потенциала
образовательного процесса"
Письмо МО РФ от 22.07.2002 "Об организации родительского всеобуча в
ОУ"
Письмо МО РФ от 15.12.2002 "Минимальный объем социальных услуг
по воспитанию в ОУ"
Письмо МО РФ от 15.01.2003 "О гражданском образовании учащихся ОУ РФ"
[1] Практич.пособие для учителей нач. школы, студ. сред, и высш. пед.
учеб, заведений, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д: Творческий центр Учитель, 2000.–
С.89
[2] Практич.пособие для учителей нач. школы, студ. сред, и высш. пед.
учеб, заведений, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д: Творческий центр Учитель, 2000.–
С.90
[3] Практич.пособие для учителей нач. школы, студ. сред, и высш. пед.
учеб, заведений, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д: Творческий центр Учитель, 2000.–
С.108
[4] Практич.пособие для учителей нач. школы, студ. сред, и высш. пед.
учеб, заведений, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д: Творческий центр Учитель, 2000.–
С. 112
[5] Общая психология/Под ред.
Богословского.м., 2005.- С. 98
[6] Столяренко. Основы психологии.- М., 2003.- С.67
[7] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.,
1997
[8] Соколова
Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989
[9] Райс Ф. Психология
подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000
[10] Райс Ф. Психология
подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000
[11] Чеснокова И.И. Проблема
самосознания в психологии. М., 1977. – С.98
[12] Кон И.С. Категория Я в
психологии // Психологический журнал, 1981 г., №3.
[13] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
[14] Профессиональная ориентация учащихся: Учебное
пособие для студентов /Под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 1988. – С. 69
[15] Профессиональная ориентация учащихся: Учебное
пособие для студентов /Под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 1988. – С. 71
[16] Профессиональная ориентация
учащихся: Учебное пособие для студентов /Под ред. А.Д. Сазонова.- М.:
Просвещение, 1988. – С. 95
[17] Профессиональная ориентация
учащихся: Учебное пособие для студентов /Под ред. А.Д. Сазонова.- М.:
Просвещение, 1988. – С. 100
Страницы: 1, 2, 3, 4
|