Психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе
Таким образом, можно утверждать, что уже в младшем школьном возрасте
существуют предпосылки для развития и становления самосознания как одной из
базовых функций личности. Ее развитие связано с использованием личностных
технологий, помогающих "включить" рефлексию, как основу для
конструирования и удержания образа "Я" в контексте переживаемого
события, как предварительную установку по отношению к самому себе в плане своих
способностей, социальной значимости, самоуважения, стремления повысить
самооценку.
2. Психологические предпосылки воспитательной работы с
подростками
2.1.
Становление нового уровня самосознания, как предпосылка воспитательной
работы в школе
Самосознание – важное звено личности. Его определяют как сознательное
когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе.
Самосознание – отношение личности к себе.
А.В. Петровский определяет самосознание как когнитивный компонент
Я-концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности, социальной
значимости[5].
Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей
личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам; мы осознаем
также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим
стремлениям.
Л.Д. Столяренко, выделяя критерии самосознания, определил и его структурные
компоненты в виде:
1)
осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;
2)
осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и
идеальное Я);
3)
познавательные когнитивные представления о себе;
4)
эмоциональное, чувственное представление о себе [6].
Психологический анализ самосознания, как считает
И.И.Чеснокова, обязательно включает вопрос о структуре самосознания. В качестве
одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание самосознания
как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения
к себе и саморегулирования поведения личности[7].
Личностный подход к изучению особенностей самосознания разрабатывался
Е.Т.Соколовой. По ее мнению самосознание является сложным динамическим
единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного[8] . В связи с этим, она считает, что в
структуре самосознания необходимо различать 3 компонента – когнитивный (образ
физического Я), аффективный (эмоционально-ценностное отношение, самооценка) и
поведенческий, которые имеют относительно независимую логику развития, однако
тесно взаимосвязаны.
Таким образом, научные исследования позволили выработать и обосновать
целостную теоретическую и экспериментальную парадигму исследований самосознания
и обусловили новые возможности для научных исследований в данном направлении.
Психологи считают, что полное развитие личной идентичности невозможно до
достижения подростком стадии формальных операций в своем когнитивном развитии [9]. Согласно Пиаже, эта стадия наступает после
12 лет, когда подросток становится способным провести анализ решения логических
задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Подростки могут
систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или
вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и т. д. То есть именно на этой
стадии становится возможным размышление о себе. Подростки собирают информацию о
себе: мнения других людей, сами делают выводы о своих способностях, о своей
привлекательности. Опираясь на эту информацию, подростки формируют представления
о себе, а затем проверяют через взаимодействие с другими людьми. Подростки
ориентируются на свои идеалы (или идеалы других людей) и часто сравнивают себя
с ними.
Подростковый возраст – это не только период физического становления, но
и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение
теории самого себя.
Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная Я-концепция.
Выделяют 6 различных Я:
-
реальное Я человека;
-
собственное Я в представлении самого человека;
-
его Я в представлении других людей;
-
представления человека о том, что о нем думают другие;
-
представления о том, каким ему хотелось бы стать;
-
представления о том, каким его хотели бы видеть другие.
Рут Стренг выделила 4 основных аспекта Я:
1)
общая Я-концепция – представление о своей личности и
восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире:
2)
индивидуальные временные или переходные Я-концепции –
концепции, зависящие от настроения, ситуации и т. п.;
3)
социальная Я-концепция – представление о том, что о
человеке думают другие люди;
4)
идеальная Я-концепция – то, каким подросток хотел бы
стать.
Эти представления могут быть заниженными, завышенными или
реалистическими. Реалистические приводят к принятию самого себя, психическому
здоровью, достижению целей [10].
Таким образом, самосознание можно определить как отношение личности к
себе, оценивание личностью самой себя, ее мысли и мнения о себе, сформированные
на основе жизненного опыта и оценок других людей.
Психологические исследования
становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по
нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании
Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с
возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а
какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его
достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образа Я в
целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней
последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени),
субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем
этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от
взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.
В ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов
Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических
компонентов своего Я. Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно
устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно
стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают
теперь другие свойства Я - умственные способности, волевые и моральные
качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.
Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом
«мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы»
полностью. Образы собственного Я оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и
нежнее группового «мы». Подростки-мальчики считают себя менее сильными, менее
общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять
другого человека, чем их ровесники. Девочки приписывают себе меньшую
общительность, но большую искренность, справедливость и верность.
Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с
возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала.
Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий
между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в
психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и
проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других
логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи
и единства с окружающими людьми.
Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я,
обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности,
психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека
психологизация описания после 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности
самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество
испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то,
что они ощущают свой рост, взросление.
В теоретическом исследовании И.И.Чесноковой указывается на наличие двух
уровней самопознания: низшего – «Я и другой человек» - и высшего - «Я и Я».
Специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения «с той
мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует» [11].
Составляющие Я-концепции, поддаются лишь условному концептуальному
разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны.
Потому когнитивный компонент самосознания, образ Я, его формирование в
подростковом возрасте напрямую связан как с эмоционально-оценочной
составляющей, самооценкой, так и с поведенческой, регуляторной стороной
Я-концепции.
В подростковом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания
идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов
здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя, своего Я - они
сменяются «извне вовнутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с
критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к
общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования
собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок
окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т. п.
Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком
собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое
общее, целостное «принятие себя», «самоуважение». Именно сейчас на основе
выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное
отношение к себе, т.е. «оперативная самооценка» начинает основываться на
соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов
деятельности.
Особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я и
идеального Я. По мнению И.С.Кона это несовпадение вполне нормальное,
естественное следствие когнитивного развития [12].
При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет.
Расхождение Я-реального и Я-идеального образов - функция не только
возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков расхождение
между реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид
себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше,
чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями.
Как отмечает Бернс, выделение описательной и оценочной составляющих
позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на
самого себя. Применительно к Я-концепции три главных элемента установки можно
конкретизировать следующим образом:
1.
Когнитивная составляющая установки – образ Я –
представление индивида о самом себе.
2.
Эмоционально-оценочная составляющая – самооценка –
аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной
интенсивностью, так как конкретные черты образа Я могут вызывать более или
менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3.
Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные
действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой[13].
Таким образом, можем говорить о том, что самосознание подростка обладает
определенными особенностями, отличающими его от самосознания, например,
младшего школьника или юноши. К таким особенностям в первую очередь относятся:
способность рассуждать абстрактно, логически, по аналогии, изменение
содержания самоописаний и т.п.
2.2. Формирования интереса к профессии как механизм
воспитательной работы в школе
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является
профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных
профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах,
условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим
качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда”.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками
знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний
по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и
др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть
даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной
привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно
сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и
общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту
задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой.
Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к
пропаганде профессий. “Планировать работу по профессиональному просвещению
в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в
соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого
подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на
формирование сознательного отношения к выбору профессии. Исходя из того,
что профпросвещение – процесс активный, следует больше опираться на такие
методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом
процессе получения информации”[14].
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна
проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в
которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода
нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к
окончательной потери интереса к данной профессии. “Главный принцип, которым
следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя
из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|