Психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе
·
Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового
представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях,
профессиях;
·
В процессе проведения работы по профессиональному
просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного
хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие
общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
·
Профессиональное просвещение молодежи должно основываться
на реальной потребности в конкретных профессиях;
·
Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с
профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой
развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по
профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу”[15].
Урок – основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в
школе. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса. Поэтому
неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению.
Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными
формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о
различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.
В широком смысле слова профконсультация - “это система оказания
действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении
личности”.
“Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести
учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода
школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи
в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и
психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах
проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и
осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на
предприятиях и т.п.”[16].
На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На
первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития
самооценки и положительных качеств личности.
На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и
решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям
выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной
профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда,
возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и
трудоустройства.
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в
профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно
назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому
человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся
знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в
учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.
Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть
коллективной, групповой и индивидуальной. Итак, профконсультация - “это
оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но не в
коем случае не навязывание своих суждений, не подмена права человека на свободу
выбора профессии[17]”
3.Психологические предпосылки воспитательной работы со
старшими школьниками
3.1.
Формирование активного личностного познания у детей старшего школьного
возраста как аспект воспитательной работы в школе
Важная особенность подросткового
возраста – формирование ценрального новообразования этого возраста,
своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже
не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в
коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой
жизни.
Сознание собственной взрослости
возникают у подростка неслучайно. Он замечает, как быстро увеличивается его
рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки наступающей
половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и
умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит
многих взрослых, например, своих родителей, а порой некоторых учителей.
Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится
значительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни.
Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к
убеждению, что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют,
чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между
потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных
членов и несоответствием этому их реальных возможностей.
Чувство взрослости вызывает
стремление подростков к самостоятельности и известной независимости. Отсюда их
чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки
взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинства, принизить их
взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями,
уважая их.
Учителям надо иметь в виду, что
чувство взрослости – это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его
нужно не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаимопонимание с
подростками надо постепенно и разумно перестраивать, признавая их права на
относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это
должно быть в известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене
руководства и контроля, так как подросток очень нуждается в твердом и
постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростков нужно освобождать от
мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого
руководства – всего того, что в какой-то мере было бы оправдано по отношению к
дошкольнику или младшему школьнику. Надо отказаться от злоупотребления тоном
категоричных распоряжений и приказов, безапелляционных требований. Речь идет не
об отказе от твердых требований вообще, а об отказе от грубых и резких их форм,
оскорбляющих чувство собственного достоинства, самоуважение подростка.
3.2.
Профессиональное самоопределение как аспект воспитательной работы в школе
(социализация)
Слово «социализация» означает
совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых
индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему
функционировать в качестве полноправного члена общества.
Стиль воспитания детей, его цели,
институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа
жизни и культуры народа. Молодежи предстоит жить в обществе, отличном от того,
в котором жили родители. Поэтому свои воспитательные успехи они должны
оценивать не по тому, как им удалось передать молодежи свои знания и умения,
сколько по тому, сумели ли они их подготовить самостоятельно действовать и
принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни
родителей.
Проблема эта является глобальной.
Во всем мире социологи и экономисты констатируют разрыв между стоимостью
образования и недостаточной социальной эффективностью.
Чтобы жить и успешно
функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен
обладать следующими качествами:
1.
обладать устойчивым мировоззрением, нравственными
убеждениями;
2.
должен обладать высокой психической лабильностью,
гибкостью, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать
нечто новое не только в подростковом возрасте, но и в зрелом возрасте, когда
старше поколение привыкло обходиться старым багажом. Без этого личность
отстанет от хода истории и станет тормозом общественного прогресса.
3.
Воспитание в эпоху научно-технической революции должно
быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой активности,
ответственности.
О преодолении формализма в
воспитании писали все классики педагогики и психологии. Но для реализации этого
принципа нужны определенные социальные предпосылки.
Выдающийся немецкий психолог Макс
Вебер разработал типологию форм лигитимного господства (узаконенного):
А) «Легальное господство»,
осуществляемое специально обученными людьми.
Б) «Традиционное господство»,
основанное на вере в святость правил, порядков. Прообраз таких отношений –
патриархальная семья.
В) «Харизматическое господство»,
основанное на признании за «учителем»,
«вождем» только ему присущих
способностей требует безоговорочного подчинения, но уже в силу личной
привязанности. Такое лидерство характерно для религиозных сект.
В основе педагогики
сотрудничества лежит принцип социального равенства. Это предполагает
преодоление некоторых стереотипов сознания.
Чтобы координировать усилия
социальных институтов, надо четко представлять себе тенденции и развитие
каждого.
С переходом ребенка в среднюю
школу, его связи с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются
и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими
школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Общение со
сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности
подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее.
Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения,
практику жизни в коллективе.
Наверное, многим приходилось
наблюдать такую картину: в начальной школе ребенок отличается начитанностью,
хорошим поведением, словом, во всем являлся примером. В четвертом классе он
вдруг начинает внешне не мотивированно «меняться на глазах». У него портятся
отношения с товарищами, ему не хочется идти в школу, он хуже учится, с
удовольствием пропускает уроки, становится дерзким, а порой грубым. В чем
причина этих изменений? Оказывается, в классе его прежняя «образованность»
перестала быть значимой для ребят, пошатнулась непререкаемость его авторитета.
Выясняется, что кто0то больше знает и читает, кто-то отличается большей
находчивостью, кто-то лучший спортсмен. Прежние авторитеты рушатся и создаются
новые. Именно в подростковом возрасте коллектив во всей сложности отношений встает
перед ребенком, возникает необходимость в нем разобраться и возможность
ответить его требованиям.
Нередко подросток начинает
ориентироваться в этих требованиях, подражая товарищам, иногда заимствуя не
только хорошее, но и плохое. Он старается чаще бывать с товарищами и все
перенимает у них: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда
ходят они, читает то, что читают они. Как правило, друзья подростка бывают для
него и «самыми умными», и «самыми красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у подростка
появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение.
В размышлениях о поведении
товарищей складывается система требований не только к их поведению и личным
качествам, но и оценка своих собственных достоинств и недостатков. Ориентируясь
на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые
особенно ценятся сверстниками.
Что же одобряют и что же осуждают
подростки в товарищах?
С одной стороны они ценят
качества, характеризующие высокий моральный облик подростка, его нравственные
черты: принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную
активность, искренность, честность, доброту. С другой стороны, качества,
касающиеся непосредственно отношений ребят друг с другом и проявляющиеся в этих
отношениях. Коллектив подростков не терпит зазнайства, похвальбы, подчеркивание
своих, пусть даже и имеющихся достоинств. Неписаный ребячий кодекс
категорически отвергает такое поведение как несоответствующее нормам
товарищеских отношений.
В коллективе подростков могут
замечаться постоянство, текучесть отношений. Это также является следствием
сложности развивающегося внутреннего мира ребят этого возраста. Непостоянство
симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных
подростков в коллективе есть не что иное, как свидетельство постоянной
внутренней работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям
рождающегося нравственного кодекса.
Нужно помочь подростку
разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен
своим товарищам, в чем может помочь им, подсказать ему пути преодоления
недостатков. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других.
Ни одна ссора подростка не должна оставить учителя равнодушным.
Человек в обществе немыслим без
коллектива. Чтобы подросток сумел найти свое место в будущей жизни, он должен
овладеть всей богатейшей практикой коллективистских отношений: уметь
согласовывать свои желания и интересы с желаниями и интересами коллектива;
научиться радоваться общим радостям; печалиться общими печалями; соотносить
свою деятельность с общими целями. И подросток готов к этому. Ведь одна из его
основных особенностей – неудержимая тяга к общению, к коллективу, к совместной
деятельности с товарищами.
Это стремление подростка важно
направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя
взрослый. Коллективизм – качество, присущее подростку, и важно создавать
условия для того, чтобы оно проявилось, чтобы именно оно стало ведущим в
формировании личности подростка, мотивировало поступки, действия, все его
отношения с людьми. Ведь коллективиста делает общение, и не только общение в
большом коллективе, классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с
товарищами.
Так как большую часть времени
подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются
условия для развития его личности.
Главная задача в том, чтобы
сделать школу координатором и организатором системы воспитания подрастающего
поколения. Средства массовой коммуникации, внешкольные учреждения, расширяя диапазон
знаний учащихся, составляют конкуренцию школе. С их помощью «совокупные
взрослые» воспитывают «совокупных детей», так как программы планируются и
контролируются. Если передачи объективны, они невольно способствуют приобщению
детей к той стороне жизни, от которой взрослые хотели бы их уберечь. Само
название «средства массовой коммуникации» содержит проблему. Пока поток
информации был официальным и однонаправленным – пресса, радио, телевидение
информировали население о решениях, принятых кем-либо, о событиях, происшедших
в мире. Это – работа средств массовой информации. В настоящее время больше
внимания уделяется образованию связи, реакции публики на увиденное и
услышанное. Тем самым, передача информации превращается в коммуникацию,
взаимный обмен, общение с аудиторией.
Заключение
Начальная школа
стоит как бы в стороне от всех проблем, сотрясающих основы средней школы.
Многие годы она была замкнутым компонентом и малоподвижным звеном в системе
образования. Основное ее предназначение виделось в том, чтобы дать детям
представления об окружающем мире. Феномен вытеснения воспитательной
деятельности из набора профессиональных педагогических обязанностей проявляется
в полной мере в средней школе. Но его источник расположен в начальной школе.
Здесь же происходит своеобразная "закладка" как положительных, так и
негативных последствий самых первых отношений учителя с учениками. Большинство
психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем
школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития
структур сознания ребенка.
В мотивационной
сфере сознания младших школьников появляется ориентация на процесс, его главное
значение в присвоении знаний и опыта поведения, начинается своеобразная
"закладка" мотивов самосовершенствования и самоопределения,
обозначается еще слабо выраженное стремление к осознанию причин, смыслов, их
поиск в учебном материале и в воспитательной деятельности учителя, возникает
потребность в самооценке, как в основе формирования самопознания и внутренней
позиции личности, правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки,
продолжается принятие целей учителя, но уже с тенденцией к самостоятельности,
как еще недостаточно осознаваемой потребности.
Таким образом,
можно утверждать, что уже в младшем школьном возрасте существуют предпосылки
для развития и становления самосознания как одной из базовых функций личности.
Самосознание – важное звено личности. Его определяют как сознательное
когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе.
Самосознание – отношение личности к себе.
Исследования
содержания образа Я, проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, что
на границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивного
компонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующие
переход самосознания на новый более высокий уровень.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|