Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в ...
Данная методика может
показать лишь косвенное отношение родителей к ребенку.
Общее впечатление говорит о
том, что, если отношения в семье благополучные, то рисунок производит
благоприятное впечатление.
В рисунках детей из полных
семей можно отметить благоприятное общее впечатление, отражение в рисунке
полного реального состава семьи (в том числе домашние животные (6 из 9)),
расположение в центре (5) у большинства детей говорит о благоприятной атмосфере
в семье.
В большинстве рисунков (7)
мама и папа больше и выше детей – это норма, очередность позволяет сделать
выводы о том, кто из семьи для ребенка имеет доминирующее значение, в
большинстве случаев это мама (5), однако ни один из детей из полной семьи не
изобразил себя на первом месте.
Расположение членов семьи в
рисунке – это эмоциональные контакты, близость, чем дальше друг от друга, тем
слабее эмоциональные связи. К счастью, у большинства (5) расположение плотное,
что говорит о тесных семейных отношениях. Лишь один мальчик нарисовал себя
между родителями – психологическая защищенность.
Одинаковое количество деталей
говорит об идентификации ребенка с другими членами семьи. 9 человек из 9
показали это. Дети идентифицируют себя с обоими родителями.
Практически все рисовали без
стираний – однозначное отношение ко всем членам семьи.
Цветовая гамма рисунка
отражает эмоциональную окраску складывающихся в семье отношений. Большая часть
(5 из 9) разукрасили ярко и разноцветно всех – дружная, сплоченная семья,
меньшая часть (4) изобразила всех в 1-2-х цветной гамме – ограниченность
эмоциональных отношений.
Тщательность и аккуратность
выполнения (4) – любовное, заботливое отношение ребенка к членам семьи.
Аккуратность части персонажей (2) – признак особого расположения именно к этим
членам семьи. Небрежность (3) свидетельствует о неблагополучии в данной семье.
Таким образом,
взаимоотношения в полной семье в основном благополучные, тесные, дети имеют
более тесную эмоциональную связь с матерью, что нормально для данного возраста,
и не отрицают главенствующего положения отца. Дети идентифицируют себя с
другими членами семьи, имеют любовные, заботливые отношения.
В рисунках детей из неполных
семей отмечается скорее отрицательное общее впечатление. Мальчик нарисовал всех
членов семьи сверху, при этом себя изобразил на первом месте и выделил себя
деталями – это говорит о его компенсаторно завышенной самооценке. Также он
нарисовал больших папу и брата – именно эти члены семьи имеют доминирующее
положение, сестру с мамой он нарисовал вообще последними (особенно, маму). Хотя
надо отметить, что все изображенные расположены плотно – мальчик хочет иметь
тесные контакты со всеми членами семьи. Много стираний и исправлений –
напряженная семейная обстановка. Цветовая гамма показала, что самые близкие
отношения у мальчика с сестрой (красный цвет), брат чрезмерно опекает его
(коричневый). Себя и папу мальчик разукрасил черным цветом. Т.е. к папе –
антипатия, неприятие, возможно, страх, к себе – внутренний разлад, кризис,
нелюбовь, однако зеленые полосы свидетельствуют о том, что мальчик хочет
проявить свое «я», быть на ровне со взрослыми, т.е. избавиться от опеки брата и
обрести внутреннее спокойствие.
Девочка нарисовала родителей
крупнее себя, папу в коричневом цвете – гиперопека, маму – оранжевого, ближе к
коричневому, суженные зрачки – постоянный гнев. Себя девочка изобразила в
желтом платье – эмоциональная подвижность, неустойчивость, импульсивность.
Родители отделены от девочки стеной – отражение своей отчужденности, изолированности
в семье.
3. Методика «Семья животных»
Лист бумаги кладется перед
ребенком горизонтально.
Инструкция: нарисуй семью,
состоящую из животных, так, чтобы все члены были разными животными.
Таблица 3
Анализ результатов «Семья животных»
|
Дети из
полной семьи
|
Дети из
неполной семьи
|
|
девочки (5)
|
мальчики (4)
|
девочка
|
мальчик
|
Размер животных:
Мелкие
|
5
|
3
|
+
|
|
Крупные
|
-
|
1
|
|
+
|
Нейтральные
|
4
|
1
|
+
|
+
|
Хищники
|
1
|
3
|
|
|
Жертвы
|
-
|
-
|
|
|
Холоднокровные
|
-
|
2
|
|
|
Теплокровные
|
5
|
2
|
+
|
+
|
В отличие от методики
«Рисунок семьи», «Семья животных» наиболее четко показывает внутрисемейные
взаимоотношения, потому что ребенок на сознательном уровне не идентифицирует
свою семью с животными, он изображает не собственную, а абстрактную семью,
именно в результате снижения защитных механизмов, проекция отношений ребенка
становится более полной.
Изучив данные, я заметила,
что многие дети наглядно показывают взаимоотношения в семье на примере разных
видов животных, которые не видно в «Рисунке семьи». Например, вся семья состоит
из кошек, а сестра – собачка, или мама и папа – кошка с
собакой.
Таким образом, дети из полных
семей рисовали мелких размеров животных, значит, все члены семьи –
равноправные. Половина из них (5) изображала нейтральных животных, другая
половина (4) – хищников, но в этом случае вся семья состояла из них, т.е. в
семье не было отношений хищник-жертва. Лишь 2 нарисовали холоднокровных
(аллигаторы, змея), что говорит об эмоциональной холодности в отношениях. Остальные
7 человек – теплокровных (собаки, кошки, волки, птицы, лисы).
Девочка из неполной семьи
нарисовала крупного папу-собаку и мелкую маму-кошку, детей она не изобразила
вообще. Т.е. установленная ранее отчужденность здесь проявилась в полной мере –
отсутствие в семье детей (т.е. себя).
Мальчик из неполной семьи
изменил состав семьи животных (папа-слон, мама-жираф, старшая сестра-зебра,
младшая сестра-фламинго, средний брат-лев) по сравнению с его семьей (сам
мальчик, брат, папа, сестра, мама). Он заменил себя на девочку-сестру.
Папа-слон, в черном цвете, мама-жираф - крупные животные – доминантные член
семьи, оказывающие сильное давление на ребенка, брат-лев – сила и активность.
Прослеживается похожее настроение: и там и там – папа с братом – доминирующие члены
семьи, причем неприязнь к папе видна в обоих рисунках; подавление, гиперопека в
рисунке семьи выразилась в цветовой гамме и размерах членов семьи, а в рисунке
семьи животных – в размерах и видах животных.
Таким образом, мальчик
чувствует себя нелюбимым, ненужным, подавленным, но хочет избавиться от
гиперопеки, обрести внутреннее спокойствие и проявить свое «я». Девочка
чувствует себя ненужной, изолированной в семье, где родители «как кошка с
собакой».
Выводы
Анализируя результаты, было
выявлено, что
1. дети из полных семей:
·
по
методике «Круги» располагают себя ближе к родителям (6 из 9);
·
в
методике «Рисунок семьи» изображают реальный состав семьи с благополучными
взаимоотношениями;
·
методика
«Семья животных» отобразила равноправных членов семьи (9 из 9).
2. дети из неполных семей:
·
по
методике «Круги» располагают себя ближе к маме (2 из 2), и дальше от папы (1 из
2);
·
в
методике «Рисунок семьи» изображают нереальный состав семьи, изображают папу
(2 из 2);
·
методика
«Семья животных» отобразила неравноправные (1 из 2) и антагонистические (1 из
2) взаимоотношения в семье.
Таким образом, гипотеза в
целом подтвердилась.
Заключение
Исследуя вопрос воспитания в
полных и неполных семьях как теоретически, так и практически, я могу сделать
вывод, что любая семья может быть как благополучной, так и неблагополучной, в
зависимости от взаимоотношений в семье. При этом важную роль играет не только
состав семьи. Семья может быть неполной, но у матери с отцом отношения
взаимопомощи и взаимоподдержки, поэтому ребенок растет в почти благоприятных
условиях. Это вариант «приходящего» отца. Существует и другой вариант –
отношения с отцом не поддерживаются и не приветствуются – здесь ситуация
целиком зависит от матери, от ее установок на воспитание – если они
отрицательные (все мужики сволочи!), то и у ребенка (девочки) будет
формироваться подобное отношение к мужскому полу, у мальчика – заниженная
самооценка и, как следствие, проблемы во взаимоотношениях с противоположным
полом. Третий вариант – новый папа. Если мать сможет создать положительные
отношения в семье, внушить уважение «нового» папы и дать им понять, что он –
новый и полноправный член семьи, то условия воспитания будут хорошими.
Однако полная семья не есть
залог успешного воспитания детей. В полной семье, несмотря на присутствие обоих
родителей, может наблюдаться авторитарность матери, в такой ситуации даже отец
полностью подавлен и нейтрализован, в такой семье мать выполняет роль обоих
родителей. Или семья полная, а дети чувствуют себя в ней дискомфортно, или
ощущают отвержение. Или взаимоотношения родителей строятся на «привычке»
совместного проживания или на накопленных обидах, тогда каждый из них будет
пытаться «перетащить» ребенка на свою сторону, негативно отзываясь о другом (чаще
всего так поступает мать). Или же в полной семье неверные межполовые установки
в воспитании, которые тоже дают свои результат в дальнейшем.
Таким образом можно сказать,
что успех воспитания и отношение детей к родителям зависит не столько от
полноты семьи, сколько от взаимоотношений в ней. Мать должна выполнять свои,
материнские, функции в семье – быть примером для девочки и другом для мальчика,
создавать уют и комфорт для всех членов семьи, оказывать своевременную помощь и
поддержку, при этом не навязываясь и не опекая ребенка чрезмерно. Отцовские
обязанности заключаются в обеспечении семьи материальными благами, помня и о
своем взносе в личность ребенка. Для детей отец – это прежде всего образец
мужчины, мальчик стремится быть похожим на него, а девочка на подсознательном
уровне ищет себе подобного в будущем. Отец должен уметь и хотеть делиться с
детьми опытом и знаниями, принимать самое активное участие в воспитании. Именно
на примере родителей у детей закладывается образ межполовых и полоролевых взаимоотношений.
И, чтобы этот образ был положительным, родители должны уметь слушать и слышать
друг друга, понимать и помогать, любить и заботиться – одним словом, всячески
показывать детям, «что такое хорошо, и что такое плохо».
Литература:
1.
Адлер А.
Воспитание детей, взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 1998. – 256с.
2.
Алешина Ю.Е.
Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского
Университета. Психология. Сер.14-1987. - №2. – С. 60-72.
3.
Афанасьева
Т. М. Завтрашние родители/Тамара Афанасьева - М.: Педагогика-Пресс, 2002.
- 99, [1] с. 20 см. - (Библиотека "Родительский факультет"). -
Библиография в конце книги.
4.
Бене Е.
Семейная психология и семейная терапия//Начальная школа. 1999. №2. С. 14-41.
5.
Венгер А.
Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/А. Л. Венгер.
– М.: Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с.: ил. – (Психология для всех).
6.
Воспитание
ребёнка: Возрастные кризисы. [Пер. с итал. Б. Богомолова и др.] - М.: АСТ:
Астрель, 2003. - 46 с. цв. ил. 27 см. - (Ваш ребёнок: Полная энциклопедия для
родителей). Про ребёнка, по избеганию конфликтных ситуаций в общении с детьми,
как способствовать развитию личности малыша и создавать для него обстановку
гармонии.
7.
Дементьева
И. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Соц. исслед. – М.,
2001. - №11. – С. 108-118.
8.
Дементьева
И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и
неполной семьях // Воспитание шк.-в. – 2003. - №10. – С. 13-17
9.
Дементьева
Н.В. Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей
// Соц. педагогика: новые исследов. Вып.1 – М.: Изд-во Ин-та педагогики соц.
работы., 2002. – С. 22-28.
10.
Джейкс,
Т. Д. Помоги! Я воспитываю ребенка одна / Т. Д. Джейкс; [Пер. с англ. Шемпель
Р. Б.] - СПб.: Библ. взгляд, 2001. - 170, [2] с. ил., 21 см. - На обл. в
подзаг: Рук. для одиноких родителей или для тех, кто чувствует себя одиноким.
- ISBN 5-8445-0065-2. Семейное воспитание. - Зарубежные страны. - Семейный
коллектив и его роль в воспитании детей.
11.
Думитрашку
Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности//Вопросы
психологии. 1990. №1.
12.
Зубкова
Т.С. Неполные семьи//Организация и содержание работы по социальной защите
женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.
13.
Иванов С.
Одинокие дети//Воспитание школьников. 1991. №1, 3.
14.
Исаев Д.
Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. –
Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1988. – 160с., ил.
15.
Исаев Д.
Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. – Л.: Медицина,
1980. – 184с., ил.
16.
Кенфилд,
Кен. Сердце отца: Как отцы могут изменить будущее своих детей. Кен Кенфилд;
[Пер.: А. Фищенко] - СПб.; Киев: Руфь, 2001. - 237 с. ил., 20 см. -
(Книга для жизни). - ISBN 5-94172-005-X. Семейное воспитание. - Зарубежные
страны. - Семейный коллектив и его роль в воспитании детей.
17.
Колесниченко
Е. А. "Психологические проблемы современной российской семьи" В 3-х
частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К.
Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360
с.
18.
Колесов
Д. В. Беседы о половом воспитании. – М.: Педагогика, 1980. – 192с. – (Б-ка для
родителей).
19.
Колпакова,
М.Ю. Отцы и дети: от диалога к единству // Воспитание школьников. - №5, 2001 –
С. 9–11.
20.
Колухова
Я. Психология воспитания приемных детей//Воспитание детей в неполной семье/
перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой.- М.:
Прогресс, 1980. - с. 139-176
21.
Коменский
Я.А. Материнская школа – СПб., 1882 – 64 с.
22.
Кон И. С.
Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., Главная
редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. 270 с.
23.
Коночук
Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях
неправильного воспитания // Психологический журнал. – 1985. - №5 - С. 16-32.
24.
Костенко
М.А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной
работы. - М., 2002. - №1. – С. 73-76.
25.
Кочубей
Б. Зачем нужен папа?//Семья и школа. 1990. №7. С. 34-35.
26.
Кульчицкая
Е. И. Воспитание чувств детей в семье. – К.: Рад. школа, 1983. – 120 с. – (Б-ка
для родителей).
27.
Левитов
Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправить. -
М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. – 173с.
28.
Лунякова
Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. – 2001. - №8.
– С. 86-95.
29.
Матейчик
З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной
семье//Воспитание детей в неполной семье/ перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ.
ред. и послесловие Н.М. Ершовой.- М.: Прогресс, 1980. - с. 70-98
30.
Марова 3.
Ребенка воспитывает одна мать//Воспитание детей в неполной семье. Перевод с
чешского. Общая редакция и послесловие кандидата юридических наук Ершовой Н.
М.- М.: Прогресс, 1980. - с. 6-68
31.
Некрасова
З., Некрасова Н. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: ООО
Издательский дом «София», 2006. – 416 с.
32.
Новый словарь
русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т. Ф. Ефремова. Печатное
издание М.: «Русский язык», 2000.
33.
Островская
О. Семейный климат//Дошкольное воспитание. 1978. №5.
34.
Петровский
А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981. - 76с.
35.
Рубинштейн
С. Я. Черты характера ребёнка и их воспитание в семье. Книга для родителей. –
М.: Просвещение, 1964. – 48 с.
36.
Слепкова В.И.,
Костюкович А.А. Психология семьи: Учебно-методическое пособие. – Мн.: БГПУ им.
М. Танка, 2001. – 345 с.
37.
Советский
энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов.
Энциклопедия, 1986. – 1600 с., ил.
38.
Соколова
Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – С.
192-201.
39.
Соколова
В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и
родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. – (Психол. наука – школе).
40.
Филиппова
Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института
Психотерапии, 2002. — 240 с.
41.
Филипчук
Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: Пер. с польск. – 4-е изд.,
доп. – М.: Прогресс, 1989, – 400 с., ил.
42.
Фридман Л.М.
Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. – М., 1999. - 203с.
43.
Фромм А.
Азбука для родителей или как помочь ребёнку в трудной ситуации. – Екатеринбург:
АРД ЛТД, 1996. – 320 с.
44.
Фурутан
А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям: Пер. с англ./ Предисл. К.
Г. Митрофанова. – М.: Прогресс, 1992. – 192 с.
45.
#"#">#"#">www.ladoshki.com – электронная библиотека.
48.
www.mamochka.kz – от беременности до школы,
полезные статьи, советы, рекомендации.
49.
www.myjane.ru – женский журнал: статьи,
рецепты, гороскоп, красота, здоровье, психология, воспитание детей…
50.
www.mytests.ru – статьи по психологии, тесты.
51.
www.orthomama.ru – страничка православной матери.
52.
www.psylist.net – статьи по психологии,
тестирование.
53.
#"#">www.freeway.com.ua
– информационно-аналитический сайт.
[1] Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы. М., 1986, с. 193
[2] - Д – девочка из неполной семьи, М – мальчик из неполной семьи
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|