Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в ...
Что такое
современный мужчина дома? Мужчина — воин-повелитель-хозяин-добытчик? Кормилец — таковой была вековая роль и миссия мужчины. Она во многом и определяла его
позиции, его привилегии в собственном доме, кстати, построенном либо его руками, либо на заработанные им деньги. Власть
— привилегия в семье обычно сопрягалась с властью — ответственностью за ее
благополучие [53].
Что делает мужчину хорошим отцом? Иные
высокооплачиваемые мамы, чтобы сохранить достигнутый материальный уровень,
пытаются даже «приспособить»
низкооплачиваемого супруга к роли няньки
у малыша. Пытаясь преодолеть
уклонение отцов от участия в воспитании детей, мужчин побуждают cтать матерями. Естественно, муж может и должен помогать жене в уходе за детьми, но заменить ее вряд ли сможет
даже самый обученный и подготовленный мужчина. У него есть своя, специфическая роль. И состоит она в том, чтобы быть мужчиной, мужем, родителем
мужского пола, а это значит, что он
несет ответственность за формирование у сыновей понятия о том, как
относиться к жизни по-мужски, то есть
думать, чувствовать и поступать так,
как это делает он сам.
Добровольное или искусственное
отключение отца от важнейших домашних
трудов и забот решительно сказывается на его семейном статусе, на его авторитете. Тут, как ни крути, видна прямая
зависимость; легче заботы — легковесней положение.
В
современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию
детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. В патриархальном обществе
отцу отводиться роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери.
Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи
сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и
детей: от него ожидается сдержанность в проявлении чувств при безусловном
наличии этих чувств, справедливая и беспристрастная оценка положительных и
отрицательных событий [15].
Первое и главное качество
хорошего отца заключается в том, чтобы являть собой
прекрасный образец мужчины. Вообще
подобное качество он приобретает, как
правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия,
что время, которое мужчина уделяет своим
детям, действительно необходимо им.
Именно в общении
с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты
характера, причем сделать это ему нетрудно — достаточно лишь подражать
взрослому. А не будь мужчины в семье, мальчику многого недоставало бы, потому
что матери может подражать только дочь. Тем не менее и девочка, когда в ней
начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У неё
складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в
домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь
невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы. Она понимает
природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей. Например,
супруг, который вносит в семью уверенность и покой, дает своим детям
представление о мужчине совсем иное, нежели муж, что ищет в жене опору. Точно
так же отец семейства, часто ссорящийся со своими родителями или родственниками
жены, непременно подаст детям дурной пример вместо того, чтобы научить их
относиться к родным с любовью и уважением. Это уроки первостепенной важности и
для мальчика, и для девочки. Они имеют огромное значение для будущей их половой
и семейной жизни. Ничто из того, что они узнают впоследствии из книг и учебников,
не оставит большего следа в их сознании, не повлияет так на их чувства. Вот
почему хороший отец должен быть прежде всего образцом настоящего мужчины и уже
потом — идеального мужа.
Быть отцом
означает также хотеть и уметь обращаться с ребенком. Обычно характер
взаимоотношений отца с сыном отражает основные черты личности родителя. Как
известно, отцы бывают разные — грозные, готовые лишь греметь и бушевать;
простые и обходительные; суровые и властные; общительные и веселые; вечно во
всем сомневающиеся скептики либо энтузиасты, живущие только своей работой;
болезненные, озабоченные и робкие; всегда готовые посмеяться либо вообще
никогда не улыбающиеся. Эти своеобразные черты личности отца определяют
характер его отношений с ребенком в гораздо большей мере, нежели время,
которое он ему уделяет.
Если мужчина, являясь яркой личностью, готов поделиться с детьми
своими знаниями и опытом, несомненно, это хороший отец, если же он идет на
жертву, соглашаясь отправиться с детьми в цирк, а там оказывается беспомощным в
шумной толпе, проку от него мало.
Бывает, отец старается уделить своим детям много внимания, чтобы
они, набравшись его знаний и опыта, смогли бы достичь большего, нежели он. Но
это означает скорее, что он лишь проявляет свою досаду на не удачно сложившуюся
жизнь и уязвленное тщеславие, нежели любовь к детям и окружающим. В то же время
идти на непрестанные жертвы ради будущего своих детей, да к тому же делать это
демонстративно,— значит обнаруживать беспомощность и комплекс вины, а не
надежно утверждать собственное достоинство, чему могли бы подражать дети. Иными
словами, то, что мы даем нашим детям, гораздо важнее того, сколько мы даем им.
Отчего же случаются промашки в воспитании детей? Чем же так
незаменима роль отца? В первую очередь отцы, либо вообще не следят за
поведением своих детей, либо не уделяют достаточного внимания их воспитанию. В
основном они проводят все время на службе и возвращаются домой уставшими,
только с одной целью: отдохнуть и восполнить растраченную за день энергию.
Если в доме заботу о детях берет на себя одна мать, а участие и
сотрудничество отца, который оказывав большое влияние на детей (особенно
сыновей), невелико, то такую семью можно уподобить человеку, пытающемуся
устоять на одной ноге.
Отец, который непростительно мало общается с ребенком, посвящая
все свое время интересам вне дома, делает серьезную ошибку. Лишения и нужда
воспитали в нем дух трудолюбия, но, к сожалению, это природное качество не
приносит семье ничего, кроме огорчений, и если другие люди видят в нем
воспитанного, образованного человека, хорошего работника, то его собственные
дети знают его как человека, который ими пренебрегает, уклоняется от общения с
ними.
Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они
должны считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответствии
со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.
Недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне
дома, которое, как правило, бывает прямым следствием подобного отношения к детям.
Он часто не имеет представления о том, с кем общается его ребенок, какие у
него отношения со сверстниками, что он делает во время отдыха и развлечений.
Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения,
будет оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома.
На первом месте у отцов всегда должна стоять семья, и важнейшей
обязанностью отца является воспитание и обучение детей. А это гораздо большая
ответственность [44].
Мужчина, созревший для вступления в брак и готовый к отцовству, не
считает, что дети могут обременить его больше, чем он ожидает. Отец,
принимающий живое участие в жизни своих детей, быстро становится их другом, и
чувство отцовской ответственности дополняется гордостью тем, что он живет в
полном согласии со своими детьми [3].
§ 3 Полная и неполная семья
Что же такое неполная семья и каковы
ее основные разновидности?
Традиционно принято считать, что
неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или
несколькими несовершеннолетними детьми [37]. Психологи выделяют еще
дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально
неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными
либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще
забывают о своих воспитательных функциях.
Неполная семья образуется, как
правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти
одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо
выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные,
разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается
воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.
В условиях современной
действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с
ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой
связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их
влияние на характер психологического и личностного развития ребенка [17].
Классификация, которую мы рассмотрим,
было предложена Е.Т. Соколовой [38]. Обобщив опыт своей работы в
психологической консультации, она выделила следующие стили отношений "мать
– ребенок": сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
Одним из выделяемых стилей является сотрудничество.
При этом стиле отношений в общении матери и ребенка преобладают
поддерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общении
присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого).
Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее
благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима
поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который
может дать это в условиях неполной семьи.
В общении в таких семьях матери
стараются установить равенство позиций. Равенство позиций означает признание
активной роли ребенка в процессе его воспитания. Ребенок является активным
субъектом самовоспитания. Мать может стать властителем души своего ребенка лишь
в той мере, в какой ей удается пробудить в ребенке потребность в собственных
достижениях, собственном совершенствовании. В свою очередь ребенок оказывает
несомненное воспитывающее воздействие на маму. Под влиянием общения с
собственным ребенком, включаясь в разнообразные формы общения с ним, мама
изменяется в своих психологических качествах, ее внутренний мир заметно
трансформируется.
Другим стилем отношений "мать –
ребенок" является изоляция. При данном стиле воспитания в семье не
принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими
впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно
этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у
него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за
собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе
развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании
познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание,
чувствование эмоционального состояния, внутреннего мира ребенка, происходящих
в нем изменений, особенностей его душевного строя – все это создает основу для
глубокого взаимопонимания между ребенком и матерью в любом возрасте.
Следующим стилем отношений
"мать-ребенок" является соперничество. При этом стиле
воспитания партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга,
реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. В таких
неполных семьях возможны частые конфликты, непонимание друг друга и как
следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такое положение
устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируется стремление к
самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываются не совсем
благоприятные взаимоотношения с близкими людьми.
Последний стиль отношений, который
был предложен Е.Т. Соколовой, является псевдосотрудничество. При данном
стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не
деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения
в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем,
но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта,
как эгоизм.
Таким образом, Е.Т. Соколова выделяет
четыре стиля родительского отношения "мать – ребенок". Положительное
влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использования такого
стиля воспитания, как сотрудничество. Данная классификация отношений относится
к неполной семье, во главе которой стоит мама.
В неполных семьях особенно важно
создать у ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся, чего
естественно не хватает при данном стиле воспитания. Многие матери считают, что
ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда
ребенок хорошо знает, что его любят, то это приведет к избалованности, эгоизму,
себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. "Эмоционально
отвергаемые, пренебрегаемые матерями дети будут недооценивать собственные силы,
преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в
межличностных отношениях". Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты
многих исследователей, считают установленным, что "чем меньше ласки,
заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше
он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у
него сформируется слабый характер".
Помимо рассмотренных классификаций
стилей родительских отношений выделяются также следующие стили родительского
воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств,
предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх
утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных
нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Все эти стили негативно влияют на формирование личности ребенка, как в полной,
так и в неполной семье.
Таким образом, проведенный анализ
литературы по данному вопросу позволяет нам еще раз убедиться в том, насколько
велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики
ребенка. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять
значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее
гармоничное развитие личности ребенка ложится на плече одного из родителей.
§
4 Психологические особенности мальчиков и девочек
Папа,
как узнают, кто родился –
мальчик
или девочка? Ведь на них
нет
ни штанишек, ни юбочек.
К.
Чуковский. От двух до пяти
Как отмечали Исаев Д. Н., Каган В. Е.
[14] в широком смысле пол – это совокупность телесных, физиологических,
поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают
мальчиком (мужчиной) или девочкой (женщиной). Термин «половое воспитание»
означает влияние среды на психосексуальное развитие и формирование индивида.
Кон [22] писал, что в любом
человеческом обществе
·
мальчики
и девочки ведут себя по-разному;
·
от
разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.
Какую же роль в формировании,
закреплении и изменении половых различий играет воспитание детей?
Первичная половая
социализация ребенка начинается буквально с момента
рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие
взрослые начинают обучать его половой роли мальчика и девочки.
Первичная половая идентичность, осознание своей половой
принадлежности формируется у ребенка уже к 1,5 годам, составляя наиболее
устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и
содержание этой идентичности меняются. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще
не умеет обосновать эту атрибуцию. В 3—4 года ребенок уже осознанно различает
пол окружающих людей, но часто ассоциируют его со случайными внешними
признаками, например с одеждой, и допускают принципиальную обратимость,
возможность изменения пола. В 6—7 лет ребенок окончательно осознает
необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением
половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной
инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы,
стиль поведения и т.д.; такая стихийная половая сегрегация способствует
кристаллизации и опознанию половых различий.
Родители обращаются с
разнополыми детьми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным
ожиданиям, принятым для того или другого пола. Отсюда вытекает, что мальчиков
поощряют за энергию и соревновательность, а девочек — за послушание и
заботливость, тогда как поведение, не соответствующее полоролевым ожиданиям, в
обоих случаях влечет за собой отрицательные санкции. Вследствие врожденных
половых различий, мальчики и девочки по-разному стимулируют своих родителей и
тем самым добиваются от них разного к себе отношения. Кроме того, вследствие
тех же врожденных различий, одно и то же родительское поведение может вызывать
у мальчиков и девочек разную реакцию. Родители основывают свое поведение по
отношению к ребенку на своих представлениях о том, каким должен быть ребенок
данного пола.
По данным Э. Маккоби и К.
Джэклин, подтвержденным последующими исследованиями, мальчиков, как правило,
подвергают более интенсивной половой социализации, чем девочек. На мальчиков
оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в поведении,
противоречащем поло-ролевым стереотипам и требованиям. Фемининные роли определяются
не столь жестко и внедряются менее последовательно, чем маскулинные. Мальчиков
чаще и строже наказывают, зато они, по-видимому, получают также больше
поощрений и автономии в своем развитии. Простейшее объяснение этого факта
состоит в том, что мальчики по природе более активны и беспокойны, привлекая к
себе внимание взрослых.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|