бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в ... бесплатно рефераты

Имея подобные неверные установки в семье, родители искажают адекватное восприятие мальчиков и девочек противоположного пола, усугубляя дальнейшее нормальное развитие и восприятие детей. Например, негативные установки чаще проявляются в неполных семьях, т.к. мать старается «уберечь» ребенка, заранее «предупредив» его о возможных последствиях. Это бывает в том случае, если личная жизнь матери не сложилась и отец является главным мерзавцем среди всех мужчин-мерзавцев.

Видно, что атмосфера в семье является основополагающим для дальнейшего адекватного развития нормальных взаимоотношений. Семья или взаимодействие между мужчиной и женщиной является примером для будущей социализации ребенка, именно от этого примера зависит, что сможет вынести ребенок для построения своей семьи.

Велика и многопланова роль родителей в деле воспитания и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей. Отсутствие, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.


Выводы


Семья – это группа людей, объединенная родственными связями и желающая дать своему потомству воспитание, образование, заложить моральные и нравственные ценности,  обеспечив достойную жизнь. Значит, одной из важнейших задач семьи является формирование личности ребёнка, качеств, которые являются наиболее приемлемыми для его дальнейшего развития. Семья может быть полной или неполной – в зависимости от наличия одного или обоих родителей. Это влияет на полноту и качество выполнения ими родительских задач. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе: взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение. В неполной семье мать формирует избыточную привязанность ребенка к себе, недостаточно четкую половую идентификацию, (мать может воспитывать феминные качества у мальчика и маскулинные у девочек), затрудненное общение детей с людьми противоположным полом, потому что обучение этому происходит именно на примере родителей, недостаточно четкая половая идентификация.







Глава II Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях

§ 1 Гипотезы, задачи, объект исследования

Изучив литературу по данному вопросу, я не нашла ответы на несколько вопросов, из чего сформировала гипотезу: дети из полных  и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям. Я рассматривала наиболее яркий пример неполной семьи – ребенок и мать-одиночка. Такая мать  не может полностью восполнить отсутствие отца, в силу чего возможны некоторые недостатки в воспитании. Например, может наблюдаться гиперопека со стороны матери или гиперкомпенсация, воспитание в мальчике феминных качеств, а в девочке – маскулинных.

Задачи:

1)     с помощью метода анализируемой документации выявить группы испытуемых: из полной и из неполной семьи;

2)     изучить отношение детей к родителям с помощью методик «Круги», «Рисунок семьи», «Семья животных».

Исследование проводилось в 1 классе «А» СОШ № 1007 г. Москвы.

Объект исследования – 11 детей, 6-7 лет.

- из полной семьи (мама-папа) – 9 человек

- из неполной семьи (мама) – 2 человек

На основании изученной документации (классного журнала) и из беседы с учителем было выделено 4 группы детей:

1)     мальчики из полной семьи – 4

2)     мальчики из неполной семьи – 1

3)     девочки из полной семьи – 5

4)     девочки из неполной семьи – 1

Со слов учителя дети из неполных семей:

 Бабаева Ирина – воспитывается одной матерью, которая состоит в разводе с отцом более 2-х лет. Мать много работает и мало времени проводит с ребенком, отношения с бывшим супругом отрицательные.

Ефременко Евгений – живет с матерью, родным братом и сестрой, родители – в разводе. Отец принимает участие в воспитании, однако вызывает у мальчика отрицательные эмоции.


§ 2 Методики исследования, анализ результатов


В качестве методик были выбраны «Круги», «Рисунок семьи» и «Семья животных».


1. Методика «Круги»

Данная методика предлагает выявить у ребенка отношение к себе (самооценку) и взаимоотношения с родителями и с мальчиками и девочками своего класса.

Оборудование: лист А4, на котором изображены 5 рядов по 8 кругов в каждом, ручка.

1 ряд – самооценка,

2 ряд – мама,

3 ряд – папа,

4 ряд – мальчики,

5 ряд – девочки.

Инструкция: где здесь ты? В каком кружочке находишься ты?

При обработке результатов подсчитывалось среднее арифметическое по данным показателям у мальчиков и девочек относительно каждого ряда.

Средний ранг высчитывался по формуле

Таблица 1

 

Результаты методики «Круги»

 

Девочки

(5 человек)

Мальчики

(4 человек)

Дети (2 чел.) из

неполных семей

положит. отношение

(кол-во испытуем.)

отрицат. отношение

(кол-во испытуем.)

положит. отношение

(кол-во испытуем.)

отрицат. отношение

(кол-во испытуем.)

 

положит. отношение

 

 

отрицат. отношение

 

Самооценка

3

2

2

2

Д

М[2]

Отношения

с мамой

3

2

2

2

МД

 

Отношения

с папой

3

2

3

1

Д

М

Отношения с мальчиками

3

2

4

-

МД

 

Отношения с девочками

4

1

3

1

МД

 

В среднем

3 чел.

2 чел.

3 чел.

1 чел.

 

 

Средний ранг

 

8,6

 

11,1

 

10,25

 

9

 

13

 

6,5


В таблице 1 приведены данные, которые указывают на то, что у равного количества мальчиков и девочек взаимоотношения с окружающими положительные, у остальных детей – отрицательные. Девочка из неполной семьи показала лишь низкую самооценку, с остальными ее отношения положительные, даже с отцом. Однако мальчик из неполной семьи показал низкую самооценку, близкие отношения с девочками и отрицательные – с отцом.


Эти тесты предлагаются для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка [5].

2. Методика «Рисунок семьи»

Цель: выявить особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Оборудование: лист А4, цветные карандаши.

Ход работы: лист бумаги кладется перед ребенком горизонтально. Инструкция: нарисуй на этом листе всю свою семью.

При анализе обращалось внимание на:

- состав семьи (все ли члены семьи изображены, есть ли лишние);

- размер рисунка;

- расположение на листе;

- цветовая гамма;

- дополнительные детали;

- агрессивные детали.

 

Таблица 2

 

Анализ результатов «Рисунок семьи»

 

Дети из

полной семьи

(9 человек)

Дети из

неполной семьи

(2 человека)

девочки (5)

мальчики (4)

девочка

мальчик

Общее впечатление

положительное

отриц.

Расположение:     

В центре

 

3

 

2

 

+

 

   Сверху

-

1

 

+

   Снизу

2

1

 

 

Реальный состав семьи

5

4

оба нарис. папу

Размер персонажей:

   Больше папа

 

2

 

1

 

 

+

   Больше мама

-

-

 

 

   Больше сам ребенок

-

2

 

 

   Мелко сам ребенок

1

-

 

 

   Все наравне

2

1

+

 

Очередность:  

   Мама

 

4

 

1

 

+

 

   Папа

-

2

 

 

   Сам ребенок

-

-

 

+

   Другие

1

1

 

 

Расположение относительно друг друга:

   Держатся за руки

 

 

-

 

 

-

 

 

   Ребенок между родителями

 

-

 

2

 

 

   Плотное расположение

4

1

 

 

   Каждый сам по себе

-

2

+

+

   Ребенок отдельно ото всех

1

-

 

 

Детализированность:

   Одинаково

 

5

 

4

 

 

   У кого-либо больше

-

-

+

+

Детали головы:

   Неаккуратная прическа

 

-

 

1

 

 

   Увеличенные глаза

-

1

 

+

   Суженные зрачки

-

-

 

 

   «пустые» глаза

-

1

+

 

   Открытый рот

-

-

 

 

Стирание

-

1

 

+

Цвет:

   Яркий и многоцветный

 

4

 

-

 

 

+

   Единая цветовая гамма

1

4

+

 

Аккуратность выполнения:

   Тщательно и аккуратно

 

4

 

-

 

+

 

   Аккуратно часть персонажей

 

1

 

1

 

 

   Небрежно

-

3

 

+

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6