Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в ...
Имея подобные неверные
установки в семье, родители искажают адекватное восприятие мальчиков и девочек
противоположного пола, усугубляя дальнейшее нормальное развитие и восприятие
детей. Например, негативные установки чаще проявляются в неполных семьях, т.к.
мать старается «уберечь» ребенка, заранее «предупредив» его о возможных
последствиях. Это бывает в том случае, если личная жизнь матери не сложилась и
отец является главным мерзавцем среди всех мужчин-мерзавцев.
Видно, что атмосфера в семье
является основополагающим для дальнейшего адекватного развития нормальных
взаимоотношений. Семья или взаимодействие между мужчиной и женщиной является
примером для будущей социализации ребенка, именно от этого примера зависит, что
сможет вынести ребенок для построения своей семьи.
Велика и многопланова роль родителей
в деле воспитания и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем
детстве. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять
значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее
гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей.
Отсутствие, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического
развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и
нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в
поведении и состоянии психического здоровья.
Выводы
Семья – это группа людей, объединенная родственными
связями и желающая дать своему потомству воспитание, образование, заложить
моральные и нравственные ценности, обеспечив достойную жизнь. Значит, одной из
важнейших задач семьи является формирование личности ребёнка, качеств, которые
являются наиболее приемлемыми для его дальнейшего развития. Семья может быть
полной или неполной – в зависимости от наличия одного или обоих родителей. Это
влияет на полноту и качество выполнения ими родительских задач. Специфический
образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе:
взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом
эффективно влиять на их поведение. В неполной семье мать формирует
избыточную привязанность ребенка к себе, недостаточно четкую половую
идентификацию, (мать может воспитывать феминные качества у мальчика и
маскулинные у девочек), затрудненное общение детей с людьми противоположным
полом, потому что обучение этому происходит именно на примере родителей,
недостаточно четкая половая идентификация.
Глава II Экспериментальное исследование
отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях
§ 1 Гипотезы, задачи, объект исследования
Изучив литературу по данному
вопросу, я не нашла ответы на несколько вопросов, из чего сформировала гипотезу:
дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и
разное отношение мальчиков и девочек к родителям. Я рассматривала наиболее
яркий пример неполной семьи – ребенок и мать-одиночка. Такая мать не может
полностью восполнить отсутствие отца, в силу чего возможны некоторые недостатки
в воспитании. Например, может наблюдаться гиперопека со стороны матери или
гиперкомпенсация, воспитание в мальчике феминных качеств, а в девочке –
маскулинных.
Задачи:
1) с помощью метода
анализируемой документации выявить группы испытуемых: из полной и из неполной
семьи;
2) изучить отношение детей к
родителям с помощью методик «Круги», «Рисунок семьи», «Семья животных».
Исследование проводилось в 1
классе «А» СОШ № 1007 г. Москвы.
Объект исследования – 11
детей, 6-7 лет.
- из полной семьи (мама-папа)
– 9 человек
- из неполной семьи (мама) –
2 человек
На основании изученной
документации (классного журнала) и из беседы с учителем было выделено 4 группы
детей:
1) мальчики из полной семьи – 4
2) мальчики из неполной семьи –
1
3) девочки из полной семьи – 5
4) девочки из неполной семьи – 1
Со слов учителя дети из
неполных семей:
Бабаева Ирина –
воспитывается одной матерью, которая состоит в разводе с отцом более 2-х лет.
Мать много работает и мало времени проводит с ребенком, отношения с бывшим
супругом отрицательные.
Ефременко Евгений – живет с
матерью, родным братом и сестрой, родители – в разводе. Отец принимает участие
в воспитании, однако вызывает у мальчика отрицательные эмоции.
§ 2 Методики исследования, анализ результатов
В качестве методик были
выбраны «Круги», «Рисунок семьи» и «Семья животных».
1. Методика «Круги»
Данная методика предлагает
выявить у ребенка отношение к себе (самооценку) и взаимоотношения с родителями
и с мальчиками и девочками своего класса.
Оборудование: лист А4, на
котором изображены 5 рядов по 8 кругов в каждом, ручка.
1 ряд – самооценка,
2 ряд – мама,
3 ряд – папа,
4 ряд – мальчики,
5 ряд – девочки.
Инструкция: где здесь ты? В
каком кружочке находишься ты?
При обработке результатов
подсчитывалось среднее арифметическое по данным показателям у мальчиков и
девочек относительно каждого ряда.
Средний ранг высчитывался по
формуле
Таблица 1
Результаты методики «Круги»
|
Девочки
(5
человек)
|
Мальчики
(4
человек)
|
Дети
(2 чел.) из
неполных
семей
|
положит. отношение
(кол-во испытуем.)
|
отрицат. отношение
(кол-во испытуем.)
|
положит. отношение
(кол-во испытуем.)
|
отрицат. отношение
(кол-во испытуем.)
|
положит. отношение
|
отрицат. отношение
|
Самооценка
|
3
|
2
|
2
|
2
|
Д
|
М[2]
|
Отношения
с мамой
|
3
|
2
|
2
|
2
|
МД
|
|
Отношения
с папой
|
3
|
2
|
3
|
1
|
Д
|
М
|
Отношения с мальчиками
|
3
|
2
|
4
|
-
|
МД
|
|
Отношения с девочками
|
4
|
1
|
3
|
1
|
МД
|
|
В среднем
|
3
чел.
|
2
чел.
|
3
чел.
|
1
чел.
|
|
|
Средний ранг
|
8,6
|
11,1
|
10,25
|
9
|
13
|
6,5
|
В таблице 1 приведены данные,
которые указывают на то, что у равного количества мальчиков и девочек
взаимоотношения с окружающими положительные, у остальных детей – отрицательные.
Девочка из неполной семьи показала лишь низкую самооценку, с остальными ее
отношения положительные, даже с отцом. Однако мальчик из неполной семьи показал
низкую самооценку, близкие отношения с девочками и отрицательные – с отцом.
Эти тесты предлагаются для
выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка [5].
2. Методика «Рисунок семьи»
Цель: выявить особенности
семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.
Оборудование: лист А4,
цветные карандаши.
Ход работы: лист бумаги
кладется перед ребенком горизонтально. Инструкция: нарисуй на этом листе всю
свою семью.
При анализе обращалось
внимание на:
- состав семьи (все ли члены
семьи изображены, есть ли лишние);
- размер рисунка;
- расположение на листе;
- цветовая гамма;
- дополнительные детали;
- агрессивные детали.
Таблица 2
Анализ результатов «Рисунок семьи»
|
Дети из
полной семьи
(9 человек)
|
Дети из
неполной семьи
(2 человека)
|
девочки (5)
|
мальчики (4)
|
девочка
|
мальчик
|
Общее впечатление
|
положительное
|
отриц.
|
Расположение:
В центре
|
3
|
2
|
+
|
|
Сверху
|
-
|
1
|
|
+
|
Снизу
|
2
|
1
|
|
|
Реальный состав
семьи
|
5
|
4
|
оба нарис. папу
|
Размер персонажей:
Больше папа
|
2
|
1
|
|
+
|
Больше мама
|
-
|
-
|
|
|
Больше сам
ребенок
|
-
|
2
|
|
|
Мелко сам
ребенок
|
1
|
-
|
|
|
Все наравне
|
2
|
1
|
+
|
|
Очередность:
Мама
|
4
|
1
|
+
|
|
Папа
|
-
|
2
|
|
|
Сам ребенок
|
-
|
-
|
|
+
|
Другие
|
1
|
1
|
|
|
Расположение
относительно друг друга:
Держатся за
руки
|
-
|
-
|
|
|
Ребенок между
родителями
|
-
|
2
|
|
|
Плотное
расположение
|
4
|
1
|
|
|
Каждый сам по
себе
|
-
|
2
|
+
|
+
|
Ребенок
отдельно ото всех
|
1
|
-
|
|
|
Детализированность:
Одинаково
|
5
|
4
|
|
|
У кого-либо
больше
|
-
|
-
|
+
|
+
|
Детали головы:
Неаккуратная
прическа
|
-
|
1
|
|
|
Увеличенные
глаза
|
-
|
1
|
|
+
|
Суженные зрачки
|
-
|
-
|
|
|
«пустые» глаза
|
-
|
1
|
+
|
|
Открытый рот
|
-
|
-
|
|
|
Стирание
|
-
|
1
|
|
+
|
Цвет:
Яркий и
многоцветный
|
4
|
-
|
|
+
|
Единая цветовая
гамма
|
1
|
4
|
+
|
|
Аккуратность
выполнения:
Тщательно и
аккуратно
|
4
|
-
|
+
|
|
Аккуратно часть
персонажей
|
1
|
1
|
|
|
Небрежно
|
-
|
3
|
|
+
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|